Исследовательская работа Эвенкийские загадки

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Районная научно-практическая конференция

«Первые шаги»



Направление: Литературное чтение



Название работы:

Эвенкийские загадки



Место выполнения работы:

ГБОУ «Багдаринская эвенкийская школа- интернат

среднего (полного) общего образования»

РБ., Баунтовский район, с.Багдарин



Автор работы:

Ученики 3 класса

Руководитель :Кузнецова Светлана Николаевна



2013 год

Оглавление .

1.Введение……………………………………………………………………… стр1

1. Цель работы.

2 Задачи работы.

Актуальность исследования.

11. Основная часть…………………………………………………………… стр2

Что такое загадка?
III. Исследовательская работа…………………………………………стр2. 1.Выявить отличие и сходство русской загадки от эвенкийской. 2.Значение загадок в жизни эвенка. 3.Виды эвенкийских загадок.

IV.Заключение…………………………………………………………………стр5 V. Список используемой литературы……………………………………......стр6





1.Введение.

Очень часто в жизни мы сталкиваемся с загадками. Это бывает в раннем детстве, когда ребёнок знакомится с миром предметов, отгадывая загадки, затем в школе на уроках литературы, в общении с друзьями, и даже во взрослой жизни.

Жанр загадки принадлежит всем народам, и всё же везде он проявляется по-разному, ведь в каждой стране своя культура, свои предметы обихода. Наши русские загадки знакомы нам с детства, большинство из них мы знаем наизусть и можем с легкостью разгадать. Цели: найти сходство и различие эвенкийской и русской загадки, узнать, какое значение имеет загадка в жизни эвенка. Задачи: выявить отличие эвенкийской загадки от русской; раскрыть значение загадки для эвенков; узнать на какие группы делятся эвенкийские загадки . Актуальность

Загадка живёт много веков. С раннего детства она служит и забавой, и своеобразной «тренировкой» ума. В школьной программе русской загадке отводится особое место, но мы решили побольше узнать о загадке эвенкийского народа. Объект: устное народное творчество Предмет исследования: загадки Проблема: В чём кроется тайна эвенкийской загадки?












II.Основная часть. Что же такое загадки? Загадки - это иносказательное изображение предметов или явлений действительности, которые предлагается отгадать. Слово «загадка» - древнего происхождения. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать», «размышлять». Отсюда и произошло слово «загадка». В загадке дается предметное описание какого-нибудь явления, для узнавания которого требуется немалое размышление. Загадка - это особый, интересный, веселый мир. При всей сложности загадок, отгадывание их - это игра, рассчитанная на веселье, шуточное настроение, радостное предвкушение правильного ответа. Не случайно без них не обходится ни один детский праздник . Загадки, пожалуй, самый активный жизнеспособный вид устного творчества. Они распространены повсюду и передаются от поколения к поколению, являясь отображением среды и природы, в которой с детских лет живёт человек. III. Исследовательская работа. 1.Выявить отличие и сходство русской загадки от эвенкийской. В самом начале своей работы мы поработали со сборниками русской и эвенкийской загадки. Первое, что мы выяснили, это то, что эвенкийская загадка содержит вопрос. Например: Все кушает - не наедается, а попьет - умрет? (огонь). Русская же может подаваться любой форме ( стихотворение, проза, шарада, ребус и т.д.) Если сравнить загадки народов Севера с русскими загадками - то можно сделать вывод о том, как родились эти загадки. И русские люди, и эвенки подмечали сходство по форме, по звуку, по действиям каких-то явлений природы и тех предметов или животных, которые всегда у них были перед глазами, чаще всего использовались в быту либо жили рядом с ними: тарелки, ножницы, ковш, рыба, хлеб, овцы, волки и так далее. Например: «Много говорит, а бездомная» (Кукушка). Это сатира на кукушку. Она много говорит, кукует, а своих кукушат бросает, гнезда своего не имеет. Очень много у эвенков и загадок об орудиях труда. Связаны они и с кочевым образом жизни. Загадки эвенков отражают и предметы быта, заимствованные у русских. Например: «Мышь тащит кишки» (Игла) или:

«У старушки живот шероховат» (Наперсток).

«Посредине моря огонь горит» (Самовар). А загадка о льде у русских почти совпадает с загадкой эвенков: Эвенкийская Русская В воде не тонет, Ни в огне не горит. В огне не горит? Ни в воде не тонет. Ещё загадка об игле с ниткой. Великий зверь бечеву Конь стальной, от носа имеет? хвост льняной. (Иголка с ниткой) (Игла с ниткой Так как эвенки все-таки жили в основном в лесах, они удалены от цивилизации, то техники рядом с ними никогда не было, то загадки игла - зверь, то есть то, что ближе было к народам Севера. А в русской загадке прогресс, так сказать, на лицо, "конь стальной" (трактор) - игла. А вот другие загадки: эвенкийские русские

Два брата друг друга Маленький, кругленький,
не видят? (Глаза) а до неба докинешь. (Глаз)

Красную лису в красной Всегда во рту,

норе привязали, и она а не проглотишь,
никак убежать не может? (Язык) (Язык) 2.Значение загадок в жизни эвенка. Значение загадок велико в жизни эвенков. В древности у всех народов загадки имели большое значение. При помощи загадок люди расширяли познание мира у подрастающего поколения. Загадки служили одним из способов испытания мудрости. Еще до недавнего времени у эвенков загадка была связана с обрядом посвящения юноши в самостоятельного мужчину с проверкой его зрелости. Так, после удачной охоты на крупного зверя в чуме молодого охотника собирались сородичи. Во время угощения старейший рода задавал юноше загадки. Если юноша давал правильные ответы и получал одобрение у присутствующих, он говорил слово «давдым» (я победил, одолел, выиграл). Если же он затруднялся дать правильный ответ, то отец его говорил: «давдаран» (не осилил, сдался, проиграл). Перед каждой загадкой старейший протяжно произносил: «кэ!» (ну). В чуме стояла тишина. Все следили за испытуемым. После того, как старейший рода произносил: «Ну, достаточно», - отец испытуемого объявлял результат: «Всё же победил!». Дважды, трижды, семь раз, в зависимости от того, сколько загадок было отгадано. Загадки широко бытовали и в повседневной жизни. Их загадывали обычно вечером, причем мужчины загадывали мужчинам, женщины - женщинам. 3.Виды эвенкийских загадок. По своему содержанию загадки делятся на следующие темы: 1) Человек и человеческое тело. 2)Жилище и предметы домашнего обихода. 3)Орудия труда и промысла. 4)Природа и явления природы. 5) Животный и растительный мир. 6)Современные загадки. У разных эвенкийских групп имеются разные варианты об одном и том же предмете. Например: «Вокруг озера куропатки сидят» (Зубы), или: «Внутри горы овцы пасутся» (Зубы). Во второй группе все загадки отражают быт эвенков: чум, остов чума, таган, дверь, седло, нарта, котел, чайник. Загадки третьей группы отражают орудия труда, промысла: лук, стрела, ружье, капкан, сеть, невод и т.д. Загадки последних двух групп касаются природы, окружающего мира, животных, растительности.

Например: «Шкура лежит большая, вся в дырочках» (Звезды).

Во время работы над проектом мы выяснили, что в наших библиотеках очень мало источников с эвенкийскими загадками. Поэтому с ребятами нашего класса мы решили выпустить планшет «Эвенкийские загадки», который будет храниться в классе и им могут пользоваться ребята других классов.

IV. Заключение.

Итак при работе мы выяснили, что эвенкийская загадка в отличии от русской содержит вопрос. Содержание загадок зависит от условия проживания народов. Загадки эвенков были тесно связаны с обрядом посвящения юноши в самостоятельного мужчину.




























Список литературы: Аникин В.П. Русское народное поэтическое творчество. Л.: Просвещение, 1987. -125 с. Афанасьева Е.Ф. «Сборник загадок, пословиц, поговорок, примет». Автор составитель: Григорьева М.Н. Учимся сочинять загадки. Начальная школа. - 2003. - №4. - С.33

Издательство «Бэлинг» Улан-Удэ 1999г

Материалы сайта «Осиктакан»: tvsh2004.narod.ru



© 2010-2022