Проблемы влияния СМИ на формирование духовно-нравственных ценностей детей младшего школьного возраста

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проблемы влияния СМИ на формирование духовно-нравственных ценностей детей младшего школьного возраста Под влиянием глобализации и системной открытости возникают новые ценности и приоритеты, меняются стандарты поведения, исторически используемые обществом в повседневной деятельности. Наиболее динамичной средой и мобильной частью социума, которая быстро реагирует на все происходящие изменения, является учащиеся. Ценностный и духовный мир молодого поколения формируется как продукт взаимодействия социальных институтов, важнейшими из которых являются семья (система и среда воспитания), школа (образовательная система и среда), государство (политическая система и среда), средства массовой информации (медиасистема и среда). Средства Массовой Информации (далее СМИ) - детище современной культурологической теории, введенной для обозначения особого типа культуры информационного общества, являющейся посредником между обществом и государством. Роль СМИ в обществе растет невиданными ранее темпами, являясь комплексным средством освоения человеком окружающего мира в его социальных, интеллектуальных, нравственных, художественных, психологических аспектах. Сегодня доступ к СМИ - это необходимое условие формирования всесторонне развитой личности. Они влияют на различные этапы и стороны информационного процесса в обществе, но поток информации в современном мире настолько разнообразен и противоречив, что самостоятельно разобраться в нем не под силу отдельному человеку. В информационную эпоху роль СМИ в формировании общественных ценностей, ориентаций и воззрений значительно возрастает. Медиа все глубже стали проникать в жизнь людей и оказывать динамичное и целенаправленное воздействие на массовое сознание. Это привело к тому, что индивиды, составляющие массу, стали жить в мире «информационных фантомов», насаждаемых СМИ. За последние 30 лет перед школьным образованием поставлена задача формирования системы ценностей, которая опирается на историческую преемственность поколений, сохраняет, транслирует и развивает традиции российского государства. Это идеологический фундамент Федерального государственного образовательного стандарта, в основе которого лежит «Концепция духовно-нравственного воспитания». Рассмотрению различных манипулятивных технологий, используемых, в частности, современными СМИ, посвящены монографии многих ученых (E.JI. Доценко, Г.С.Мельник, Т.В. Науменко, Ю.А. Шерковина). Однако, несмотря на существование целого ряда теорий медиаобразования в России и попыток использования этих материалов для воспитания школьников, педагоги не предлагают конкретных разработок, позволяющих воздействовать на систему ценностных ориентаций детей, складывающуюся под влиянием телевидения. Таким образом, противоречие заключается в том, что, несмотря на остроту проблемы влияния телевидения на формирование ценностных ориентаций детей, в настоящее время она недостаточно полно подвержена теоретическому анализу, который мог бы способствовать выработке практических рекомендаций, направленных на преодоление негативного влияния на ценностную систему современных детей.



© 2010-2022