Дополнительная общеразвивающая программа Времена года

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальная бюджетная организация дополнительного образования

«Центр детского творчества»











Дополнительная общеразвивающая программа

«ВРЕМЕНА ГОДА»



Направленность: естественнонаучная

Уровень: начальное общее образование

Срок реализации: 1 год



Составитель: Курчакова Ольга Алексеевна, методист, педагог дополнительного образования


















Тула - 2014


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В дополнительную общеразвивающую программу внесены дополнения и изменения, учитывающие особенности возраста и уровня подготовки детей, индивидуальные результаты обучения и воспитания, современные требования к использованию электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе. На современном этапе развития общества взаимоотношения человека и природы носят сложный характер, нуждаясь в тщательном и системном изучении. Человечеству в целом и каждому отдельному человеку для дальнейшего существования необходимо заботиться о сохранении окружающей природной среды. В настоящее время, по признанию отечественной и зарубежной общественности, центральным фактором в решении проблем «человек-общество-природа» становится экологическое образование. При формировании знаний о единстве природы, закономерностях природных явлений в процессе экологического образования очень важно, чтобы уже в начальной школе дети получали эти знания в определенной системе. Программа «Времена года», адресована учащимся начальных классов, рассчитана на один год обучения. Содержание программы базируется на основах фенологии. Через материал, включенный в программу, дети получают представления об экологических факторах: абиотических и биотических, о неразрывной связи и зависимости изменений в природе, расширяют познания ближайшего природного окружения. Направленность программы: естественнонаучная Актуальность программы определяется рядом факторов: - целью современного образования, направленного на общекультурное, познавательное и личностное развитие ребёнка; - способствует вовлечению учащихся в учебно-исследовательскую деятельность и формированию экологической культуры. Новизна программы: Ведущей идеей программы является идея целостности окружающего мира, неразрывной связи человека и природы, что позволяет показать окружающую среду как среду единства природы и общества, даёт возможность эффективно влиять на становление отношения детей к миру природы. Педагогическая целесообразность программы: Программа предусматривает формирование культуры отношений в системе «человек - общество - природа».

Дополнительная общеразвивающая программа разработана в соответствии с требованиями следующих нормативных правовых актов:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  • Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14
  • Устав МБОДО ЦДТ

Цель: создание условий для воспитаниягуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать окружающий мир, любить природу и бережно относиться к ним. Задачи: •формировать у школьников представление о единстве окружающего мира; •формировать представления о тесной взаимосвязи состояния окружающей среды и здоровья человека; •вырабатывать навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе; •воспитывать потребность в бережном и заботливом отношении к окружающему миру; •воспитывать эмоционально-положительное отношение к природе. Программа рассчитана на проведение бесед, экскурсий в природу, воспитательных мероприятий, выполнение исследовательских и практических работ, использование занимательных форм обучения (игры, конкурсы, викторины, кроссворды, ребусы, выполнение поделок из бумаги и природных материалов). Программа «Времена года» адресована учащимся 2-4 классов общеобразовательной школы и может быть использована педагогами дополнительного образования на начальных этапах знакомства детей с окружающим миром. Материал программы рассчитан на 72 часа при периодичности занятий 2 раза в неделю по 1 часу. Уровень: начальное общее образование Срок реализации: 1 год Принципы, на которых базируется программа:
  • доступности - процесс усвоения знаний, умений и навыков при реализации программы учитывает возрастные особенности обучающихся;
  • наглядности - в образовательном процессе используются объёмные, печатные, проекционные наглядные пособия, природный материал;
  • деятельностного обучения - изучаемый материал имеет практическую значимость, что позволит детям научиться жить в гармонии с окружающим миром.
Методы освоения материала:
  • словесный - объяснение, рассказ, беседа, чтение;
  • репродуктивный - передача и запоминание информации;
  • практической работы;
  • наглядный - просмотр видеосюжетов и презентаций, наблюдение;
  • игры - дидактические, настольные, игры-путешествия;
  • самостоятельный - выполнение творческих и индивидуальных заданий;
  • стимулирования - создание ситуации успеха;
  • контроля;
  • проектный - привлечение детей к выбору объектов для наблюдения.

Формы контроля:
  • конкурсы;
  • викторины;
  • кроссворды;
  • ребусы;
  • творческие работы;
  • практическая и учебно-исследовательская работа;
  • наблюдения за природными объектами и явлениями;
  • анкетирование.

Тематический план


Наименование раздела

Всего часов

Теория

Практика

1 Вводное занятие

1

1

-

2. Осенняя пора

24

7.45

16.15

3 Зимние явления в природе

19

6.45

12.15

4. Весенние явления в природе

21

8.15

12.45

5. Краски лета

6

1.45

4.15

6. Итоговое занятие

1

0.15

0.45
Всего: 72

26.45

45.15


Содержание программы

  1. Вводное занятие (1 час; 1 - теория)
Знакомство с задачами и содержанием работы объединения. Инструктаж по ТБ, ПДД, ППБ, антитеррористической деятельности. Изменения в природе, в жизни человека. Разнообразие изменений. Наблюдение как способ изучения изменений.
  1. Осенняя пора (24 часа, 7.45- теория, 16.15 - практика)
2.1. Времена года. «Осень - изменений восемь». Виды осадков: осенние туманы, первые заморозки. Осень в народном календаре. Народные названия осенних месяцев: хмурень, ревун, листогной. Народные приметы. Кроссворд «Осадки». (35-25) 2.2. Температура и её измерение. Изменения температуры воздуха. Практическая работа «Устройство термометра. Правила работы с термометром». (15-45) 2.3. Осенние изменения в жизни растений: изменение окраски листьев, листопад, увядание травянистых растений. Значение листопада. (1 теор.) 2.4.Творческая работа «Радуга флоры» (Составление палитры из осенних листьев). (1 пр.) 2.5.Экскурсия в природу «Осенняя пора, очей очарованье!». Наблюдение за осенними изменениями в природе. (1 пр.) 2.6. Наблюдения в природе. Наблюдение за температурой воздуха, осадками, облачностью. (30-30) 2.7. Созревание плодов и семян. Сбор семян древесно-кустарниковых растений на пришкольной территории. (30-30) 2.8. Учебно-исследовательская работа «Изучение движения растений». (1 пр.) 2.9. Овощи на грядках. Почему овощи полезны для организма человека. Овощи - кладезь витаминов. Игра «Что за овощ?» (Угадать овощи по описанию и тактильно). (25-35) 2.10. Дары сада. Плод и ягода в саду - всем болезням на беду. Целебные свойства фруктов и ягод. Фрукты - источники витаминов. Роль витаминов в повышении иммунитета. Игра «Фруктовое ассорти». (25-35) 2.11. Эколого-познавательная игра «Осень - щедрая пора». (1 пр.) 2.12. Труд людей осенью. Уборка урожая. Обработка почвы. История возделывания культурных растений. (1 теор.) 2.13. Осенние работы на учебно-опытном участке: сбор семян однолетних цветочно-декоративных культур. (1 пр.) 2.14. «Мы отправились в поход, повидать грибной народ». Съедобные грибы: всем грибам полковник, красная шапочка, урожай среди берез, медяки под елками, свиное ухо, разноцветные сыроежки, лисички и опята. Изготовление поделки-оригами «Грибок». (30 - 30) 2.15. Ядовитые грибы: бледная поганка, мухомор, грибы-двойники. Отличительные признаки ядовитых грибов. Лото «Грибы». (20-40) 2.16. Грибная игротека. (1 пр.) 2.17. Хлеб - всему голова. Значение хлебных растений в жизни человека. Виды злаковых культур. Питательные и лечебные свойства хлебных растений. Тематическая презентация «Узнай по колосу». (25-35) 2.18. Воспитательное мероприятие «Слава хлебу на столе». (1 пр.) 2.19. Дикие и домашние животные осенью. Изменения поведения животных, связанные с климатическими условиями и условиями питания. Приспособления животных к окружающей среде, линька животных. (30-30) 2.20. Животные Тульской области. Волк, лиса, заяц, белка. Видеофильм «Кто и как в лесу живёт». Ребусы «Животные». (25-35) 2.21. Перелетные птицы и их отлет в теплые края. Перелётные птицы Тульской области: гуси, утки, журавли, ласточки, скворцы. Кроссворд «Перелётные птицы». (20-40) 2.22.Зимующие птицы: галки, вороны, сороки, воробьи, синицы. Кочующие птицы: снегири, свиристели. Игра «Найди отличия». (20-40) 2.23 Экскурсия в природу Наблюдение за птицами. Изготовление поделки-оригами «Воробей». (1 пр.) 2.24. Итоговое занятие. Викторина «Осенний калейдоскоп». Систематизация и обобщение знаний обучающихся по теме. (15-45) 3. Зимние явления в природе (19 часов; 6.45 - теория, 12.15- практика) 3.1. «Здравствуй, гостья зима!» Признаки зимы: температура воздуха, характер облачности, осадки. Снегопад, метели. Снег и лед. Состояние водоемов и почвы. Правила поведения на улице и водоёмах в зимнее время. Снежинка из бумаги. (25-35) 3.2. Зима в народном календаре. Зимние приметы. Народные названия зимних месяцев: студень, лютень, бокогрей. Кроссворд «Зимние слова». (20-30) 3.3. Экскурсия в природу, ведение фенологических наблюдений. Подвижные игры на воздухе: «Два Мороза», «Третий лишний», «Найди пару». (1 пр.) 3.4. Практическая работа: «Твердая вода» (Изучение одного из состояний воды на примере льда и снега). Сравнение состояния, цвета льда и снега. Наблюдения за превращением их в воду. (10-50) 3.5. Час творчества. «Зимы ждала, ждала природа». (Тематические рисунки) (1 пр.) 3.6. Растения зимой. Хвойные и лиственные деревья и кустарники зимой. Особенность зимовки растений под снегом. Значение снегового покрова для защиты растений. Практическая работа «Узнай дерево зимой». (30 - 30) 3.7. Просмотр тематической презентации «Деревья рядом с нами». Знакомство с разнообразием и биологическими особенностями хвойных растений: ель, сосна, туя, лиственница. Викторина «Новогоднее дерево». (20-40) 3.8. Вечнозеленые друзья на подоконнике. Игра «Путешествия по странам и континентам». Знакомство с разнообразием цветочно-декоративных растений: растения тропиков и субтропиков, пустынь и полупустынь. (10-50 3.9.Учебно-исследовательская работа «Изучение движения растений» (на примере комнатных растений). (30-30) 3.10. Знакомство с жизнью диких и домашних животных в зимнее время, условиями их жизни. Звери, впадающие в спячку: медведь, барсук, ёж. Чем питаются звери и птицы зимой. Викторина «Зимние кладовые белки» (20-40) 3.11. Подкормка птиц зимой. Чем накормить зимующих птиц. Практическая работа: «Составление птичьего рациона и подкормка птиц». (10-50) 3.12. Белая книга природы. Следы на снегу: заяц, лиса, волк, белка, следы птиц. Экскурсия в природу «Учимся читать следы на снегу». (30-30) 3.13. Жизнь в водоемах в зимнее время. Значение льда для живых обитателей водоёма. Как зимуют рыбы. Игра «Ответь, как зимуют…». (30 - 30) 3.14. Бобр - король грызунов. Чудеса бобра: мех, хвост, зубы, хатка, бобрята. Образ жизни. Охрана бобров. Игра «Угадай-ка» (40-20) 3.15. Жизнь домашних животных зимой. Создание условий для зимовки. Заготовка корма. Чтение сказки «Зимовье зверей». Поделка - оригами «Кошка» . (20-40) 3.16. Как зимовали наши предки. Занятия, обычаи, праздники славян в зимнее время. Конкурс «Кто быстрее?». (20-40) 3.17. Мастерская деда Мороза. Изготовление поделок из природного материала, приуроченных к празднованию Нового года. Оформление выставки поделок «Новогодний вернисаж». (1 пр.) 3.18. Новогодние традиции. Как встречали Новый год наши предки-славяне. Традиции встречи Нового года в странах мира. Просмотр видеофильма «Как встречают Новый год». (1 теор.) 3.19. Итоговое занятие «Прошла зима…». Обобщение и закрепление знаний по теме. (30-30)

4. Весенние явления в природе (21 час; 8.15- теория, 12.45 -практика) 4.1. «Весна пришла, весне дорогу!» Первые признаки весны: потепление, таяние снега, характер облачности, осадки. Состояние водоемов: ледоход, половодье. Чем талая вода отличается от водопроводной? (35-25) 4.2. Весна в народном календаре. Народные приметы весны. Весна света, весна воды, зеленая весна! Весенние месяцы. Март - ворота весны. Просмотр презентации «Март». Кроссворд «Природа». (40-20) 4.3. Конкурс знатоков «День птиц». (1 пр.) 4.4. Весенние наблюдения: температура воздуха, долгота дня, характер осадков. Экскурсия в природу «Весеннее пробуждение природы». (15-45) 4.5. Деревья и кустарники весной. Набухание почек сирени, липы, тополя, каштана. Практическая работа «Наблюдение за распусканием почек сирени и липы». Изучение условий, способствующих скорейшему раскрытию почек, сравнение скорости их распускания. (15-45) 4.6. Раннецветущие растения. Растения - первоцветы Тульской области. Экскурсия в природу по изучению раннецветущих растений: мать-и-мачеха, гусиный лук, хохлатка, печёночница, прострел раскрытый (сон-трава), волчье лыко. Приспособления первоцветов к низким температурам воздуха. (30-30) 4.7. Верба - весеннее дерево. Цветение вербы. Народные традиции. (1 теор.) 4.8. Волчье лыко - коварный кустарник. Ядовитые свойства растения. Ядовитые растения леса: ландыш, вороний глаз, купена, дурман. Биологические особенности. Правила обращения с ядовитыми растениями. Кроссворд «Будь осторожен!». (40-20) 4.9. Сказкотерапия. Сказка о том, как зайка ключики искал. Знакомство с биологическими особенностями примулы весенней. Лекарственные свойства растения. Использование отваров примулы для лечения заболеваний органов дыхания. (30-30) 4.10. Весенние месяцы. Апрель. Просмотр тематической презентации «Апрельская капель». Природные явления, характерные для апреля. Весенняя викторина. (35-25) 4.11. Дерево - колодец. О берёзе и берёзовом соке. Питательные и лечебные свойства берёзового сока. Составление памятки «Не причини вред дереву!». (25-35) 4.12. Возвращение перелетных птиц, гнездование. Появление потомства. Грач - вестник весны. Герасим Грачевник. Конкурс загадок «Что? Где? Когда?» (30-30) 4.13. Размножение растений семенами, стеблями, черенками, отводками, усами, клубнями, корневищами, луковицами. ( 15-45) 4.14. Развитие растения из семени. Учебно-исследовательская работа «Изучение движения растений». (10-50) 4.15. Практическая работа «Весенняя пересадка комнатных растений».( 1 пр.) 4. 16. Весенние месяцы. Май - травень. Май в народном календаре. Природные явления, характерные для мая. Просмотр тематической презентации. (1 теор.) 4.17. Животные весной. Забота животных о потомстве. Презентация «Экологические ситуации». Наблюдаем за животными (улитка). (20-40) 4.18. Экскурсия в природу. Наблюдение весенних изменений в природе. Конкурс «Узнай птицу по голосу». (1 пр.) 4.19. Наблюдаем за животными. Первые бабочки, появление комаров и других насекомых. (1 пр.) 4.20. Учебно-исследовательская работа «Изучение движения растений». (1 пр.) 4.21. Всемирный день Земли. История, традиции. (30-30) 5. Краски лета(6 часов; 1.45 - теория, 4.15 - практика) 5.1. «Здравствуй, лето!» Климатические изменения в природе. Температурный режим, осадки, долгота дня. Летние фенологические наблюдения. Экскурсия в природу «Краски лета». (15-45.) 5.2. Лето в народном календаре. Народные приметы, традиции, праздники, посвящённые этому времени года. Светлый праздник Троицы. Сбор растений для гербария. (20-40) 5.3. Цветы на улицах города. Легенды о цветах: анютины глазки, маргаритки, гвоздика, садовая ромашка, астры, однолетние георгины, львиный зев. Выполнение иллюстраций к легендам. (20-40 ) 5.4. Цветочные часы. Козлобородник, осот огородный, одуванчик, вьюнок полевой, бархатцы, ноготки, тюльпаны, мак, шиповник. Изготовление поделки-оригами «Тюльпан». (30-30) 5.5. Растения - барометры: одуванчик, клевер, монстера, кислица. Как растения предсказывают погоду. Сбор растений для гербария. (20-40) 5.6. Заключительная экскурсия в природу «Парки и скверы города». (1 пр.)

  1. Итоговое занятие(1 час; 15- теория, 45 - практика)
Подведение итогов работы объединения за год.




Обучающиеся должны знать:

  • сезонные изменения в природе;
  • характерные признаки времен года;
  • правила измерения температуры воздуха с помощью термометра;
  • знать виды растительных пигментов;
  • причины изменения окраски листьев деревьев и кустарников осенью;
  • значение листопада;
  • строение шляпочных грибов;
  • приспособление плодов и семян к распространению ветром, животными;
  • значение хлебных растений в жизни человека;
  • роль овощных культур в питании человека;
  • фитонцидные свойства растений;
  • сезонные изменения в поведении животных, птиц;
  • значение снегового покрова;
  • приспособления живых организмов к низким температурам, недостатку волы;
  • растения-первоцветы Тульской области;
  • основные ядовитые растения Тульской области;
  • основные способы размножения растений;
  • цветочно-декоративные растения, используемые в озеленении города;
  • растения-барометры.
Обучающиеся должны уметь:
  • вести наблюдения за природными явлениями;
  • распознавать деревья и кустарники по внешним признакам;
  • распознавать хлебные культуры по колосу (рожь, пшеница, овёс, ячмень, рис, гречка)
  • различать следы некоторых птиц и животных;
  • определять температуру воздуха с помощью спиртового термометра;
  • различать съедобные и ядовитые грибы;
  • правильно организовать подкормку зимующих птиц;
  • производить посев некоторых овощных и цветочно-декоративных культур;
  • собирать созревшие семена;
  • производить подкормку комнатных растений.

Методическое обеспечение 1. Гербарии:

  • для начальной школы;
  • курса географии средней школы;
  • дикорастущих растений;
  • древесно-кустарниковых растений.
2 Муляжи овощей, фруктов, плодово-ягодных культур.
  1. Коллекции:
  • древесных пород;
  • семян.
  1. Таблицы, стенды, динамические пособия:
  • Комплект таблиц по природоведению;
  • Дидактическое пособие «Овощи»
  • "Сохраним родную природу";
  • "Лекарство из леса";
  • "Экология и питание";
  • "Наши четвероногие друзья",
  • "Маленькие хитрости";
  • занимательный материал, кроссворды, викторины, загадки.
  1. Аудиовизуальные средства:
  • лицензированные тематические презентации: Экологические ситуации для младших школьников; Апрельская капель; Деревья рядом с нами; Март.

Электронные образовательные ресурсы

dopedu.ru/

Дополнительное образование

school.edu.ru/

Российский общеобразовательный портал

edu.ru

Федеральный портал Российское образование


fcior.edu.ru

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов


school-collection.edu.ru

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов


catalog.iot.ru


Образовательные ресурсы сети Интернет


rusedu.ru

Образовательный портал RusEdu

uchportal.ru

Учительский портал


1september.ru

Издательский дом 1 сентября


language.edu.ru/

Каталог образовательных ресурсов

pedsovet.org/m/

Педсовет

dop-obrazovanie.com/

Внешкольник. РФ

nsportal.ru/

Социальная сеть работников образования

it-n.ru/

Сеть творческих учителей

nsportal.ru/ap

Алые паруса (для одарённых детей)

bibliotekar.ru/index.htm

Библиотекарь. Ру

pedlib.ru/

Педагогическая библиотека

periodika.websib.ru/


Педагогическая периодика

festival.1september.ru/

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

ttp://prokinana.narod.ru/


Портфолио учителя - создаём портфолио и сайт учителя

pedmir.ru


Журнал «Педагогический мир»


pedgazeta.ru


Педагогическая газета



nature.air.ru/

Редкие и исчезающие животные

oopt.info

ООПТ России

ecology.aonb.ru/Glavnaja.html

Экологическая электронная библиотека

astronet.ru/

Astronet

rgo.ru/

Русское географическое общество





Литература для педагога

  1. Акимушкин И.И. Занимательная биология. - М: Молодая гвардия, 1972.
  2. Бондарева Т.В. Окружающий мир, 3 класс: поурочные планы по учебнику О.Т. Поглазовой, В.Д. Шилина. Часть 1,2 - Волгоград: Учитель, 2007.
  3. Воспитание и развитие детей в процессе обучения. Сост. Мельчаков А.Ф. - М: Просвещение, 1988.
  4. Кудрявец Д.Б., Петренко Н.А. Как вырастить цветы. - М: Просвещение, 1993.
  1. Организация эколого-исследовательской деятельности младших школьников. Путешествия в мир природы/авт.-сост. Н.И. Асташина.- Волгоград: Учитель, 2014
  2. Плешаков А. А. Мир вокруг нас. Учебн. для 2 кл. в 2 ч. Ч. 1/ А.А. Плешаков - 3 изд - М: «Просвещение», 2012.
  3. Плешаков А. А. Мир вокруг нас. Учебн. для 2 кл. в 2 ч. Ч. 2/ А.А. Плешаков - 3 изд - М: «Просвещение», 2012.
  4. Рыжова Н.А. Воздух невидимка. М.:, 1998.
  5. Рыжова Н.А. Волшебница вода. М.:, 1997.
  1. Рыжова Н.А. Напиши письмо мартышке. - Пособие для учителей. Науч. ред. А. Захлебный. -М.: «Тобол», 1996.
  1. Рыжова Н.А. Я и природа. - М: 1лпка-рге$$, 1996.
  2. Юный эколог 1-4 классы: программа кружка, разработки занятий, методические рекомендации/ авт.-сост. Ю.Н.Александрова [ и др.]. - Изд.2-е. - Волгоград: Учитель, 2014


9


© 2010-2022