Программа внеурочной деятельности (патриотическое направление) Кружок «Народоведение (обычаи моего народа)» 2 – 4 классы

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 9 г. Аши Челябинской области

(с начальной профессиональной подготовкой)

РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО

на заседании МО Зам. Директора по УВР

Протокол №__ ____________________

От «__»_______________2012г. «__»_____________2012г.

Программа внеурочной деятельности

(патриотическое направление)

Кружок «Народоведение (обычаи моего народа)»

2 - 4 классы

Учитель начальных классов:

Хаматова Алсу Айдаровна





2012

Содержание

1. Паспорт

2. Пояснительная записка

2.2. В основу данного кружка могут быть внесены изменения, учитывающие специфику любого региона.

2.3. Цели и задачи

3. Основные содержательные линии

4. Ценностные ориентиры программного содержания кружка

5. Сроки реализации дополнительной образовательной программы

6. Формы и режим занятий.

7. Планируемые результаты освоения учащимися программы кружка «Народоведение (обычаи моего народа)»

7.1. К концу 2 года

7.2. Учебно-тематический план курса 2 год обучения

8. Литература



Паспорт

Тип программы: внеурочная деятельность

Статус программы: рабочая программа по внеурочной деятельности «Народоведение»

Назначение программы:

- для обучающихся (слушателей) образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;

- для педагогических работников МКОУ СОШ № 9 программа определяет приоритеты в содержании __________образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;

- для администрации МКОУ СОШ № 9 программа является основанием для определения качества реализации общего __________образования.

Категория обучающихся: учащиеся МКОУ СОШ № 9 г. Аши Челябинской области (с начальной профессиональной подготовкой)

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 34 часа.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: 1час в неделю



Пояснительная записка

Духовная и нравственная сила этой культуры и в наши дни оказывает благотворное воспитывающее влияние на всех, кто к ней прикасается, сохраняя и оберегая традиционно нравственные и жизненные народные ориентиры.

Изучение самобытной уникальной культуры наших предков имеет огромное значение в выполнении задач нравственного, патриотического и эстетического воспитания подрастающего поколения.

То, что утеряно обществом за многие годы в отношении народности образования, необходимо восстановить и переосмыслить в духе времени, которое характеризуется не только ростом национального самосознания народов, но и обострением межнациональных конфликтов. И сегодня каждый раз, прикасаясь к самобытной уникальной культуре наших предков, мы пробуждаем генетическую память, закладываем в умы и сердца молодого поколения любовь к родным корням, отношение к Родине, семье, уважение к традициям предков, понимание культуры других народов, осознание необходимости жить в гармонии с другими людьми.

Начальная школа - самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении. Начальное образование имеет свои особенности, резко отличающие его от всех последующих этапов систематического школьного образования. В этот период идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации; при благоприятных условиях обучения происходит становление самосознания и самооценки ребенка.

Опираясь на природную детскую любознательность, потребность самостоятельного познания окружающего мира, познавательную активность и инициативность, в начальной школе создается образовательная среда, стимулирующая активные формы познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог и пр. Данный курс даёт возможность младшему школьнику предоставить условия для развития способности оценивать свои мысли и действия как бы «со стороны», соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание и др. Эта способность к рефлексии - важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника.

В младшем школьном возрасте продолжается социально-личностное развитие ребенка. Этот возрастной период характеризуется появлением достаточно осознанной системы представлений об окружающих людях, о себе, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, близкими и чужими людьми. Уровень сформированности этих личностных проявлений во многом зависит от направленности учебно-воспитательного процесса на организацию опыта разнообразной практической деятельности школьников (познавательной, трудовой, художественной и пр.).

Создание условий для культурного самоопределения каждого обучающегося, его практической идентификации со своим народом должно быть обеспечено на начальных этапах его обучения в школе. Именно эту цель призван осуществить предлагаемый для ведения в рамках внеурочной деятельности по патриотическому направлению кружок "Народоведение (обычаи моего народа)".

В программе данного кружка содержатся сведения по истории, географии, экологии, литературе, культуре России и Тверского края, информационные и практические материалы о народном творчестве и народных традициях, позволяющие учителю построить систему работы с учащимися начальных классов по формированию базиса их духовной культуры и социокультуризации каждого школьника.



В основу данного кружка могут быть внесены изменения, учитывающие специфику любого региона.

Предлагаемые в Приложении материалы могут быть использованы как учителями начальных классов, так и учителями истории, литературы, естественнонаучных дисциплин, музыки, изобразительного искусства, художественного труда, организаторами воспитательной работы. Причём, как в полном объёме, так и в виде отдельных элементов.

Использование материалов предоставляет широкую возможность реализовать межпредметные связи, тем самым развивать системное мышление ребенка.

Данные методические материалы позволят учителю начальных классов организовать необходимые условия по ознакомлению младших школьников с культурой России и своего региона, чем окажут действенную помощь в решении задач внеучебной деятельности в рамках базисного учебного плана.

Цели и задачи кружка

Цель: социокультуризация (практическая идентификация со своим народом) обучающихся младшего школьного возраста на основе погружения в традиции и обычаи русского народа (российских народностей в региональном представительстве) с учётом особенностей возрастного развития обучающихся, воспитанников, приобщение их к культурному наследию своего народа.

Задачи:

• формировать личность учащегося, способного самостоятельно, равноправно выполнять различные социальные роли;

• прививать навыки социального поведения средствами данного курса на доступном материале;

• формировать представления о семье, родном доме как составной составляющей общества;

• формировать навыки продуктивных видов деятельности (в том числе игровой), коммуникативных умений;

• расширять социальные контакты с целью формирования навыков социального общежития, нравственного поведения на основе народных обрядов и традиций;

• развивать интерес и потребность к процессу речевого общения;

• знать народные праздники, игры, песни и танцы;

• формировать элементы доступного пониманию анализа, синтеза, сравнения;

• активизировать внимание и память;

• формировать навыки соблюдения поведенческих норм семейной жизни.

Основное содержание обучения

Основные содержательные линии

1. Знакомство с народным творчеством и народной культурой России в целом и Челябинской область в частности.

2. Осознание тесной взаимосвязи культуры и истории большой и малой Родины, понимание исторических корней современной культуры.

3. Осмысление места своей семьи и себя самого в истории и народной культуре.

Реализация этих элементов осуществляется последовательно, от второго класса к четвёртому.



Ценностные ориентиры программного содержания кружка

отражают целевые установки системы начального образования:

формирование основ гражданской идентичности личности на основе:

- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю;

- восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей;

- уважения истории и культуры каждого народа;

формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

- доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе;

- уважения к окружающим - умения слушать и слышать собеседника, признавать право каждого на собственное мнение;

- обеспечения эмоционального благополучия ребенка;

- приобщения обучающихся к общечеловеческим ценностям;

- интеллектуального и духовного развития личности ребенка;

- укрепления психического и физического здоровья;

формирование ценностно-смысловой сферы личности на основе:

- принятия и уважения ценностей семьи и школы, коллектива, общества и стремления следовать им;

- формирования чувства прекрасного и эстетических чувств благодаря знакомству с народной культурой;

- взаимодействия педагога дополнительного образования с семьей.

развитие умения учиться, а именно:

- создания условий для развития личности ребенка;

- развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

- развитие познавательных способностей и интересов, инициативы и любознательности, развитие творческого самовыражения;

- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности, умению планировать работу, оценивать её;

развитие самостоятельности, инициативы и ответственности на основе:

- развития самоуважения, самокритичности;

- ответственности за свои действия;

- готовности к преодолению трудностей;

- профилактики асоциального поведения;

- создания условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы.

В соответствии с требованиями Стандарта кружок «Народоведение (обычаи моего народа)» организуется по социальному направлению развития личности. Организация занятий кружка регулируется базисным учебным планом образовательного учреждения. В данном случае это занятия со 2 по 4 класс. По 1 часу в неделю. Общее число часов - 102.

Формы и режим занятий.

Используются разнообразные формы: урок, прогулка, экскурсия, игры на воздухе и в помещении, работа в мастерских, посещение концертов, выставок. Режим занятий соответственно выбранной форме может варьироваться.

Планируемые результаты освоения учащимися программы кружка «Народоведение (обычаи моего народа)»

Содержание программы кружка направлено на гуманизацию обучения и развитие индивидуальных возможностей детей младшего школьного возраста. Планируемые результаты представляют собой систему обобщённых личностно-ориентированных целей образования.

Формирование универсальных учебных действий.

1.Личностные результаты.

В сфере личностных УУД будут формироваться внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

Выпускник получит возможность для формирования:

• внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;

• широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

• ориентации на понимание предложений и оценок учителя, товарищей, родителей и других людей;

• основ гражданской идентичности личности как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину большую и малую, свой народ и историю, осознания своей этнической принадлежности;

• знания основных моральных норм и ориентации на их выполнение;

• эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;

• установки на здоровый образ жизни;

• чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с народной художественной культурой.

В сфере регулятивных УУД обучающиеся овладеют такими типами учебных действий, которые помогут им принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить в них коррективы.

Выпускник получит возможность научиться:

• в сотрудничестве с учителем и одноклассниками ставить новые учебные и познавательные задачи;

• проявлять познавательную инициативность;

• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей;

• различать способ и результат действия;

• выполнять учебные действия в материализованной, речевой, умственной форме.

В сфере познавательных УУД обучающиеся научатся воспринимать и анализировать сообщения, тексты, а также овладеют действием моделирования.

Выпускник получит возможность научиться:

• осуществлять расширенный поиск информации для выполнения предложенных заданий с использованием ресурсов библиотек, и сети Интернет;

• записывать, фиксировать информацию об окружающем мире и себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

• адекватно воспринимать и анализировать художественные и познавательные тексы;

• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

• обобщать;

• устанавливать аналогии.

В сфере коммуникативных УУД обучающиеся приобретут умения учитывать мнение своего собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем, сверстниками, родителями, воспринимать и передавать информацию, уметь грамотно отображать основное содержание в сообщениях (текстах).

Выпускник получит возможность научиться:

• правильно использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологические высказывания (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой);

• учитывать разные мнения и интересы, адекватно обосновывать свою позицию;

• задавать вопросы;

• владеть диалогической формой речи;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Оценивать объём знаний и умений детей, полученных в результате обучения по данному курсу возможно как по внешним стандартам, так и по принципу его успешности, в сравнении с самим собой прежним.

2. Метапредметные результаты.

В результате освоения курса выпускники получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями о природе, истории России, осмыслить этические понятия. Обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ, его историю и культуру. Начнут понимать значимость в своей жизни родственных, семейных, добрососедских и дружественных отношений. Обучающиеся научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, учителей, родителей).

Выпускник получит возможность научиться:

• организовывать поиск необходимой информации, находить в тексте необходимые сведения, факты,

• определять тему и главную мысль текста, вычленять главное, анализировать, сравнивать полученные объекты информации, сопоставлять и обобщать разные части информации;

• пересказывать текст в разной форме, делать выписки, составлять небольшие по объёму письменные аннотации, отзывы;

• участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;

• соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи;

• осознанно воспринимать содержание текстов разных литературных жанров, различать их, задавать вопросы по содержанию, отвечать на них, работать с детской периодикой;

• различать государственные и духовные праздники

• создавать иллюстрации, диафильмы по содержанию прочитанного или услышанного;

• распознавать особенности построения малых фольклорных форм (загадки, сказки, пословицы и др.);

• узнавать государственную символику РФ и своего региона, описывать достопримечательности родного края и исторических мест России;

• используя дополнительные источники информации находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям, верованиям своих предков;

• реализовывать свой творческий потенциал;

• воплощать художественно-образное содержание и особенности народного творчества (в пении, слове, движении, играх)

• различать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники, игры, обряды);

• различать виды декоративно-прикладного искусства, узнавать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского искусства;

• передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов России и своего региона;

• понимать общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность), сравнивать различные виды декоративно - прикладного искусства, изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку; осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;

• знать известные центры народных художественных ремесел России и своего региона; ведущие художественные музеи России и своего региона;

• адекватно оценивать роль трудовой деятельности в жизни человека; распространенные виды профессий (с учетом региональных особенностей); влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;

• готовить при проведении учебных работ небольшие презентации, использовать инструменты ИКТ, пользоваться навыками самоконтроля, выполнять правила безопасного поведения в школе, на улице, в общественном месте.

Мой факультативный курс рассчитан на 3 года программного материала, и каждый год имеет итоговую поисковую работу, которая ведется весь год. В отличии от государственной программы этот курс составлен с учетом регионального и местного компонента.

К концу 1 года обучения дети должны знать и уметь различать малые разделы русского фольклора, знать и уметь величать свою семью, освоить практические умения по изготовлению изделий некоторых промыслов
(ткачество, глиняная игрушка и т.д.), получить навык самостоятельного поиска материала и его использования в жизни.


Учебно-тематический план курса

1 год обучения (2 КЛАСС)

№ п/п

Кол-во часов

Тема

Оборудование

Тема: Малые разделы фольклора (7)

1

1 ч

Введение в курс народоведение. Тайны народной игры.

Книги с народными играми

2

1 ч

Русская народная затейница. "Иван, Иван, вырывай бурьян!"

3

1 ч

Загадка, открой свою тайну! Считалки, потешки

4

1 ч

Волшебная сила русской сказки. Осенины.

5

1 ч

Учим старинные задачи, игры Строим бабу снежную (о зимних играх)

6

1 ч

Тайна деревянной и глиняной игрушек

Глина, замазка

7

1 ч

Урожай собирай, короб подставляй (праздник урожая)

Тема: Христианские праздники (6)

1

Зимние святки. Дед Мороз

2

1 ч

Колядки, колядки! Рождественский сочельник

Песенки-колядки

3

1 ч

Ох, блины блиночки, масляны бочечки!

Блины с рецептами

4

1 ч

Вербный базар

Дары вербного базара

5

1 ч

Пасха и ее обычаи пасхальный стол.

Блюда пасхального стола

6

1 ч

Экскурсия в краеведческий музей

Тема:

Семья великая (10 ч)

1

1 ч

Величаем свою семью

Совместно с родителями

2

1 ч

Русь великая (дом, семья, деревня) Быт крестьянской семьи

Бытовые предметы старинной избы

3

1 ч

О чем расскажет народный костюм. Создание деталей русского костюма.

Ткань для костюма, детали костюма

4

1 ч

Дом крепок стенами (создание модели избы)

Деревянные заготовки, картон

5

1 ч

Поисковая работа : мир моей семьи

альбом

Тема:

Тысяча предметов в доме. Откуда они? (14 ч)

1

1 ч

Как пришел к нам утюжек?

Утюги разной модификации

2

1 ч

Звонче голос колокола (валдайский колокольчик)

Колокольчики, фото

3

1 ч

Его величество вилка

вилки

4

1 ч

Викторина: Ох, странные это предметы

Викторина

5

1 ч

Ткем и вышиваем

Нити, мини станок

6

1 ч

Посуда из дерева и глины

Глина, деревянные ложки, плошки

7

1 ч

Русские традиции в деревянной посуде

Посуда

8

1 ч

Русские традиции в глиняной посуде

Посуда

9

1 ч

Русские традиции в игрушках

Игрушки

10

1 ч

Праздник русской игрушки

сценарий

11

1 ч

Духовые народные инструменты

12

1 ч

Раз струна, два струна

Гусли

13

1 ч

Ударим в барабаны

барабан

14

1 ч

Викторина об инструментах

Викторина

2 год обучения

№ п/п

Кол-во часов

Тема

Оборудование

Тема:

Крестьянские традиции (9 ч)

1

1 ч

Пирком, да за свадебку.

2

1 ч

Черти бегают по кругу

3

1 ч

Воспитывай лаской

Колыбельная песня

4

1 ч

Мифические существа, населяющие крестьянскую избу

5

1 ч

Хоровод вожу, на людей гляжу

хороводные песни

6

1 ч

Ах шей ты мне матушка красный сарафан

7

1 ч

Сама болезнь скажет что хочет . Лучший доктор лекарственные травы

Заговоры

8

1 ч

Праздник о лекарственных травах

9

1 ч

Русская печка-матушка

Тема

Наша земля Новгородская (8 ч)

1

1 ч

Господин Великий Новгород

Храмы Новгорода

2

1 ч

Былины древней Руси

3

1 ч

Исторические места Старой Руссы Чудово Малой Вишеры

4

1 ч

Исторические места Боровичей Любытино Пестово

5

1 ч

Как развивалась Хвойная?

Памятные места Хвойной

6

1 ч

Звон Новгородской посуды

Русские традиции в промыслах Новгородчины.

7

1 ч

Исторические места Крестц Демянска Шимска

8

1 ч

В каждой деревушке свои игрушки

Обычаи деревни

Тема

С пирком да по праздникам (7 ч)

1

1 ч

12 ноября Птичкина работа

2

1 ч

Хлеб всему голова

3

1 ч

Матушка Покрова

4

1 ч

Святочные посиделки

Как празднуют Рождество за границами России

5

1 ч

Прощай зима

(заклички) масленица

6

1 ч

Вербная ярмарка

7

1 ч

Празднование Христианской Пасхи

Тема

Промыслы Новгородчины(9ч)

1

1 ч

Ткем, прядем, вяжем

Основы ткачества

2

1 ч

Распрощаемся с певцами заливистыми

Свистульки

3

1 ч

Береста певучая

Береста ножички

4

1 ч

Что скажет старинная прялка

Прялки, нить кудель

5

1 ч

Крестецкая строчка

Нити, мини станок

6

1 ч

Новгородская игрушка

глина

7

1 ч

Заиграй гармонь частушку вольную

гармонист

8

1 ч

Хвойнинские лоскутные одеяла

Лоскуты, нити, иглы, чертежи

9

1 ч

Поисковая работа по заданиям.

3 год обучения

№ п/п

Кол-во часов

Тема

Оборудование

Тема

Мировое древо славян (5 ч)

1

1 ч

Мать Земля и отец Небо. Славянские боги

2

1 ч

Домовой, дворовой. Лес и леший.

Рисунки,журналы

3

1 ч

Хлеб вода и водяной. Кузница и мельница

Рисунки, музейные экспонаты

4

1 ч

Человеческая жизнь: от смерти к рождению. Имя

5

1 ч

Взросление. Коса и борода. Звездный мост(погребение)

Тема

Жилище (4 ч)

1

1 ч

Места добрые и недобрые.

Выбор места у славян для дома и селения

Макет дома

2

1 ч

Без Троицы дом не строится

Легенды о постройках дома

легенды.

3

1 ч

Новоселье Красный угол

4

1 ч

В едином хлебе

Тема

Прядение и ткачество (6 ч)

1

1 ч

Локти свои утверждает на веретено Практическое занятие

Лен, конопля, крапива

2

1 ч

Лен конопля Крапива. Пробное изготовление нитей

Изготовление нити

3

1 ч

Шерсть "потворин пряслень"

шерсть

4

1 ч

Тесьма ленты пояса

ленты

5

1 ч

Кросна Ткацкий стан

Ткацкий станок в музее

6

1 ч

Узорное плетение Крашение ткани

Тема

Одежда (9 ч)

1

1 ч

Бабушкины сундуки славян

2

1 ч

По одежде встречают Одежда, риза, порты

одежда

3

1 ч

Детская одежда Практическое занятие

Ткань нити

4

1 ч

Рубаха Отдельные традиции в оформлении ворота и рукава

рубаха

5

1 ч

Штаны пояс Изготовление поясов

Штаны, пояса

6

1 ч

Обувь Лапти кожаная обувь ритуальная

лапти

7

1 ч

Головные уборы славян

Головные уборы

8

1 ч

Верхняя одежда славян

9

1 ч

Украшение: Браслеты перстни бусы Практическое изготовление

Бусины, бисер

Тема

Оружие (8 ч)

1

1 ч

Справедливый меч

2

1 ч

Сабля кинжал и боевое нож

рисунки

3

1 ч

Копье и боевой топор

4

1 ч

Булава палица дубина

Музейные экспонаты

Литература

"Русские народные сказки". Рига, 1993 г.

Г.Федоров, "Глина", Москва, 1997 г.

М. Ильин, "Сто тысяч почему?" Дагучнедгиз, 1983 г.

С. Газарян, "Прекрасное - своими руками", Москва, 1987 г.

З. Марина, "Лепим из пластилина", СПб., "Кристалл" 1997 г.

В. Горичева, "Сказку сделаем из глины", Ярославль "Академия развития", 1997 г.

М. Нагибина, "Чудеса из ткани своими руками", Ярославль "Академия развития", 1997 г.

О. Карпов, "Веселый меридиан", Новгородский НГУ им. Я.Мудрого, 1997 г.

Т. Кабинетская, "Традиционные русские праздники в нач. школе", Псков, 1996 г.

А. Кинеман, "Детские народные подвижные игры", Москва "Просвещение", 1995 г.

С. Шмаков, "Нетрадиционные праздники в школе", Москва "Новая школа", 1997 г.

И. Панкеев, "Русские праздники", Москва, 1998 г.

Т. Тарабина, "Пословицы поговорки", Ярославль "Академия развития", 1997 г.

Т. Тарабина, "Тысяча загадок", Ярославль "Академия развития", 1997 г.

В. Степанов "Русские пословицы и поговорки в играх", АСТпресс Москва, 1998 г.



© 2010-2022