- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Костюкова Н.М. |
Дата | 19.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ( утверждена приказом МО и науки РФ от 6 октября 2009г. № 373) и Концепции Образовательной системы «Школа 2100»
Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук.
Цель курса окружающего мира - осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.
Изучение окружающего мира направлено на достижение следующих задач:
• развивать наблюдательность, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
• осваивать окружающий мир в единстве и различиях природного и социального; роль человека и его место в природе и в обществе;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
II. Общая характеристика учебного предмета
Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру - важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.
Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка.
Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих сведений, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МБОУ «Алтуховская СОШ» предмет «Окружающий мир» изучается во 2-м классе два часа в неделю, всего 68часов.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви. Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования. Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек. Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Личностные результаты изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе :
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
- Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
- Ориентироваться в полученных сведениях: понимать, что нужна дополнительная информация для решения учебной задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях .
- Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
- Вступать в беседу на уроке и в жизни.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;
- объяснять влияние притяжения Земли;
- связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
- наблюдать за погодой и описывать её;
- определять стороны света по солнцу и по компасу;
- пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
- называть основные природные зоны и их особенности.
- оценивать правильность поведения людей в природе;
- уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.
VI. Содержание учебного предмета
«Наша планета Земля» (68 ч) Введение (4 ч) Общие слова - понятия. Живая и неживая природа. Вещи. Вещество. Твёрдые тела, жидкости и газы, их свойства. Воздух - смесь газов. Вода - жидкость. Лёд - твёрдое тело. Смена состояний веществ. Земля и солнце (16 ч) Определение времени дня и года по Солнцу и Луне. Определение направлений по Солнцу и Полярной звезде. Основные стороны горизонта: восток - направление на восход Солнца, запад - направление на закат Солнца, север - направление на Полярную звезду, юг - направление на Солнце в полдень. Компас и пользование им. Практическая работа с компасом. Смена фаз Луны. Изготовление солнечных часов. Форма Земли. Линия горизонта. Доказательства шарообразной формы Земли: расширение горизонта с поднятием в высоту, кругосветные путешествия, лунное затмение, полёт в космос. Практическая работа с глобусом. Глобус - модель Земли. Движение глобуса и Земли. Экватор, полюса, полушария. Меридианы и параллели. Вселенная или космос. Планеты и звёзды - небесные тела. Звёзды - самосветящиеся небесные тела. Созвездия. Планеты светят отражённым светом. Земля - планета. Солнце - звезда. Планеты Солнечной системы. Движение планет по орбитам вокруг Солнца. Луна - спутник Земли. Солнечное затмение. Цвет воздуха. Земное притяжение. Все предметы притягиваются друг к другу, большие массивные предметы притягивают к себе сильнее - закон всемирного тяготения. Влияние земного притяжения на нашу жизнь. Невесомость. Смена дня и ночи. Основной источник света на Земле - Солнце. Вращение Земли вокруг своей оси - причина смены дня и ночи. Соразмерность ритма жизни человека суткам. Режим дня. Практическая работа с глобусом. Смена времён года. Жизнь природы изменяется по сезонам. Высота солнца над горизонтом в разные сезоны года. Изменение угла наклона солнечных лучей в течение года. Обращение Земли вокруг Солнца - причина смены сезонов года. Ось Земли направлена на Полярную звезду. Благодаря наклону оси Земля поворачивается к Солнцу то своим северным полушарием (лето северного полушария), то южным (зима северного полушария). Земля сохраняет тепло солнечных лучей. Холодные, умеренные и жаркий пояса освещённости и их расположение на Земле и относительно солнечных лучей. Полярный круг, тропик. Холодный пояс - долгая зима и короткое лето, умеренный пояс - чередование зимы и лета, жаркий пояс - «вечное лето». Атмосфера - воздушная оболочка Земли. Погода и её признаки. Температура, её измерение. Термометр. Практическая работа с термометром. Облачность. Осадки: дождь, снег, град. Ветер и причина его образования. Климат - закономерно повторяющееся состояние погоды в течение года. Дневник наблюдений за погодой. Признаки хорошей и плохой погоды. Что изображают на глобусе и карте. Глобус и карта (8 ч) План и карта - изображение Земли на плоскости. Представление о масштабе. Условные знаки. Глобус - уменьшенная модель Земли. Карта полушарий. Условные обозначения к карте и глобусу. Высота и глубина на карте Земли и глобусе. Практическая работа с картой. Материк - большой участок суши, окружённый водой. Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка и Антарктида - материки. Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка и Антарктика - части света. Северный Ледовитый, Атлантический, Тихий и Индийский океаны. Формы земной поверхности (7 ч) Реки - постоянный водный поток из осадков, выпавших на поверхность суши. Исток, русло, устье (дельта). Левый и правый берег. Водосборный бассейн. Круговорот воды в природе. Почему вода в реке не кончается? Почему в реке так много воды? Почему реки текут не только во время дождя? Как реки и ручьи изменяют земную поверхность? Долина реки. Важнейшие реки мира и их местонахождение на карте. Горные и равнинные реки. Озёра - природные водоёмы со стоячей водой. Проточные и бессточные озёра. Крупные озёра. Самое глубокое озеро - Байкал. Каспийское море - самое большое озеро. Равнины - ровные или слабохолмистые участки суши. Равнины и низменности. Болота. Горы - поднятия земной поверхности. Природа равнин и гор. Горные породы. Полезные ископаемые. Важнейшие равнины, горы и вершины и их местонахождение на карте. Как образовались горы: подземная сила поднимает горы, а выветривание разрушает. Как горы превращаются в равнины. Выветривание. Горы и вулканы. Вулканы и извержения. Землетрясения - результат смещения пластов Земли. Полуострова - участки суши, выдающиеся в океан. Важнейшие полуострова и их местонахождение на карте. Острова - небольшие участки суши, отделённые морями и океанами от материков. Важнейшие острова земного шара и их местонахождение на карте. Моря - большие водоёмы с солёной водой, расположенные по краям океанов и омывающие сушу. Свойства морей: все моря соединяются друг с другом, уровень воды во всех морях одинаков, вода в морях солёная. Важнейшие моря мира и их местонахождение на карте. Обитатели морей. Коралловые рифы и населяющие их организмы. Экскурсия «Формы земной поверхности» (проводится весной). Земля - наш общий дом (11 ч) Место обитания живых организмов. Пищевые связи. Экосистема - совместно обитающие живые организмы и тот участок земли, на котором они обитают. Растения - «кормильцы». Животные - «едоки». Грибы, микробы, дождевые черви - «мусорщики». Едоки и мусорщики дают питательные вещества растениям. Взаимосвязь всех живых существ в экосистеме. Их взаимная приспособленность. Круговорот веществ. Природные зоны - территории суши со сходными природными условиями, получающие сходное количество солнечного тепла и света и сменяющиеся в определённом порядке от полюса к экватору. Природные зоны холодного пояса. Ледяные пустыни и их обитатели. Тундра. Суровый климат: долгая полярная ночь и короткий летний день. Вечная мерзлота. Пейзаж тундр. Животный и растительный мир. Расположение тундры на земном шаре. Красная книга. Умеренный пояс. Леса. Смена сезонов. Вечнозелёные хвойные и лиственные деревья. Листопад и его роль в сезонном климате. Животный и растительный мир. Расположение лесов на земном шаре. Как леса сменяют друг друга. Степь. Сухой климат степей. Открытый пейзаж. Животный и растительный мир. Расположение на земном шаре. Пустыня. Жаркий сухой климат. Пейзаж пустынь. Животный и растительный мир. Приспособление живых организмов к засушливому климату пустынь. Расположение пустынь на земном шаре. Хрупкая природа степей и пустынь, необходимость её сохранения. Засушливые зоны жаркого пояса. Зона тропических пустынь и её обитатели. Оазис. Степь жаркого пояса - саванна. Вечнозелёный лес. Жаркий влажный климат тропического леса. Животный и растительный мир. Расположение вечнозёленых лесов на земном шаре. Горы. Похолодание с подъёмом в горы: солнце нагревает не воздух, а землю. Элементарные представления о высотной поясности. Горные растения и животные. Природные катастрофы в горах. Приспособление людей к жизни в различных природных условиях. Человеческие расы. Элементарные потребности человека: пища и одежда. Собирание пищи (плоды, ягоды, грибы, коренья) и охота на диких животных - наиболее древние занятия человека. Земледелие и скотоводство. Земледелие - занятие жителей равнин и низменностей. Скотоводство - занятие жителей пустынь и гор. Города - место жительства множества людей, занятых в промышленности. Страны и населяющие их народы. Карта стран и городов - политическая карта. Крупные страны и города мира и их расположение. Экскурсия «Знакомство с природой своей природной зоны». Правила безопасного путешествия. Части света (10 ч) Европа. Страны и города Европы (Великобритания, Франция, Италия, Германия, Украина, Дания, Швеция). Альпы - горы Европы. Окружающие нас предметы и их родина. Герои детских сказок из европейских стран. Азия. Самая большая часть света. Природные условия Азии. Страны и народы Азии (Япония, Китай, Индия). Азия - родина более чем половины человечества. Окружающие нас предметы и их родина. Африка. Природные условия Африки: жаркий климат. Народы Африки: негры и арабы. Страны Африки: Египет. Пустыня Сахара. Природные зоны Африки. Окружающие нас предметы и их родина. Африканские животные. Как уберечься от солнечных лучей. Америка. Индейцы - коренные жители Америки. Умеренный и жаркий климат. Природные зоны Северной Америки. Северная Америка - вторая родина промышленности. Страны (США, Канада) и города. Окружающие нас предметы и их родина. Природные зоны Южной Америки и их обитатели. Южная Америка - родина самых мелких птиц, самых больших змей, бабочек и жуков, самого твёрдого и самого легкого дерева. Открытие Америки викингами и Колумбом. Австралия. Климат и природные зоны Австралии. Австралия - родина кенгуру и других зверей с сумкой. Антарктида - самый холодный материк на Земле. Самые низкие температуры. Ледники. Жизнь в Антарктиде существует только вдоль кромки побережья. Освоение Южного полюса. Самый большой круговорот воды. Почему в Антарктиде холоднее, чем в Арктике. Россия. Самая большая страна в мире. Природа нашей страны. Основные реки, озёра, равнины, горы, острова, полуострова и моря России. Природные богатства нашей страны. Люди - главное богатство нашей страны. Древние мастера - гордость России. Архитектурные памятники нашей страны. Природа и достопримечательности своего края. Наша маленькая планета Земля (3 ч) Рост воздействия современного человека на природу: накопление мусора, изменение климата, создание искусственных озёр и пустынь. Необходимость охраны и бережного отношения к природе. Правила поведения в квартире, позволяющие сохранить природу. Повторение пройденного материала - 2 ч.
VII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Книгопечатная продукция
Основная образовательная программа начального общего образования «Школа 2100» Под редакцией Д.И. Фельдштейна - М.: Баласс 2014г.
Программа по окружающему миру. А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиа М.:Баласс 2012г.
Учебник:
«Окружающий мир» (Наша планета Земля) для 2 класса в 2-х частях. А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутина М.: Баласс, 2012 год. «Школа 2100» .
Тетради:
Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» 2 класс. Авторы А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, О.А. Родыгин(Москва «Баласс» 2013г.)
Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» (Наша планета Земля) 2 класс. Авторы А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутина (Москва «Баласс» 2013 г.) .
Методические пособия:
Методические рекомендации для учителя по курсу «Окружающий мир». 2 класс. Максимова Т. Н. - М.:ВАКО, 2012. «Школа 2100».
Технические средства обучения
Персональный ноутбук, принтер, ксерокс, мультимедийный проектор.
Классная доска с набором магнитов.
Информационно-коммуникативные средства
Сайт: http// schol 2100.ru
school-collection.edu.ru/
CD «Развивашка»
Оборудование класса
Ученические столы и стулья. Стол учительский. Шкафы для хранения книг, учебников, дидактических материалов, пособий. Настенная доска для вывешивания иллюстративного материала.
№ пп
Тема урока
Кол-во час
Характеристика деятельности учащихся
Дата проведения
план
факт
1
Вводный урок. Как мы будем учиться.
1
Познакомиться с тем как ученики будут учиться
03.09
2
Земля и солнце (17ч). Общие слова-понятия.
1
Характеризовать отличительные свойства природных объектов и изделий (искусственных предметов), сравнивать природные объекты и изделия
05.09
3
Из чего состоят все предметы
1
Наблюдать объекты и явления природы, приводить примеры явлений природы, приводить примеры вещей и описывать их.
10.09
4
Из чего состоят все предметы. Защита проектов
Проверочная работа №1.
1
Приводить примеры веществ, описывать их .
Называть особенности различных состояний веществ. Обобщая несколько предметов -назвать одним словом. Перечислить стороны света . Называть группы предметов.
12.09
5
Природные часы. Календарь и компас
1
Самостоятельно и в группах проводить наблюдения явлений природы.
Характеризовать особенности отличия звёзд и планет Солнечной системы .
Ориентироваться на местности с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсии.
17.09
6
Природные часы. Календарь и компас
1
Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников о планетах Солнечной системы.
19.09
7
Форма Земли - огромный шар.
1
Ориентироваться на местности с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсии. Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников о Земле.
24.09
8
Глобус- модель Земли. Проверочная работа №2
1
Перечислить стороны света. Читать и пользоваться глобусом и картой. Определять стороны света по солнцу и при помощи компаса. Связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли.
26.09
9
Контрольная работ по теме
« Природные часы. Планета Земля»
1
Называть окружающие предметы и их взаимосвязи. Определять и записывать признаки и свойства предметов. Раскрывать сведения о трёх состояниях веществ. Применять полученную информации на уроках в жизни.
01.10
10
Земля в космосе
1
Извлекать необходимой информации из учебника и дополнительных источников (словари, энциклопедии, справочники) о планетах Солнечной системы, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений.
03.10
11
Всемирное тяготение
1
Характеризовать влияние притяжения Земли на земные явления. Характеризовать влияние притяжения Земли на различные предметы.
08.10
12
Смена дня и ночи.
1
Сравнивать и различать день и ночь, времена года.
Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года.
Устанавливать связи между сменой дня и ночи, временами года и движениями Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, демонстрировать эти движения на моделях.
10.10
13
Смена времени года. Проверочная работа№3
1
Самостоятельно наблюдать погоду и описывать её состояния.
Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра.
Сравнивать погоду и климат.
15.10
14
Тепловые пояса
1
Характеризовать круговорот воды в природе.
17.10
15
Погода и климат
1
Применение полученной информации на уроках в жизни. Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о погоде и климате, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений.
22.10
16
Обобщение по разделу «Погода и климат» Проверочная работа.№4
1
Обобщать, закреплять и повторять полученную информацию на уроках. Связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли. Наблюдать за погодой и описывать её. Перечислять пояса освещенности.
24.10
17
Контрольная работа по теме
«Погода, климат»
1
Связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли. Объяснять влияние притяжения Земли .Описывать погоду в данной местности.
29.10
18
Мы - путешественники (Урок- игра). «Моя малая родина»
1
Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников (словари, энциклопедии, справочники) о планетах Солнечной системы, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений.
31.10
19
Глобус и карта. Формы Земной поверхности (16ч).План и карта
1
Характеризовать глобус, карту и план, их условные знаки. Находить соответствие рисунков на плане и карте.
12.11
20
План и карта
1
Определять объекты на географической карте с помощью условных знаков.
14.11
21
Глобус и карта.
1
Читать и пользоваться глобусом и картой, находить города, страны.
19.11
22
Что изображают на карте? Проверочная работа №5
1
Находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью Читать и пользоваться глобусом и картой, показывать на них части света, материки и океаны. условных знаков. Отмечать верные утверждения.
21.11
23
Учимся пользоваться картой
1
Находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков.
26.11
24
Части света. Материки и океаны. Защита проектов
1
Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия.
2811
25
Повторение. Проверочная работа №6
1
Характеризовать глобус, карту и план, их условные знаки. Находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков.
3.12
26
Реки и озёра
1
Сравнивать и различать разные формы земной поверхности и водоёмы на примере своей местности. Находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков.
5.12
27
Реки и озёра
1
Находить на физической карте России и полушарий разные водоёмы, формы земной поверхности, равнины и горы, определять их названия. Определять направления течения рек по карте и глобусу.
10.12
28
Равнины и горы
1
Находить на физической карте России и полушарий, равнины и горы, определять их названия.
12.12
29
Равнины и горы
1
Извлекать необходимой информации из учебника и дополнительных источников (словари, энциклопедии, справочники) о равнинах и горах, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений.
17.12
30
Повторение. Проверочная работа №7
1
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников (словари, энциклопедии, справочники) об особенностях поверхности и водоёмах родного края, подготавливать доклады и обсуждать полученные сведения. Читать и пользоваться глобусом и картой, находить части света, материки и океаны.
19.12
31
Моря , острова, полуострова
1
Находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков.
24.12.
32
Обобщающий урок по разделу. Учимся решать жизненные задачи
1
Обобщать и применять полученные сведения на уроках в жизни. Находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков. Решать познавательные и учебные задачи, выбирать нужную информацию из текста, иллюстрации, схемы.
26.12
33
Контрольная работа по теме «Равнины, горы, моря»
1
Читать и пользоваться глобусом и картой, находить части света, материки и океаны. Определять по карте и сравнивать высоту гор. Подписывать на карте полушарий материки.
14.01
34
Экскурсия формы земной поверхности: река, озеро, равнина, горы и т.п.; наша природная зона)
1
Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности и водоёмы своей местности.
16.01
35
Многообразие Земли (13ч).Экологические системы.
1
Характеризовать экосистемы (на 1-2 примерах). Решать познавательные и учебные задачи, выбирать нужную информацию из текста, иллюстрации, схемы.
21.01
36
Как живёт экосистема.
1
Характеризовать экосистемы (на 1-2 примерах). Решать познавательные и учебные задачи, выбирать нужную информацию из текста, иллюстрации, схемы.
23.01
37
Природная зональность.
1
Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон .
28.01
38
Природные зоны холодного пояса. Животные и растения Севера.
1
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников (словари, энциклопедии, справочники) о природных зонах и обсуждать полученные сведения.
Объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон.
30.01
39
Леса умеренного пояса. Защита проектов
1
Находить на карте изученные природные зоны.
Объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон. Описывать особенности растительного и животного мира, труда и быта людей лесов умеренного пояса .
4.02
40
Засушливые зоны умеренного пояса.
1
Находить на карте изученные природные зоны. Давать краткую характеристику природных зон. Объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон.
6.02
41
Путешествие в тёплые края .
1
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о природных зонах и обсуждать полученные сведения.
11.02
42
Засушливые пояса и зоны жаркого пояса
1
Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей засушливых поясов и зоны жаркого пояса. Находить на карте изученные природные зоны.
13.02
43
Тропические леса
1
Сравнить условия в лесах тропиков и умеренного пояса. Определять особенности животных и растений тропических лесов. Характеризовать зону тропических лесов.
18.02
44
Горные экосистемы
1
Характеризовать экосистемы. Определить как влияет высота на температуру в горах.
20.02
45
Природные катастрофы. Землетрясения. Вулканы.
1
Описывать особенности различных природных катастроф. Извлекать необходимую информацию из учебника и энциклопедии,.
25.02
46
Обобщающий урок по теме «Многообразие Земли».Проверочная работа №8
1
Читать и пользоваться глобусом и картой, находить части света, материки и океаны. Обобщать полученные сведения на уроках применять в жизни. Показать на карте связь между морем и океаном, морем и рекой. Перечислять основные природные зоны и их особенности. Оценивать правильность поведения в природе человека.
27.02
47
Контрольная работа по теме
«Глобус и карта»
1
Читать и пользоваться глобусом и картой, находить части света, материки и океаны . Применение полученного материала на уроках в жизни. Называть особенности природных зон и сравнивать их.
04.03
48
Части света (14ч) Люди , города и страны.
1
Обсуждать особенности 2-3 стран мира .Практическая работа: находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте.
06.03
49
Люди , города и страны. Проверочная работа №9
1
Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств. Находить и показывать изученные города на глобусе и политической карте. Называть основные природные зоны и их особенности.
11.03
50
Путешествие тучки по Европе
1
Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств. Находить и показывать изученные страны на глобусе и политической карте.
13.03
51
Евразия
1
Находить и показывать изученные страны на глобусе и политической карте.
18.03
52
Знакомство со странами Европы
1
Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте. Находить дополнительную информацию в энциклопедии по изучаемым странам Европы.
20.03
53
Азия по следам путешественников.
1
Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств.
01.04
54
Азия
1
Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте. Находить дополнительную информацию в энциклопедии по изучаемым странам Азии.
03.04
55
Африка
1
Обсуждать особенности 2-3 стран мира. Находить и показывать изученный материк на глобусе и карте. Объяснять влияния человека на природу Африки.
08.04
56
Путешествие к африканским животным.
1
Практическая работа: находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте. Находить материал о животных живущих в Африке.
10.04
57
Америка. Кто открыл Америку?
1
Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств. Находить и показывать изученный материк на глобусе и карте.
15.04
58
Северная Америка
1
Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств. Находить и показывать изученный материк на глобусе и карте.
17.04
59
Южная Америка
1
Находить и показывать изученный материк на глобусе и карте. Находить дополнительный материал о животных живущих в Южной Америке.
22.04
60
Австралия и Антарктида.
1
Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств. Находить и показывать изученный материк на глобусе и карте.
24.04
61
Животный мир Австралии и Антарктиды
1
Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств. Объяснять влияния человека на природу Австралии и Антарктиды. Находить материал о животных живущих в Австралии и Антарктиде.
29.04
62
Наша маленькая планета Земля (7ч).Россия - наша Родина
1
Практическая работа с глобусом и картой: показывать территорию России, ее государственную границу. Принимать и решать познавательные и учебные задачи, выбирать нужную информацию из текста, иллюстрации, схемы
01.05
63
Моя Родина. Проверочная работа.№ 10
1
Находить на карте России родной регион. Готовить сообщение о своей малой родине. Оценивать правильность поведения человека в природе
06.05
64
Наша маленькая планета Земля.(проект)
1
Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы.
Моделировать ситуации по сохранению природы и её защите.
08.05
65
Контрольная работа «Части света. Страны»
1
Применение полученный материал на уроках и в жизни. Читать и пользоваться глобусом и картой, находить и показывать на них части света, материки и океаны. Называть части света. Указывать особенности экосистемы моря, леса.
13.05
66
Экскурсия (формы земнойповерхности: река, озеро, равнина.; наша природная зона)
1
Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности и водоёмы своей местности. Оценивать правильность поведения человека в природе.
Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Формы земной поверхности и водоёмы».
15.05
67-68
Повторение изученного материала.
2
Повторять, закреплять, сравнивать, обобщать, анализировать, применять полученный материал на уроках.
20.06
22.05
11