Русский язык. Правописание разделительного Ъ

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта изучения темы

Предмет: Русский язык УМК: ПНШ

Тип урока: изучения нового материала

Учитель начальных классов: Кузьмина Наталья Георгиевна Класс: 2 «А»

Тема

Правописание разделительного Ъ

Цель

научить правильно писать слова с разделительным твёрдым знаком.

Формируемые УУД Планируемый результат

Личностные: проявлять интерес к процессу письма, настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности; Регулятивные: определять тему урока, ставить цель, сохранять её в течение всего урока, выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме, фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке. Прогнозировать результат решения практической учебной задачи, оценивать по критериям. Находить и исправлять ошибки, выяснять их причины, намечать путь исправления.

Познавательные: ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации .

Коммуникативные: использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь. Уважать другую точку зрения.

Предметные: знать, когда следует писать разделительный твердый знак,
уметь правильно писать слова с разделительным твердым знаком.
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: уметь определять и формулировать цель урока, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД).Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД)Уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД)

Н.А.Чуракова. Русский язык. 2 класс. Учебник в трёх частях. Часть третья. Под редакцией М.Л.Каленчук. Москва. Академкнига/Учебник. 2011. , карточки с текстом , в который включены слова с мягким знаком, карточки для индивидуальной самостоятельной работы, карточки с ответами на задания для самопроверки, сигнальные карточки для оценки результатов работы.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

№ пп

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I

Самоопределение к деятельности

Громко прозвенел звонок начинается урок.

Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем.

Настраиваются на урок, проверяют наличие принадлежностей.

Личн: самоопределение к деятельности

II

Актуализация знаний и фиксация затруднения деятельности.

  1. Работа с текстом. Прочитайте текст .

Стыдно!

Илья и его младший брат Вася пошли гулять в парк. Вдруг на ветку сели воробьи. Вася взял палку и кинул на дерево. Птицы улетели. Илья сказал маленькому Васе:

- Стыдно это делать! птицы наши друзья!

- Что вы можете сказать о поступке Васи?

- Вам необходимо выписать слова с мягким знаком в два столбика. Почему в два столбика?

Раздел ь ь показ мягкости

Илья гулять

воробьи маленькому

друзья делать

- проверим вместе со всеми взаимопроверка.

( 6-зел, 5,4- жёлт, 3- красн. )

ВСПОМНИМ Когда пишется разделительный ь?

Работают с текстом самостоятельно , выписывая слова с мягким знаком в два столбика ( с разделительным и для мягкости согласного)

Проверяют и подсчитывают количество правильных ответов- по опорной карте учителя.

- фиксируют на доске опорную схему для правописания разделительного мягкого знака.

Коммун: уметь выражать свои мысли, слушать ответы одноклассников, сравнивать со своими ответами.

Регул: оценивать ход и результат выполнения задания.

III

Постановка учебной задачи

- Зачитайте второе предложение.

- Назовите действие в этом предложении.

СЕЛИ

- Добавьте одну букву, чтобы значение слова поменялось.

СЕЛИ СЪЕЛИ

Вот два слова «сели» «съели»

Друг на друга посмотрели.

Не поймут те забияки

Их отличие в ТВЁРДОМ ЗНАКЕ.

Работают с вторым предложением из текста.

Личн:анализировать учебную ситуацию и ставить задачу урока

Коммун: высказывать свои мнения, слушать ответы других.

IV

Формулирование темы и задач урока.

- Кто из вас догадался какая тема урока?

Твёрдый знак. Правописание твёрдого знака.

Какие мы поставим перед собой задачи?

- Научиться писать слова с Ъ

-Узнать о роли Ъ в словах.

Формулируют тему урока и задачи.

V

Построение проекта выхода из затруднения

Попробуем разобраться.

- Распределите слова в две группы( с ъ и без ъ)

Поехал, съел, отъехала, предъявили, заявим, поезд, объём, приезд

Ъ -

съел поехал

отъехала заявим

предъявили приезд

объём

- Чем похожи слова? Что у них есть общего? ( звуком й и приставкой.)

За какими буквами он прячется?( е, я)

- Почему в одном столбике написали ъ, а в другом нет?( после гласной и согласной)

Вывод: ъ пишется после согласной перед гласными е, ё , ю, я.

Значит какую роль он выполняет ? (Разделяет согласную от гласной--- разделительный. )

Определим в каком месте в словах стоит ъ.

- Найдём приставки в словах?

- Чем отличаются приставки первого столбика от приставок второго столбика?( заканчиваются на согласный)

ВЫВОД: Ъ пишется после приставки на согласный.

Правило

Разделительный ъ пишется после приставки на согласный перед гласными е, ё, ю, я

- проводят наблюдение над словами в написании которых есть ъ

- определяют роль ъ в слове и правописание.

- -самостоятельно формулируют правило и записывают его в виде опорной схемы.

Регул:умение оценивать ход и результат выполнения задания.

Познав- уметь осознанно строить речевое высказывание в устной форме

Коммун:уметь выслушать чужое мнение.

VI

Первичное закрепление во внешней речи.

- Работа с учебником.

Стр 109прочитаем правило

- Посмотрите как обозначается орфограмма.

Работа с обратным словарём

- Упр 118- комментирование( записываем только слова с ъ)

- работа коллективная с проговариванием.

Личн:осознание смысла изучения правописания ъ знака и успешное использование его в словах.

VII

Самостоятельная работа с самопроверкой

- Предлагаю проверить , как вы поняли тему на индивидуальных карточках. Вам необходимо вставить нужную букву в слова и записать на карточке цифры под которыми записаны слова с ъ

1. семья 6 объявление

2. съел пирог 7 платье

3 прыгать 8 съедобный

4 подъезд 9 ручьи

5 зверь 10 разъехались

Проверим ( ответы на доске) 2,4,6,8,10 ( 5- зел, 4- жёлт, 3- красный )

- самостоятельная работа по карточкам

- оценивание своей деятельности

Метапред: сформированный способ деятельности.

Личност: самоопределение к деятельности, способность к самооценке.

Коммун: умение работать в группе и парами.

VIII

Включение в систему знаний.

Работа в мини группах ( по 3 учащихся)

В тексте вставьте , где нужно ъ.

Задание № 1

Карлсон за пять минут сел всё варенье.

Необяснимое волненье охватило Буратино.

Незнайка сёжился от испуга.

Учёный обяснил ребятам устройство воздушного шара.

У подезда школы висит обявление о дне отезда в лагерь.

Дополнительный текст

Задание №2

Всё вокруг обято страхом

Разярённый людоед

Обявил, что сест сегодня

Замечательный обед.

В сверхестественной тревоге

Всё зверё уносит ноги.

Разярённый людоед

Мигом сел мешок конфет.

Закусил печенем плотно

Он отявленный злодей

Но совсем не ест животных

И не трогает людей.

(Дополнительное задание)



Работа по отработке орфограммы.

IX

Домашнее задание

Стр 114 упр 122( правило) (* 7 слов с Ъ)

X

Рефлексия учебной деятельности

С какой новой орфограммой познакомились?

-Что нового узнали?

-Какие задачи мы ставили?

-Удалось ли нам достичь поставленных цели?

- Оцените свою работу за урок с помощью сигналов светофора.

Выставление оценок за урок. Комментирование оценок.

Учащимся предлагается назвать тех учащихся, которые работали на этом уроке лучше, а кому нужно на следующем уроке больше работать!

Отвечают на вопросы учителя.

-Выполняют самооценку своей деятельности на уроке.

Регул: сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, оценивать результат своей работы Личн:осознать смысл правописания разделительного ъ, понимать значимость правильного написания разделительног твёрдого знака.


© 2010-2022