Интеллектуальные состязания - и эффективная форма творческой деятельности школьников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Интеллектуальные состязания - и эффективная форма творческой деятельности школьников.



Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одаренных детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одаренного ребенка как для отдельной личности, но и для страны в целом. Важнейшим приоритетом в такой ситуации становится интеллектуальное и творческое развитие тех, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общества. Поэтому, одаренные дети должны рассматриваться как национальное достояние страны, поскольку самые большие надежды на улучшение условий жизни и процветание России связаны именно с ними. Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача учителя состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания. Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую. Одаренным детям свойственны: • высокий уровень развития способностей; • высокая степень обучаемости; • творческие проявления (креативность); •мотивация - огромный интерес, активность, увлеченность деятельностью в области одаренности ребенка. Различают следующие виды одаренности: - интеллектуальная - связана с высоким уровнем интеллектуального развития. Такой ребенок поражает своими рассуждениями, в которых проявляется развитое не по годам мышление, он отличается наблюдательностью, прекрасной памятью, разносторонней любознательностью; - академическая - проявляется в овладении конкретными учебными предметами. Ребенок отличается глубиной, легкостью, быстротой продвижения в какой-то одной области знаний, при этом в других областях он может ничем не выделяться и даже быть слабее своих сверстников; - творческая одаренность (креативность) - способность человека изобретать, придумывать что-то новое, выдвигать самые разные фантастические идеи. Ребенок находит новые решения, получает оригинальные результаты; отличается изобретательностью, независимостью, гибкостью мышления, высоким уровнем развития воображения; - художественная - является разновидностью творческой одаренности, ее следствия - высокие достижения человека в области художественного творчества и исполнительского мастерства: в живописи, музыке, скульптуре; актерские способности. Художественно одаренный ребенок проявляет незаурядные способности в любой из этих областей; - социальная - успешность человека в общении, в межличностных отношениях. Ребенок легко приспосабливается к новым ситуациям, умеет и любит общаться со сверстниками и взрослыми; он хорошо понимает окружающих, популярен среди ровесников, в контактах с ними часто берет на себя инициативу, становится лидером, организатором; - психомоторная - тесно связана с разнообразными возможностями человеческого тела. Ребенок проявляет интерес к деятельности, требующей развития моторики, точности, ловкости движений, двигательной координации. Он, как правило, физически развит, хорошо владеет телом, показывает высокий уровень основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы). Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в девятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам - 30-40%, а к 17 годам - 15-20%. Общеизвестно, что учебная мотивация начинает формироваться еще в дошкольном детстве, и если не создавать условия для ее развития, то к концу начальной школы интерес к учебе падает, и самый лучший способ сохранить и развить этот интерес - увлечь ребенка творчеством. Именно поэтому учителя начальных классов должны создавать развивающую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка, а учителя среднего и старшего звена дальше продолжать начатую работу по сохранению и развитию способностей учащихся. Важнейшим направлением решения данной проблемы являются интеллектуальные и творческие конкурсы, научно-исследовательские проекты, мастер-классы, олимпиады и викторины, которые соответствуют потребностям и возможностям этой категории учащихся и могут обеспечить дальнейшее развитие одаренности. Однако организация и проведение таких интеллектуальных состязаний дает возможность проявить творческие способности и умения лишь малой части школьников. Таким образом, очные конкурсы, являясь самой популярной и эффективной формой творческой деятельности школьников, не позволяют проявить себя всем учащимся. Дистанционные конкурсы, ставшие популярными в последнее время и значительно обновившие современную конкурсную практику, больше отвечают культурно­образовательным потребностям общества. Это - отличные стартовые площадки для младших школьников, они вовлекают в конкурсный процесс большое количество участников, служат хорошим дополнением к учебному процессу. Главная направленность таких конкурсов состоит в создании ситуации, не травмирующей детскую психику. Немало важно для младших школьников и то, что все дети получают те или иные знаки поощрения. Кроме того, дистанционные олимпиады и конкурсы выявляют скрытые возможности учащихся, как по определенному учебному предмету, так и в межпредметных областях, помогают решать проблемы творческой реализации личности посредством компьютерных технологий, обрести веру в себя, свои возможности. Главное, что дают дистанционные конкурсы младшим школьникам - это: • интеллектуальный рост, • углубление программного материала, • расширение кругозора, • развитие основных компетентностей и творческих способностей, • развитие умения работать с информацией, поиск информации в сети Интернет, • совершенствование навыков работы с компьютером, • «переживание» ситуации успеха, • повышение мотивации и познавательного интереса, • результативность участия. Можно сделать вывод, что участие в дистанционных конкурсах способствует развитию у школьников устойчивых положительных эмоций. Но главное, дистанционные испытания способствует открытию учащимися качественно новых знаний, что говорит об обучающем характере таких мероприятий. Количественный рост учащихся, принимающих участие в дистанционных конкурсах, свидетельствует о востребованности предлагаемой формы деятельности школьников и о необходимости введения такой дистанционной формы обучения школьников, по крайней мере, в качестве дополнительного образования в общеобразовательной школе. За дистанционной составляющей - будущее современного образования.

Список литературы:

  1. Андрианова Г. А. Открытые задания как компонент личностного содержания дистанционного обучения / Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов / Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского.- М.: ИОСО РАО, 2002. - С. 364-371.
  2. Большая советская энциклопедия 1969-1978.
  3. Интернет ресурс ru.wikipedia.org.






© 2010-2022