- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа внеурочной деятельности Истоки
Программа внеурочной деятельности Истоки
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Брусова Г.Н. |
Дата | 25.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
-
Пояснительная записка.
Направление программы внеурочной деятельности: духовно - нравственное.
Актуальность. Для младших школьников воспитание патриотизма и гражданственности начинается с любви к малой родине, родному краю. Программа «Истоки» позволит на доступном уровне привлечь младших школьников к практической деятельности по изучению и сохранению традиции русского народа, местных традиций, традиций семьи. Данная программа дополняет содержание уроков предмета «Окружающий мир», «Литературное чтение» и позволяет шире раскрывать этические темы. Новизна данной программы определена Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Практическая значимость обусловлена обучением рациональным приёмам применения знаний на практике, переносу усвоенных ребёнком знаний и умений как в аналогичные, так и в изменённые условия.
Цель программы. Социально - педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества, как свою личную,осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Создание условий для социализации, становления гражданской идентичности, духовно - нравственного развития младших школьников.
Задачи программы.
- Формирование уважительного отношения к семье, селу, городу, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни.
- Воспитание патриотизма и гражданственности, способности к осознанию себя патриотом своей страны.
- Формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно - игровой, предметно - продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм.
- Формирование нравственного смысла учения.
- Воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре.
- Формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям, к вере и религиозным убеждения.
- Формирование начальных умений организации и осуществление сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями в решении общих проблем.
- Формирование уважительного отношения к родителям, заботливого отношения к младшим и старшим.
- Формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважение к ним.
Формы организации внеурочной деятельности. Экскурсия, игры, беседа, праздники, мини - проект, мини - исследование, конкурс, решение поведенческих ситуаций, ролевая игра, игры на общение, полезное дело, практическая работа.
Возраст детей, на который ориентирована программа. Программа ориентирована на воспитанников 9 - 10 летнего возраста.
Сроки реализации программы «Истоки». Программа рассчитана на один год обучения (2015 - 2016 учебный год).
Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут. Всего: 34 часа в год.
-
Планируемые результаты реализации программы.
Формирование личностных универсальных учебных действий.
- Умение замечать прекрасное в окружающем мире.
- Основы гражданской идентичности в форме осознания себя гражданином России.
- Любовь к своему Отечеству, родному краю, к своей малой родине, к своей семье. Формирование бережного отношения к природе.
- Формирование уважения к государству, его символам, закону, чувства сопричастности и гордости засвою Родину, народ, историю. Сохранение памяти о героизме, мужестве народа в годы Великой Отечественной войны.
- Формирование понятий дружба и взаимопонимание. Умение находить радость в окружающем мире, в общении с людьми, доставлять радость другим. Осознание взаимосвязи человека и общества, важности свершения дел на пользу обществу.
- Осознание связи прошлого, настоящего и будущего. Сохранение памяти о предках.
- Формирование бережногоотношения к семейным реликвиям, уважительного отношения к семейнымтрадициям,обычаям. Любовь к родным и близким, умение её выражать.
- Формирование этического отношения к миру, искусству, культуре; ценностного отношения к науке, знаниям. Формирование бережного отношения к книге.
- Знание основных моральных норм, ориентация в нравственном содержании поступков.
- Развитие этических чувств. Умение видеть ценность и уникальность каждого человека.
- Культура поведения. Развитие умения общаться с знакомыми и незнакомыми людьми.
- Развитие положительных качеств личности: доброты, отзывчивости, милосердия,
- Установка на здоровый образ жизни.
Формирование коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.
- Формирование умения общаться с учителем, со сверстниками и взрослыми людьми в учебной, игровой, трудовой деятельности: взаимодействовать с ними в процессе выполнения творческих дел.
- Формирование умения быть доброжелательными и вежливыми в общении с родственниками, учителями,одноклассниками, соседями.
- Формирование умения учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение. Умение адекватно использовать речевые средства в ситуациях общения.Умение пользоваться вежливымисловами.
- Создание творческих работ, мини - проектов. Умение вести мини - исследования. Участие в творческих делах класса, школы.
- Формирование умения пользоваться различными источниками информации: находить информацию и иллюстрированный материал в литературных источниках. Умение пользоваться словарями.
- Оформлять результаты поисковой деятельности.
- Самопознание, самоконтроль и самооценка поведения в конкретной ситуации.
Предметные результаты.
- Овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
- Понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современной жизни.
- Понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России.
- Понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.
Способы определения результативности.
- Рефлексия с детьми.
- Результаты даже минимальных достижений.
- Педагогические наблюдения.
- Отзывы о занятиях, которые могут быть выражены в виде рисунков, рассказов, фотографий.
-
По итогам участия ребенка в конкурсных мероприятиях или выполнения им некоторых работ.
Формы подведения итогов освоения программы:
Демонстрация сделанных открытий «Наши открытия».
Система оценки достижения результатов внеурочной деятельности.
- Индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося на основании экспертной оценки личного портфолио;
- Представление коллективного результата деятельности группы обучающихся.
- На общешкольной линейке объявляются результаты с награждением обучающихся.
Данная программа ориентирована на приобретение школьником социальных знаний (1 уровень результатов). Первый уровень результатов (приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни). Приобретение младшими школьниками социальных знаний и представлений: о России как Родине, Отечестве, о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры; о российских традициях памяти героев Великой Отечественной войны; своей малой родине, своей семье, об уникальности и ценности каждого человека;о ценности науки, знания, культуры; о нравственных нормах и правилах культурного поведения;о способах самостоятельного поиска и обработки информации. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
-
Учебно-тематический план.
№ п/п
Темы.
Количество часов.
Обобщающее
занятие
Всего
Теория
Практика
I. Над российскими просторами.
9
1.
Отечество: старое, новое, вечное.
-
1
2.
Отчизны славные сыны.
-
1
3.
Наше государство - Российская Федерация.
-
1
4.
Сто народов - одна страна.
-
1
5 - 6.
По родной стране.
2
-
7.
Без праздника нет народа.
-
1
8.
Русь православная. Заповеди, записанные в Библии.
1
-
9.
Наши открытия.
1
II. Познаём Воронежский край.
17
10.
Фольклор - духовное богатство народа.
1
-
11 - 12.
Русские народные сказители Воронежского края.
А.Н. Королькова.
2
-
13 - 14.
А.В. Кольцов - один из крупнейших создателей русской песни.
-
2
15.
Дом - музей А.В. Кольцова и памятник поэту в городе Воронеже.
1
-
16.
Наши открытия.
-
-
1
17 - 18.
Г. Троепольский. Жизнь и творческий путь писателя.
-
2
19.
Знакомство с газетой Аннинские вести.
1
-
20 - 21.
Подготовка газеты «Наша школа»
-
2
22.
Знакомство с театрами Воронежского края.
Театр драмы А.В. Кольцова.
1
-
23.
Театр юного зрителя.
1
-
24.
Театр оперы и балета.
1
-
25.
Выдающиеся люди Воронежского края.
-
1
26. Наши открытия. Викторина «Знаете ли вы их имена?»
-
-
1 III.
Тепло родного очага.
8
27. Моя родословная.
1
28. Семейные традиции.
1
29. «Наша школьная семейка».
1
30 - 31.
«Город мастеров»
2
32 - 33. Сохраняя прошлое.
2
34. Наши открытия.
1 Итого:
34
11
19
4
-
Содержание программы.
- Отечество: старое, новое, вечное. Понятия: Родина, Отечество, Россия - наша Родина. Стихи, рассказы и пословицы о Родине. Природа, культура, труд, язык как то, что объединяет всех соотечественников. Созидательный труд на благо Родины. Народное искусство. Народные мастера.
- Отчизны славные сыны. Люди, прославившие Россию.
- Наше государство - Российская Федерация. Понятие «государство», его признаки. Символы государства. Глава государства. Органы управления государства.
- Сто народов - одна страна. Государственное устройство Российской Федерации. Республики, входящие в состав России, их столицы. Традиции и обычаи народов России, народные и религиозные праздники. Русский язык как государственный.
- - 6. По родной стране. Города России, их достопримечательности.
- Без праздника нет народа. Праздник и его роль в жизни народа.
- Русь православная. Заповеди, записанные в Библии. Какие заповеди даны людям. Зачем нужно соблюдать эти заповеди. Чтение поучительных сказок и рассказов.
- Наши открытия. Обобщающее занятие по разделу «Над российскими просторами». Демонстрация сделанных открытий.
Раздел «Познаём Воронежский край» - 17 часов.
- Фольклор - духовное богатство народа. Что такое фольклор? Жанры и виды русского народного творчества. Слушание русских народных песен. Разучивание русской народной песни (по выбору).
- - 12. Русские народные сказители Воронежского края. А.Н. Королькова. Истоки сказок. Чтение сказок и их анализ. Рисуем на тему «Моя любимая сказка».
- Дом - музей А.В. Кольцова и памятник поэту в городе Воронеже. Заочная экскурсия.
- Наши открытия. Обобщающее занятие по разделу «Познаём Воронежский край». Демонстрация сделанных открытий.
22. Знакомство с театрами Воронежского края. Театр драмы А.В. Кольцова. Заочная экскурсия.
23. Театр юного зрителя. Заочная экскурсия.
24. Театр оперы и балета. Заочная экскурсия.
25. Выдающиеся люди Воронежского края. И.Н. Крамской - великий русский художник. С.Я. Маршак - детский писатель. К.П. Феоктистов, А.В. Филипченко - наши земляки - космонавты.
26. Наши открытия. Обобщающее занятие по разделу «Познаём Воронежский край». Демонстрация сделанных открытий
Раздел «Тепло родного очага» - 8 часов.
27. Моя родословная. Род и родословие. Предки и потомки, поколения. Родовое дерево великих людей (А.С. Пушкин). Составление детьми генеалогического древа. 28. Семейные традиции. Традиции семьи: праздники, ритуалы, сохранение реликвий, домашние обязанности, правила взаимоотношений. 29. Наша школьная семейка. Как учились наши мамы, бабушки.
- - 31. Город мастеров. Мечты о будущем. Кем и каким хочет стать ребёнок.
-
Календарно-тематическое планирование
материала программы внеурочной деятельности «Истоки»
для 3 класса
на 2015 - 2016 учебный год.
№ п/п
Дата
Тема
Форма занятия
план
факт
-
Над российскими просторами- 9 часов.
1.
02.09.
Отечество: старое, новое, вечное.
Мини - проект «Народные промыслы России».
2.
09.09.
Отчизны славные сыны.
Практическая работа.
Создание портретной галереи людей, прославивших Россию (репродукции картин).
3.
16.09.
Наше государство - Российская Федерация.
Беседа по теме. Игра «Государство»
4.
23.09.
Сто народов - одна страна.
Продолжение игры «Государство». Чтение сказок народов России.
5 - 6.
30.09.
07.10
По родной стране.
Устный журнал.
7.
14.10.
Без праздника нет народа.
Исследование.
8.
21.10.
Русь православная. Заповеди, записанные в Библии. Чтение поучительных сказок и рассказов.
9.
28.10.
Наши открытия.
Демонстрация сделанных открытий.
-
«Познаём Воронежский край» - 17 часов.
10.
11.11.
Фольклор - духовное богатство народа.
Рассказ учителя. Слушание русских народных песен.
11 - 12.
18.11.
25.11.
Русские народные сказители Воронежского края.
А.Н. Королькова.
Чтение сказок
А.Н. Корольковой. Рисуем на тему «Моя любимая сказка».
13 - 14.
02.12.
09.12.
А.В. Кольцов - один из крупнейших создателей русской песни. Практическая работа. Подготовка сообщения о поэте.
15.
16.12.
Дом - музей А.В. Кольцова и памятник поэту в городе Воронеже.
Заочная экскурсия.
16.
23.12.
Наши открытия.
Демонстрация сделанных открытий.
17 - 18.
13.01.
20.01.
Г. Троепольский. Жизнь и творческий путь писателя. Практическая работа. Чтение отрывков из повести «Белый Бим Чёрное Ухо».
19.
27.01.
Знакомство с газетой Аннинские вести. Устный журнал.
20-21.
03.02.
10.02.
Подготовка газеты «Наша школа»
Мини - проект.
22.
17.02.
Знакомство с театрами Воронежского края.
Театр драмы А.В. Кольцова. Заочная экскурсия.
Практическая работа. Изготовление театральных масок.
23.
24.02.
Театр юного зрителя. Заочная экскурсия. Практическая работа. Изготовление театральных масок.
24.
02.03.
Театр оперы и балета. Заочная экскурсия.
Практическая работа. Изготовление театральных масок.
25.
09.03.
Выдающиеся люди Воронежского края. Практическая работа. Подготовка сообщения.
26.
16.03.
Наши открытия. Викторина «Знаете ли вы их имена?»
Демонстрация сделанных открытий.
-
Тепло родного очага - 8 часов.
27.
30.03.
Моя родословная.
Исследование.
28.
06.04.
Семейные традиции.
Практическая работа «Кому в семье нужна моя помощь?»
29.
13.04.
«Наша школьная семейка». Мини - проект.
30 - 31.
20.04.
27.04.
«Город мастеров»
Мини - проект.
32 - 33.
04.05.
11.05.
Сохраняя прошлое.
Проект, посвящённый празднику Победы. 34.
18.05.
Наши открытия.
Демонстрация сделанных открытий.
Итого:
34 часа.
-
Методическое обеспечение программы.
Организация социально открытого пространства духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе:нравственного примера героев художественных произведений;людей, о которых идёт речь на занятиях; учителей и родителей; индивидуально - личностного развития. Работа по программе «Истоки» приближено к обучению, при этом предметом обучения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях. Знания о ценностях усваиваются детьми в форме отдельных нравственно ориентированных поступков, практичеки - полезных дел, этических бесед.
-
Список литературы.
- Обухова Л.А., Махина Н.С. Методические рекомендации для учителей начальных классов по формированию гражданственности на основе краеведческого материала// Методические рекомендации. - Воронеж, ВОИПКиПРО, 2006 г. - 31 с.
- Тивикова С.К. Организация внеурочной деятельности младших школьников/ С.К. Тивикова. - Москва, «Русское слово», 2013 г. - 128 с.
- Н.Ф. Виноградова. Окружающий мир. Беседы с учителем. - Москва, «Просвещение», 2000 г.
- А.В. Кураев. Основы православной культуры. - Москва, «Просвещение», 2010 г.
- Л.А. Кондрыкинская. Занятия со школьниками по патриотическому воспитанию.- Москва, «Творческий центр», 2010 г.
-
Материально-технического обеспечения программы.
Учебно - практическое оборудование.
- Наборы цветной бумаги и картона.
- Альбомы.
- Клей.
- Простые и цветные карандаши.
- Цветные фломастеры и мелки.
- Художественные книги.
Технические средства.
-
Компьютер.
-
Принтер.
-
Экспозиционный экран.
13