Лес - сокровищница природы

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Лес - сокровищница природы.

Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Многопрофильный лицей г. Вятские Поляны»

612960 Кировская область, г Вятские Поляны, ул .Азина 45,

тел.:(83334)6-11-80,6-23-87, е-mail:[email protected], vplicei.ru






Школа полного дня.



Тема: «Лес - сокровищница природы» (сценарий внеклассного занятия кружка «Юный краевед»).



Автор: Золотова Елена Николаевна

учитель начальных классов





















2015 г.





Аннотация . Сценарий занятия «Лес - сокровищница природы» из программы по краеведению призвана изложить содержание учебного предмета - «Краеведение» и полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом в структуре и организации обучения и воспитания первоклассников, которым важно в интересном изложении материала научиться - самостоятельно пополнять знания, умения по использованию разнообразной справочной литературы и интернета. Содержание предмета - кружка «Юный краевед» отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, исторические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения уч-ся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне. Именно такие занятия обогащают учащихся знаниями, приобщают к чтению, формируют интерес к своему наследию и сохранению экологической культуры подрастающего поколения. Таким образом, такие занятия необходимы для приобщения учащихся к их культурному наследию.





















Пояснительная записка. В целях формирования экологической культуры подрастающего
поколения; вовлечения детей в творческую, практическую деятельность по охране и защите леса; дальнейшего развития методической и организационно- массовой работы в системе дополнительного эколого-биологического образования данное занятие по программе кружка « Юный краевед» предполагает цель и комплексные задачи. Цель: способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся, пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Вятского края, воспитанию любви к природе родного края. Задачи: В области образования: расширение и углубление знаний учащихся дополняющих школьную программу по истории, биологии, географии, литературе, ОБЖ,; приобретение знаний, умений и навыков в краеведческой работе. В области воспитания: содействие гармоничному развитию личности школьника; совершенствование духовных и физических потребностей; формирование жизненной самостоятельности и деловых качеств; гуманное отношение к окружающей среде; воспитание патриотизма, любви к родному краю; создание условий для социальной адаптации и профессионального самоопределения. Актуальность обучения предполагает формирование понятий о малой Родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живёшь, природе. Среда обитания и человек неразрывно связаны; необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром первоклассников. Занятия составлено в технологии деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон. Игровая форма занятия создаётся при помощи групповых форм деятельности первоклассников для побуждения интереса к теме занятия. Качественно новый результат - владение умениями активизации собственной деятельности и поиска путей решения проблемы (большой объём информации занятия) через работу каждого первоклассника на рефлексивной основе.















































Содержательная часть.

Тип занятия: ОНЗ.

Кружок. Юный краевед.

Тема: «Лес - сокровищница природы».

Автор: Елена Николаевна Золотова КОГОАУ « Многопрофильный лицей» г. Вятские Поляны.

Основные цели:

1) формировать желание узнавать новое по теме «Лес».

2) актуализировать представления о понятиях «лес», «сокровищница»,

3)воспитывать желание узнавать и удивляться.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, аналогия, обобщение.



Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности:

Цель:

1) создать мотивацию к учебной деятельности на уроке путём обращения к внутреннему состоянию каждого;

2) определить содержательные рамки урока: длина.

Организация учебного процесса на этапе 1:

К С О Р О В И Щ Н Ц А И

Составьте из данных букв слово. (Сокровищница.)

А что такое сокровищница?

СОКРО́ВИЩНИЦА, сокровищницы, жен. (книжн.).

1. Помещение, место для хранения сокровищ (устар.).

2. перен. Богатый запас, скопление чего-нибудь ценного, высоко ценимого.

Прочитайте тему нашего занятия.

«Лес - сокровищница природы».

Как вы думаете, о чём, мы узнаем на нашем занятии?

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

Цель:

1) актуализировать представления о понятиях «сокровищница», «лес»;

2) тренировать вариативность мышления, мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

4) организовать фиксацию образовательной цели и темы занятия;

5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.

Организация учебного процесса на этапе 2:

1) Актуализация понятия «сокровищница», «лес», « природа»,

Что называют сокровищницей?

Что такое лес?

Лес - более или менее значительное пространство, заросшее деревьями, и вся растительность, покрывающая почву между деревьями, состоящая из кустарников, трав, папоротников, грибов и т. Д

Лес - составная часть природы.

-А природа?

Слово «природа» часто употребляется в значении естественная среда обитания (всё, что не создано человеком).

2) Актуализация понятий «лес - сокровищница природы»

. В сокровищнице природы представлены настоящие дары природы, необходимые для естественной красоты, чистоты и здоровья.


Красит спозаранку

Солнце край небес,

Скатерть-самобранку

Расстилает лес.

Хватит угощенья

У него для всех:

Сладкие коренья,

Мед, грибы, орех.


Автор: Т. Шорыгина

-Какие сокровища и дары природы делает нам лес?

-Как можно назвать стихотворение? (Скатерть -самобранка)

Ска́терть-самобра́нка (самобранная скатерть, скатерть-хлебосолка[1]) - волшебный предмет, который в любое время и в любом месте может накормить и напоить своего хозяина, достаточно только развернуть её и произнести заветные слова[2]. Волшебная скатерть, фигурирует в русских народных, а так же во французских и немецких сказках.

Чтобы накрыть на стол, достаточно развернуть скатерть, и она тут же будет уставлена разнообразными яствами. Накормив хозяина, скатерть затем сам Слово «самобранка» состоит из двух частей: сам (сама) и браный (бран) - от глагола брать. Слово браный, в свою очередь, имело в старину несколько значений[4]. Скатерть браная - скатерть, тканая в узор или сделанная из узорчатой ткани[5]. Браной называли узорчатую ткань, в которой нитяная основа перебирается, или берётся, по узору (откуда и название полотна - браное). Нарядные, браные полотна употреблялись в русском быту для изготовления рушников, праздничных скатертей. В русских былинах при описании пиров нередко упоминаются «столы дубовые», покрытые «скатертями браными». Слово «браная» также имело значение - отборная[6].а убирается и складывается.

-Чем угощает лес нас?

-Почему автор стихотворения сравнивает её со скатертью-самобранкой?

3) Пробное действие.

Какая же будет тема нашего занятия?

Какую цель вы ставим перед собой на этом занятии ?

Попробуйте выполнить это задание.

Учащимся даются картинки - даров леса. Надо найти их назвать и рассказать чем они полезны..

Учащиеся выполняют пробное действие.

Итак, у кого нет результата?

Учащиеся поднимают руки. Учитель фиксирует на доске отсутствие результата.

Что показало ваше пробное действие? (Мы можем назвать дары леса, но мало про них знаем..)

У кого есть результат? (Мы просто принесли энциклопедии на занятия, зная, что будет такая тема)

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

выявить и зафиксировать место и причину затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 3:

Что же нужно делать? (Нужно подумать.)

Какое задание вы выполняли? (Нашли дары леса и рассказали о некоторых из них.)

В чем возникло затруднение? (В недостатке знаний)

Как выйти из затруднения? (Прочитать и узнать как можно больше о дарах леса).

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

построить проект выхода из затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 4:

Какова цель вашей дальнейшей деятельности? (Прочитать о дарах леса.)

Значит, что мы сделаем сначала?(Вспомним картинки и найдём к ним интересный материал по нашей теме.)

Затем? (Составим рассказ для одноклассников.)

Учитель может зафиксировать план на доске.

5. Реализация построенного проекта.

Цель:

1) организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;

2) организовать фиксацию построенного способа действия в речи и знаково (с помощью эталона);

3) организовать уточнение общего характера нового знания.

Организация учебного процесса на этапе 5:

Я предлагаю поработать вам в группах. Вспомним правила работы в группах.

Один из учащихся озвучивает правила работы в группах, которые были согласованы раньше. Например, в каждой группе должен быть ответственный, каждый имеет право высказаться, остальные должны внимательно выслушать и понять. Если есть несогласившиеся, они могут высказать свое мнение. Ответственный назначает, кто будет представлять результат группы.

1 группа. Грибы.

2 группа. Ягоды.

3 группа. Лекарственные растения.

4 группа. Деревья нашего леса.

5 группа. Животные нашего леса.

6 группа. Птицы нашего леса.

Проверьте «открытие».

Учитель раздает учащимся карточки.

Грибы нашего леса.

-Справились ли вы с затруднением? (Да.)

Что вам позволяет открыть новый способ? (Знания.)

Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить новый способ.)

6. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель:

создать условия для фиксации изученного способа действия во внешней речи.

Организация учебного процесса на этапе 6:

Расскажите о задании групп классу.

Каждая группа выходят к доске и рассказывают, что они узнали.

Учащиеся выходят по цепочке к доске и выполняют задание с комментированием, остальные учащиеся слушают и дополняют ответы детей.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

организовать самопроверку и самооценку учащимися умения применять способ построения отрезков данных длин.

Организация учебного процесса на этапе 7:

Вы поработали в парах. Какой следующий шаг вы должны сделать? (Проверить себя, как мы запомнили представленный материал)

Написать ответы.

1.Составная часть природы__________

2. Богатый запас, скопление чего-нибудь ценного, высоко ценимого.______

3. Грибы нашего леса.________________________________________

4. Ягоды нашего леса._______________________________________

5. Животные нашего леса.____________________________________

6. Лекарственные растения.___________________________

7. Птицы леса.________________________________________



На выполнение самостоятельной работы отводиться 4-5 минут.

Проверьте свои работы по эталону для самопроверки зеленой ручкой. Поставьте «?», если есть ошибки, и «+», если ошибок нет.

У кого есть ошибки? В чем они?

Учащиеся называют свои ошибки.

Вы молодцы, что нашли у себя ошибки и определили их причину. Какой вывод вы можете сделать? (Мы многого ещё не знаем.)

У кого нет ошибок, сделайте вывод. (Мы умеем работать внимательно.)

Лес очищает воздух. Лес даёт человеку грибы, ягоды, древесину. Лес -это родной дом для диких животных и растений.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

организовать тренинг ответов и вопросов.

Организация учебного процесса на этапе 8:

Придумайте вопросы и ответьте на них.

Сделайте вывод.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

1) зафиксировать в речи новый способ действий, изученный на уроке;

2) зафиксировать трудности, которые остались, и способы их преодоления;

3) оценить собственную деятельность на уроке.

Организация учебного процесса на этапе 9:

Какую цель вы ставили сегодня на уроке?

Достигли ли цели? Докажите.

Удалось ли вам участвовать в «открытии» нового способа. В какой степени и почему?

Что даёт человеку лес?

Над чем еще надо поработать?



В лесу



Краснеют на солнце

Сосен стволы,

Разносится всюду

Запах смолы;

А ландышей белых

Кисти висят;

Как тонок и нежен

Их аромат.

По лесу иду я,

Песню пою,

И слушают сосны

Песню мою.

Сквозь ветви густые

Солнце глядит;

Зяблик в ответ мне

Песней звенит...


Автор: И. Белоусов

























Перечень использованной и рекомендуемой литературы.

1.Бердинских В.А. Занимательное краеведение: вятский сундук. - Киров: Кировская областная типография, 1996 - 160с.

2. Вятка: Краеведческий сборник/ Сост. Г.П. Зонова. - Киров: Волго-Вятское кн. изд-во, 1987. - 159с.

3. Мансурова В.М., Лахман А.И. Родной край. - Киров: Волго-Вятское кн. изд-во, 1988. - 96с.

4. Природа Кировской области. Сборник статей/ Под ред. А.И. Шернина. - Киров: Волго-Вятское кн. изд-во, 1967. - 399с.

5. Кобельков О. По лесным тропинкам: Рассказы и сказки. - Горький: Волго-Вятское кн. изд-во,198.3 - 77с.

6. Энциклопедия Земли Вятской: Природа. Т.7. - Киров: Обл. писательская организация, Администрация Кировской обл., 1997. - 606с.

7. Красная книга Кировской области: Животные, растения, грибы/ Отв. ред. Л.Н. Добринский, Н.С. Корытин - Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2001. - 288с.































Приложение.

(Материал для работы в группах)

Грибы нашего леса. Самые популярные и любимые грибы в Кировской области - белые, подосиновики (красные), подберезовики (обабки), моховики (боровые маслята) при благоприятной погоде растут целыми семьями. А грузди, лисички, рыжики, маслята - колониями. Больше того, белые и подосиновики иногда срастаются и вырастают соплодиями по два, три и более соединенных вместе. Сами названия грибов говорят о том, по соседству с какими древесными породами их можно найти.Лес - сокровищница природы. Зная такую особенность и обнаружив хоть один гриб, при внимательном осмотре места вокруг легко можно найти компаньонов. Нашли группу красных мухоморов - поблизости могут оказаться и белые грибы.Лес - сокровищница природы.Лес - сокровищница природы.













Лес - сокровищница природы.Лес - сокровищница природы.















Ягоды нашего леса. Небольшой вечнозеленый кустарничек. Стебель ветвистый. Листья брусники кожистые, вытянутые, блестящие, зеленого цвета. Цветет брусника в мае-июне. Поспевает в августе-сентябре. Ягоды брусники круглые, ярко-красного цвета.Лес - сокровищница природы. Брусника распространена на всей территории России. Растет в хвойных и смешанных лесах. Встречается брусника, даже, в тундре. Но предпочитает сосновые и еловые леса (бор). Местами, брусничники образуют сплошные заросли длинной в несколько километров. Брусника, благодаря своему составу, богатому микроэлементами, издавна используется в народной медицине, как лекарственное средство. Распространена черника и почти по всей Европе, однако на юге ореол ее произрастания ограничивается северными отрогами гор.Лес - сокровищница природы. Чернику принято считать «русской» ягодой. И это не удивительно. Большая часть всех мировых запасов черники находится на территории России! Особенно этот кустарничек любит русский Север. Растет костяника в лесах среди кустарниковых зарослей и на старых вырубках, на умеренно влажных, мшистых почвах.Лес - сокровищница природы. Можжевельник - небольшое деревце или древовидный кустарник с узкопирамидальной кроной (нередко существует в виде стланика).

Цветет с середины мая. Мужские шишечки желтые, женские - зеленые. Чешуи женской шишки мясистые, сросшиеся между собой и образующие шишкоягоду. Шишкоягоды округлые, сначала зеленые, затем сине-черные, созревают осенью на второй год после цветения. Поэтому на одном растении можно видеть одновременно и совсем молодые шишкоягоды, и одно-двулетние зеленые, и зрелые черной окраски.
. Лес - сокровищница природы. Распространена клюква в тундровой и лесной зонах по всей России. Это типичное болотное растение, образует заросли на сфагновых болотах, произрастает и в заболоченных редколесьях.Лес - сокровищница природы.

Вечнозеленый стелющийся ветвистый кустарничек с тонкими стеблями длиной до 80 см. Стебли гибкие, одревесневающие, темно-бурые, с приподнимающимися цветоносными веточками и короткими нитевидными пушистыми однолетними веточками.



Лекарственные растения.Лес - сокровищница природы. Лека́рственные расте́ния (лат. Plantae medicinalis) - обширная группа растений, органы или части которых являются сырьём для получения средств, используемых в народной, медицинской или ветеринарной практике с лечебными или профилактическими целями. Наиболее широко лекарственные растения представлены в народной медицине.

Тысячелистник обыкновенный (Achillea millefolium)

Народные названия: белоголовник, белая кашка, кровавница, носочистка, пахучая трава, порезная трава, деревни, кровавник.

Лес - сокровищница природы.

Зверобой продырявленный (Hypericum perforatum)

В качестве лекарственных растений в начале XXI века широко спользуются зверобой,календула, каллизия, клюква, малина, мята,

подорожник, ромашка,тысячелистник, шалфей, шиповник и многие другие. Народные названия: заячья кровь, кровавчик, хворобой, заячья кривца, кровавник, кровца.
Подорожник большой (Plantago major)Лес - сокровищница природы. Народные названия: подорожник, ранник, поризник, подорожник великий, бабка, чирьевая трава.











Деревья нашего леса. Дерево высотой до 40-50 м с толстым стволом (до 1,5 м в диаметре), мощными ветвями и шатровидной кроной. Кора у старых деревьев тёмно-серая, с глу бокими трещинами; молодые по беги гладкие, оливково- или красно-бурые, лоснящиеся. Листья плотные, сверху тёмно-зелёные, снизу сизо-зелёные, с коротки ми черешками. Плод - жёлудь, длиной до 3,5 -см, зрелый голый, буровато-жёлтый.

Дерево до 20 м высотой, с белой корой (у молодых деревьев - красновато-бурой) и простёртыми или вверх обращенными ветвями; однолетние побеги опушенные. Листья яйцевидные или ромбически-яйцевидные, закруглённые при основании и заострённые на верхушке, лубчатые; молодые листья пушистые. Цветёт в апреле-мае, до развёртывания листочков. Семена созревают в конце августа-сентябре.Лес - сокровищница природы.Лес - сокровищница природы. Распространена повсеместно в Европе (в том числе в европейской части России), на Кавказе и в Сибири. Растёт на сравнительно влажных местах и хорошо мирится с застойным увлажнением; обычна по окраинам болот и на болотах, по сырым берегам различных водоёмов, а также на всех сравнительно неплодородных, но достаточно увлажнённых участках, особенно вышедших из-под леса или пашни.

Ольха серая. Дерево до 20 м высотой с гладкой светло-серой корой и бархатисто опушёнными молодыми ветвями. Листья широкояйцевидные или овальные, остроконечные, двоякозубчатые, мягкие, серо-зелёные, молодые густо опушённые, взрослые сверху и снизу почти голые. Имеется рассечённолистная форма. Женские серёжки - «шишки» сидячие, располагаются по 5-10 в боковых кистях. Орешки с узкими перепончатыми крыльями. Цветёт в конце марта-начале апреля; семена созревают в октябре.

Лес - сокровищница природы.


Животные нашего леса. Лось или сохатый - парнокопытное млекопитающее, самый крупный вид семейства оленевых.Лес - сокровищница природы. Лоси питаются древесно-кустарниковой и травянистой растительностью, а также мхами, лишайниками и грибами. Летом они поедают листья, доставая их благодаря своему росту со значительной высоты; кормятся водными и околоводными растениями, а также высокими травами на гарях и лесосеках - щавелем. В конце лета отыскивают шляпочные грибы, веточки черники и брусники с ягодами. С сентября начинают скусывать побеги и ветви деревьев и кустарников и к ноябрю почти полностью переходят на веточный корм.Лес - сокровищница природы. Лиса́, или лиси́ца - общее название нескольких видов млекопитающих семейства псовых. Лишь 11 видов этой группы относят к роду собственно лисиц (лат. Vulpes). Наиболее известный и распространённый представитель - обыкновенная лисица. Лес - сокровищница природы.

Бу́рый медведь, или обыкновенный медведь (лат. Ursus arctos) - хищное млекопитающее семейства медвежьих; один из самых крупных и опасных наземных хищников. Лес - сокровищница природы. Волк - один из самых крупных современных животных в своём семействе: длина его тела (без учёта хвоста) может достигать 160 см, длина хвоста - до 52 см, высота в холке - до 90 см; масса тела может доходить до 80 кг.

Птицы нашего леса. Пти́цы (лат. Aves) - класс теплокровных яйцекладущих позвоночных животных. Представляют собой хорошо обособленную группу, одним из наиболее характерных признаков представителей которой является покров из перьев.Лес - сокровищница природы. Настоя́щие воробьи́ (лат. Passer) - род птиц семейства воробьиных (Passeridae), типичным представителем которого является домовый воробей (Passer domesticus). Как правило, это небольшие птицы с коротким хвостом и коротким мощным клювом. Зя́блик (лат. Fringílla coélebs) - певчая птица семейства вьюрковых. Численность в Европе 79-94 миллионов пар. Размером с воробья, длина тела составляет около 14,5 см. Размах крыльев 24,5-28,5. Вес зяблика составляет 15-40 грамм.Лес - сокровищница природы.

Cuculus canorus (Linnaeus, 1758). Систематика на Викивидах. Изображения на Викискладе. Обыкнове́нная куку́шка (Cuculus canorus (Vigors)) птица средних размеров (длина тела до 40 см, крыла - около 22 см), с довольно длинным (до 18 см)...Лес - сокровищница природы.

Дя́тлы, или пёстрые дятлы (лат. Dendrocopos) - род птиц семейства дятловых. Лес - сокровищница природы.Лес - сокровищница природы.Лес - сокровищница природы.

© 2010-2022