Конспект урока по русскому языку на тему Изменение имён существительных по числам ( 3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 75. Изменение имён существительных по числам. Педагогическая цель: способствовать развитию умения изменять имена существительные по числам; создать условия для ознакомления с изменением имён существительных, оканчивающихся на -мя. Тип урока : комбинированный. Планируемые результаты (предметные) : применяют орфографические правила; находят, сравнивают, классифицируют, характеризуют такие языковые единицы, как часть слова, часть речи, контролируют свои действия, проверяют написанное. Личностные: применяют приобретённые навыки в практической деятельности; используют усвоенные приёмы работы для решения учебных задач. Универсальные учебные действия ( метапредметные): Познавательные: преобразовывают информацию из одной формы в другую: подробно пересказывают небольшие тексты; используют знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов; овладевают логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации. Регулятивные: определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; различают способ и результат действия. Коммуникативные: строят понятное для слушателей высказывание, задают уточняющие вопросы, формулируют простые выводы. Основное содержание темы, понятия и термины: изменение имён существительных по числам. Наблюдение за именами существительными.

Ход урока I. Мотивирование к учебной деятельности ( организационный момент) II. Чистописание. Конспект урока по русскому языку на тему Изменение имён существительных по числам( 3 класс) Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык.) III. Повторение изученного материала. На доске записаны слова: Обувь, дерево, мёд, охота, торт, мебель, сахар, соль, перо, яблоко, темнота. Выпишите имена существительные, которые не имеют формы множественного числа. IV. Постановка учебной задачи.

Учащиеся слушают учителя, предлагают формулировки учебной задачи.

V. Усвоение новых знаний и способов действий 1. Наблюдение над языковым материалом. 1) Учитель читает стихотворение из передачи «Радио-няня». По ходу чтения учитель переворачивает карточки со словами: время, племя, вымя, имя, стремя, племя. В стародавнее древнее время В шалашах без окон и дверей Жило-было лохматое племя Первобытных людей-дикарей. Они не знали, для чего корове вымя, Как написать свою фамилию и имя, Зачем на лошадь надевать седло и стремя - Необразованное было племя. Вопросы и задания по тексту стихотворения: - Что общего во всех выделенных словах? Запишите слова в столбик и поставьте их в форму множественного числа. - В чем вы испытываете трудности? 2) Чтение правила написания существительных, оканчивающихся на -мя (учебник, ч. I). Теперь можете безошибочно выполнить задание? В словах множественного числа выделите суффикс.

VI. Закрепление знаний и способов действий.

  1. Самостоятельная работа.
1) Выполнение упражнения 3 по заданию (учебник).

2.) Выполнить работу по вариантам: ( приложение) 2. Словарная работа. 1) Выполнение упражнений 3 и 5 (рабочая тетрадь № 1). Проведите взаимопроверку. 2) Работа по выбору: упражнение 4 или 6 (рабочая тетрадь). Поупражняйтесь в постановке пропущенных букв. 3) Разгадайте кроссворд в упражнении 7 (рабочая тетрадь). VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке ( итог). - Какие особенности имеют имена существительные при изменении по числам? - Как вы оцените свою работу на уроке? - Какой вид работы понравился больше? - Что получилось хорошо? - Над чем следует поработать? VI. Домашняя работа: выпишите из словаря 4-5 существительных, оканчивающихся на -мя, и образуйте их формы во мн. ч. Например: племяплемена.










Приложение.

Самостоятельная работа 1 вариант

Утро.

Было чудесное утро. Дул тёплый ветерок. В овраге журчал прозрачный ручей. Голосистый соловей звонко заливался в тенистых кустах. Проворная ласточка с весёлым криком гонялась за насекомыми. Молодые всходы хлебов чуть колыхались в воздухе. Слышалась звонкая песенка жаворонка. Яркое солнце всё выше и выше поднималось по чистому небу.

Грамматические задания:

1) Выпишите имена существительные, определите их род и число.

2) Укажите имя существительное, которое не имеет формы множественного числа

3) Разберите по составу слово песенка.

__________________________________________________________________________________

Самостоятельная работа 1 вариант

Утро.

Было чудесное утро. Дул тёплый ветерок. В овраге журчал прозрачный ручей. Голосистый соловей звонко заливался в тенистых кустах. Проворная ласточка с весёлым криком гонялась за насекомыми. Молодые всходы хлебов чуть колыхались в воздухе. Слышалась звонкая песенка жаворонка. Яркое солнце всё выше и выше поднималось по чистому небу.

Грамматические задания:

1) Выпишите имена существительные, определите их род и число.

2) Укажите имя существительное, которое не имеет формы множественного числа

3) Разберите по составу слово песенка.

__________________________________________________________________________________

Самостоятельная работа 2 вариант

Пруд.

Около деревни Назарькино хороший пруд. Вокруг стоят берёзы да плакучие ивы. В сентябре они надели осенний наряд из жёлтых листьев. Вода в пруду прозрачная. У берега мелькают рыбёшки. Летом в солнечную погоду там плавают ребята. Зимой пруд покрыт льдом. Детишки бегут на лёд с коньками и санями.

Грамматические задания:

1)Выпишите имена существительные, в форме единственного числа, поставьте их в форму множественного числа, запишите.

2) Выпишите имена существительные в форме множественного числа, поставьте в форму единственного числа, запишите.

3) Укажите имена существительные, которые не имеют формы единственного числа.

__________________________________________________________________________________

Самостоятельная работа 2 вариант

Пруд.

Около деревни Назарькино хороший пруд. Вокруг стоят берёзы да плакучие ивы. В сентябре они надели осенний наряд из жёлтых листьев. Вода в пруду прозрачная. У берега мелькают рыбёшки. Летом в солнечную погоду там плавают ребята. Зимой пруд покрыт льдом. Детишки бегут на лёд с коньками и санями.

Грамматические задания:

1)Выпишите имена существительные, в форме единственного числа, поставьте их в форму множественного числа, запишите.

2) Выпишите имена существительные в форме множественного числа, поставьте в форму единственного числа, запишите.

3) Укажите имена существительные, которые не имеют формы единственного числа.

© 2010-2022