Обучение грамоте Тема: Звук и буквы

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока 13
Письмо больших и малых овалов, их чередование.
Письмо коротких наклонных линий

Педагогическая цель Создать условия для ориентировки в прописи, в рабочей строке, отработки написания элементов букв: больших и малых овалов, коротких наклонных линий; рисования узоров и бордюров, обведения по контуру предметов, штриховки, деления слова на слоги, определения места ударения в слове, слога-слияния

Тип урока Решение частной задачи

Планируемые
результаты
(предметные) Выполняют игровое упражнение с палочками; знают и соблюдают правила посадки при письме, обращения с карандашом; знают и ориентируются в рабочей строке; пишут элементы букв: большие и малые овалы, короткие наклонные линии; рисуют узоры, бордюры; обводят по контуру и штрихуют предметы, делят слово на слоги, определяют место ударения в слове, слоги-слияния

Личностные
результаты Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, уясняют мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения; проявляют эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание сверстникам в неудачном выполнении ими заданий и упражнений; работают на результат

Универсальные
учебные действия
(метапредметные) Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств ее осуществления; планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: овладевают логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; строят рассуждения

Основное содержание темы, понятия
и термины Игровое упражнение с палочками, правильная посадка при письме, правильное обращение с карандашом во время письма, элементы букв: большие и малые овалы, короткие наклонные линии; узоры, бордюры, штриховка, обведение по контуру: слово, слог, ударение, ударные и безударные гласные, слог-слияние, схема слова

Образовательные
ресурсы 1. Простой и цветные карандаши. 2. Физкультминутки / авт.-сост. С. А. Левина, С. И. Тукачева. - Вып. 1. - Волгоград : Учитель, 2012

Сценарий урока

Этапы
урока

Формы,
методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма
контроля

осуществляемые
действия

формируемые
умения

1

2

3

4

5

6

I. Организация
начала урока

Фронтальная, индивидуальная

Приветствие. Проверка готовности к уроку (наличие на столе учебной тетради «Прописи 1», остро заточенных простого карандаша (ТМ) и цветных карандашей, ластика, точилки для карандашей)

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок

Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок

Индивидуальный. Проверка готовности к уроку

II. Постановка учебной задачи

Фронтальная, индивидуальная;
беседа; словесный

- Откройте прописи на с. 21-23, подумайте и скажите, какие задания и упражнения предложил вам наш друг Карандашик.


- Что необходимо для успешного выполнения работы?

Отвечают на вопросы:

- Будем отрабатывать написание больших и малых овалов, коротких наклонных линий,
рисовать узоры и бордюры, обводить по контуру и штриховать различными способами предметы, учиться делить
слово на слоги, определять
место ударения в слове, слоги-слияния.

- Внимательность, четкое следование указаниям педагога, терпение, старание, доведение начатого дела до конца

Формулируют ответы на вопросы, прогнозируют содержание урока, внимательно слушают

III. Актуализация

Фронтальная, инди-

- Правильно. Но не менее важным является тот настрой, с которым человек при-

Внимательно слушают, вы-


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

опорных знаний.

1. Игровое упражнение с палочками «Мое настроение»

видуальная; упражнение для развития мелкой моторики; практический, сло-
весный

нимается за выполнение задания. Это мой настрой на урок.

Учитель демонстрирует изображение лица, сложенного из палочек.

Обучение грамоте Тема:Звук и буквы

Учитель раздает каждому учащемуся палочки.

- Выложите из палочек лицо, отражающее ваш настрой на урок


Выполняют упражнение

полняют упражнение с палочками (по замыслу
учащегося)

2. Работа со схемами слов

(с. 21-22)*

Фронтальная, индивидуальная;
беседа с опо-рой на схему слова;
словесный, практи-
ческий

- Откройте с. 21. Посмотрите на рисунок
в левом верхнем углу страницы. Что изображено на картинке?

- Произнесите слово кран. Установите
количество слогов.

- Назовите слоги-слияния.

- Как образуются слоги-слияния?

- Какие звуки произносятся отдельно?

- Они являются слогами-слияниями?

- Определите ударный слог.

- Найдите схему слова кран

Отвечают
на вопросы:

- Кран.

- Один слог.

- -Ран.

- Путем слитного произнесения согласного и гласного
звуков.

- [к], [н].

- Нет.

- Кран.

Выполняют задание

Формулируют ответы на вопросы, рассматри-
вают и описы-
вают содержание иллюстраций, соотносят схему со сло-
вом, определяют количество слогов в слове, место ударения в слове, слог-слияние

Индивидуальный. Соотне-
сение схемы
и слова, определение ко-
личества слогов, ударного слога

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

3. Беседа «Игруш-ки»

Фронтальная, индивидуальная; беседа; игра; словесный

- Что еще изобразил художник в верхней части страницы?

- Как одним словом назвать мишку, лошадку, мячик?

- Расскажите, как надо обращаться с игрушками.

- Предлагаю игру «Доскажи словечко».
Я читаю строки из известного цикла сти-
хотворений А. Барто «Игрушки» (демонстрирует книгу), а вы заканчиваете строку.

Мишка

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу -

Потому что он … .

Лошадка

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду … .

Мячик

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

- Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке … .

Отвечают на вопросы:

- Мишку, лошадку, мячик.

- Игрушки.

- Бережно. При необходи-
мости чинить. После игры
убирать.

Заканчивают стихотворную фразу:

- Хороший.

- В гости.

- Мяч

Формулируют ответы на вопросы, внимательно слушают, используют
в речи обоб-
щающие слова, участвуют в игре «Доскажи словечко», рас-сматривают
содержание иллюстраций


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

4. Пальчиковая гимнастика

Фронтальная, индивидуальная; упражнение для развития мелкой моторики; практический, сло-
весный

- Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику.

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать.

Выполняют пальчиковую
гимнастику:

Дети вытягивают руки вперед, сжимают и разжимают кулачки. Повторяют упражнение несколько раз

Внимательно слушают, выполняют упражнение в соответствии с показом учителя

Индивидуальный. Правильное выполнение упражнения для мелкой моторики пальцев рук

IV. Закрепление знаний и способов действий.

1. Рисо-
вание
узоров
(с. 21-22)

Индивидуальная; практический

- Правильно сядьте, положите учебную тетрадь на стол, возьмите карандаш. Выберите, обведите по контурным линиям и продолжите написание узоров из известных вам элементов на с. 21-22.

- По окончании работы определите, какой предмет в узоре у вас получился лучше всего, обведите его в круг карандашом красного цвета

Выполняют задание.

Обводят в круг тот предмет,
который у них получился лучше всего

Обводят пред-
меты по контурным линиям,
самостоятельно рисуют узоры, ориентируются в рабочей
строке

Индивидуальный. Рисование узоров

2. Пись-мо больших и малых овалов в чередовании

(с. 22)

Фронтальная, индивидуальная; объяснение написания элементов букв; словесный, практический

- Откройте с. 22.

- Скажите, какой элемент дан в нижней
части страницы?

Учитель ведет показ написания элемента,
сопровождая объяснением:

- Малый овал начинаем писать с точки, чуть ниже верхней рабочей строки, на счет -и ведем закругление влево, не нажимая
на карандаш, касаясь верхней линии рабо-

Отвечают на вопросы:

- Большой и малый овал
в чередовании.

Формулируют ответы на вопросы, внимательно слушают, выполняют задания согласно указаниям учи-
теля, ориенти-
руются в учеб-

Индивидуальный. Письмо больших и малых овалов

в чередовании, проверка правильной посадки при письме, вер-

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

чей строки, на счет -раз опускаем линию вниз, сильно нажимая на карандаш, чуть
закругляя ее, на счет -и, не нажимая на карандаш, закругляем линию вправо, касаясь нижней линии рабочей строки, и ведем вверх до начальной точки письма. Большой овал пишется аналогично.

- Правильно сядьте, положите учебную тетрадь на стол, возьмите карандаш, обведите элемент по контурным линиям, а затем продолжите самостоятельное написание элемента. По окончании работы определите, какой из написанных элементов у вас получился лучше всего, обведите его в круг карандашом красного цвета

Пишут данный элемент
в воздухе.

Выполняют задание.

Обводят в круг тот предмет,
который у них получился
лучше всего

ной тетради, соблюдают правильную посадку за столом, верное обращение с карандашом, правильное положение тетради

ного обращения с каран-
дашом

Физкультминутка «Заводные иг-
рушки»

Коллективная. Практический

Учитель читает стихи, дети выполняют движения.

Посмотрите, в магазине

Все игрушки на витрине:

Заводные зайчики,

Куколки и мячики,

Пушистые котята,

Матрешки, медвежата -

Все на полочках сидят,

С нами поиграть хотят.

Вот солдатики стоят,

Начинается парад!

Выполняют движения
по тексту.

Широко развести руки
в стороны.

Присесть.

Прыжки.

И. п. - стойка «смирно».

Маршируют друг за другом.


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

Раз, два, три, четыре, пять -

Начинаем мы шагать.

Вот бегут машины,

Шуршат своими шинами,

Желтые и красные -

Все такие разные.

Бум-бум, тра-та-та!

Барабан гремит с утра -

Зайчики играют,

Лапкой ударяют.

Медвежонок взял гармошку,

Поиграть решил немножко.

Раз, два! Поворот…

Он танцует и поет.

Вот матрешки-крошки,

Пестрые одежки,

Яркие платочки,

Розовые щечки.

Вот забавная мартышка,

Обезьяна-шалунишка.

Раз и два, опять наклон,

Хочет поиграть хвостом!

Выполнить дробный топающий шаг с продвижением
вперед. Спина прямая, голову низко не опускать, ноги согнуть в коленях.

Имитируют игру на барабане.

Выполнить легкие прыжки,
попеременно меняя ноги.

Стоят на слегка расставленных и согнутых ногах, имитируют игру на гармошке.
Не спеша, пружиня в коленях
и перенося тяжесть тела
с одной ноги на другую, кружатся вокруг себя.

Руки на поясе, полуприседания с поворотом вправо-влево.
Держать «кончики платочков», выполняя наклоны вправо-влево. Тереть щечки.

Руки согнуть в локтях, развернув ладони наружу и растопырив пальцы. Выполнить наклоны в стороны.


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

Вот утята-малыши,

Тоже очень хороши.

Желтые головки

Наклонили ловко.

Эй, скорее посмотри!

Куклы танцевать пошли.

Ножки выставляют,

В гости приглашают.

Вот какой веселый мячик,

Так и скачет, так и скачет!

Мне б его скорей поймать,

Чтобы снова поиграть.

Всех красивей паровоз:

Две трубы и сто колес.

Ну а едут в нем игрушки -

Куклы, зайчики, петрушки

Выполнить наклоны вперед.
Руки-«крылышки» находятся за спиной, голова при наклоне не опускается.

Руки слегка отвести в стороны и раскрыть ладонями наружу. Поочередно выставлять на пятку правую и левую ноги.

Прыжки.

Имитировать движение
паровозика, выполняя дробный топающий шаг с продвижением вперед

3. Пись-мо короткой наклонной линии (с. 23)

Фронтальная, индивидуальная; объяснение написания элементов букв; словесный, практический

- Рассмотрите с. 23.

- Какой элемент будем писать?

Учитель ведет показ написания элемента,
сопровождая объяснением:

- Короткую наклонную линию начинаем писать с точки на верхней линии рабочей строки, на счет -раз ведем вниз, сильно
нажимая на карандаш, заканчиваем писать на нижней линии рабочей строки.

- Правильно сядьте, положите учебную
тетрадь на стол, возьмите карандаш, обве-дите элемент по контурным линиям,

Ответы на вопросы:

- Короткую наклонную линию.

Пишут данный элемент
в воздухе.

Выполняют задание.

Обводят в круг тот предмет,
который у них получился

Формулируют ответы на вопросы, внимательно слушают, выполняют задания согласно указаниям учителя, ори-
ентируются в учебной тетради, соблюдают правильную

Индивидуальный. Письмо короткой наклонной линии, проверка правильной посадки при письме, верного обращения
с карандашом

Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

а затем продолжите самостоятельное написание элемента. По окончании работы определите, какой из написанных элементов у вас получился лучше всего, обведите его в круг карандашом красного цвета.

- Этот элемент встречается в написании букв к, н, п, т, ю

лучше всего

посадку за столом, верное обращение с карандашом, правильное положение тетради

V. Рефлексивно-оценочный

Фронтальная, индивидуальная;
беседа; словесный

- Что делали на уроке?

- Что помогло вам выполнить задания?

- Можете выполнить письмо узоров и бордюров на с. 21-23, разукрасить рисунки. К следующему уроку принести учебную тетрадь «Прописи 1», остро заточенные простой карандаш (ТМ) и цветные карандаши, ластик, точилку для карандашей

Отвечают на вопросы:

- Учились работать в рабочей строке, писать элементы букв, делили слова на слоги, определяли ударный слог.

- Справиться с работой помогли навыки работы карандашом, внимательность, аккуратность, терпение, уверенный настрой на урок

Формулируют ответы на вопросы, проводят внутренний анализ своей деятельности, дают самооценку



* Работа со схемами слов «мяч» (с. 21), «курица», «цып» (с. 22) проводится по аналогии с работой по схеме слова «кран» (с. 21).



© 2010-2022