Программа внеурочной художественно-познавательной деятельности учащихся Чудо, имя которому - книга

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Хондергейская средняя общеобразовательная школа

муниципального района Дзун-Хемчикский кожуун

Республика Тыва




УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

________/А.С.Сат/











Программа

внеурочной художественно-познавательной

деятельности учащихся

«Чудо, имя которому - КНИГА»














Составитель: библиотекарь Монгуш К.С.








Хондергей 2014

Пояснительная записка Внеурочная художественно-познавательная деятельность - одно из важнейших средств педагогического воздействия на патриотическое, духовное, экологическое становление подрастающего поколения. Она является продолжением и развитием той работы, которая проводится на уроках в соответствии с обязательными для всех учащихся программами, но не дублирует их. Программа внеурочной художественно-познавательной деятельности учащихся составлена с учетом нормативно-правовой документации: «Конвенции о правах ребенка»; «Конституции РФ»; закона РФ «Об образовании», «О библиотечном деле»; на основании федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом на ступени начального общего образования осуществляется …« духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей» Для углубления и расширения знаний используются следующие формы: экскурсии, беседы, викторины, интерактивные игры, театрализация и др. Любая из этих форм обладает достаточно большим воспитательным потенциалом, реализация которого является задачей педагога, организующего свою работу в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами. Программа ориентирована на первоклассников в соответствии со Стандартом и может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов и параллелей. Программа нацелена на формирование у школьников в возрасте от 6 - 7 лет интереса к Чтению и Книге. Программа предполагает изучение книг, рекомендованных для детей младшего школьного возраста, включающих золотое ядро детского чтения, способных содействовать саморазвитию ребенка, становлению его как личности и гражданина. Рекомендованный список составлен с учетом новых федеральных государственных образовательных стандартов. В предложенном списке книг, обеспечивающих духовную безопасность детей, нашла место не только художественная литература, но и познавательная, способная пробудить познавательный интерес ребенка, заразить пытливостью мысль, развить любознательность и исследовательскую жилку. Что касается художественной литературы - воспитателя сердца ребенка, - то она представлена лучшими произведениями отечественных и зарубежных детских писателей и, что не менее важно, лучшими изданиями, иллюстрированными талантливыми художниками. Рекомендуемые книги систематизированы по жанрам и видам литературы и по возрасту ребенка. В связи с новыми стандартами они вызовут:

  • понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  • осознание значимости чтения для личного развития;
  • понимание роли чтения, использование разных видов чтения; осознанное восприятие и оценивание содержания и специфики различных текстов, желание участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  • желание достижения необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития.
Главное, научить ребенка любить книгу и понимать ее. Только таким образом можно воспитать человека грамотного, развитого, интеллектуального. Настоящая программа рассчитана на 1 год занятий. Объем учебного времени, отводимого на курс, составляет 66 часов. Программа предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (в расчете 2 ч в неделю). Программа предусматривает проведение аудиторных занятий - 28 ч и внеаудиторных - 38 ч.
Цель: раскрытие и обогащение духовного мира ребенка с помощью формирования его самостоятельной читательской деятельности на основе сказок, рассказов, стихотворений и т.д.
Задачи:
  • воспитывать культуру чтения, развивать интерес к чтению, к художественной литературе, к книге;
  • формировать у детей представление о жанрах и видах литературы;
  • воспитывать потребность в систематическом, осознанном чтении как источнике радости общения и новых знаний, эмоций, переживаний;
  • побуждать детей к активному общению с книгой.













Тематический план

п/п

Темы занятий

Кол-во часов

Дата проведения

I.

Вводное занятие.

4


1

Организационное занятие.

1

сентябрь

2

Путешествие по школьной библиотеке.

1

сентябрь

3-4

Экскурсия в сельскую библиотеку.

2

сентябрь

II.

По дорогам сказок.

Знакомство и разбор сказок. Беседа по иллюстрациям к ним. Умение отличать авторскую сказку от фольклора. Отражение в них мудрости народной.

24



а) русские народные сказки



5

«Белая уточка»

1

сентябрь

6

«Лиса-лапотница»

1

сентябрь

7

«Старик-годовик»

1

сентябрь

8

«Жили-были»

1

сентябрь

9

«Мария Моревна»

1

октябрь

10

«Перышко Финиста Ясна-Сокола»

1

октябрь

11

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - видеофильм

1

октябрь

12

Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке» - видеофильм

1

октябрь

13

«Снегурушка и лиса»

1

октябрь

14

Иллюстрирование понравившейся сказки.

1

октябрь

15

Инсценирование сказки по желанию.

1

октябрь


б) литературные сказки



16

Андерсен Х.К. «Сказки» - видеофильм

1

октябрь

17

Гримм Я.К., Гримм В.К. «Золотой гусь: сказки»

1

ноябрь

18

Харрис Д.Ч. «Братец Кролик и Братец Лис» -видеофильм

1

ноябрь

19

Перро Ш. «Волшебные сказки» -видеофильм

1

ноябрь

20

Горький М. «Воробьишка»

1

ноябрь

21

Житков Б.С. «Кружечка под елочкой», «Храбрый утенок»

1

ноябрь

22

Заболоцкий Н.А. «Как мыши с котом воевали»

1

ноябрь

23

Катаев В.П. «Дудочка и кувшинчик», «Грибы», «Цветик-семицветик»

1

ноябрь

24

Сутеев В.Г. «Палочка-выручалочка»

1

декабрь

25

Шварц Е.Л. «Сказка о потерянном времени»

1

декабрь

26

Усачев А. «Оранжевый верблюд», «Умная собачка Соня», «Тигр в клеточку».

1

декабрь

27

Сказки в рисунках. Выставка.

1

декабрь

28

Турнир знатоков русских и других сказок.

1

декабрь

III.

Рассказы о животных.

Знакомство с писателями.

Чтение и обсуждение их произведений. Чтение рассказов вслух. Привитие любви и бережного отношения к природе и животному миру.

18


29

Астафьев В.П. «Стрижонок Скрип»

1

декабрь

30-31

Бианки В.В. «Мишка-башка», «Лесные домишки»

2

декабрь

32

Житков Б.С. «Рассказы»;

1

январь

33

Пантелеев Л. «Про Белочку и Тамарочку»

1

январь

34-35


Паустовский К.Г. «Кот-ворюга», «Похождения жука -носорога»

2

январь

36

Пришвин М.М. «Охота за бабочкой»

1

январь

37

Скребицкий Г.А. «Лесной голосок»

1

январь

38-39

Сладков Н.И. «Бежал ежик по дорожке», «Бюро лесных услуг»

2

февраль

40

Снегирев Г. «Про птиц и зверей»

1

февраль

41

Толстой А.Н. «Желтухин»

1

февраль

42

Толстой Л.Н. «Детям»

1

февраль

43

Ушинский К.Д. «Жалобы зайки»

1

февраль

44

Чарушин Е.И. «Тюпа, Томка и сорока»

1

февраль

45

Экскурсия в природу.

1

март

46

Иллюстрации к произведениям. Выставка.

1

март

IV.

Золотая полка.

Знакомство с лучшей детской литературой, предназначенной для младших школьников, которая поможет пробудить в детях воображение и фантазию, привьет вкус к слову и культуре речи, разбудит любознательность, научит доброте и справедливости, разовьет чувство сопереживания, доставит детям удовольствие и поможет в воспитании литературного вкуса. Чтение, беседа, сообщение и т.д.

18


47

Александрова З.Н. «Елочка»

1

март

48

Барто А.Л. «Стихи детям»

1

март

49

Берестов В.Д. «Стихи и сказки»

1

март

50

Благинина Е.А. «Вот, какая мама!»

1

март

51

«Дивная пора: лучшие стихотворения русских поэтов о природе»

1

апрель

52

Жуковский В.А. «Жаворонок»

1

апрель

53

Заходер Б.В. «Кит и кот»

1

апрель

54

Бажов П.П. «Серебряное копытце»

1

апрель

55-56

Мамин-Сибиряк Д.Н. «Аленушкины сказки», «Серая шейка» - видеофильм

2

апрель

57

Милн,А.А. «Винни - Пух и Все-Все-Все» - видеофильм

1

апрель

58

Михалков,С.В. «Дядя Степа» - видеофильм

1

апрель

59-60

Носов Н.Н. «Незнайка в солнечном городе» - видеофильм

2

май

61

Пушкин А.С. «Сказки» - видеофильм

1

май

62

Толстой Л.Н. «Три медведя и другие сказки»

1

май

63

Чуковский К.И. «Доктор Айболит»

1

май

64

Конкурс чтецов.

1

май

V.

Заключительное занятие.

2


65-66

Задание на лето.

Список книг, рекомендуемых для прочтения будущим второклассникам

Чтение - это соучастие в творчестве.

Марина Цветаева

  1. Александрова Т.И. «Кузька».

  2. Бианки В. Сказки о животных.

  3. Волков А.И. «Волшебник Изумрудного города».

  4. Курляндский А. «Вы не были на Таити?»

  5. Лагерлеф С. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

  6. Маршак С.Я. Сказки. Песни. Загадки.

  7. Носов Н.Н. «Приключения Незнайки и его друзей».

  8. Родари Дж. «Приключения Чипполино», «Сказки по телефону».

  9. Толстой А.Н. «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

  10. Успенский Э. «Крокодил Гена и его друзья».

2

май




Список книг, рекомендуемых для прочтения

  1. Александрова Т.И. «Кузька».

  2. Бианки В. Сказки о животных.

  3. Волков А.И. «Волшебник Изумрудного города».

  4. Курляндский А. «Вы не были на Таити?»

  5. Лагерлеф С. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

  6. Маршак С.Я. Сказки. Песни. Загадки.

  7. Носов Н.Н. «Приключения Незнайки и его друзей».

  8. Родари Дж. «Приключения Чипполино», «Сказки по телефону».

  9. Толстой А.Н. «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

  10. Успенский Э. «Крокодил Гена и его друзья».


Ожидаемые результаты реализации программы Воспитательные результаты художественно-познавательной деятельности школьников распределяются по трем уровням.

  1. Первый уровень результатов - приобретение школьником знаний о жанровом разнообразии художественной литературы, фольклорных произведений, стихотворений, рассказов, повестей-сказок; расширение познаний учащихся произведениями писателей XIX-XX вв; умение выбрать книгу и читать ее.
  2. Второй уровень результатов - формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Возрастание интереса к литературе, к чтению; понимание читателем, что чтение - это интересный, эмоциональный, творческий процесс; вхождение читателя в мир художественной и познавательной литературы при развитии способности эстетического восприятия произведений искусства; расширение кругозора и познавательного интереса воспитанников.
  3. Третий уровень результатов - приобретение школьником опыта самостоятельного общественного действия - включает опыт волонтерской (добровольческой) деятельности, опыт самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других, опыт позиционного самоопределения в открытой общественной среде.
Помимо воспитательных результатов, в ходе освоения школьником программы, он может достичь специфических предметных (учебных) результатов.

Школьник научится:

  • отличать произведения устного народного творчества от авторских произведений;

  • давать элементарную характеристику литературным произведениям.

  • понимать текст и его интерпретировать;

  • воспринимать художественное произведение как искусство слова.

  • размышлять и фантазировать;

  • воспринимать чтение художественно-познавательной литературы как индивидуальный творческий процесс;

  • читать вслух и про себя;

  • научится самостоятельной читательской деятельности.

В процессе отслеживания и оценивания результатов обучения по программе будут использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга: выставки, конкурсы, состязания, творческие работы и др.





























Литература

  1. Аникин В.П. Русская народная сказка. - М.: Просвещение,1978.

  2. «Библиотека - это мозг школы». Просвещение: газета. - 2011.-№43. - С. 12

  3. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. - М.: Просвещение, 2011. - (Работаем по новым стандартам).

  4. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. - М.: Просвещение, 2011. - (Работаем по новым стандартам).

  5. Детская энциклопедия. - М.: Мол.Гвардия, 1992.

  6. Кашурникова Т.М. Чудо, имя которому - книга. - М.: Школьная библиотека, 2006.

  7. Короткова Л.Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок. - М.: ЦГЛ, 2006.

  8. Круг чтения. Что читать дошкольникам и младшим школьникам. - М.: РШБА // Школьная библиотека. - 2008. - №10. - С. 32.

  9. Мастер-классы для школьных библиотекарей. - М.: Глобус, 2009.

  10. Примерные программы внеурочной деятельности / под ред. В.А.Горского. - М.: Просвещение, 2010. - (Стандарты второго поколения).

  11. Русский фольклор. - М.: Художественная литература, 1985.

  12. Силуянова С.В. От интереса к чтению - духовно-нравственному здоровью учащихся / С.В. Силуянова // Школьная библиотека. - 2008. - №5. - С.48.

  13. Художественные произведения отечественных и зарубежных авторов.


© 2010-2022