- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа внеурочной художественно-познавательной деятельности учащихся Чудо, имя которому - книга
Программа внеурочной художественно-познавательной деятельности учащихся Чудо, имя которому - книга
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Монгуш К.С. |
Дата | 30.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Хондергейская средняя общеобразовательная школа
муниципального района Дзун-Хемчикский кожуун
Республика Тыва
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
________/А.С.Сат/
Программа
внеурочной художественно-познавательной
деятельности учащихся
«Чудо, имя которому - КНИГА»
Составитель: библиотекарь Монгуш К.С.
Хондергей 2014
Пояснительная записка Внеурочная художественно-познавательная деятельность - одно из важнейших средств педагогического воздействия на патриотическое, духовное, экологическое становление подрастающего поколения. Она является продолжением и развитием той работы, которая проводится на уроках в соответствии с обязательными для всех учащихся программами, но не дублирует их. Программа внеурочной художественно-познавательной деятельности учащихся составлена с учетом нормативно-правовой документации: «Конвенции о правах ребенка»; «Конституции РФ»; закона РФ «Об образовании», «О библиотечном деле»; на основании федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом на ступени начального общего образования осуществляется …« духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей» Для углубления и расширения знаний используются следующие формы: экскурсии, беседы, викторины, интерактивные игры, театрализация и др. Любая из этих форм обладает достаточно большим воспитательным потенциалом, реализация которого является задачей педагога, организующего свою работу в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами. Программа ориентирована на первоклассников в соответствии со Стандартом и может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов и параллелей. Программа нацелена на формирование у школьников в возрасте от 6 - 7 лет интереса к Чтению и Книге. Программа предполагает изучение книг, рекомендованных для детей младшего школьного возраста, включающих золотое ядро детского чтения, способных содействовать саморазвитию ребенка, становлению его как личности и гражданина. Рекомендованный список составлен с учетом новых федеральных государственных образовательных стандартов. В предложенном списке книг, обеспечивающих духовную безопасность детей, нашла место не только художественная литература, но и познавательная, способная пробудить познавательный интерес ребенка, заразить пытливостью мысль, развить любознательность и исследовательскую жилку. Что касается художественной литературы - воспитателя сердца ребенка, - то она представлена лучшими произведениями отечественных и зарубежных детских писателей и, что не менее важно, лучшими изданиями, иллюстрированными талантливыми художниками. Рекомендуемые книги систематизированы по жанрам и видам литературы и по возрасту ребенка. В связи с новыми стандартами они вызовут:
- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознание значимости чтения для личного развития;
- понимание роли чтения, использование разных видов чтения; осознанное восприятие и оценивание содержания и специфики различных текстов, желание участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- желание достижения необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития.
Цель: раскрытие и обогащение духовного мира ребенка с помощью формирования его самостоятельной читательской деятельности на основе сказок, рассказов, стихотворений и т.д.
Задачи:
- воспитывать культуру чтения, развивать интерес к чтению, к художественной литературе, к книге;
- формировать у детей представление о жанрах и видах литературы;
- воспитывать потребность в систематическом, осознанном чтении как источнике радости общения и новых знаний, эмоций, переживаний;
- побуждать детей к активному общению с книгой.
Тематический план
№
п/п
Темы занятий
Кол-во часов
Дата проведения
I.
Вводное занятие.
4
1
Организационное занятие.
1
сентябрь
2
Путешествие по школьной библиотеке.
1
сентябрь
3-4
Экскурсия в сельскую библиотеку.
2
сентябрь
II.
По дорогам сказок.
Знакомство и разбор сказок. Беседа по иллюстрациям к ним. Умение отличать авторскую сказку от фольклора. Отражение в них мудрости народной.
24
а) русские народные сказки
5
«Белая уточка»
1
сентябрь
6
«Лиса-лапотница»
1
сентябрь
7
«Старик-годовик»
1
сентябрь
8
«Жили-были»
1
сентябрь
9
«Мария Моревна»
1
октябрь
10
«Перышко Финиста Ясна-Сокола»
1
октябрь
11
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - видеофильм
1
октябрь
12
Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке» - видеофильм
1
октябрь
13
«Снегурушка и лиса»
1
октябрь
14
Иллюстрирование понравившейся сказки.
1
октябрь
15
Инсценирование сказки по желанию.
1
октябрь
б) литературные сказки
16
Андерсен Х.К. «Сказки» - видеофильм
1
октябрь
17
Гримм Я.К., Гримм В.К. «Золотой гусь: сказки»
1
ноябрь
18
Харрис Д.Ч. «Братец Кролик и Братец Лис» -видеофильм
1
ноябрь
19
Перро Ш. «Волшебные сказки» -видеофильм
1
ноябрь
20
Горький М. «Воробьишка»
1
ноябрь
21
Житков Б.С. «Кружечка под елочкой», «Храбрый утенок»
1
ноябрь
22
Заболоцкий Н.А. «Как мыши с котом воевали»
1
ноябрь
23
Катаев В.П. «Дудочка и кувшинчик», «Грибы», «Цветик-семицветик»
1
ноябрь
24
Сутеев В.Г. «Палочка-выручалочка»
1
декабрь
25
Шварц Е.Л. «Сказка о потерянном времени»
1
декабрь
26
Усачев А. «Оранжевый верблюд», «Умная собачка Соня», «Тигр в клеточку».
1
декабрь
27
Сказки в рисунках. Выставка.
1
декабрь
28
Турнир знатоков русских и других сказок.
1
декабрь
III.
Рассказы о животных.
Знакомство с писателями.
Чтение и обсуждение их произведений. Чтение рассказов вслух. Привитие любви и бережного отношения к природе и животному миру.
18
29
Астафьев В.П. «Стрижонок Скрип»
1
декабрь
30-31
Бианки В.В. «Мишка-башка», «Лесные домишки»
2
декабрь
32
Житков Б.С. «Рассказы»;
1
январь
33
Пантелеев Л. «Про Белочку и Тамарочку»
1
январь
34-35
Паустовский К.Г. «Кот-ворюга», «Похождения жука -носорога»
2
январь
36
Пришвин М.М. «Охота за бабочкой»
1
январь
37
Скребицкий Г.А. «Лесной голосок»
1
январь
38-39
Сладков Н.И. «Бежал ежик по дорожке», «Бюро лесных услуг»
2
февраль
40
Снегирев Г. «Про птиц и зверей»
1
февраль
41
Толстой А.Н. «Желтухин»
1
февраль
42
Толстой Л.Н. «Детям»
1
февраль
43
Ушинский К.Д. «Жалобы зайки»
1
февраль
44
Чарушин Е.И. «Тюпа, Томка и сорока»
1
февраль
45
Экскурсия в природу.
1
март
46
Иллюстрации к произведениям. Выставка.
1
март
IV.
Золотая полка.
Знакомство с лучшей детской литературой, предназначенной для младших школьников, которая поможет пробудить в детях воображение и фантазию, привьет вкус к слову и культуре речи, разбудит любознательность, научит доброте и справедливости, разовьет чувство сопереживания, доставит детям удовольствие и поможет в воспитании литературного вкуса. Чтение, беседа, сообщение и т.д.
18
47
Александрова З.Н. «Елочка»
1
март
48
Барто А.Л. «Стихи детям»
1
март
49
Берестов В.Д. «Стихи и сказки»
1
март
50
Благинина Е.А. «Вот, какая мама!»
1
март
51
«Дивная пора: лучшие стихотворения русских поэтов о природе»
1
апрель
52
Жуковский В.А. «Жаворонок»
1
апрель
53
Заходер Б.В. «Кит и кот»
1
апрель
54
Бажов П.П. «Серебряное копытце»
1
апрель
55-56
Мамин-Сибиряк Д.Н. «Аленушкины сказки», «Серая шейка» - видеофильм
2
апрель
57
Милн,А.А. «Винни - Пух и Все-Все-Все» - видеофильм
1
апрель
58
Михалков,С.В. «Дядя Степа» - видеофильм
1
апрель
59-60
Носов Н.Н. «Незнайка в солнечном городе» - видеофильм
2
май
61
Пушкин А.С. «Сказки» - видеофильм
1
май
62
Толстой Л.Н. «Три медведя и другие сказки»
1
май
63
Чуковский К.И. «Доктор Айболит»
1
май
64
Конкурс чтецов.
1
май
V.
Заключительное занятие.
2
65-66
Задание на лето.
Список книг, рекомендуемых для прочтения будущим второклассникам
Чтение - это соучастие в творчестве.
Марина Цветаева
-
Александрова Т.И. «Кузька».
-
Бианки В. Сказки о животных.
-
Волков А.И. «Волшебник Изумрудного города».
-
Курляндский А. «Вы не были на Таити?»
-
Лагерлеф С. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
-
Маршак С.Я. Сказки. Песни. Загадки.
-
Носов Н.Н. «Приключения Незнайки и его друзей».
-
Родари Дж. «Приключения Чипполино», «Сказки по телефону».
-
Толстой А.Н. «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
-
Успенский Э. «Крокодил Гена и его друзья».
2
май
Список книг, рекомендуемых для прочтения
-
Александрова Т.И. «Кузька».
-
Бианки В. Сказки о животных.
-
Волков А.И. «Волшебник Изумрудного города».
-
Курляндский А. «Вы не были на Таити?»
-
Лагерлеф С. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
-
Маршак С.Я. Сказки. Песни. Загадки.
-
Носов Н.Н. «Приключения Незнайки и его друзей».
-
Родари Дж. «Приключения Чипполино», «Сказки по телефону».
-
Толстой А.Н. «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
-
Успенский Э. «Крокодил Гена и его друзья».
Ожидаемые результаты реализации программы Воспитательные результаты художественно-познавательной деятельности школьников распределяются по трем уровням.
- Первый уровень результатов - приобретение школьником знаний о жанровом разнообразии художественной литературы, фольклорных произведений, стихотворений, рассказов, повестей-сказок; расширение познаний учащихся произведениями писателей XIX-XX вв; умение выбрать книгу и читать ее.
- Второй уровень результатов - формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Возрастание интереса к литературе, к чтению; понимание читателем, что чтение - это интересный, эмоциональный, творческий процесс; вхождение читателя в мир художественной и познавательной литературы при развитии способности эстетического восприятия произведений искусства; расширение кругозора и познавательного интереса воспитанников.
- Третий уровень результатов - приобретение школьником опыта самостоятельного общественного действия - включает опыт волонтерской (добровольческой) деятельности, опыт самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других, опыт позиционного самоопределения в открытой общественной среде.
Школьник научится:
-
отличать произведения устного народного творчества от авторских произведений;
-
давать элементарную характеристику литературным произведениям.
-
понимать текст и его интерпретировать;
-
воспринимать художественное произведение как искусство слова.
-
размышлять и фантазировать;
-
воспринимать чтение художественно-познавательной литературы как индивидуальный творческий процесс;
-
читать вслух и про себя;
-
научится самостоятельной читательской деятельности.
Литература
-
Аникин В.П. Русская народная сказка. - М.: Просвещение,1978.
-
«Библиотека - это мозг школы». Просвещение: газета. - 2011.-№43. - С. 12
-
Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. - М.: Просвещение, 2011. - (Работаем по новым стандартам).
-
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. - М.: Просвещение, 2011. - (Работаем по новым стандартам).
-
Детская энциклопедия. - М.: Мол.Гвардия, 1992.
-
Кашурникова Т.М. Чудо, имя которому - книга. - М.: Школьная библиотека, 2006.
-
Короткова Л.Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок. - М.: ЦГЛ, 2006.
-
Круг чтения. Что читать дошкольникам и младшим школьникам. - М.: РШБА // Школьная библиотека. - 2008. - №10. - С. 32.
-
Мастер-классы для школьных библиотекарей. - М.: Глобус, 2009.
-
Примерные программы внеурочной деятельности / под ред. В.А.Горского. - М.: Просвещение, 2010. - (Стандарты второго поколения).
-
Русский фольклор. - М.: Художественная литература, 1985.
-
Силуянова С.В. От интереса к чтению - духовно-нравственному здоровью учащихся / С.В. Силуянова // Школьная библиотека. - 2008. - №5. - С.48.
-
Художественные произведения отечественных и зарубежных авторов.