- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по музыке
Рабочая программа по музыке
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гончикова И.В. |
Дата | 16.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА
МУЗЫКА 1 КЛАСС
для УМК образовательной системы «ШКОЛА РОССИИ»
Рабочая программа по музыке в 1 классе составлена в соответствии с нормативными документами и методическими рекомендациями:
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.1Регулятивные УУД2010 г. № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденного приказом МО и Н РФ от 06.10.2009 г. № 373».
- Примерная программа по музыке (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч.- М, «Просвещение», 2011 год).
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015/2016 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2080 от 24.1 Познавательные УУД 2010г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/2016 учебный год».
-
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН Познавательные УУД 4.Познавательные УУД 2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях""
-
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Улекчинская СОШ» на 2015-2016 учебный год.
Рабочая программа включает четыре раздела:
- пояснительную записку, включающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии, требования к уровню подготовки оканчивающих 1 класс, список рекомендуемой учебно-методической литературы;
- учебный план, раскрывающий основные разделы и темы курса, контроль и количество часов
- содержание тем учебного курса
- учебно-тематический план. Основные темы делятся на подтемы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Адресат Программа адресована обучающимся 1-х классов общеобразовательных школ по образовательной системе «Школа России».
2. Соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом МОиН РФ 06.10.2009 г.).
3. Место курса в учебном плане Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение музыки в начальной школе выделяется 135 ч, из них в 1 классе 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели), по 34 ч во 2, 3 и 4 классах (1 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
4. Учебно-методический комплект Образовательная система «Школа России» (заключение РАО от 06.08.2007 г). Для реализации программы используются:
● В.О. Усачёва, Л.В. Школяр. Музыка. 1 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений. - М. : Баласс, 2012
● Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 1 класс: пособие для учителя/ сост. Е.Д. Критская. - М. : Просвещение, 2011
Пособия для учителя:
-
М.А. Давыдова. Поурочные разработки по музыке (универсальное издание). 1 класс. - М.: «ВАКО», 2014
-
М. Хубриков. Багашуул дуулана. - У-У.: «Буряад Yнэн», 2009
5.Результаты изучения курса
Целенаправленная организация и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности способствуют личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма. Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры - народному и профессиональному музыкальному творчеству - направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека. В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания, в том числе воспитывается любовь к своему Отечеству, малой родине и семье, уважение к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми. Художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивают коммуникативное развитие: формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся обуславливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.
Личностные результаты: - укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа; - наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии; - формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой; - приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей; - развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования; - продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных; - развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов. Метапредметные результаты: - наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия; - ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.); - овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера; - применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; - готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства; - планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия; - участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей; - умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии. Предметные результаты: - развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности; - развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека; - общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства; - представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историкокультурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов; - использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности; - готовность применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности; - участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально - хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.
6. Целевая установка Общая цель уроков музыки в ОУ - воспитание музыкальной культуры учащихся. Подразумевается, что данная цель может быть достигнута в ходе решения следующих воспитательных задач:
- Формирования у детей специальных знаний, умений и навыков на уроках музыки;
- Формирования желания активно заниматься музыкальными видами деятельности в ходе урока;
- Развития у детей музыкальных способностей;
- Поощрения творческих музыкальных проявлений;
- Развития интереса к классической музыке;
- Поощрение желания самостоятельно заниматься музыкой.
7. Принципы, лежащие в основе построения программы
- Личностно-ориентированные принципы (принцип развития, принцип творчества, принцип психологической комфортности);
- Культурно-ориентированные принципы (принцип целостного представления о мире, принцип систематичности, принцип непрерывности, принцип ориентированной функции знаний, принцип овладения культурой);
8. Общая характеристика курса Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретённые при её изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно - смысловой сферы, формирования способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям, Отечеству, миру в целом. Изучение музыки в начальной школе направлено на достижение следующих целей: - формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки; - воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов; - развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности; - обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическое движение и импровизация). Цели общего музыкального образования достигаются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержание обучения в процессе освоения способов действий, форм общения с музыкой, которые предоставляются младшему школьнику.
9. Методические приёмы Словесный метод - применяется при знакомстве с новым произведением; Наглядно-слуховой - предлагая произведения для прослушивания или повторяя ранее изученные сочинения; Метод анализа и сравнения - во время беседы по прослушанному произведению, имеет большое значение для развития восприятия музыки; Стимулирующий (или поощрительный) - если учащимся предлагается музыкальная игра; Наглядный - выявляется связь музыкальных сочинений с образами, нашедшими отражение в изобразительном и прикладном видах искусства; Репродуктивный - знакомство с новым материалом. Новыми терминами, демонстрацию певческих умений, разучивание текстов и мелодий песен, дирижёрских жестов.
10. Разновидности занятий Ознакомительное или экспозиционное - если учащиеся начинают изучать какой-то новый раздел, впервые обращаясь к незнакомым понятиям; Доминантное или обобщающее - ученики демонстрируют новые художественные знания, умения, навыки, а педагог сообщает о том, какими именно новыми умениями овладели ребята.
11. НРК. Ценностные ориентиры Ценностными ориентирами для формирования интеллектуального потенциала является возрождение духовной культуры нации, формирование творческой личности средствами эстетического воспитания. Культурная база, заложенная в дошкольном возрасте на должном уровне с сохранением национального колорита, это то, что позволяет человеку саморазвиваться в будущем.
12. Виды контроля В программе предусмотрена многоуровневая система контроля знаний:
- самоконтроль - при введении нового материала,
- взаимоконтроль - в процессе его отработки,
- рубежный контроль
- итоговый контроль
13. Электронные ресурсы Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru school-collection.edu.ru
Учебный план
№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
Из них
Форма контроля
теоретическое
контроль
1
Три музыкальных жанра - песня, танец, марш
9
3
6
с/к, в/к, опрос, текущий, р/к
2
Встреча музыкальных жанров
7
3
4
с/к, в/к, опрос, р/к
3
Как песня, танец и марш ведут нас в оперу, балет, симфонию
9
4
5
с/к, опрос, текущий, р/к
4
Музыкальный язык
8
4
4
в/к, опрос, текущий, и/к
Содержание тем учебного курса
Три музыкальных жанра - песня, танец, марш
Вводное занятие. Вступительная беседа о назначении и содержании уроков музыки.
Марш и песня.
Закрепление понятий «марш», «песня».
Ш. Нимбуев, Д. Аюшеев. Тоб-тоб дэбхэрээб.
Танец.
Народная песня. Булжамуурай наадан.
Народная песня. Хорин сагаан хургаяа.
Обобщение.
Встреча музыкальных жанров
Песня, танец, марш.
Встреча музыкальных жанров.
Повторение и инсценировка новогодних песен.
Ц.Жимбиев, Б.Ямпилов. Ёлкын дуун.
Как песня и марш ведут нас в оперу, балет, симфонию
Балет.
Опера.
В. Лубсанов. Сагаалган.
Симфония.
Ц.-Д.Дондогой, Б.Цырендашиев. Эжыдээ.
Песня, танец, марш ведут в оперу, балет, симфонию.
Музыкальный язык
Выразительные средства музыки. Высота.
Тембр.
Лад.
Т.Доржиева, М.Хубриков. Yхибүүдэй ёохор.
Музыкальный театр.
Б.Баяртуев. Чебурашка болон тэдэнэй нүхэд.
Обобщение и закрепление знаний, полученных в течение учебного года.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
Из них
Форма контроля
Дата
теоретические
Практические
1
Три музыкальных жанра
7
3
6
Урок 1 Вводное занятие. Вступительная беседа о назначении и содержании уроков музыки.
1
1
-
самоконтроль
04.09.
Уроки 2-3 Марш и песня
2
1
1
взаимоконтроль
11.09.
18.09.
Урок 4 Закрепление понятий «марш», «песня»
1
-
1
опрос
25.09.
Урок 5 Ш. Нимбуев, Д. Аюшеев. Тоб-тоб дэбхэрээб.
1
-
1
текущий
02.10.
Урок 6 Танец
1
1
-
09.10.
Урок 7 Народная песня. Булжамуурай наадан.
1
-
1
16.10.
Урок 8 Народная песня. Хорин сагаан хургаяа.
1
-
1
23.10.
Урок 9 Обобщение
1
-
1
рубежный
30.10.
2
Встреча музыкальных жанров
7
3
4
Урок 1 Песня, танец, марш
1
1
-
опрос
13.11.
Уроки 2-4 Встреча музыкальных жанров
3
1
2
самоконтроль
20.11.
27.11.
04.12.
Уроки 5-6 Повторение и инсценировка новогодних песен
2
1
1
взаимоконтроль
11.12.
18.12.
Урок 7 Ц.Жимбиев, Б.Ямпилов. Ёлкын дуун.
1
-
1
рубежный
25.12.
3
Как песня, танец и марш ведут нас в оперу, балет, симфонию
9
4
5
Урок 1 Балет
1
1
-
опрос
15.01.
Уроки 2-3 Опера
2
1
1
текущий
22.01.
29.01.
Урок 4 В. Лубсанов. Сагаалган.
1
-
1
опрос
05.02.
Уроки 5-6 Симфония
2
1
1
19.02.
26.02.
Урок 7 Ц.-Д.Дондогой, Б.Цырендашиев. Эжыдээ.
1
-
1
самоконтроль
04.03.
Уроки 8-9 Песня, танец, марш ведут в оперу, балет, симфонию
2
1
1
рубежный
11.03.
18.03.
4
Музыкальный язык
8
4
4
Урок 1 Выразительные средства музыки. Высота.
1
1
-
взаимоконтроль
01.04.
Урок 2 Тембр
1
1
-
взаимоконтроль
08.04.
Урок 3 Лад
1
1
-
опрос
15.04.
Урок 4 Т.Доржиева, М.Хубриков. Yхибүүдэй ёохор.
1
-
1
текущий
22.04.
Уроки 5-6 Музыкальный театр
2
1
1
29.04.
06.05.
Урок 7 Б.Баяртуев. Чебурашка болон тэдэнэй нүхэд.
1
-
1
13.05.
Урок 8 Обобщение и закрепление знаний, полученных в течение учебного года
1
-
1
итоговый
20.05.
Итого
33
14
19
Дополнительные обобщающие материалы
Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.
Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей.
Видеофильмы с записью выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов.