- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок изобразительного искусства на тему Дастархан
Урок изобразительного искусства на тему Дастархан
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Алексеенко Н.Н. |
Дата | 03.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема : Дастархан
(на примере обычаев казахского народа)
Почитай и уважай других, и сам будешь в почёте.
Шакарим Кудайбердыулы, казахский мыслитель, поэт
Цель: расширять представление о традиции гостеприимства.
Задачи:
- раскрывать значимость гостеприимства;
- развивать способность понимать и уважать традиции народов;
- воспитывать уважительное и доброжелательное отношение друг к другу, к окружающим людям, к обычаям и традициям народов, проживающих в Казахстане.
Ресурсы:, листы ватмана, иллюстрации из журналов для коллажа, фломастеры, карандаши.
Ход урока.
1.Организационный момент.
- Ребята, давайте поприветствуем друг друга по-казахски. Можно обменяться при этом крепким рукопожатием обеих рук. Приветствующий говорит: «Ассалаумагалейкум», что в переводе означает: «Мир вашему дому». Ему отвечают: «Уа-галейкум-ассалам» - «Мир и вашему дому».
2.Рассказ учителя
Изложение содержания казахской притчи «Қонақ асы».
Давным-давно жил премудрый старец. Было у него три сына. Добрые сыновья во всем повиновались отцу.
Однажды старик позвал к себе сыновей и сказал:
- Скоро я покину вас, дети мои. Оставляю вам все, что нажил трудом и умом. Разделите весь мой скот на четыре равных стада, возьмите себе по стаду, и продолжайте с успехом дело отца. Живите дружно и учите добру своих детей.
Поклонились сыновья отцу, поблагодарили за дар, но прежде чем выйти из юрты, обратились к нему с вопросом:
- Не ослышались ли мы, отец, верно ли поняли твой наказ? Нас трое, а ты распорядился разделить скот на четыре части. Кому же ты оставляешь четвертую часть?
· Как вы думаете, для кого предназначалась четвертая часть скота? (Ответы учащихся).
Продолжение притчи.
Отец ответил: «Четвертую часть своего скота я оставляю… вашему гостю. Пусть всякий, кто нуждается в пище и крове, кто по желанию или нужде явится в ваше жилище, найдет у вас приют и тепло, ласку и обильное угощение. И если гость ваш из скромности станет отказываться от пищи и питья, скажите ему, что он ест и пьет свое, а не ваше, ибо в вашем достоянии есть и его доля… Помните, дети мои, как говорил акын: «Добро содеял - добро извлек!» Вместе с гостем в дом входят свет и радость общения…
- Миновали века. Многое переменилось с тех пор. Но казахский народ сохранил традиции гостеприимства. Кто бы ни заходил среди дня или ночи в жилище казахов, каждого ждут почет и уважение, теплый прием и щедрое хлебосольство - «қонақ асы»
· Что означает слово «қонақ асы»?
· Как вы думаете, в чем проявилась мудрость отца? (Ответы учащихся).
3. Беседа
· Кто и когда приходит к вам в гости?
· Как встречают гостей в вашем доме?
· Как вы понимаете слово «гостеприимство»?
· Каким должен быть дом, чтобы его можно было назвать гостеприимным? (Ответы учащихся). Учащиеся вместе с учителем формулируют определение гостеприимства. Учитель пишет это слово на доске и обращает внимание на то, что оно состоит из двух частей - «гость» и «приём». Учитель обобщает ответы учащихся, обращая внимание на то, что у многих народов всегда с радостью и почтением, с уважением и дружелюбием принимают гостей, при этом обязательно накроют стол, подадут вкусное угощение, развлекут гостя беседой, играми и песнями.
4. Цитата урока
- Обратите внимание на слова казахского писателя Шакарима Кудайбердыулы: «Почитай и уважай других, и сам будешь в почёте». На казахском языке это звучит так - «Сыйласаң, сыйлы боларсың». Проявляем мы дружелюбие, почтительность и гостеприимство, и люди относятся к нам с уважением.
5. Ролевая игра «Гостеприимство»
Учитель предлагает разделиться на две группы и разыграть сценки приема гостей. Одна группа показывает, как встречают взрослых родных и близких, вторая группа - как друзья отправляются в гости к сверстникам.
6. Минутка тишины
Звучит приятная, спокойная инструментальная музыка.
- Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте себе, что вы пришли в гости к близким людям, которые устроили для вас замечательный праздник, вы весело общаетесь. Ощутите любовь, внимание и теплоту, которую они дарят вам. А теперь открываем глаза…
· Кто хочет рассказать, что он представил и почувствовал?
· С чего начинается подготовка к приему гостей? (Накрывают праздничный стол). Такой праздничный стол мы называем «дастархан».
· Какие блюда готовят к приему гостей?
- Давайте мы с вами «накроем» праздничный дастархан.
7. Творческая деятельность «Дастархан» (коллаж, материал готовит учитель)
Класс делится на группы по 4-5 человек. Каждая группа получает краски, фломастеры, листы ватмана, а также рисунки, иллюстрации из старых журналов, открытки с изображением различных блюд и составляет коллаж на тему: «Дастархан».
Учащиеся показывают свои работы и рассказывают о них.
8. Обобщение
- Гостеприимство и дружелюбие стали национальной чертой и важной традицией казахского народа. Из поколения в поколение передается традиция завершения праздничного дастархана. Это очень важный момент. Его особый смысл заключается в напутствии и благословении очага и дастархана гостеприимного дома - «бата». Благословение-бата дает самый старший по возрасту и уважаемый гость. Выражая благодарность хозяевам, гость может сказать: «Пусть благословен будет ваш дастархан! Здоровья, счастья и мира вашему дому!»
Давайте и мы завершим наш урок добрыми пожеланиями друг другу.
9. Домашнее задание
- Расспросите взрослых о семейных традициях приема гостей; найдите и запишите в тетрадь пословицы и поговорки о гостеприимстве.
Дополнительный материал к уроку
1. «Ассалаумагалейкум» - «Мир вашему дому». «Уа-галейким-уассалем» - «Мир и вашему дому» -классическое приветствие казахского народа.
2. Дастархан - накрытый стол.
3. Конакасы - угощение гостям.
4. Бата - благословение, напутствие старшего, уважаемого гостя.
5. Традиции - правила поведения, которые постоянно соблюдаются людьми.