Рабочая программа факультативного курса Легко, если вместе, 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент образования администрации Нижнеилимского района

Муниципальное общеобразовательное учреждение « Новоигирменская СОШ №1»

Рассмотрено

МО__________

Протокол № 1

От «__»_______2012г.

Руководитель МО

______ Л.М. Шестакова

Согласовано

Методсовет

Протокол №

«__»_______2012г

Зам директора по НМР

________Е.В. Колесникова

Утверждаю

Приказ № ________

от «___»_____2012г.

Директор МОУ

«Новоигирменская СОШ №1»

________В. В. Колесников







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

проектной мастерской

«ЛЕГКО, ЕСЛИ ВМЕСТЕ»

для 3-а класса

уровень: общеобразовательный

учитель: Сидорова надежда Анисимовна

квалификационная категория отсутствует







Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта начального общего образования.



2012-2013 учебный год

Пояснительная записка


Введение федеральных государственных образовательных стандартов требует развития новых методов и форм образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, ее творческой инициативы, с формированием навыка самостоятельного движения в информационных полях, универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем в профессиональной деятельности, в самоопределении. Для того, чтобы выполнить социальный заказ, необходимо формировать у обучающихся исследовательское поведение, способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах. Чем раньше погружать ребенка в эту деятельность, тем больше вероятность получить желаемый результат. Реализация программы «Легко, если вместе» направлена на создание условий для становления гражданской идентичности личности, для проявления потребности в социальной активности детей и их творческом самовыражении. В процессе работы формируются такие личностные характеристики как любознательность, целеустремленность, способность к организации собственной деятельности, к взаимодействию с другими детьми, стремление делать полезные дела, ответственность, доброжелательность. Актуальность программы состоит также в том, что дети участвуя в проекте, разработанном ими самими, получают ценный опыт общественного действия, удовлетворяют свои духовные, познавательные, творческие, социальные потребности. Используя разные виды деятельности, инициированные учителем и предложенные самими учениками, обучающиеся не только формируют компетентности в различных областях знания, но и самостоятельно создают продукт, имеющий значимость для других. Реализуя программу, учитель создает такие условия для творчества, что становятся востребованными любые способности и увлечения детей, что многократно повышает их мотивацию и интерес к совместной деятельности. Цель программы - формирование у обучающихся опыта социального общественного действия через включение их в самостоятельную общественную практику.

Задачи программы:

- формирование интеллектуально - познавательных потребностей детей;

- формирование у обучающихся компетенций, необходимых для исследовательской деятельности;

- формирование навыков коммуникативной культуры для взаимодействия с одноклассниками и взрослыми людьми;

- воспитание доброжелательности, ответственности;

- воспитание осознанного стремления трудиться на благо себя и других;

- формирование регулятивных качеств личности.


Общая характеристика курса Данная программа проектной деятельности предназначена для учащихся начальных классов и ориентирована на формирование социальной компетентности детей, их готовности к саморазвитию, к активной совместной творческой деятельности на благо себе и других. Она актуализирует проблему совершенствования и самосовершенствования личности ребенка на основе принципов гуманизма, формируя общечеловеческие ценности. Содержание учебных занятий, методы работы учителя должны способствовать воспитанию у обучающихся любви к своей школе, своему краю, заботы, ответственности, чувства долга, толерантности, экологического сознания, а также стремления к познанию, целеустремлённости, настойчивости. Учебный курс строится на принципах системно-деятельностного, рефлексивного, проблемно-ситуативного подходов, диалогического общения. Программа имеет комплексный характер. Направление программы - социальное и познавательное. Объем программы - 17 часов. Программа является учебно-воспитательной и носит комплексный характер. Состоит из следующих модулей: «Коллективное творчество» (4ч.), «Из следопытов в исследователи» ( 5ч.), «Наш проект» ( 8 ч.). Все они согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения содержания курса, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый с учетом возрастных особенностей и возможностей младших школьников в рамках отведенного времени. Занятия первого модуля «Коллективное творчество» способствуют развитию у учащихся умений межличностного взаимодействия в группе, формированию навыков коллективного планирования, анализа личной и групповой работы, рефлексии, условий для формирования адекватной объективной самооценки. На занятиях второго модуля «Из следопытов в исследователи» даются первоначальные представления об учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности, ее методах и формах, формируются умения сохранять, принимать учебную задачу и выполнять ее в индивидуальной и совместной деятельности. Ученики планируют свою деятельность, действуют по составленному плану. Учитель создает условия для формирования внутренней позиции школьника, его положительной «Я-концепции». Проекты необходимо реализовывать в строгой последовательности, т.к. курс построен по принципу - от простого к сложному, а основы универсальных учебных действий, которые формируются в процессе подготовки и реализации основного модуля (третий модуль), закладываются на занятиях первых двух модулей. Программа «Легко, если вместе» является также пропедевтическим курсом для осуществления исследовательской деятельности в 4-м классе и основной школе.
Место программы в основной образовательной программе НОО Программа продолжает урочную деятельность, т. к. развивает у обучающихся умение учиться и организовывать свою деятельность - формулировать с помощью учителя цели и задачи предстоящей деятельности, планировать работу, осуществлять ее контроль и оценку, формировать навыки взаимодействия с одноклассниками и педагогом. Она преемственна по отношению ко всем курсам основной образовательной программы для начальной школы. Опираясь на знания детей, полученные на уроках, она расширяет и углубляет их, дополняет занятиями практической направленности. Программа призвана реализовывать все направления программы интеллектуально - познавательного и духовно - нравственного развития учащихся, способствует развитию нравственных чувств и этического сознания, развитию трудолюбия и творческого отношения к порученному делу, развитию ценностного отношения к прекрасному, к природе. Занятия проводятся по 1 часу в неделю со второго полугодия в рамках внеурочной деятельности.
Ценностные ориентиры программы

Ценность добра - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты научно-популярных произведений литературы.

Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность труда и творчества - осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность человечества - осознание себя частью общества, для существования в котором необходимы мир. сотрудничество, толерантность, уважение к мнению окружающих.

Результаты освоения программы.
Личностные универсальные учебные действия. У учащихся будут сформированы: - самостоятельность в разных видах деятельности, навыки самоанализа и самоконтроля, - уважение и принятие ценностей микроколлектива и микросоциума, где они проживают часть своей жизни, - уважительное отношение к иному мнению, - положительное отношение к школе,

- навыки взаимодействовия со взрослыми и сверстниками через участие в совместной деятельности. Обучающиеся получат возможность научиться:

- овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, - развить личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, - ориентироваться в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей,

- сформировать эстетические ценности и чувства,

- развить доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость,

- научиться оценивать себя по критериям, предложенным взрослыми,

- сформировать элементарные основы экологической культуры.


Регулятивные универсальные учебные действия Учащиеся научатся:

- принимать и сохранять учебную задачу, - в сотрудничестве с учителем учитывать выделенные педагогом ориентиры действий в новом учебном материале,

- переносить навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации,

- оценивать правильность выполнения действия на уровне оценки соответствия результатов требованиям данной задачи,

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей и родителей.


Коммуникативные универсальные учебные действия Учащиеся научатся:

- первоначальным навыкам работы в группе: распределять роли, обязанности, выполнять работу, осуществлять контроль деятельности, - задавать вопросы,

- учитывать в общении и во взаимодействии возможность существования у людей различных точек зрения.

Обучающиеся получат возможность научиться: - адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, владеть диалогической формой общения, - формулировать собственное мнение и позицию, - развить навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Познавательные универсальные учебные действия Учащиеся научатся: - слушать и понимать речь других людей, - работать по предложенному учителем плану, - выделять и формулировать познавательную цель и проблемы с помощью учителя, включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

Обучающиеся получат возможность научиться: - строить сообщения в устной и письменной форме, - устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений, - обобщать, - устанавливать аналогии, - использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями.

Содержание программы «Легко, если вместе» Модуль 1 «Коллективное творчество» - 4 часа. Задачи: - формировать навыки коллективного и группового взаимодействия с одноклассниками и педагогом, - воспитывать доброжелательность, ответственность, чувство эмпатии, - воспитывать осознанное стремление трудиться на благо других, - формировать навыки планирования и анализа своей деятельности, - формировать умения адекватно оценивать свою работу.
Занятия 1 - 4 «Поезд нашего класса» Цель: познакомить обучающихся с правилами групповой работы, развивать умения межличностного взаимодействия в паре и в коллективе в процессе игры, формировать навыки коллективного планирования, развивать творческие способности детей, создавать условия для формирования адекватной объективной самооценки.

Содержание: знакомство с сюжетом игры (начало путешествия учащихся класса на сказочном поезде); выбор способа, по которому узнают и соберутся пассажиры сказочного поезда; распределение вагончиков сказочного поезда; коллективная работа по размещению в них пассажиров (сверстников и взрослых); изображение своих попутчиков и украшение вагончиков поезда; индивидуальная работа по созданию образа своего поезда (герб класса); выбор лучших композиций изображаемого; создание общей композиции поезда по коллективно спланированному сюжету; подготовка к представлению групповой работы; анализ индивидуальной, парной и совместной деятельности; представление групповой работы. Форма: коллективная творческая игра «Поезд нашего класса».
Продукт деятельности: реально действующая карта для экстренного сбора или оповещения учащихся, серия иллюстраций «Поезд нашего класса» (деление учащихся класса на микрогруппы для выполнения определенных поручений), «герб» нашего класса.
Модуль 2 «Из следопытов в исследователи» - 5 часов. Задачи: - дать первоначальные представления о учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности, ее методах и формах, - формировать умения сохранять, принимать учебную задачу и выполнять ее в индивидуальной и совместной деятельности, - формировать умения планировать свою деятельность, действовать по составленному плану, - формировать внутреннюю позицию школьника, положительную «Я-концепцию ребенка».
Занятие 1 «Удивительная наша планета». Цель: мотивация детей к исследовательской деятельности, развитие познавательного интереса обучающихся в области естественных наук. Содержание: Многообразие мира растений Земли. Приспособление растений к разному климату. Строение растений. Экскурсия в парковую зону. Многообразие мира животных. Приспособление их к условиям окружающей жизни. Формы: беседа, проектная деятельность, экскурсия.
Занятие 2 «Научные исследования. Зачем человек исследует мир?» Цель: формировать представление об исследовании как способе познания окружающего мира, формировать мотивацию для развития в себе качеств исследователя, создавать условия для развития конвергентного и дивергентного мышления.

Содержание: Работа в группах с детской энциклопедией. Постановка проблемы. Дискуссия «Способы решения проблемы». Беседа «Зачем человеку нужны исследования? Что такое исследование?».

Форма: беседа, дискуссия.

Занятие 3 «Методы исследования».

Цель: формировать представления о методах исследования, формировать элементарные исследовательские умения и навыки. Содержание: беседа о способах познания окружающего мира. Продуктивная игра «Как мы познаем окружающий мир». Форма: продуктивная игра.
Занятие 4 «Учимся работать с научно-познавательной литературой». Цель: формировать навыки работы с текстом. Содержание: знакомство с научно-познавательной литературой. Виды научно-познавательной литературы, ее классификация. Подготовка презентации научно-популярной статьи. Форма: творческий проект.
Занятие 5 «Методы анкетирования и опроса». Цель: формировать представления о методах анкетирования и опроса, отрабатывать умения проводить опрос и анкетирование. Содержание: Методы анкетирования и опроса. Обработка результатов. Практикум по группам. Форма: тренинговая.
Продукт деятельности: научный доклад (выступают основной докладчик и содокладчики)
Модуль 3 «Наш проект» - 8 часов. Задачи: - формировать основы здорового образа жизни и экологической культуры;

- формировать навыки социализации: коллективного и группового взаимодействия с одноклассниками и родителями одноклассников;

- воспитывать осознанное стремление быть ответственным и трудиться на благо других;

- формировать навыки индивидуальной и групповой рефлексии.
Занятие 1 «Подготовка учащихся к работе над проектом». Цель: познакомить детей со спецификой социального проекта, мотивировать детей на участие в разработке и реализации проекта. Содержание: Фотовыставка «Мы отдыхаем на природе». Беседа «Каким он был осенний поход?» Обсуждение проблем, возникших в осеннем походе. Подведение итогов о необходимости осуществления деятельности по планированию и организации предстоящего весеннего похода. Форма: дискуссия «Выбор проблемы»

Занятие 2 - 5 «Сбор и анализ информации по проблеме». Цель: собрать и проанализировать информацию по выбранной проблеме, касающуюся разных ее аспектов. Содержание: групповая работа по направлениям.

Первая группа «Аналитики» изучает то, как подобная проблема решалась другими детьми в своей школе, нашими родителями (когда они были школьниками), людьми специальных профессий (инструктор по туризму).

Вторая группа «Затейники» изучают способы культурно-оздоровительного досуга в условиях похода. Третья группа «Дизайнеры» продумывает, как будет выглядеть место привала, деление его на зоны, композиции групповых и индивидуальных снимков. Четвертая группа «Финансисты и снабженцы» продумывает проблему привлечения денежных средств с целью приобретения продуктов; проблему поиска и доставки всего необходимого. Форма: групповая работа. Занятие 6-7 «Разработка собственного варианта решения проблемы и реализация плана действий команды». Цель: принять собственный вариант решения проблемы, обработать и систематизировать полученный материал, распределив его по соответствующим разделам проекта. Содержание: обработка и представление наработанных материалов по разделам: - актуальность проблемы для учащихся других классов школы, - информация о различных подходах к решению данной проблемы, ее анализ, - план действий, разработанный и принятый каждой командой. Форма: мини-презентация планируемых действий, дискуссия, поход.

Занятие 8 «Рефлексия и презентация проекта». Цель: представление учащимся других классов и параллелей информации о важности проблемы, объяснить пути решения проблемы, продемонстрировать имеющиеся для этого ресурсы. Содержание: результаты анкетирования учащихся класса и их родителей (представляет аналитическая группа), презентация проекта «Наш поход» детской и взрослой аудитории, ответы нам вопросы слушателей. Вопросы, предложенные детям в анкете: -Чему вы научились, работая над проектом? -Какие умения приобрели? -Что у вас получилось хорошо? -Какие вы видите недоработки? Форма: анкетирование, презентация, коллективное обсуждение.
Продукт деятельности: поход, газета (выпускают аналитики), пакет рекомендаций (план действий, разработанный каждой командой) Тематическое планирование Название темы Дата Направленность занятия Количество часов (аудиторное) Количество часов (внеаудиторное)

Модуль № 1 «Коллективное творчество» (4 часа).

1. Коллективная творческая игра «Поезд нашего класса». План действий для экстренного сбора или оповещения всех учащихся класса.

16.01.

практическое

-

1

2. Коллективная творческая игра «Поезд нашего класса». Распределение вагончиков сказочного поезда. Коллективная работа по размещению в них пассажиров. Изображение своих попутчиков и украшение вагончиков поезда.

23.01.

практическое

1

-

3. Коллективная творческая игра «Поезд нашего класса». Создание образа своего поезда (герб класса).

30.01.

практическое

1

-

4. Коллективная творческая игра «Поезд нашего класса». Выбор лучших композиций изображаемого и создание общей композиции поезда по коллективно спланированному сюжету. Анализ индивидуальной, парной и совместной деятельности.

06.02.

практическое

1

-

Модуль № 2 «Из следопытов в исследователи» (5 часов).

1. «Удивительная наша планета».

13.02.

теоретическое, практическое

1

-

2. «Научные исследования. Зачем человек исследует мир?»

20.02.

теоретическое, практическое

1

-

3. «Методы исследования».

27.02.

теоретическое, практическое

1

-

4. «Учимся работать с научно-познавательной литературой».

06.03.

теоретическое, практическое

-

1

5. «Методы анкетирования и опроса».

13.03.

теоретическое, практическое

-

1

Модуль № 3 - «Наш проект» (8 часов).


1. «Подготовка учащихся к работе над проектом». Фотовыставка. Беседа «Каким он был осенний поход?» Дискуссия. Выбор проблемы. Деление на группы.

20.03.

практическое

1

-

2. Погружение в проблему. Сбор и анализ информации по проблеме. Действия аналитической группы.

03.04.

практическое

-

1

3. Погружение в проблему. Сбор и анализ информации по проблеме. Действия группы затейников.

10.04.

практическое

-

1

4. Погружение в проблему. Сбор и анализ информации по проблеме. Действия группы дизайнеров.

17.04.

практическое

-

1

5. Погружение в проблему. Сбор и анализ информации по проблеме. Действия группы финансистов и снабженцев.

24.04.

практическое

-

1

6. Разработка собственного варианта решения проблемы.

08.05.

практическое

1

-

7. Реализация плана действий каждой команды. Поход.

15.05.

практическое

-

1

8. Рефлексия и презентация проекта.

22.05.

практическое

-

1


Материально-технического обеспечения образовательного процесса Для реализации программы «Легко, если вместе» необходимы следующие объекты и средства материально-технического обеспечения: - настенные классные и магнитные доски для вывешивания демонстрационного материала, - экран для демонстрации презентаций и видеофрагментов, - демонстрационное оборудование (компьютер, музыкальный центр, мультипроектор, - вспомогательное оборудование для осуществления проектной и исследовательской деятельности (принтер, сканер, фото и видеотехника). Библиотечный фонд: - энциклопедическая и справочная литература, - научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса.


© 2010-2022