- Преподавателю
- Начальные классы
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Уроки здоровья»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Уроки здоровья»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Клюшкина А.С. |
Дата | 06.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Уроки здоровья»
для 1 класса
на 2013- 2014 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Уроки здоровья» составлена на основе следующих нормативных документов:
1. Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
2. Письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1.06. 2012 №4696/12 «Об организации внеурочной деятельности».
Здоровье человека - тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением общего среднего образования. По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
- стрессовая педагогическая тактика;
- несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
- несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
- недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
- провалы в существующей системе физического воспитания;
- интенсификация учебного процесса;
- функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
- частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
- отсутствие системной работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни.
Задачи:
- сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
- формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
- обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
- научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
- добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
- Научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
- Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
- Системности; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.
- При этом необходимо выделить практическую направленность курса.
- Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.
- навыки дискуссионного общения;
- опыты;
- игра.
- чтение стихов, сказок, рассказов;
- постановка драматических сценок, спектаклей;
- прослушивание песен и стихов;
- разучивание и исполнение песен;
- организация подвижных игр;
- проведение опытов;
- выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;
Формы и методы Беседы, игры, индивидуальные и групповые формы работы, рефлексия, различные формы общения, беседы медицинских работников, подвижные игры на свежем воздухе.
Место курса в учебном план Курс рассчитана в 1 классе на 33 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут
Планируемые результаты освоения курса В процессе обучения по курсу «Уроки здоровья» у обучающихся будут сформированы личностные УУД:
- различать основные нравственно-этические понятия;
- соотносить поступок с моральной нормой;
- оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.);
- анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учётом;
- выражать положительное отношение к процессу познания;
- проявлять терпение и доброжелательность в споре, доверие к собеседнику.
- определять и формулировать цель деятельности;
- планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций;
- корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок;
- оценивать результаты деятельности (чужой, своей).
- выявлять особенности (качества, признаки) различных объектов в процессе их рассматривания(наблюдения);
- анализировать результаты элементарных исследований, фиксировать их результаты;
- воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения поставленной задачи;
- проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;
- презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;
- применять таблицы, схемы, модели для получения информации;
- сравнивать различные объекты;
- приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;
- устанавливать причинно-следственные связи между объектами;
- выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать свой выбор.
- оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;
- слушать и понимать речь других;
- применять навыки делового сотрудничества, работая в паре, группе;
- составлять устные небольшие монологические высказывания.
Ожидаемые результаты К концу обучения учащиеся научатся:
- выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;
- осуществлять активную оздоровительную деятельность;
- формировать своё здоровье.
- с факторами, влияющими на здоровье человека;
- с причинами некоторых заболеваний;
- с причинами возникновения травм и правилами оказания первой помощи;
- с видами закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правилами закаливания организма; влиянием закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;
- с основными формами физических занятий и видами физических упражнений.
Литература 135 уроков здоровья / Л.А Обухова, Н.А.Лемяскина - М.:ВАКО, 2009
Содержание (33 часа)
№ Тема занятия
Кол-во часов
1 Советы доктора Воды.
1
2 Друзья Вода и Мыло.
1
3 Глаза - главные помощники человека.
1
4 Подвижные игры
1
5 Чтобы уши слышали.
1
6 Почему болят зубы.
1
7 Чтобы зубы были здоровыми.
1
8 Как сохранить улыбку красивой.
1
9 Подвижные игры
1
10 «Рабочие инструменты» человека.
1
11 Зачем человеку кожа
1
12 Надёжная защита организма
1
13 Если кожа повреждена
1
14 Подвижные игры
1
15 Питание - необходимое условие для жизни человека
1
16 Здоровая пища для всей семьи
1
17 Сон - лучшее лекарство
1
18 Какое настроение?
1
19 Я пришёл из школы
1
20 Подвижные игры
1
21-22 Я - ученик
2
23-24 Вредные привычки
2
25 Подвижные игры
1
26 Скелет - наша опора
1
27 Осанка - стройная спина
1
28 Если хочешь быть здоров
1
29 Правила безопасности на воде
1
30-31 Подвижные игры
2
32-33 Обобщающие уроки «Доктора природы»
2
Итого
33
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (33 ч)
№ п
/
п
Тема раздела,
тема занятия
Количество часов
Дата урока
Изучаемые вопросы
(основные понятия и термины)
развиваемые способности
Формы и методы работы
Примечание
По плану
По факту
По плану
По факту
1
Советы доктора Воды.
1
4.09
Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья
Заучивание слов. Беседа по стихотворению «Мойдодыр». Оздоровительная минутка. Игра «Доскажи словечко».
2
Друзья Вода и Мыло.
1
11.09
Сказка о микробах
Оздоровительная минутка.
Повторение правил доктора Воды. Заучивание слов. Игра «Наоборот». Творческая работа.
3
Глаза - главные помощники человека.
1
18.09
Правила бережного отношения к зрению.
Беседа об органах зрения. Заучивание слов. Гимнастика для глаз. Игра «Полезно - вредно».
Опыт со светом
4
Подвижные игры
1
25.09
Чем полезен свежий воздух?
Знакомство с доктором Свежий Воздух. Игры на свежем воздухе. «Мяч в воздухе», «Попрыгунчики», Раз, два, три-беги!»
5
Чтобы уши слышали.
1
2.10
Правил сохранения слуха.
Разыгрывание ситуации. Оздоровительная минутка.
Проведение опытов.
6
Почему болят зубы.
1
9.10
Осанка. Как сохранить зубы здоровыми?
Игра «Угадай-ка!» Рассказ учителя. Анализ ситуации. Знакомство с доктором Здоровые Зубы. Упражнение «Держи осанку». Творческое рисование.
7
Чтобы зубы были здоровыми.
1
16.10
Здоровая пища
Беседа. Знакомство с доктором Здоровая Пища. Упражнение «Спрятанный сахар». Оздоровительная минутка. Зачем человеку зубная щётка? Разучивание 1стихотворение.
Практическая работа.
Тест.
8
Как сохранить улыбку красивой.
1
23.10
Психологический тренинг
Психологический тренинг «Сотвори солнце в себе». Встреча с доктором Здоровые Зубы.. Оздоровительная минутка. Памятка «Как сохранить зубы». Творческая работа.
Практические занятия.
9
Подвижные игры
1
6.11
Подвижные игры
Разгадывание загадок. Работа с пословицами и поговорками. Оздоровительная минутка. Игра-соревнование «Кто больше?» Памятка «Это полезно знать».
Практическая работа.
10
«Рабочие инструменты» человека.
1
13.11
Подвижные игры
Разучивание игр «Медвежья охота», «Совушка», «Не пропусти мяч».
11
Зачем человеку кожа
1
20.11
Правила ухода за кожей.
Игра «Угадайка». Встреча с доктором Здоровая Кожа. Рассказ учителя. Оздоровительная минутка «Солнышко».
Проведение опытов
12
Надёжная защита организма
1
27.11
Органы чувств
Беседа об органах чувств. Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Работа по таблице «Строение кожи». Моделирование схемы.
Практическая работа
Тест.
13
Если кожа повреждена
1
4.12
Первая помощь
Рассказ учителя о повреждениях кожи. Игра «Можно или нельзя». Оздоровительная минутка «Этюд души». Практическая работа в парах «Как оказать первую помощь?»
Практическая работа в парах
14
Подвижные игры
1
11.12
Игры, подвижные игры
Разучивание игр «Круговые салки», эстафеты со скакалками, «Весёлая эстафета», «Поезд».
15
Питание - необходимое условие для жизни 1человека
1
18.12
Пищеварение, органы пищеварения
Повторение правил здоровья. Заучивание слов. Встреча с доктором Здоровая Пища. Упражнение для осанки «Гора». Работа по таблице «Органы пищеварения». Игра «Продолжи сказку».
Работа по таблице
16
Здоровая пища для всей семьи
1
25.12
Оздоровительная минутка
Советы доктора Здоровая Пища. Анализ ситуации. Игра «Угадайка». Оздоровительная минутка. Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?». Золотые правила питания
Проведение опыта
17
Сон - лучшее лекарство
1
15.01
Режим дня
Игры «Можно - нельзя», «Юный кулинар». Повторение правил здоровья Анализ ситуации. Оздоровительная минутка «Хождение по камушкам», Игра по гигиене сна «Плохо - хорошо»
18
Какое настроение?
1
22.01
Настроение
Оздоровительная минутка. Упражнение «Азбука волшебных слов. Тест
Тест
19
Я пришёл из школы
1
29.01
Настроение Беседа. Анализ и разыгрывание ситуации. Упражнение «Любишь - не любишь», Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Работа с пословицами. Игра «Закончи рассказ».
20
Подвижные игры
1
5.02
Правила игры
Подвижные игры
21
Я - ученик
1
12.02
Правила поведения в школе
Оздоровительная минутка «Упражнения животных». Игра «Знаешь ли ты правила?» Творческая работа «Придумай правила» Анализ ситуаций. Чтение и работа по содержанию рассказов М.Кунина «Федя на перемене», «В гардеробе», «В столовой».
22
Я - ученик
1
26.02
23
Вредные привычки
1
5.03
Вредные привычки
Беседа «Это красивый человек». Игра «Да - нет». Оздоровительная минутка «Деревце». Анализ ситуации. Слово учителя. Заучивание слов. Практическая работа в парах.
Практическая работа в парах.
24
Вредные привычки
1
12.03
25
Подвижные игры
1
19.03
Правила игры
Подвижные игры
26
Скелет - наша опора
1
2.04
Скелет человека, мышцы. Рассказ учителя. Практическая работа. Оздоровительная минутка «Самомассаж ушей». Правила первой помощи.
Практическая работа
27
Осанка - стройная спина
1
9.04
осанка Встреча с доктором Стройная Осанка. Это интересно! Оздоровительная минутка. Работа по таблице. Правила для поддержания правильной осанки. Практические упражнения.
Практические упражнения.
28
Если хочешь быть здоров
1
16.04
Правила закаливания . Оздоровительная минутка. Практическая работа. Творческая работа. Тест «Здоровый человек - это…»
29
Правила безопасности на воде
1
23.04
Безопасность на воде Рассказ учителя. Работа по таблицам «Учись плавать».
30
Подвижные игры
1
30.04
Правила игры
Подвижные игры на воздухе
31
Подвижные игры
1
7.05
Правила игры
Подвижные игры на воздухе
32
Обобщающие уроки «Доктора природы»
1
14.05
Правила личной гигиены Игра-рассуждение «Здоровый человек-это…», оздоровительная минутка. Игра «Хорошо-плохо». Повторение правил здоровья. Памятка Здоровичков. Анализ ситуаций. Подвижные игры на воздухе.
33
Обобщающие уроки «Доктора природы»
1
21.05