- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку на тему Изменение имён существительных по числам ( 3 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему Изменение имён существительных по числам ( 3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Бондарь Л.А. |
Дата | 13.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок 75. Изменение имён существительных по числам. Педагогическая цель: способствовать развитию умения изменять имена существительные по числам; создать условия для ознакомления с изменением имён существительных, оканчивающихся на -мя. Тип урока : комбинированный. Планируемые результаты (предметные) : применяют орфографические правила; находят, сравнивают, классифицируют, характеризуют такие языковые единицы, как часть слова, часть речи, контролируют свои действия, проверяют написанное. Личностные: применяют приобретённые навыки в практической деятельности; используют усвоенные приёмы работы для решения учебных задач. Универсальные учебные действия ( метапредметные): Познавательные: преобразовывают информацию из одной формы в другую: подробно пересказывают небольшие тексты; используют знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов; овладевают логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации. Регулятивные: определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; различают способ и результат действия. Коммуникативные: строят понятное для слушателей высказывание, задают уточняющие вопросы, формулируют простые выводы. Основное содержание темы, понятия и термины: изменение имён существительных по числам. Наблюдение за именами существительными.
Ход урока I. Мотивирование к учебной деятельности ( организационный момент) II. Чистописание. Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык.) III. Повторение изученного материала. На доске записаны слова: Обувь, дерево, мёд, охота, торт, мебель, сахар, соль, перо, яблоко, темнота. Выпишите имена существительные, которые не имеют формы множественного числа. IV. Постановка учебной задачи.
Учащиеся слушают учителя, предлагают формулировки учебной задачи.
V. Усвоение новых знаний и способов действий 1. Наблюдение над языковым материалом. 1) Учитель читает стихотворение из передачи «Радио-няня». По ходу чтения учитель переворачивает карточки со словами: время, племя, вымя, имя, стремя, племя. В стародавнее древнее время В шалашах без окон и дверей Жило-было лохматое племя Первобытных людей-дикарей. Они не знали, для чего корове вымя, Как написать свою фамилию и имя, Зачем на лошадь надевать седло и стремя - Необразованное было племя. Вопросы и задания по тексту стихотворения: - Что общего во всех выделенных словах? Запишите слова в столбик и поставьте их в форму множественного числа. - В чем вы испытываете трудности? 2) Чтение правила написания существительных, оканчивающихся на -мя (учебник, ч. I). Теперь можете безошибочно выполнить задание? В словах множественного числа выделите суффикс.
VI. Закрепление знаний и способов действий.
- Самостоятельная работа.
2.) Выполнить работу по вариантам: ( приложение) 2. Словарная работа. 1) Выполнение упражнений 3 и 5 (рабочая тетрадь № 1). Проведите взаимопроверку. 2) Работа по выбору: упражнение 4 или 6 (рабочая тетрадь). Поупражняйтесь в постановке пропущенных букв. 3) Разгадайте кроссворд в упражнении 7 (рабочая тетрадь). VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке ( итог). - Какие особенности имеют имена существительные при изменении по числам? - Как вы оцените свою работу на уроке? - Какой вид работы понравился больше? - Что получилось хорошо? - Над чем следует поработать? VI. Домашняя работа: выпишите из словаря 4-5 существительных, оканчивающихся на -мя, и образуйте их формы во мн. ч. Например: племя племена.
Приложение.
Самостоятельная работа 1 вариант
Утро.
Было чудесное утро. Дул тёплый ветерок. В овраге журчал прозрачный ручей. Голосистый соловей звонко заливался в тенистых кустах. Проворная ласточка с весёлым криком гонялась за насекомыми. Молодые всходы хлебов чуть колыхались в воздухе. Слышалась звонкая песенка жаворонка. Яркое солнце всё выше и выше поднималось по чистому небу.
Грамматические задания:
1) Выпишите имена существительные, определите их род и число.
2) Укажите имя существительное, которое не имеет формы множественного числа
3) Разберите по составу слово песенка.
__________________________________________________________________________________
Самостоятельная работа 1 вариант
Утро.
Было чудесное утро. Дул тёплый ветерок. В овраге журчал прозрачный ручей. Голосистый соловей звонко заливался в тенистых кустах. Проворная ласточка с весёлым криком гонялась за насекомыми. Молодые всходы хлебов чуть колыхались в воздухе. Слышалась звонкая песенка жаворонка. Яркое солнце всё выше и выше поднималось по чистому небу.
Грамматические задания:
1) Выпишите имена существительные, определите их род и число.
2) Укажите имя существительное, которое не имеет формы множественного числа
3) Разберите по составу слово песенка.
__________________________________________________________________________________
Самостоятельная работа 2 вариант
Пруд.
Около деревни Назарькино хороший пруд. Вокруг стоят берёзы да плакучие ивы. В сентябре они надели осенний наряд из жёлтых листьев. Вода в пруду прозрачная. У берега мелькают рыбёшки. Летом в солнечную погоду там плавают ребята. Зимой пруд покрыт льдом. Детишки бегут на лёд с коньками и санями.
Грамматические задания:
1)Выпишите имена существительные, в форме единственного числа, поставьте их в форму множественного числа, запишите.
2) Выпишите имена существительные в форме множественного числа, поставьте в форму единственного числа, запишите.
3) Укажите имена существительные, которые не имеют формы единственного числа.
__________________________________________________________________________________
Самостоятельная работа 2 вариант
Пруд.
Около деревни Назарькино хороший пруд. Вокруг стоят берёзы да плакучие ивы. В сентябре они надели осенний наряд из жёлтых листьев. Вода в пруду прозрачная. У берега мелькают рыбёшки. Летом в солнечную погоду там плавают ребята. Зимой пруд покрыт льдом. Детишки бегут на лёд с коньками и санями.
Грамматические задания:
1)Выпишите имена существительные, в форме единственного числа, поставьте их в форму множественного числа, запишите.
2) Выпишите имена существительные в форме множественного числа, поставьте в форму единственного числа, запишите.
3) Укажите имена существительные, которые не имеют формы единственного числа.