Программа внеурочной деятельности Истоки

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Истоки» разработана на основе комплексной программы внеурочной деятельности младших школьников духовно - нравственного направления «Дорогою открытий и добра». Авторы: Н.Н. Деменева, Т.Я. Железнова. Методических рекомендаций для учителей начальных классов по формированию гражданственности на основе краеведческого материала. Авторы: Л.А.Обухова,Н.С. Махина.
Направление программы внеурочной деятельности: духовно - нравственное.

Актуальность. Для младших школьников воспитание патриотизма и гражданственности начинается с любви к малой родине, родному краю. Программа «Истоки» позволит на доступном уровне привлечь младших школьников к практической деятельности по изучению и сохранению традиции русского народа, местных традиций, традиций семьи. Данная программа дополняет содержание уроков предмета «Окружающий мир», «Литературное чтение» и позволяет шире раскрывать этические темы. Новизна данной программы определена Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Практическая значимость обусловлена обучением рациональным приёмам применения знаний на практике, переносу усвоенных ребёнком знаний и умений как в аналогичные, так и в изменённые условия.
Цель программы. Социально - педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества, как свою личную,осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Создание условий для социализации, становления гражданской идентичности, духовно - нравственного развития младших школьников.
Задачи программы.
  1. Формирование уважительного отношения к семье, селу, городу, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни.
  2. Воспитание патриотизма и гражданственности, способности к осознанию себя патриотом своей страны.
  3. Формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно - игровой, предметно - продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм.
  4. Формирование нравственного смысла учения.
  5. Воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре.
  6. Формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям, к вере и религиозным убеждения.
  7. Формирование начальных умений организации и осуществление сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями в решении общих проблем.
  8. Формирование уважительного отношения к родителям, заботливого отношения к младшим и старшим.
  9. Формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважение к ним.

Формы организации внеурочной деятельности. Экскурсия, игры, беседа, праздники, мини - проект, мини - исследование, конкурс, решение поведенческих ситуаций, ролевая игра, игры на общение, полезное дело, практическая работа.
Возраст детей, на который ориентирована программа. Программа ориентирована на воспитанников 9 - 10 летнего возраста.
Сроки реализации программы «Истоки». Программа рассчитана на один год обучения (2015 - 2016 учебный год).
Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут. Всего: 34 часа в год.




































  1. Планируемые результаты реализации программы.

Формирование личностных универсальных учебных действий.

  1. Умение замечать прекрасное в окружающем мире.
  2. Основы гражданской идентичности в форме осознания себя гражданином России.
  3. Любовь к своему Отечеству, родному краю, к своей малой родине, к своей семье. Формирование бережного отношения к природе.
  4. Формирование уважения к государству, его символам, закону, чувства сопричастности и гордости засвою Родину, народ, историю. Сохранение памяти о героизме, мужестве народа в годы Великой Отечественной войны.
  5. Формирование понятий дружба и взаимопонимание. Умение находить радость в окружающем мире, в общении с людьми, доставлять радость другим. Осознание взаимосвязи человека и общества, важности свершения дел на пользу обществу.
  6. Осознание связи прошлого, настоящего и будущего. Сохранение памяти о предках.
  7. Формирование бережногоотношения к семейным реликвиям, уважительного отношения к семейнымтрадициям,обычаям. Любовь к родным и близким, умение её выражать.
  8. Формирование этического отношения к миру, искусству, культуре; ценностного отношения к науке, знаниям. Формирование бережного отношения к книге.
  9. Знание основных моральных норм, ориентация в нравственном содержании поступков.
  10. Развитие этических чувств. Умение видеть ценность и уникальность каждого человека.
  11. Культура поведения. Развитие умения общаться с знакомыми и незнакомыми людьми.
  12. Развитие положительных качеств личности: доброты, отзывчивости, милосердия,
трудолюбия, сдержанности, вежливости, находчивости, целеустремлённости, справедливости, честности. Забота о других людях.
  1. Установка на здоровый образ жизни.

Формирование коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.
  1. Формирование умения общаться с учителем, со сверстниками и взрослыми людьми в учебной, игровой, трудовой деятельности: взаимодействовать с ними в процессе выполнения творческих дел.
  2. Формирование умения быть доброжелательными и вежливыми в общении с родственниками, учителями,одноклассниками, соседями.
  3. Формирование умения учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение. Умение адекватно использовать речевые средства в ситуациях общения.Умение пользоваться вежливымисловами.
  4. Создание творческих работ, мини - проектов. Умение вести мини - исследования. Участие в творческих делах класса, школы.
  5. Формирование умения пользоваться различными источниками информации: находить информацию и иллюстрированный материал в литературных источниках. Умение пользоваться словарями.
  6. Оформлять результаты поисковой деятельности.
  7. Самопознание, самоконтроль и самооценка поведения в конкретной ситуации.

Предметные результаты.
  1. Овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
  2. Понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современной жизни.
  3. Понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России.
  4. Понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.


Способы определения результативности.

  • Рефлексия с детьми.
  • Результаты даже минимальных достижений.
  • Педагогические наблюдения.
  • Отзывы о занятиях, которые могут быть выражены в виде рисунков, рассказов, фотографий.
  • По итогам участия ребенка в конкурсных мероприятиях или выполнения им некоторых работ.

Формы подведения итогов освоения программы:

Демонстрация сделанных открытий «Наши открытия».

Система оценки достижения результатов внеурочной деятельности.

  • Индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося на основании экспертной оценки личного портфолио;
  • Представление коллективного результата деятельности группы обучающихся.
  • На общешкольной линейке объявляются результаты с награждением обучающихся.

Данная программа ориентирована на приобретение школьником социальных знаний (1 уровень результатов). Первый уровень результатов (приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни). Приобретение младшими школьниками социальных знаний и представлений: о России как Родине, Отечестве, о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры; о российских традициях памяти героев Великой Отечественной войны; своей малой родине, своей семье, об уникальности и ценности каждого человека;о ценности науки, знания, культуры; о нравственных нормах и правилах культурного поведения;о способах самостоятельного поиска и обработки информации. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

















  1. Учебно-тематический план.

№ п/п

Темы.

Количество часов.

Обобщающее

занятие

Всего

Теория

Практика

I. Над российскими просторами.

9




1.

Отечество: старое, новое, вечное.


-

1


2.

Отчизны славные сыны.


-

1


3.

Наше государство - Российская Федерация.


-

1


4.

Сто народов - одна страна.


-

1


5 - 6.

По родной стране.


2

-


7.

Без праздника нет народа.


-

1


8.

Русь православная. Заповеди, записанные в Библии.


1

-


9.

Наши открытия.




1

II. Познаём Воронежский край.

17




10.

Фольклор - духовное богатство народа.


1

-


11 - 12.

Русские народные сказители Воронежского края.

А.Н. Королькова.


2

-


13 - 14.

А.В. Кольцов - один из крупнейших создателей русской песни.


-

2


15.

Дом - музей А.В. Кольцова и памятник поэту в городе Воронеже.


1

-


16.

Наши открытия.


-

-

1

17 - 18.

Г. Троепольский. Жизнь и творческий путь писателя.


-

2


19.

Знакомство с газетой Аннинские вести.


1

-


20 - 21.

Подготовка газеты «Наша школа»


-

2


22.

Знакомство с театрами Воронежского края.

Театр драмы А.В. Кольцова.


1

-


23.

Театр юного зрителя.


1

-


24.

Театр оперы и балета.


1

-


25.

Выдающиеся люди Воронежского края.


-

1


26. Наши открытия. Викторина «Знаете ли вы их имена?»


-

-

1 III.

Тепло родного очага.

8




27. Моя родословная.



1


28. Семейные традиции.



1


29. «Наша школьная семейка».



1


30 - 31.

«Город мастеров»



2


32 - 33. Сохраняя прошлое.



2


34. Наши открытия.




1 Итого:

34

11

19

4

  1. Содержание программы.

Раздел «Над российскими просторами» - 9 часов.


  1. Отечество: старое, новое, вечное. Понятия: Родина, Отечество, Россия - наша Родина. Стихи, рассказы и пословицы о Родине. Природа, культура, труд, язык как то, что объединяет всех соотечественников. Созидательный труд на благо Родины. Народное искусство. Народные мастера.
  2. Отчизны славные сыны. Люди, прославившие Россию.
  3. Наше государство - Российская Федерация. Понятие «государство», его признаки. Символы государства. Глава государства. Органы управления государства.
  4. Сто народов - одна страна. Государственное устройство Российской Федерации. Республики, входящие в состав России, их столицы. Традиции и обычаи народов России, народные и религиозные праздники. Русский язык как государственный.
  1. - 6. По родной стране. Города России, их достопримечательности.
  1. Без праздника нет народа. Праздник и его роль в жизни народа.
  1. Русь православная. Заповеди, записанные в Библии. Какие заповеди даны людям. Зачем нужно соблюдать эти заповеди. Чтение поучительных сказок и рассказов.
  2. Наши открытия. Обобщающее занятие по разделу «Над российскими просторами». Демонстрация сделанных открытий.

Раздел «Познаём Воронежский край» - 17 часов.
  1. Фольклор - духовное богатство народа. Что такое фольклор? Жанры и виды русского народного творчества. Слушание русских народных песен. Разучивание русской народной песни (по выбору).
  1. - 12. Русские народные сказители Воронежского края. А.Н. Королькова. Истоки сказок. Чтение сказок и их анализ. Рисуем на тему «Моя любимая сказка».
13 - 14. А.В. Кольцов - один из крупнейших создателей русской песни. Начало творческого пути знаменитых поэтов. Ранние произведения авторов и русская литература.
  1. Дом - музей А.В. Кольцова и памятник поэту в городе Воронеже. Заочная экскурсия.
  2. Наши открытия. Обобщающее занятие по разделу «Познаём Воронежский край». Демонстрация сделанных открытий.
17 - 18. Г. Троепольский. Жизнь и творческий путь писателя. Жизнь и творческий путь писателя. Чтение отрывков из повести «Белый Бим Чёрное Ухо». 19. Знакомство с газетой Аннинские вести. Знакомство со средствами массовой информации. 20 - 21. Подготовка газеты «Наша школа».

22. Знакомство с театрами Воронежского края. Театр драмы А.В. Кольцова. Заочная экскурсия.

23. Театр юного зрителя. Заочная экскурсия.

24. Театр оперы и балета. Заочная экскурсия.

25. Выдающиеся люди Воронежского края. И.Н. Крамской - великий русский художник. С.Я. Маршак - детский писатель. К.П. Феоктистов, А.В. Филипченко - наши земляки - космонавты.

26. Наши открытия. Обобщающее занятие по разделу «Познаём Воронежский край». Демонстрация сделанных открытий



Раздел «Тепло родного очага» - 8 часов.


27. Моя родословная. Род и родословие. Предки и потомки, поколения. Родовое дерево великих людей (А.С. Пушкин). Составление детьми генеалогического древа. 28. Семейные традиции. Традиции семьи: праздники, ритуалы, сохранение реликвий, домашние обязанности, правила взаимоотношений. 29. Наша школьная семейка. Как учились наши мамы, бабушки.

  1. - 31. Город мастеров. Мечты о будущем. Кем и каким хочет стать ребёнок.
32 - 33. Сохраняя прошлое. Значение победы над фашизмом в 1945 году. Семейные истории - наши деды и прадеды защищали родину ценой своей жизни. 34. Наши открытия. Обобщающее занятие по разделу «Тепло родного очага». Демонстрация сделанных открытий.







































  1. Календарно-тематическое планирование

материала программы внеурочной деятельности «Истоки»

для 3 класса

на 2015 - 2016 учебный год.


№ п/п

Дата

Тема

Форма занятия

план

факт

  1. Над российскими просторами- 9 часов.

1.

02.09.


Отечество: старое, новое, вечное.

Мини - проект «Народные промыслы России».

2.

09.09.


Отчизны славные сыны.

Практическая работа.

Создание портретной галереи людей, прославивших Россию (репродукции картин).

3.

16.09.


Наше государство - Российская Федерация.

Беседа по теме. Игра «Государство»

4.

23.09.


Сто народов - одна страна.

Продолжение игры «Государство». Чтение сказок народов России.

5 - 6.

30.09.

07.10


По родной стране.

Устный журнал.

7.

14.10.


Без праздника нет народа.

Исследование.

8.

21.10.


Русь православная. Заповеди, записанные в Библии. Чтение поучительных сказок и рассказов.

9.

28.10.


Наши открытия.

Демонстрация сделанных открытий.

  1. «Познаём Воронежский край» - 17 часов.

10.

11.11.


Фольклор - духовное богатство народа.

Рассказ учителя. Слушание русских народных песен.

11 - 12.

18.11.

25.11.


Русские народные сказители Воронежского края.

А.Н. Королькова.

Чтение сказок

А.Н. Корольковой. Рисуем на тему «Моя любимая сказка».

13 - 14.

02.12.

09.12.



А.В. Кольцов - один из крупнейших создателей русской песни. Практическая работа. Подготовка сообщения о поэте.

15.

16.12.


Дом - музей А.В. Кольцова и памятник поэту в городе Воронеже.

Заочная экскурсия.

16.

23.12.


Наши открытия.

Демонстрация сделанных открытий.

17 - 18.

13.01.

20.01.


Г. Троепольский. Жизнь и творческий путь писателя. Практическая работа. Чтение отрывков из повести «Белый Бим Чёрное Ухо».

19.

27.01.


Знакомство с газетой Аннинские вести. Устный журнал.

20-21.

03.02.

10.02.


Подготовка газеты «Наша школа»

Мини - проект.

22.

17.02.


Знакомство с театрами Воронежского края.

Театр драмы А.В. Кольцова. Заочная экскурсия.

Практическая работа. Изготовление театральных масок.

23.

24.02.


Театр юного зрителя. Заочная экскурсия. Практическая работа. Изготовление театральных масок.

24.

02.03.


Театр оперы и балета. Заочная экскурсия.

Практическая работа. Изготовление театральных масок.

25.

09.03.


Выдающиеся люди Воронежского края. Практическая работа. Подготовка сообщения.

26.

16.03.


Наши открытия. Викторина «Знаете ли вы их имена?»

Демонстрация сделанных открытий.

  1. Тепло родного очага - 8 часов.

27.

30.03.


Моя родословная.

Исследование.

28.

06.04.


Семейные традиции.

Практическая работа «Кому в семье нужна моя помощь?»

29.

13.04.


«Наша школьная семейка». Мини - проект.

30 - 31.

20.04.

27.04.


«Город мастеров»

Мини - проект.

32 - 33.

04.05.

11.05.


Сохраняя прошлое.

Проект, посвящённый празднику Победы. 34.

18.05.


Наши открытия.

Демонстрация сделанных открытий.

Итого:


34 часа.



















  1. Методическое обеспечение программы.

Краткие методические рекомендации по организации и проведению мероприятий.
Организация социально открытого пространства духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе:нравственного примера героев художественных произведений;людей, о которых идёт речь на занятиях; учителей и родителей; индивидуально - личностного развития. Работа по программе «Истоки» приближено к обучению, при этом предметом обучения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях. Знания о ценностях усваиваются детьми в форме отдельных нравственно ориентированных поступков, практичеки - полезных дел, этических бесед.







































  1. Список литературы.


  1. Обухова Л.А., Махина Н.С. Методические рекомендации для учителей начальных классов по формированию гражданственности на основе краеведческого материала// Методические рекомендации. - Воронеж, ВОИПКиПРО, 2006 г. - 31 с.
  2. Тивикова С.К. Организация внеурочной деятельности младших школьников/ С.К. Тивикова. - Москва, «Русское слово», 2013 г. - 128 с.
  3. Н.Ф. Виноградова. Окружающий мир. Беседы с учителем. - Москва, «Просвещение», 2000 г.
  4. А.В. Кураев. Основы православной культуры. - Москва, «Просвещение», 2010 г.
  5. Л.А. Кондрыкинская. Занятия со школьниками по патриотическому воспитанию.- Москва, «Творческий центр», 2010 г.








































  1. Материально-технического обеспечения программы.

Учебно - практическое оборудование.

  • Наборы цветной бумаги и картона.
  • Альбомы.
  • Клей.
  • Простые и цветные карандаши.
  • Цветные фломастеры и мелки.
  • Художественные книги.

Технические средства.

  • Компьютер.

  • Принтер.

  • Экспозиционный экран.

13


© 2010-2022