РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Уроки здоровья»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Уроки здоровья»

для 1 класса

на 2013- 2014 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Уроки здоровья» составлена на основе следующих нормативных документов:

1. Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования;

2. Письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1.06. 2012 №4696/12 «Об организации внеурочной деятельности».
Здоровье человека - тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением общего среднего образования. По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

  • стрессовая педагогическая тактика;
  • несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
  • несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
  • недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
  • провалы в существующей системе физического воспитания;
  • интенсификация учебного процесса;
  • функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
  • частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
  • отсутствие системной работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни.
Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер. Многие педагоги считают, что сохранением и укреплением здоровья учащихся в школе должны заниматься администраторы и специально подготовленные профессионалы. Однако анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся. Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Выявление критериев здоровьесберегающего потенциала школьного урока и построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования. По мнению специалистов-медиков, возраст от одного года до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоро­вья, чем от 15 лет до 60. Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается актуальность «Уроки здоровья». Цель данного курса: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи:
  • сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
  • формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
  • обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
  • научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
  • добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Данная курс строится на принципах:
  • Научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
  • Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
  • Системности; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.
  • При этом необходимо выделить практическую направленность курса.
  • Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.
Обеспечение мотивации Быть здоровым - значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни. Занятия носят научно-образовательный характер. Основные виды деятельности учащихся:
  • навыки дискуссионного общения;
  • опыты;
  • игра.
Изучение программного материала проводится на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе практической деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:
  • чтение стихов, сказок, рассказов;
  • постановка драматических сценок, спектаклей;
  • прослушивание песен и стихов;
  • разучивание и исполнение песен;
  • организация подвижных игр;
  • проведение опытов;
  • выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;
Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности. Он не должен быть уроком «заучивания», на котором вместо достижения оздоровительного эффекта создаётся только дополнительная нагрузка. Каждое занятие должно стать настоящим уроком «здравотворчества».

Формы и методы Беседы, игры, индивидуальные и групповые формы работы, рефлексия, различные формы общения, беседы медицинских работников, подвижные игры на свежем воздухе.

Место курса в учебном план Курс рассчитана в 1 классе на 33 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут


Планируемые результаты освоения курса В процессе обучения по курсу «Уроки здоровья» у обучающихся будут сформированы личностные УУД:

  • различать основные нравственно-этические понятия;
  • соотносить поступок с моральной нормой;
  • оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.);
  • анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учётом;
  • выражать положительное отношение к процессу познания;
  • проявлять терпение и доброжелательность в споре, доверие к собеседнику.
У обучающихся будут сформированы регулятивные УУД:
  • определять и формулировать цель деятельности;
  • планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций;
  • корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок;
  • оценивать результаты деятельности (чужой, своей).
У обучающихся будут сформированы познавательные УУД:
  • выявлять особенности (качества, признаки) различных объектов в процессе их рассматривания(наблюдения);
  • анализировать результаты элементарных исследований, фиксировать их результаты;
  • воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения поставленной задачи;
  • проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;
  • презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;
  • применять таблицы, схемы, модели для получения информации;
  • сравнивать различные объекты;
  • приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;
  • устанавливать причинно-следственные связи между объектами;
  • выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать свой выбор.
У обучающихся будут сформированы коммуникативные УУД:
  • оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;
  • слушать и понимать речь других;
  • применять навыки делового сотрудничества, работая в паре, группе;
  • составлять устные небольшие монологические высказывания.

Ожидаемые результаты К концу обучения учащиеся научатся:

  • выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;
  • осуществлять активную оздоровительную деятельность;
  • формировать своё здоровье.
учащиеся получат возможность познакомиться :
  • с факторами, влияющими на здоровье человека;
  • с причинами некоторых заболеваний;
  • с причинами возникновения травм и правилами оказания первой помощи;
  • с видами закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правилами закаливания организма; влиянием закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;
  • с основными формами физических занятий и видами физических упражнений.



Литература 135 уроков здоровья / Л.А Обухова, Н.А.Лемяскина - М.:ВАКО, 2009


Содержание (33 часа)

№ Тема занятия

Кол-во часов

1 Советы доктора Воды.

1

2 Друзья Вода и Мыло.

1

3 Глаза - главные помощники человека.

1

4 Подвижные игры

1

5 Чтобы уши слышали.

1

6 Почему болят зубы.

1

7 Чтобы зубы были здоровыми.

1

8 Как сохранить улыбку красивой.

1

9 Подвижные игры

1

10 «Рабочие инструменты» человека.

1

11 Зачем человеку кожа

1

12 Надёжная защита организма

1

13 Если кожа повреждена

1

14 Подвижные игры

1

15 Питание - необходимое условие для жизни человека

1

16 Здоровая пища для всей семьи

1

17 Сон - лучшее лекарство

1

18 Какое настроение?

1

19 Я пришёл из школы

1

20 Подвижные игры

1

21-22 Я - ученик

2

23-24 Вредные привычки

2

25 Подвижные игры

1

26 Скелет - наша опора

1

27 Осанка - стройная спина

1

28 Если хочешь быть здоров

1

29 Правила безопасности на воде

1

30-31 Подвижные игры

2

32-33 Обобщающие уроки «Доктора природы»

2


Итого

33



КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (33 ч)


№ п

/

п

Тема раздела,

тема занятия

Количество часов

Дата урока

Изучаемые вопросы

(основные понятия и термины)

развиваемые способности



Формы и методы работы


Примечание

По плану

По факту


По плану


По факту

1

Советы доктора Воды.

1


4.09


Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья

Заучивание слов. Беседа по стихотворению «Мойдодыр». Оздоровительная минутка. Игра «Доскажи словечко».


2

Друзья Вода и Мыло.

1


11.09


Сказка о микробах

Оздоровительная минутка.

Повторение правил доктора Воды. Заучивание слов. Игра «Наоборот». Творческая работа.

3

Глаза - главные помощники человека.

1


18.09


Правила бережного отношения к зрению.

Беседа об органах зрения. Заучивание слов. Гимнастика для глаз. Игра «Полезно - вредно».

Опыт со светом

4

Подвижные игры

1


25.09


Чем полезен свежий воздух?

Знакомство с доктором Свежий Воздух. Игры на свежем воздухе. «Мяч в воздухе», «Попрыгунчики», Раз, два, три-беги!»

5

Чтобы уши слышали.

1


2.10


Правил сохранения слуха.

Разыгрывание ситуации. Оздоровительная минутка.

Проведение опытов.

6

Почему болят зубы.

1


9.10


Осанка. Как сохранить зубы здоровыми?

Игра «Угадай-ка!» Рассказ учителя. Анализ ситуации. Знакомство с доктором Здоровые Зубы. Упражнение «Держи осанку». Творческое рисование.

7

Чтобы зубы были здоровыми.

1


16.10


Здоровая пища

Беседа. Знакомство с доктором Здоровая Пища. Упражнение «Спрятанный сахар». Оздоровительная минутка. Зачем человеку зубная щётка? Разучивание 1стихотворение.

Практическая работа.

Тест.

8

Как сохранить улыбку красивой.

1


23.10


Психологический тренинг

Психологический тренинг «Сотвори солнце в себе». Встреча с доктором Здоровые Зубы.. Оздоровительная минутка. Памятка «Как сохранить зубы». Творческая работа.

Практические занятия.

9

Подвижные игры

1


6.11


Подвижные игры

Разгадывание загадок. Работа с пословицами и поговорками. Оздоровительная минутка. Игра-соревнование «Кто больше?» Памятка «Это полезно знать».

Практическая работа.

10

«Рабочие инструменты» человека.

1


13.11


Подвижные игры

Разучивание игр «Медвежья охота», «Совушка», «Не пропусти мяч».

11

Зачем человеку кожа

1


20.11


Правила ухода за кожей.

Игра «Угадайка». Встреча с доктором Здоровая Кожа. Рассказ учителя. Оздоровительная минутка «Солнышко».

Проведение опытов

12

Надёжная защита организма

1


27.11


Органы чувств

Беседа об органах чувств. Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Работа по таблице «Строение кожи». Моделирование схемы.

Практическая работа

Тест.

13

Если кожа повреждена

1


4.12


Первая помощь

Рассказ учителя о повреждениях кожи. Игра «Можно или нельзя». Оздоровительная минутка «Этюд души». Практическая работа в парах «Как оказать первую помощь?»

Практическая работа в парах

14

Подвижные игры

1


11.12


Игры, подвижные игры

Разучивание игр «Круговые салки», эстафеты со скакалками, «Весёлая эстафета», «Поезд».

15

Питание - необходимое условие для жизни 1человека

1


18.12


Пищеварение, органы пищеварения

Повторение правил здоровья. Заучивание слов. Встреча с доктором Здоровая Пища. Упражнение для осанки «Гора». Работа по таблице «Органы пищеварения». Игра «Продолжи сказку».

Работа по таблице

16

Здоровая пища для всей семьи

1


25.12


Оздоровительная минутка

Советы доктора Здоровая Пища. Анализ ситуации. Игра «Угадайка». Оздоровительная минутка. Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?». Золотые правила питания

Проведение опыта

17

Сон - лучшее лекарство

1


15.01


Режим дня

Игры «Можно - нельзя», «Юный кулинар». Повторение правил здоровья Анализ ситуации. Оздоровительная минутка «Хождение по камушкам», Игра по гигиене сна «Плохо - хорошо»


18

Какое настроение?

1


22.01


Настроение

Оздоровительная минутка. Упражнение «Азбука волшебных слов. Тест

Тест

19

Я пришёл из школы

1


29.01


Настроение Беседа. Анализ и разыгрывание ситуации. Упражнение «Любишь - не любишь», Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Работа с пословицами. Игра «Закончи рассказ».


20

Подвижные игры


1


5.02


Правила игры

Подвижные игры


21

Я - ученик

1


12.02


Правила поведения в школе

Оздоровительная минутка «Упражнения животных». Игра «Знаешь ли ты правила?» Творческая работа «Придумай правила» Анализ ситуаций. Чтение и работа по содержанию рассказов М.Кунина «Федя на перемене», «В гардеробе», «В столовой».


22

Я - ученик

1


26.02



23

Вредные привычки

1


5.03


Вредные привычки

Беседа «Это красивый человек». Игра «Да - нет». Оздоровительная минутка «Деревце». Анализ ситуации. Слово учителя. Заучивание слов. Практическая работа в парах.

Практическая работа в парах.

24

Вредные привычки

1


12.03



25

Подвижные игры

1


19.03


Правила игры

Подвижные игры


26

Скелет - наша опора

1


2.04


Скелет человека, мышцы. Рассказ учителя. Практическая работа. Оздоровительная минутка «Самомассаж ушей». Правила первой помощи.

Практическая работа

27

Осанка - стройная спина

1


9.04


осанка Встреча с доктором Стройная Осанка. Это интересно! Оздоровительная минутка. Работа по таблице. Правила для поддержания правильной осанки. Практические упражнения.

Практические упражнения.

28

Если хочешь быть здоров

1


16.04


Правила закаливания . Оздоровительная минутка. Практическая работа. Творческая работа. Тест «Здоровый человек - это…»


29

Правила безопасности на воде

1


23.04


Безопасность на воде Рассказ учителя. Работа по таблицам «Учись плавать».


30

Подвижные игры


1


30.04


Правила игры

Подвижные игры на воздухе


31

Подвижные игры


1


7.05


Правила игры

Подвижные игры на воздухе


32

Обобщающие уроки «Доктора природы»

1


14.05


Правила личной гигиены Игра-рассуждение «Здоровый человек-это…», оздоровительная минутка. Игра «Хорошо-плохо». Повторение правил здоровья. Памятка Здоровичков. Анализ ситуаций. Подвижные игры на воздухе.



33

Обобщающие уроки «Доктора природы»

1


21.05





© 2010-2022