Обобщение опыта работы в рамках ФГОС

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Обобщение опыта работы в рамках ФГОСОбобщение опыта работы в рамках ФГОСОбобщение опыта работы в рамках ФГОСОбобщение опыта работы в рамках ФГОС





Обобщение опыта работы в рамках ФГОС

«Мы хозяева нашей Родины, и она для нас

кладовая солнца с великим сокровищем жизни.
Мало того, чтобы эти сокровища охранять,

их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода -

будем охранять наши водоёмы.
В лесах, степях, горах разные ценные животные -

будем охранять леса, степи, горы.
Рыбе - вода, птице - воздух, Зверям - лес, степи, горы.
А человеку нужна Родина.
И охранять природу - значит охранять Родину».
М.М. Пришвин.

Обобщение опыта работы в рамках ФГОС

Внеурочная деятельность, в соответствии с утвержденным Федеральным государственным образовательным стандартом общего начального образования, рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста. Плану внеурочной деятельности новый Стандарт отводит особую роль. Согласно последним изменениям, которые внесены во ФГОС, утвержденным приказом Мин. Образования и науки за № 2357 от 22.09.11 «План внеурочной деятельности школы является организационным механизмом реализации Основной образовательной программы начального общего образования. План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей, обучающихся через организацию внеурочной деятельности».

Внеурочная деятельность вводится в целях необходимости обеспечения «духовно- нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности».

Сегодня, как никогда, становится актуальным вопрос организации внеурочной деятельности в начальной школе .

Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Часы, отводимые на внеурочную деятельность , используются по желанию обучающихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

ФГОС НОО нового поколения предусмотрено следующее: «При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности ОУ дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ , создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей».

В Базисном учебном плане для начальной школы выделены основные направления внеурочной деятельности :

  • Спортивно - оздоровительная деятельность.

  • Художественно - эстетическая деятельность.

  • Научно - познавательная деятельность.

  • Военно-патриотическая деятельность.

  • Общественно - полезная деятельность.

  • Проектная деятельность.

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования нового поколения внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности:

  • Спортивно-оздоровительное

  • Духовно-нравственное

  • Социальное

  • Общеинтеллектуальное

  • Общекультурное

Направления внеурочной деятельности являются содержательным ориентиром и представляют собой приоритетные направления при организации внеурочной деятельности и основанием для построения соответствующих образовательных программ ОУ.

Внеурочная деятельность школьников - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации

Основными видами деятельности младших школьников являются:

  • Игровая;

  • Познавательная;

  • Проблемно-ценностное общение;

  • Досугово-развлекательная;

  • Художественное творчество;

  • Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);

  • Техническое творчество

  • Трудовая (производственная);

  • Спортивно-оздоровительная;

  • Туристско-краеведческая

Внеурочная работа понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, походы, экскурсии), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет учителям выявить у своих учеников потенциальные возможности и интересы, помочь им их реализовать.

Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность (дискуссии, встречи с интересными людьми, посещение музеев, коллективно-трудовые дела). Внеурочная работа - это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.

Наиболее часто используются следующие формы внеурочной деятельности младших школьников:

  • классный час;

  • проекты;

  • праздники;

  • соревнования;

  • конкурсы;

  • экскурсии;

  • встречи с интересными людьми;

  • беседы, просмотр фильмов, творческие задания туристско-краеведческая деятельность.

Система внеурочной учебной деятельности рассматривается как неотъемлемый компонент образовательного процесса и школы, позволяющих не только расширить диапазон базового образования, но и получить специальные научные и профессиональные знания, навыки, умения, придать процессу образования творческий характер, обуславливая его целостность и многомерность в русле концепции непрерывного образования.

При выборе внеурочной деятельности в своем классе, я остановилась на

программе «Юный турист-краевед», ориентированной на социальное направление.

Актуальность программы обусловлена тем, что именно краеведение во всех его формах способствует всестороннему развитию личности, совершенствованию интеллектуального, духовного развития, посредством изучения родного края, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего народа, через практическое участие в сборе и хранении документов, изучении экспонатов природы и культуры.

Краеведческая деятельность направлена на воспитание у детей гражданственности и патриотизма, ведь проявление этих чувств начинается с детства, с любви к матери, к дому, к своим друзьям, к родному городу.

Работа по краеведению в школе позволяет решить целый ряд познавательных задач, развивает школьников, заинтересовывает их и при правильной организации дает импульс к самостоятельной деятельности. Изучение особенностей родного края способствует формированию нравственных убеждений, творческих способностей. Занятия помогают обучающимся овладеть рядом умений и навыков, которые потребуются им в процессе дальнейшего обучения и в будущей самостоятельной жизни.

Процесс познания родного края я тесно связываю с изучением его природы, мира животных, с начальным экологическим и эстетическим воспитанием. Занятия в кружке прививают детям такие черты, как бережное отношение к окружающему их миру. Следуя таким путем, стараюсь заложить у своих учеников основы высококультурной, разносторонней личности.

Программа, по которой я работаю, имеет краеведческую, туристическую, социальную, экологическую направленность, которая определяется особой актуальностью в условиях современного мира.

Актуальность программы также дает возможность развивать познавательную активность, творческие способности в процессе учебно-исследовательской деятельности, подготовки к написанию проектных работ.

Программа кружка носит развивающий характер, так как главным результатом школьного образования является его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они учатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности, уметь оценивать результаты своих действий, видеть проблему, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, классифицировать по различным признакам, обсуждать парадоксальные проблемы, структурировать материал, доказывать верность своих идей.

Цели и задачи, которые я поставила перед собой:

  • Углубление и расширение знаний учащихся по истории города Семикаракорска, его прошлого и настоящего;

  • Развитие креативных способностей и умений самостоятельно работать с источниками;

  • Развитие навыков исследовательской работы школьников;

  • Приобщение школьников к поисково-исследовательской работе;

  • Получение дополнительных знаний по гуманитарным предметам;

  • Воспитание бережного отношения к окружающему миру, природе родного края;

  • Воспитание волевых качеств, гражданского отношения к отечественной истории;

  • воспитание экологически грамотного, социально активного школьника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.

  • развитие у детей любви к природе, нетерпимости к нарушениям экологических норм поведения;

  • расширение и углубление экологических знаний учащихся класса;

  • сочетание коллективных и индивидуальных форм работы;

  • формирование исследовательских навыков;

  • участие в практической деятельности по охране природы.

Программа позволяет сочетать разные формы воспитательной работы.

Принципы построения программы:

  • Принцип возрастания сложности (от простого к сложному)

  • Принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование положительных эмоций)

  • Принцип учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к новому объёму материала на основе сформированности какого-либо умения, разнообразия и увеличения материала поэтапно)

  • Принцип интеграции и дифференциации обучения

  • Принцип взаимодействия человека с природой (краеведческий принцип)

Основные методы обучения:

  • Практические

  • Рассказ педагога и рассказы детей

  • Беседы

  • Дискуссии

  • Встречи с интересными людьми

  • Мини-сочинения

  • Походы, экскурсии

  • Конкурсы, викторины

  • Составление презентаций Power Point

Данное направление способствует формированию у младших школьников следующих видов универсальных учебных действий.

Метапредметные результаты

Личностные универсальные учебные действия:

  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

  • гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • строить речевое высказывание в устной форме;

  • осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Работа по этому направлению мною выбрана неслучайно, она явилась продолжением начатой работы по экологическому воспитанию. С развитием цивилизации воздействие людей на природу становится всё более и более мощным. Сложившееся на Земле положение учёные определяют как экологический кризис.

Основы экологической культуры, как и любой другой, закладываются в детском возрасте. Особая чувствительность и эмоциональность младших школьников создают особые предпосылки для появления интереса к себе, к людям, к состоянию природной и социальной среды, что является непременным условием эффективности экологического образования на этом возрастном этапе.

Началом совместной работы с детьми послужил областной конкурс «Нет пластиковым пакетам». Ребята с таким энтузиазмом включились в работу по данному направлению, провели акцию на улицах города, раздавали бумажные пакеты в обмен на полиэтиленовые, брали интервью у горожан. Результаты данной акции оформили в виде презентации и показали учащимся школы.

Обобщение опыта работы в рамках ФГОСОбобщение опыта работы в рамках ФГОС

Обобщение опыта работы в рамках ФГОСОбобщение опыта работы в рамках ФГОС

( Приложение 1. Презентация)

Теперь в рамках реализации внеурочной деятельности по туристическо-краеведческому направлению, я продолжила эту работу с новым классом. С детьми продолжаю заниматься природоохранными акциями, мы стали настоящими друзьями природы. Такие акции как «Чистая поляна» и «Чистый берег», «Покормите птиц зимой», «Берегите лес», стали неотъемлемой частью нашего кружка «Юный турист-краевед».

Обобщение опыта работы в рамках ФГОСОбобщение опыта работы в рамках ФГОС

Защита проектов «Подкормите птиц зимой!» 4-А класс.

Обобщение опыта работы в рамках ФГОСОбобщение опыта работы в рамках ФГОСОбобщение опыта работы в рамках ФГОС

Обобщение опыта работы в рамках ФГОСОбобщение опыта работы в рамках ФГОСОбобщение опыта работы в рамках ФГОС

Природоохранная акция «Берегите лес»! и «Подкормите птиц зимой»!

Обобщение опыта работы в рамках ФГОСОбобщение опыта работы в рамках ФГОС

Природоохранные акции

«Чистый берег!» и «Чистая поляна!»

Но формы проведения внеурочных занятий расширились - это: теоретические занятия, экскурсии по своему городу, в лес, поле, на водоемы; встречи с интересными людьми, работа над сбором материалов в школьный краеведческий музей, участие в конкурсах и различных акциях, а также знакомство с навыками спортивного туризма, участие в соревнованиях, все это помогает воспитывать высококультурную и разностороннюю личность.

Обобщение опыта работы в рамках ФГОСОбобщение опыта работы в рамках ФГОСОбобщение опыта работы в рамках ФГОС

Обобщение опыта работы в рамках ФГОСОбобщение опыта работы в рамках ФГОСОбобщение опыта работы в рамках ФГОС

Обобщение опыта работы в рамках ФГОСОбобщение опыта работы в рамках ФГОС

В школьном музее.

Обобщение опыта работы в рамках ФГОСОбобщение опыта работы в рамках ФГОС

Защита проектов «Моя родословная»


Свои впечатления об увиденном и услышанном на занятиях, учащиеся оформляют в виде рисунков, устных рассказов, докладов, которые сопровождаются презентациями. На основе индивидуальных детских работ создаются коллективные: тематические плакаты, газеты, выставки поделок, а также защита собственных проектов, согласно программе кружка.

Учащиеся моего класса принимают каждый год участие в научно-практической конференции. Тему своих исследований они берут по изучению именно родного края. Так ученик моего класса Целиди Даниил занял 3 место в районной конференции с темой «История храма Казанской божьей матери в городе Семикаракорске», Могиленко Софья заняла 2 место в школьной конференции с темой «Моя родословная», Зайцева Вероника с темой «Откуда берет название город Семикаракорск»

(Приложение 2. Работы-презентации учащихся.)

Я считаю, что работа по внеурочной деятельности в данном направлении, помогает учащимся моего класса стать настоящими друзьями природы, стать достойным гражданином своей Родины, сопереживающим проблемам изучения и сохранения природы Донского края и окружающей среды.

Главное назначение всех мероприятий в данном направлении - вызвать интерес учащихся, заставить их задуматься о своём образе жизни, пробудить желание активно защищать окружающую среду. Наряду с теоретическими знаниями, приобретаемыми в процессе обучения и воспитания, учащиеся получают практические умения и навыки, а приобретаются они в процессе практической деятельности ребят. Практические действия каждого в защиту природы необходимы ещё и потому, что дорогим и любимым становится то, во что вложен личный труд.

Обобщение опыта работы в рамках ФГОС

© 2010-2022