- Преподавателю
- Начальные классы
- Дополнительная общеразвивающая программа Времена года
Дополнительная общеразвивающая программа Времена года
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Курчакова О.А. |
Дата | 02.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальная бюджетная организация дополнительного образования
«Центр детского творчества»
Дополнительная общеразвивающая программа
«ВРЕМЕНА ГОДА»
Направленность: естественнонаучная
Уровень: начальное общее образование
Срок реализации: 1 год
Составитель: Курчакова Ольга Алексеевна, методист, педагог дополнительного образования
Тула - 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В дополнительную общеразвивающую программу внесены дополнения и изменения, учитывающие особенности возраста и уровня подготовки детей, индивидуальные результаты обучения и воспитания, современные требования к использованию электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе. На современном этапе развития общества взаимоотношения человека и природы носят сложный характер, нуждаясь в тщательном и системном изучении. Человечеству в целом и каждому отдельному человеку для дальнейшего существования необходимо заботиться о сохранении окружающей природной среды. В настоящее время, по признанию отечественной и зарубежной общественности, центральным фактором в решении проблем «человек-общество-природа» становится экологическое образование. При формировании знаний о единстве природы, закономерностях природных явлений в процессе экологического образования очень важно, чтобы уже в начальной школе дети получали эти знания в определенной системе. Программа «Времена года», адресована учащимся начальных классов, рассчитана на один год обучения. Содержание программы базируется на основах фенологии. Через материал, включенный в программу, дети получают представления об экологических факторах: абиотических и биотических, о неразрывной связи и зависимости изменений в природе, расширяют познания ближайшего природного окружения. Направленность программы: естественнонаучная Актуальность программы определяется рядом факторов: - целью современного образования, направленного на общекультурное, познавательное и личностное развитие ребёнка; - способствует вовлечению учащихся в учебно-исследовательскую деятельность и формированию экологической культуры. Новизна программы: Ведущей идеей программы является идея целостности окружающего мира, неразрывной связи человека и природы, что позволяет показать окружающую среду как среду единства природы и общества, даёт возможность эффективно влиять на становление отношения детей к миру природы. Педагогическая целесообразность программы: Программа предусматривает формирование культуры отношений в системе «человек - общество - природа».
Дополнительная общеразвивающая программа разработана в соответствии с требованиями следующих нормативных правовых актов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14
- Устав МБОДО ЦДТ
Цель: создание условий для воспитаниягуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать окружающий мир, любить природу и бережно относиться к ним. Задачи: •формировать у школьников представление о единстве окружающего мира; •формировать представления о тесной взаимосвязи состояния окружающей среды и здоровья человека; •вырабатывать навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе; •воспитывать потребность в бережном и заботливом отношении к окружающему миру; •воспитывать эмоционально-положительное отношение к природе. Программа рассчитана на проведение бесед, экскурсий в природу, воспитательных мероприятий, выполнение исследовательских и практических работ, использование занимательных форм обучения (игры, конкурсы, викторины, кроссворды, ребусы, выполнение поделок из бумаги и природных материалов). Программа «Времена года» адресована учащимся 2-4 классов общеобразовательной школы и может быть использована педагогами дополнительного образования на начальных этапах знакомства детей с окружающим миром. Материал программы рассчитан на 72 часа при периодичности занятий 2 раза в неделю по 1 часу. Уровень: начальное общее образование Срок реализации: 1 год Принципы, на которых базируется программа:
- доступности - процесс усвоения знаний, умений и навыков при реализации программы учитывает возрастные особенности обучающихся;
- наглядности - в образовательном процессе используются объёмные, печатные, проекционные наглядные пособия, природный материал;
- деятельностного обучения - изучаемый материал имеет практическую значимость, что позволит детям научиться жить в гармонии с окружающим миром.
- словесный - объяснение, рассказ, беседа, чтение;
- репродуктивный - передача и запоминание информации;
- практической работы;
- наглядный - просмотр видеосюжетов и презентаций, наблюдение;
- игры - дидактические, настольные, игры-путешествия;
- самостоятельный - выполнение творческих и индивидуальных заданий;
- стимулирования - создание ситуации успеха;
- контроля;
- проектный - привлечение детей к выбору объектов для наблюдения.
Формы контроля:
- конкурсы;
- викторины;
- кроссворды;
- ребусы;
- творческие работы;
- практическая и учебно-исследовательская работа;
- наблюдения за природными объектами и явлениями;
- анкетирование.
Тематический план
№
Наименование раздела
Всего часов
Теория
Практика
1 Вводное занятие
1
1
-
2. Осенняя пора
24
7.45
16.15
3 Зимние явления в природе
19
6.45
12.15
4. Весенние явления в природе
21
8.15
12.45
5. Краски лета
6
1.45
4.15
6. Итоговое занятие
1
0.15
0.45
Всего: 72
26.45
45.15
Содержание программы
- Вводное занятие (1 час; 1 - теория)
- Осенняя пора (24 часа, 7.45- теория, 16.15 - практика)
4. Весенние явления в природе (21 час; 8.15- теория, 12.45 -практика) 4.1. «Весна пришла, весне дорогу!» Первые признаки весны: потепление, таяние снега, характер облачности, осадки. Состояние водоемов: ледоход, половодье. Чем талая вода отличается от водопроводной? (35-25) 4.2. Весна в народном календаре. Народные приметы весны. Весна света, весна воды, зеленая весна! Весенние месяцы. Март - ворота весны. Просмотр презентации «Март». Кроссворд «Природа». (40-20) 4.3. Конкурс знатоков «День птиц». (1 пр.) 4.4. Весенние наблюдения: температура воздуха, долгота дня, характер осадков. Экскурсия в природу «Весеннее пробуждение природы». (15-45) 4.5. Деревья и кустарники весной. Набухание почек сирени, липы, тополя, каштана. Практическая работа «Наблюдение за распусканием почек сирени и липы». Изучение условий, способствующих скорейшему раскрытию почек, сравнение скорости их распускания. (15-45) 4.6. Раннецветущие растения. Растения - первоцветы Тульской области. Экскурсия в природу по изучению раннецветущих растений: мать-и-мачеха, гусиный лук, хохлатка, печёночница, прострел раскрытый (сон-трава), волчье лыко. Приспособления первоцветов к низким температурам воздуха. (30-30) 4.7. Верба - весеннее дерево. Цветение вербы. Народные традиции. (1 теор.) 4.8. Волчье лыко - коварный кустарник. Ядовитые свойства растения. Ядовитые растения леса: ландыш, вороний глаз, купена, дурман. Биологические особенности. Правила обращения с ядовитыми растениями. Кроссворд «Будь осторожен!». (40-20) 4.9. Сказкотерапия. Сказка о том, как зайка ключики искал. Знакомство с биологическими особенностями примулы весенней. Лекарственные свойства растения. Использование отваров примулы для лечения заболеваний органов дыхания. (30-30) 4.10. Весенние месяцы. Апрель. Просмотр тематической презентации «Апрельская капель». Природные явления, характерные для апреля. Весенняя викторина. (35-25) 4.11. Дерево - колодец. О берёзе и берёзовом соке. Питательные и лечебные свойства берёзового сока. Составление памятки «Не причини вред дереву!». (25-35) 4.12. Возвращение перелетных птиц, гнездование. Появление потомства. Грач - вестник весны. Герасим Грачевник. Конкурс загадок «Что? Где? Когда?» (30-30) 4.13. Размножение растений семенами, стеблями, черенками, отводками, усами, клубнями, корневищами, луковицами. ( 15-45) 4.14. Развитие растения из семени. Учебно-исследовательская работа «Изучение движения растений». (10-50) 4.15. Практическая работа «Весенняя пересадка комнатных растений».( 1 пр.) 4. 16. Весенние месяцы. Май - травень. Май в народном календаре. Природные явления, характерные для мая. Просмотр тематической презентации. (1 теор.) 4.17. Животные весной. Забота животных о потомстве. Презентация «Экологические ситуации». Наблюдаем за животными (улитка). (20-40) 4.18. Экскурсия в природу. Наблюдение весенних изменений в природе. Конкурс «Узнай птицу по голосу». (1 пр.) 4.19. Наблюдаем за животными. Первые бабочки, появление комаров и других насекомых. (1 пр.) 4.20. Учебно-исследовательская работа «Изучение движения растений». (1 пр.) 4.21. Всемирный день Земли. История, традиции. (30-30) 5. Краски лета(6 часов; 1.45 - теория, 4.15 - практика) 5.1. «Здравствуй, лето!» Климатические изменения в природе. Температурный режим, осадки, долгота дня. Летние фенологические наблюдения. Экскурсия в природу «Краски лета». (15-45.) 5.2. Лето в народном календаре. Народные приметы, традиции, праздники, посвящённые этому времени года. Светлый праздник Троицы. Сбор растений для гербария. (20-40) 5.3. Цветы на улицах города. Легенды о цветах: анютины глазки, маргаритки, гвоздика, садовая ромашка, астры, однолетние георгины, львиный зев. Выполнение иллюстраций к легендам. (20-40 ) 5.4. Цветочные часы. Козлобородник, осот огородный, одуванчик, вьюнок полевой, бархатцы, ноготки, тюльпаны, мак, шиповник. Изготовление поделки-оригами «Тюльпан». (30-30) 5.5. Растения - барометры: одуванчик, клевер, монстера, кислица. Как растения предсказывают погоду. Сбор растений для гербария. (20-40) 5.6. Заключительная экскурсия в природу «Парки и скверы города». (1 пр.)
- Итоговое занятие(1 час; 15- теория, 45 - практика)
Обучающиеся должны знать:
- сезонные изменения в природе;
- характерные признаки времен года;
- правила измерения температуры воздуха с помощью термометра;
- знать виды растительных пигментов;
- причины изменения окраски листьев деревьев и кустарников осенью;
- значение листопада;
- строение шляпочных грибов;
- приспособление плодов и семян к распространению ветром, животными;
- значение хлебных растений в жизни человека;
- роль овощных культур в питании человека;
- фитонцидные свойства растений;
- сезонные изменения в поведении животных, птиц;
- значение снегового покрова;
- приспособления живых организмов к низким температурам, недостатку волы;
- растения-первоцветы Тульской области;
- основные ядовитые растения Тульской области;
- основные способы размножения растений;
- цветочно-декоративные растения, используемые в озеленении города;
- растения-барометры.
- вести наблюдения за природными явлениями;
- распознавать деревья и кустарники по внешним признакам;
- распознавать хлебные культуры по колосу (рожь, пшеница, овёс, ячмень, рис, гречка)
- различать следы некоторых птиц и животных;
- определять температуру воздуха с помощью спиртового термометра;
- различать съедобные и ядовитые грибы;
- правильно организовать подкормку зимующих птиц;
- производить посев некоторых овощных и цветочно-декоративных культур;
- собирать созревшие семена;
- производить подкормку комнатных растений.
Методическое обеспечение 1. Гербарии:
- для начальной школы;
- курса географии средней школы;
- дикорастущих растений;
- древесно-кустарниковых растений.
- Коллекции:
- древесных пород;
- семян.
- Таблицы, стенды, динамические пособия:
- Комплект таблиц по природоведению;
- Дидактическое пособие «Овощи»
- "Сохраним родную природу";
- "Лекарство из леса";
- "Экология и питание";
- "Наши четвероногие друзья",
- "Маленькие хитрости";
- занимательный материал, кроссворды, викторины, загадки.
- Аудиовизуальные средства:
- лицензированные тематические презентации: Экологические ситуации для младших школьников; Апрельская капель; Деревья рядом с нами; Март.
Электронные образовательные ресурсы
dopedu.ru/
Дополнительное образование
school.edu.ru/
Российский общеобразовательный портал
edu.ru
Федеральный портал Российское образование
fcior.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
school-collection.edu.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
catalog.iot.ru
Образовательные ресурсы сети Интернет
rusedu.ru
Образовательный портал RusEdu
uchportal.ru
Учительский портал
1september.ru
Издательский дом 1 сентября
language.edu.ru/
Каталог образовательных ресурсов
pedsovet.org/m/
Педсовет
dop-obrazovanie.com/
Внешкольник. РФ
nsportal.ru/
Социальная сеть работников образования
it-n.ru/
Сеть творческих учителей
nsportal.ru/ap
Алые паруса (для одарённых детей)
bibliotekar.ru/index.htm
Библиотекарь. Ру
pedlib.ru/
Педагогическая библиотека
periodika.websib.ru/
Педагогическая периодика
festival.1september.ru/
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
ttp://prokinana.narod.ru/
Портфолио учителя - создаём портфолио и сайт учителя
pedmir.ru
Журнал «Педагогический мир»
pedgazeta.ru
Педагогическая газета
nature.air.ru/
Редкие и исчезающие животные
oopt.info
ООПТ России
ecology.aonb.ru/Glavnaja.html
Экологическая электронная библиотека
astronet.ru/
Astronet
rgo.ru/
Русское географическое общество
Литература для педагога
- Акимушкин И.И. Занимательная биология. - М: Молодая гвардия, 1972.
- Бондарева Т.В. Окружающий мир, 3 класс: поурочные планы по учебнику О.Т. Поглазовой, В.Д. Шилина. Часть 1,2 - Волгоград: Учитель, 2007.
- Воспитание и развитие детей в процессе обучения. Сост. Мельчаков А.Ф. - М: Просвещение, 1988.
- Кудрявец Д.Б., Петренко Н.А. Как вырастить цветы. - М: Просвещение, 1993.
- Организация эколого-исследовательской деятельности младших школьников. Путешествия в мир природы/авт.-сост. Н.И. Асташина.- Волгоград: Учитель, 2014
- Плешаков А. А. Мир вокруг нас. Учебн. для 2 кл. в 2 ч. Ч. 1/ А.А. Плешаков - 3 изд - М: «Просвещение», 2012.
- Плешаков А. А. Мир вокруг нас. Учебн. для 2 кл. в 2 ч. Ч. 2/ А.А. Плешаков - 3 изд - М: «Просвещение», 2012.
- Рыжова Н.А. Воздух невидимка. М.:, 1998.
- Рыжова Н.А. Волшебница вода. М.:, 1997.
- Рыжова Н.А. Напиши письмо мартышке. - Пособие для учителей. Науч. ред. А. Захлебный. -М.: «Тобол», 1996.
- Рыжова Н.А. Я и природа. - М: 1лпка-рге$$, 1996.
- Юный эколог 1-4 классы: программа кружка, разработки занятий, методические рекомендации/ авт.-сост. Ю.Н.Александрова [ и др.]. - Изд.2-е. - Волгоград: Учитель, 2014
9