Обобщение опыта. Подборка игр для урочной и внеурочной деятельности по теме Игра в процессе обучения

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Игра- это серьёзно.

Еремеева Оксана Жоржевна,

тьютор программы «Учимся с Intel® "Обучение для будущего", БОУ «СОШ №118»


Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С искусства все начинается,

технологией - заканчивается, чтобы затем все началось сначала.

В. Беспалько


Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек,

и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда он играет.


Ф. Шиллер

Для ребят школьного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, труд, форма воспитания.

В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс.

Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, будут характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игра доставляет нам удовольствие не только её результатами, но и самим процессом. Задача педагога состоит в том, чтобы найти максимум педагогических ситуаций, в которых может быть реализовано стремление ребёнка к активной познавательной деятельности.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Цель работы:

  • Обеспечить благоприятные условия для развития познавательной деятельности;

  • Повышение творческо-поисковую активность детей.

Если со 2 задачей всё понятно, как быть с 1? Благоприятные условия - это какие? Могу предположить, что это умение общаться (так как процесс обучения у нас командный), решать нестандартные задачи, входить во взаимодействие с другими, учиться самому и готовность учить других. Для тетей это серьёзные задачи, если принять во внимание, что они не умеют у нас даже говорить. А уж тем более выполнять столь сложные коммуникативные и общеучебные задачи. И вот здесь нам на помощь приходят игры. У них разная методика проведения, разные цели и задачи, разный уровень рефлексии. Но давайте разбираться по порядку.

Всё занятие можно разделить на 3 части:

  1. Этап введения в деятельность;

  2. Этап в ходе работы над заданием;

  3. Этап рефлексии.

Первый этап самый сложный и в то же время самый благодатный. У него больше всего требований:

  • Настроить на предстоящую деятельность,

  • Снять стресс перед незнакомой деятельностью и незнакомым коллективом,

  • Предупреждение конфликтов, стрессовых ситуаций,

  • Снятие зажимов, готовность к общению

  • Дать понять детям, что групповая работа - это серьёзно!

Следовательно, функции у этих игр самые ёмкие.

  • Развлекательная (воодушевляет детей)

  • Коммуникативная (осваивают диалектику общения)

  • Иглотерапевтическая (преодоление трудностей)

  • Саморегуляция (сам принимает решение)

  • Диагностическая (устанавливаются нормы поведения)

Н 1 этапе могут быть, как подвижные, так и коммуникативные, игры развлечения. Например:

Знакомство «Запоминание имен»

Цель: для раскрепощения.

Все участники становятся в круг. Придумывается ситуация. Например, все вместе идут в поход и каждый должен взять с собой вещь, название которой начинается на ту же букву, что и его имя и по очереди это сообщает. Первый человек говорит: «Меня зовут Вова и я беру с собой валенки». Второй говорит: «Меня зовут Миша, я беру с собой Васю с валенками и магнитофон». И так каждый следующий участник проговаривает имена предыдущих. Можно придумать другую ситуацию и запустить цепочку в обратном порядке (т.к. имена последних запоминаются, естественно, меньше).

Упражнение «Возьми салфетки»

Упражнение помогает участникам тренинга познакомиться, а так же создает в группе веселую позитивную атмосферу.

Необходимые материалы: бумажные салфетки.

Участники сидят в общем кругу. Тренер передает по кругу пачку бумажных салфеток со словами: «На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток».

После того как все участники взяли салфетки, тренер просит каждого представиться и сообщить о себе столько фактов, сколько салфеток он взял.

Обсуждение: Не требуется.

Игра «Я никогда не...»

Эта игра поможет людям лучше узнать друг друга.

Участвуют 7-15 человек. Для игры необходимы фишки по числу участников. Фишками могут послужить крупные фасолины, спички, или другие небольшие одинаковые предметы.

Первый игрок говорит: «Я никогда не ...». Дальше он называет то, что никогда не делал в своей жизни (игра на честность). Например:

не держал кошек в доме

не был за границей

не носил сапоги

не брился и т.д.

Допустим, игрок сказал «Я никогда не ел ананасы». Все игроки, которые ели ананасы, должны дать ему по одной фишке. Затем ход переходит к другому игроку, и он называет то, что никогда не делал. Задача каждого игрока назвать что-то такое, что он никогда не делал, а все или большинство присутствующих делали.

Игра заканчивается через определенное количество кругов. Выигрывает тот, кто набрал наибольшее количество фишек.

Я провожу без фишек: участники располагают перед собой открытые ладони, и загибают пальцы в том случае, если они это делали. Побеждает тот, кто останется с незагнутыми пальцами.

Игра «Тропинка»

Все дети выстраиваются друг за другом и идут в помещении змейкой по воображаемой тропинке. По команде ведущего они преодолевают воображаемые препятствия.

  1. Спокойно идем по тропинке. Вокруг - кусты, деревья. Шелестя, падают желтые листья. На тропинке впереди - большие лужи. Одна, вторая, третья.

  2. Снова спокойно идем по тропинке. Перед нами - ручей. Через него перекинут мостик с перилами. Переходим по мостику, держась за перила.

  3. Спокойно идем по тропинке. Тропинка ведет через болото. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Раз, два, три, четыре. Перешли через болото.

  4. Снова идем спокойно. Перед нами - овраг. Через него переброшено бревно. Переходим через овраг по бревну. Идем осторожно, сохраняя равновесие! Ух, наконец перешли!

  5. Идем спокойно. Что это? Тропинка стала липкой от мокрой, раскисшей глины. Ноги так и прилипают к ней. Еле-еле отдираем ноги от земли. Идем с трудом.

  6. Дорога опять стала хорошей. Спокойно идем. А теперь через тропинку упало дерево. Да какое огромное! Ветки во все стороны! Перелезаем через него.

  7. Ой, на что-то колючее наступили! Да это ежик!

  8. Идем спокойно по тропинке. Хорошо вокруг! Вот и пришли! Молодцы!

"Почта"

Когда человек называет имя человека, которому хочет послать письмо с наилучшими пожеланиями. например: "Я посылаю это письмо Вите, потому что..." и называет какие-то положительные качества, комплименты или просто добрые слова поддержки в данный момент этому человеку, затем посылает импульс в одну сторону. Человек, получивший импульс, говорит, что письмо получил и благодарит пославшего. Потом далее также кому-то посылает такое же письмо. Главные условия - нельзя посылать письма одному и тому же человеку и письма должны получить все.

Рефлексия Какие ощущения у вас были?

Зависит ли результат группы от деятельности одного человека?

Кроме того, что каждый человек в команде важен, помните ли вы ещё какие либо правила работы в группе?

Упражнение «Ассоциации с игрушкой»

Цель: поиск позитивного смысла в неожиданных вещах.

Ход упражнения.

Играющим предлагается черный не прозрачный пакет с мягкими игрушками. Ведущий по кругу предлагает достать на ощупь любую игрушку и подумать о том, чем эта игрушка похожа на него. Далее идёт обсуждение в кругу.

Психогимнастика «Осенние листочки»

- Представьте себе, что все вы - осенние листочки. Ветер сорвал вас с веточки, и, прежде чем упасть на землю, вы затеяли танец. Вы то кружитесь, то ветерок вас относит куда-то. Кто-то, может быть, кружится в паре, а кто-то устроил целый хоровод.

Листочки все разные: веселые, грустные, сердитые, мечтательные, восторженные или удивленные. Некоторые листочки даже затеяли веселую игру и похожи на маленьких веселых птенчиков. Кто-то грустит об ушедшем лете. А кто-то сердится на ветер, который оторвал его от родной ветки. А кто-то завидует еловым колючкам, которые никогда не осыпаются.

Все вы разные по форме. Все вы росли на разных деревьях (рябина, береза, ива, дуб, клен, тополь, ольха, каштан). Все вы разных цветов и оттенков.

Далее на втором этапе работы это игры, направленные на:

  • снятие усталости,

  • погашение назревающих конфликтов,

  • смену различных видов деятельности.

Эти игры должны быть короткие, так как весьма сложно оторвать детей от работы, в пылу деятельности они не замечают усталости.

Игра «Стройсь!»

В этой игре предлагается потренироваться в построениях и попробовать предугадать все возможные жизненные ситуации. Лучше всего сначала разделиться на две команды. Выполнять построение надо в командах согласно прозвучавшему заданию. Кто быстрее, тот и выиграл. Победителям можно пообещать какой-нибудь приз, а впрочем, и без приза хорошо пойдет.

Первая ситуация. Добрейший мужчина, очаровательный подполковник, делает перекличку новобранцев на плацу. Задание: встать друг за другом так, чтобы имена игроков шли в алфавитном порядке!

Вторая ситуация. У всех игроков одновременно прохудилась обувь, они отдали ее одному и тому же сапожнику. Пришло время возвращать заказ, а он, бедняга, запутался, кому что должен. Задание: встать в ряд по размеру ноги.

Третья ситуация. Недавно образовавшийся в вашем городе фитнес-клуб объявил набор на вакантную должность массажиста. Задание: немедленно выстроиться по размеру ладони.

Четвёртая ситуация

На космическую станцию прибыла серия новых суперсовременных скафандров. Однако разработчики переусердствовали с встроенной внутрь скафандров аппаратурой, и размеры шлемов оказались слишком велики. Теперь только особо «башковитые» космонавты смогут совершать исследовательские полеты. Задание: построиться по размеру головы и выявить среди гостей потенциального космонавта.

Пятая ситуация.

Объявление: «На праздничном бал-маскараде, проходившем во Дворце съездов, найдена позолоченная маска с бриллиантовыми украшениями. Просьба откликнуться владельца маски». Задание: претендентам на маску выстроиться по размеру глаз и степени их наглости.

Игра «Платочек»

Цель: упражнение на расслабление.

Проходит игра следующим образом. Приготовьте заранее красивый шейный платочек. Все должны встать в круг. Один человек выбирается ведущим, он будет отвечать за музыку. Его главная задача, во-первых, подобрать энергичные зажигательные мелодии, а во-вторых, в определенный момент нажимать на кнопку «вкл. - выкл.».

Один человек выходит на середину круга и надевает себе на шею платочек. Причем не просто накидывает, а завязывает бантиком. Это обязательное условие. Включается музыка, и человек начинает танцевать в середине круга. Сделав несколько эффектных «па», игрок должен передать свой платочек кому-то из круга. При этом платочек надо завязать на узелок, а человека - поцеловать. Теперь новый «носитель» платочка выходит на середину круга.

Плясать и красоваться в центре внимания можно столько, сколько душа просит. Единственное, помните, что в самый неожиданный момент музыка выключается, и тот, кто остался в кругу, должен громко прокричать всеми любимое «ку-ка-ре-ку!».

Упражнение «Штанга»

Цель: упражнение на расслабление.

Исходное положение - стоя.

Учитель. Встаньте. Представьте, что вы поднимаете тяжелую штангу. Наклонитесь, возьмите ее. Сожмите кулаки. Медленно поднимите руки. Они напряжены! Тяжело! Руки устали, бросаем штангу (руки резко опускаются вниз и свободно опускаются вдоль туловища). Они расслаблены, не напряжены, отдыхают. Легко дышится. Вдох - пауза, выдох - пауза.

Мы готовимся к рекорду,

Будем заниматься спортом

(наклониться вперед).

Штангу с пола поднимаем

(выпрямиться, руки вверх).

Крепко держим...

И бросаем!

Наши мышцы не устали

И еще послушней стали.

Во время выполнения упражнения можно прикоснуться к мышцам плеча и предплечья ребенка и проверить, как они напряглись.

Нам становится понятно:

Расслабление приятно.

Игра «Перенеси стул»

Игроки выполняют следующее задание - перенести с места стул:

Как будто это мешок с золотом;

Как будто это наполненный до краев чан с водой;

Как будто игрок идет по минному полю и т.д.

Игра «Капля, речка, океан»

Энергичная игра, для проведения которой требуется значительное «жизненное» пространство и большое количество игроков. Действие сопровождается динамичным музыкальным фоном.

Все участники встают со своих мест и распределяются по игровой площадке. Каждый игрок - это капелька. Легко представить себе окошко после дождя. На прозрачном стекле крупные капли. Ведущий дает команду: «Объединиться по двое». Все игроки мгновенно должны найти себе пару и схватиться за руки. Не давая игрокам опомниться, ведущий командует: «Объединиться по трое». И вот уже тройки игроков двигаются под музыку, держась за руки и не забывая пританцовывать. Команды ведущего следуют одна за другой: «По четыре человека, по пять, по шесть». «Все в общий круг», - командует ведущий, и все игроки образуют большой хоровод.

Игра «Слон»

Игроки стоят в круге, один человек в центре. Он начинает стремительно вращаться. Вращаясь, он быстро считает до десяти. Когда он доходит до десяти, то указывает на одного из участников круга. Указанный человек вытягивает перед своим лицом руку и махает им, как слоновьим хоботом. Люди с обеих сторон «ответственного за хобот» должны сделать уши слона.

Упражнение «Менялки»

Участники разбиваются на пары. Выбирается водящий. Он дает различные команды участникам пары: рука к руке, нога к ноге, ухо к уху, голова к голове, спина к спине, плечо к плечу. Но когда он скажет: «Сосед к соседу», участники меняются партнерами. Водящий находит себе пару. Кто остался без пары, становится водящим.

Разминка «Дракон, самурай и девочка»

Разделитесь на две команды и встаньте в две шеренги - одна команда напротив другой. Это упражнение-соревнование. Соревноваться будем командами. Играем до трех победных очков из команд.

Для проведения соревнования нам надо выучить три фигуры. Тренер показывает, участники повторяют.

Девочка: Тренер переминается с ноги на ногу, руки как будто бы держатся за края воображаемой юбочки, проговаривая при этом характерный звук: «Ля-ля-ля-ля».

Дракон: Ноги на ширине плеч, руки подняты над головой, пальцы растопырены как когти. Характерный агрессивный звук: «А-А-А-А!!!».

Самурай: Тренер встает в боевую стойку: одна нога выпадом вперед, одна рука тоже вперед, как будто бы самурай держит воображаемый меч и направляет его в противника. При этом характерный звук: «У-У-У-У!!!».

Командам будет дано по 30 секунд, чтобы договориться, какую из трех фигур выбрать для показа. После этого я говорю: «Три-два-один!» И обе команды одновременно показывают ту фигуру, которую они выбрали. Ваши фигуры могут совпасть, а могут и не совпасть. если совпали - в этом раунде ничья. Если не совпали, то действует правило:

  • «Самурай убивает дракона: команда, показавшая самурая, зарабатывает победное очко.

  • Дракон похищает девочку: команда, показавшая дракона, зарабатывает победное очко.

  • Девочка очаровывает самурая: команда, показавшая девочку, зарабатывает победное очко».

Внимание, игра! Сейчас у вас есть 30 секунд, чтобы договориться, какую фигуру надо показать, чтобы заработать победное очко!

Третий этап- рефлексия и релаксация. Здесь важно, чтобы каждый осознал значимость своего вклада в общее дело, увидел свои проблемы, подумал о пути выхода из этих ситуаций. И главное, чтобы понял, занятие прошло отлично, я многому научился и хочу прийти ещё раз!

Упражнение «Аплодисменты по кругу»

Ведущий. Кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта? Возможно, он чувствует аплодисменты не только ушами, но и всем телом, всеми фибрами своей души, и это приятное волнение.

У нас очень хорошая группа, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.

Игра проходит следующим образом. Вы становитесь в общий круг. Один из вас начинает: он подходит к кому-то из игроков, смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши.

Затем они оба выбирают следующего участника, который также получает свою порцию аплодисментов: они оба подходят, встают перед ним и аплодируют. Затем эта тройка выбирает следующего претендента на овации.

Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом игра продолжается, а овации становятся все громче и громче.

Упражнение «Это классно!»

Все участники становятся в круг. Один участник выходит на середину и продолжает фразу: «Сегодня я научилась...», или «Сегодня на занятии мне понравилось…»а остальные участники после каждого высказывания выбрасывают вперед руку с выставленным вверх пальцем и произносят: «Это классно!».

Упражнение «Нити дружбы»

Участники наматывают нить на палец говорят: « Я передаю клубок…, потому что... (называется качество),. В результате в центре образуется «паутина», «сеть», «связующая нить», которая объединяет всех участников.

Любимый завершающий цикл тренинг - "паутинка", передаешь клубок тому человеку, которому хочешь, потому что... (называется качество), одному и тому же человеку нельзя два раза передать.

Обязательно нужно помнить, что игра - сложный процесс и приносит радость, обученность как в нашем случае) только тогда, когда доставляет удовольствие. Поэтому необходимо учесть , что при организации игры в процессе обучения:

• всякая игра есть, прежде всего, свободная деятельность, любая игра, навязанная школьникам, превращается в имитацию, свобода является ключевым признаком игры

• игра воспроизводит идеалы коммуникации и общежития;

• игра должна вестись по заранее выработанным правилам, любой отход от них разрушает саму игру.

Трудности, которые могут возникнуть при использовании игр в учебном процессе:

• слишком большое количество времени, необходимое для проведения игры;

• если игра не будет интересна учащимся, то ее проведение превратится в пустую формальность;

• возникает опасность манипуляции сознанием подростков;

• не следует допускать доминирования кого-либо в игре, а также всплесков агрессивного поведения;

• процесс создания групп и распределения ролей может вызвать конфликты;

• в игре не должно быть личных нападок.

Хочется особенно остановиться на рефлексии. Она не менее важна, чем сама игра.Педагог не должен жалеть времени и сил для этого. Именно рефлексия позволяет превратить любую дидактическую игру в развивающую. Именно на этом опыте ребёнок движется вперёд в своём развитии.

Игра помогает общению, она может способствовать передаче накопленного опыта, получению новых знаний, правильной оценке поступков, развитию навыков человека, его восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций, таких черт, как коллективизм, активность, дисциплинированность, наблюдательность, внимательность.

Игра имеет огромное значение в развитии психики ребёнка. Игры способствуют развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, они направлены на умственное развитие школьника в целом.

Когда речь заходит об игре, взрослые презрительно хмурятся (опять игрушки), а современные дети настораживаются (нужно думать и прикладывать усилия)

Сегодня многие спорят: « Каким должно быть обучение в игре? Лёгким? Быстрым?»

Пожалуй, вопросов слишком много. Но ответ простой и лаконичный: обучение не должно быть лёгким. Игра должна требовать и «вытягивать» все мысли, чувства. Игра это единственный вид учебной деятельности, который доставляет человеку удовольствие. Задача учителя: подобрать такие виды игровой деятельности, которые помогают ребёнку максимально раскрыться, сбросить нервное и физическое напряжение, погасить назревающие конфликты.

Сложно ли это? Безумно! Чтобы дети раскрылись, и игра действительно достигла своей цели, необходимо обнажать свои чувства, быть честным и открытым. Искренне верить в правильность того, что ты делаешь.

Учиться и учить играть в нашей работе - очень нужное и ценное умение, которое преследует и решает главные цели: учить хорошо, помогать избавиться от многих комплексов, мыслить креативно, вступать в контакт с другими… Пожалуй, этот список можно продолжать, он так же бесконечен, как и душа ребёнка!

Самое прекрасное - выбор игр настолько разнообразен, что нам остаётся только выбирать! И тогда главная задача учителя будет решена! Игра - это серьёзно, здорово и невероятно весело! Она помогает нам получать удовольствие от того, что мы делаем - помогаем людям становиться лучше!

Список литературы

1. Минскин Е. М. «От игры к знаниям»: пособие для учителей. - М.: Просвещение, 2012г.

2. Пидкасистый П. И. , Хайдаров Ж. С. «Технология игры в обучении и развитии». М.: 2006г.

3. Сиденко А. «Игровой подход в обучении»// Народное образование, № 8, 2005г., с. 134 - 137.

4. Шаталов В. Ф. «Эксперимент продолжается». - М.: Педагогика, 2009г.

5. Эльконин Д. Б. «Психология игры». - М.: Педагогика, 1998г.

6 . trepsy.net/world/?stat=6052


© 2010-2022