Речевое развитие младших школьников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Речевое развитие младших школьников

Антонова Инна Геннадьевна, учитель начальных классов

Едва ли найдётся человек, который стал бы отрицать, как важно хорошо владеть словом. Умение говорить убедительно, ясно, точно и кратко - забота и желание каждого из нас. Владение речью приводит человека к успеху, ведь «хорошее слово - половина счастья». Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства для этого - культура речи и культура общения. Овладение языком, речью - необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся развитие речевой деятельности. Речь - это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, в образовании. Она обогащает человека, служит предметом искусства. Речь разнообразна. Это и разговор друзей, и горячий призыв оратора, и монолог артиста, и ответ ученика у доски. Речь конкретного человека - это отражение его общей культуры. Поэтому речь должна отвечать определённым требованиям.

1.Правильность - это соблюдение норм современного литературного языка - грамматики, орфографии, пунктуации. Правильность считается базовым качеством хорошей речи.

2.Ясность - это доступность её для понимания другими. Вредят ясности слова и выражения, придуманные или взятые из какого-либо произведения для украшения.

3.Чистота - свободная от лексики, находящейся за пределами литературного языка (жаргонизмов, диалектизмов, слов паразитов).

4.Точность - значение слов и словосочетаний, употреблённых в речи, полностью соотнесено со смысловой и предметной сторонами речи.

5.Выразительность - умение ярко, убедительно и в то же время по возможности сжато выразить свои мысли и чувства, умение интонацией, выбором слов, построением предложений действовать на адресата.

6.Богатство - определяется выбором языковых средств для выражения одной и той же мысли, отсутствие однообразия, повторения одних и тех же слов и конструкций.

Речь - очень широкая сфера деятельности человека. Выделяют четыре уровня работы по развитию речевой деятельности учащихся.

1. Произносительный уровень. Произношение звуков родной речи к моменту поступления ребёнка в школу уже в основном усвоено, но из акустического потока выделять конкретные звуки ему нелегко. У некоторых детей есть трудности в произношении некоторых звуков. Произносительная работа планируется по направлениям: техника, орфоэпия, интонация.

2. Лексический уровень (словарная работа). Слово - основная единица речи, от богатства и мобильности словаря личности зависит качество речи и успешность общения. С точки зрения механизмов речи перед школьником стоят две задачи:

1.Количественное накопление в памяти слов с пониманием всех его оттенков значения, их экспрессивных окрасок.

2.Задача активности, готовности словаря к речевой деятельности, то есть быстрого и точного выбора слов, включения их в предложения и текст в прямом и переносном значении.

Источниками обогащения словаря младшего школьника по степени влияния на речь детей являются:

Речевая среда в семье, среди друзей.

1.Речевая среда: книги, газеты, радио, телевидение.

2.Учебная работа в школе (учебники, речь учителя).

3.Словари, справочники.

3. Грамматический уровень. На этом уровне работы на первое место выдвигается механизм построения синтаксических конструкций: словосочетания и предложения. Это достигается упражнениями, тренировкой, то есть построением словосочетаний и предложений разнообразных типов.

Словосочетание - это лексико-грамматическое единство, не выражающее законченной мысли. Виды речевых упражнений со словосочетаниями:

  • установление связей внутри словосочетания, фиксация этих связей на письме;

  • толкование значений словосочетаний вне предложения и в нём;

  • систематическое изображение связей между словами в словосочетании, то есть моделирование;

  • составление словосочетаний разнообразных типов и тематики, выбор подчинённых слов по ассоциации;

  • выделение устойчивых сочетаний, толкование их значений, употребление в речи;

  • исправление речевых ошибок в словообразовании;

  • редактирование текста.

4. Уровень текста. Текст обладает единством темы и замысла, относительной завершённостью, определённой внутренней структурой, синтаксическими и логическими связями внутри его компонентов и между ними. В практике начального обучения приняты следующие виды текстовых упражнений, группирующихся по трём направлениям или методам: «по образцу», конструктивные и коммуникативно-творческие. Упражнения подразделяются также на устные и письменные:

  • устный пересказ прочитанного в различных вариантах;

  • различные текстовые выступления учащихся в связи с чтением и анализом произведений литературы, с изучением языковой теории: развёрнутые, обобщающие сообщения, доклады, диалоги, обсуждения;

  • различные импровизации: рассказы из жизни, сочинение сказок и рассказов, пословиц и загадок;

  • сочинение по самостоятельно выбранной или заданной теме, по картинам, по предложенному и самостоятельно составленному плану, по началу и концу, по заданной схеме сюжета;

  • записи по наблюдениям, ведение дневников;

  • различные виды драматизации, инсценировка рассказов;

  • статьи в газеты, отзывы о прочитанном.

Развивая связную речь школьников, мы прививаем ряд конкретных умений, то есть, учим их. Подчеркнём же умения, которые относятся именно к уровню текста:

  • во-первых, умение понять, осмыслить тему, выделить её, найти границы;

  • во-вторых, умение собирать материал, отбирать то, что важно и отбрасывать второстепенное;

  • в-третьих, умение располагать материал в нужной последовательности, строить рассказ или сочинение по плану;

  • в-четвёртых, умение пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания, а также исправлять, совершенствовать, улучшать написанное.

Речь представляет собой очень сложное и в то же время, дифференцированное явление: это и фонетика, и лексика, морфология и синтаксис, орфография и пунктуация. Важную роль в речевом развитии детей имеет внимательное отношение учителя к речи учащихся. Образцом правильной, ясной, точной, содержательной речи должна быть речь учителя. Поэтому необходимо тщательно готовиться к уроку, продумывать ход изложения материала, вопросы к учащимся, работать над точностью формулировок. Контролировать речь учащихся, исправлять недочёты произношения, постановки ударения, выбора слов, наиболее точно выражающие мысли и отражающие действительность. В заключении хочется отметить, что обучение видам речевой деятельности - это условие успешной учебной деятельности школьника внутри любой образовательной области.

Список литературы.

  1. Бондаренко А.А., Калинчук М.Л. «Формирование навыков литературного произношения у младших школьников».

  2. Жинкин Н.И. «Язык - речь - творчество» - М., Просвещение, 1998 г.

  3. Закожурникова В.А. «Работа над предложением и связной речью в начальной школе».

  4. Ладыженская Т.А. «Методика развития речи на уроках русского языка» - М., Просвещение, 1991 г.

  5. Политова Н.И. «Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка» - М., Просвещение, 1984 г.

  6. Рождественский Н.С. «Речевое развитие младших школьников» - М., Просвещение, 1980 г.

  7. Ушаков Н.Н. «Вопросы методики развития связной устной речи на уроках русского языка в начальной школе» - М., Просвещение, 1980 г.

  8. «Что такое виды речевой деятельности» /Начальная школа. Плюс - минус, № 4, 2003 г.


© 2010-2022