Исследовательская работа История развития глиняного производства

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Министерство образования и науки Саратовской области

VI Межрегиональные Мартыновские чтения





Тема: «История развития и возрождения глиняного производства»






Выполнил: Игнатов Добрыня

учащийся 1 класса

МБОУ «СОШ № 11 с. Золотое

Красноармейского района

Саратовской области»

Руководитель:

Букаева Ольга Викторовна,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 11 с. Золотое

Красноармейского района

Саратовской области»

Т. 8 (84550) 3-60-42

[email protected]


с. Золотое 2015год


Содержание

Введение с.3

1. Назад в прошлое. Развитие керамики в России. с.4-5

2. Развитие глиняного производства в селе Золотое с.5-7

3. Современное керамическое производство. с.8-9

4. Общие технологические процессы и способы производства с.9-10

5. Кружковая работа с.10-11

6.Заключение с.12

7. Список используемой литературы с.13

8.Приложение с.14-38















Введение. С древнейших времен человек использует глину. В любой семье и сейчас можно увидеть обычный глиняный горшок. Я проживаю в селе Золотое, которое богато полезными ископаемыми: газ, глина, песок, щебень. Но особенно славится глина, которую издавна использовали как строительный материал и для гончарного дела. Мой папа - по образованию керамист. Вместе со своей семьей они организовали индивидуальное предприятие, которое назвали «Керамика - Золотое». Мой папа в свободное от работы время, работает руководителем кружка «Лепка» в ДДТ. Посещая кружок, я увидел в музее фотографии предприятий села Золотое. На одной из фотографий было изображено здание керамики. Рядом стояли поделки из глины: керамическая посуда, фигурки, макитры и многое другое. Наблюдая за работой папы, я задумался, а как же появилось и развивалось это производство? Что изготавливали? Кто этим занимался?

Цель моей работы:

Провести сравнительный анализ основ керамического производства в разные периоды истории

Задачи:

1) Рассмотреть технологию производства керамики в России и в селе Золотое.

2) Собрать информацию о керамических изделиях, изготавливающихся в селе Золотое.

3) Сравнить основы керамического производства в разные периоды истории.

- рассказать историю появления гончарного производства,

- познакомить с изделиями нашего керамического цеха, который известен даже за рубежом,

- привить любовь к гончарному ремеслу.

Начиная работу над проектом , я решил провести среди учащихся школы опрос о знаниях гончарного промысла.(Приложение 1) В анкетировании приняло участие 40 учеников начальной школы, и в результате исследования выяснилось, что 95 % опрашиваемых знают, что гончарное ремесло - это производство изделий из глины,

80 % опрашиваемых знают, что именно в 18 веке в селе Золотое начало зарождаться гончарное ремесло,

Лишь 55 % опрашиваемых ответили верно на вопрос о том, что основным видом продукции первых мастеров была глиняная посуда, а 38 % решили, что - это глиняные игрушки,

1 человек из 40 опрошенных не знает, что у нас в селе работает керамический цех,

Всем опрошенным известно, что основной вид продукции нашего керамического цеха - цветочная керамика,

95 % опрошенных учеников знают, что керамическое изделие должно пройти 4 основных стадии производства : лепка, сушка, покраска, обжиг.

Таким образом, можно сделать вывод, что у большинства учащихся начальной школы есть определенные знания о гончарном ремесле.

Чтобы эти знания углубить, а также, чтобы разжечь интерес к многовековому промыслу нашего села я пригласил учеников начальной школы на экскурсию в керамический цех. (Приложение №2). Там я сам провел мастер -класс, и все попробовали себя в роли керамиста.( Приложение №3)

Назад в прошлое. Развитие керамики в России.

Первые упоминания о керамическом промысле относятся к глубокой древности. Производство глиняных изделий являлось жизненно необходимым ремеслом и имело свои характерные особенности. Слово «керамика» произошло от греческого слова «keramos», что означало «глина». Развитие керамического производства на Руси шло достаточно интенсивно, о чем свидетельствуют многочисленные археологические раскопки. К самым древним видам керамического искусства относится лепная керамика. Керамические изделия Руси были различны по форме, размерам, орнаменту, что свидетельствовало о принадлежности изготовившего их мастера к определенной местности и историческому временному промежутку. Часто на днище керамических изделий ставилось особое клеймо в виде какой-либо геометрической фигуры, цветка или колеса (Приложение №4).

Глиняные сосуды использовались повсеместно и были неотъемлемым атрибутом жизни: изделия для приготовления пищи, ритуальная посуда, детские игрушки, изделия для хранения продуктов, напитков, денег. Несмотря на появление в 9 веке на юге Руси важного приспособления для работы с глиной - гончарного круга, большинство народных мастеров и умельцев традиционно формовало керамику, используя исключительно ручной труд. Практически в каждом поселении существовали свои мастера и свои тонкости в изготовлении глиняных изделий.

Развитие глиняного производства в селе Золотое Село Золотое Красноармейского района Саратовской области (бывшее волостное село Золотое Камышинского уезда Саратовской губернии) расположено на правом берегу Волги, обрамленном вековыми глиняными утесами.(Приложение №5) Основными занятиями сельского населения были земледелие, скотоводство, садоводство и рыбный промысел. Жили здесь и народные умельцы, занимающиеся гончарным промыслом, что было обусловлено наличием в округе села хорошей глины. По данным старожилов села Токарева Н.И., Заплутаева Ф.М., гончарный промысел в селе Золотое начинает свою историю со времени основания села. Потребность в изделиях гончаров у населения была чрезвычайно высока, так как изготавливали они предметы первой и насущной необходимости. Причем «горшечников», так именовали гончаров в народе, в Золотом было немного - от одной до трех мастерских. Каждый мастер имел свою яму для добычи глины и печь для обжига готовых изделий.(Приложение №6) Промысел этот в основном имел семейный характер. Так, в домашней мастерской вместе со своими детьми и племянниками работал Иван Рыжов, славившийся не только изготовлением посуды, но и мелких игрушек, свистулек. У этого мастера учился гончарному искусству местный горшечник Дюльдин Н.И. (Приложение №7 ) В конце 19- начале 20 века золотовские мастера изготавливали разных размеров горшки (молочные, «варильные»), блюда, тазы, кружки, солоницы, кувшины.( Приложение №8 ) Горшки всегда были самой распространённой и самой необходимой посудой в старину. В те времена не пользовались глазурью, и поэтому каждый горшок пропитывался запахом того продукта, для которого он был предназначен. Был горшок - кашник, горшок - луковник, горшок - братина, горшок - корчага. В настоящее время большинство горшков уже не используется непосредственно по назначению, но их формы стали основой для создания изделий с особой эстетической наполненностью. Корчага - это большой горшок для хранения сыпучих продуктов: муки, зерна, крупы и др. В настоящее время такие большие горшки все чаще применяются для декорирования пространства и в большей степени известны на предприятии «Керамика-Золотое» как особые садовые фигуры. Кубышка - это сосуд каплевидной формы с узким горлышком. Изначально он делался достаточно большим и с ручкой, так как применялся для подачи в нем вина к столу. Но со временем кубышка потеряла ручку, так как их стали использовать для хранения денег. Кубышки, набитые доверху монетами, затыкали пробками и закапывали в землю. И с тех пор выражение "складывать деньги в кубышку" прочно вошло в русский язык. Дополнительной продукцией были мелкие игрушки, свистульки в виде лошадок, птиц, драконов. (Приложение №9) Золотовские горшечники постоянно совершенствовали свое производство. Так в начале двадцатого столетия в числе их изделий появились печные трубы, оригинальные кувшины с горизонтальной ручкой, напоминавшие современные ведра, кастрюли; для многочисленных староверов, живших по всей округе, гончары изготавливали лампады и кадильницы.(Приложение №10) Мастера в своей работе руководствовались старинным принципом: «Нужно, чтобы работа твоя веселила глаз и радовала сердце». Именно поэтому даже самые простые изделия, которые служили обычной кухонной утварью, гончары 19-начала 20 веков украшали разноцветными полосками, фигурными насечками, круговыми линиями. Один из характерных элементов декора золотовских горшков - объемный ажурный тонкий валик с цепочкой вмятин, нанесенных нажатием пальца гончара.(Приложение №11) Сохранились даже фотографии гончарных мастеров села Золотого. Так, на фотографии XX века из фонда Саратовского областного музея краеведения запечатлен гончар из села Золотое. Готовые глиняные изделия продавали на местном базаре в гончарном ряду, а также развозили по всем окрестным селам. Тем не менее, глиняный промысел угас в 30-х годах прошлого столетия. Согласно данным районного архива, в 1944 году в селе Золотое было восстановлено гончарное производство при местном промкомбинате. К этому моменту производили керамические тарелки, горшки, крынки, а также выполнялись индивидуальные заказы.(Приложение №12) Однако, к началу 50-х годов гончарное производство вновь было закрыто.

Лишь в 1976-м году новый директор местного промкомбината Сафонов В.В. к существующим с 50-х годов кирпичному и швейному цехам добавил воссозданное керамическое производство, где стали изготавливать различную посуду, чайники, вазы и сувениры. ( Приложение № 13). В начале 21 века промкомбинату был присвоен статус предприятия народно-художественных промыслов. На керамическом производстве в этот период изготавливали вазы различных форм и размеров. Формы изделий и особенности декора постоянно обновлялись и расширялись благодаря заслуженному деятелю искусств России скульптору, художнику комбината И.П.Трифонову. Он создал уникальные образцы керамики на основе золотовской красной глины, а также многочисленные скульптурные композиции(Приложение №14 ) В этот временной период керамический промысел села Золотое славился большими глиняными горшками с широким горлом, именовавшимися «макитра». Но через некоторое время производство было закрыто по причине нерентабельности.

Современное керамическое производство.

В 2003 году керамическое производство в селе Золотое было возрождено братьями Игнатовыми. Константин Игнатов, мой папа - керамист , выпускник Московского Государственного ГХПУ им. Строганова, стал идейным вдохновителем и художником нашего семейного предприятия «Керамика -Золотое», а мой дядя- Игнатов Спартак, - менеджером.(Приложение №15)

Работая над этой темой, я очень много нового узнал о своей семье. Работать с глиной папа и дядя начали сразу после того, как папа закончил институт. В маленькой московской квартирке изготавливались первые глиняные изделия, которые обжигались в малюсенькой печке, стоявшей на балконе, а затем развозились на метро первым покупателям Керамические фигурки заполоняли все вокруг, бизнес требовал дальнейшего развития, и мой папа со своим братом, поехали в город на Вятке - Вятские Поляны (Приложение 16), где к семейному бизнесу были привлечены и бабушка, и дедушка, , которые очень старались помочь своим сыновьям.В Вятских Полянах организовалась маленькая мастерская, в которой изготавливали керамических зайцев, лосей, мышек, ёжиков и много других сувенирных игрушек. Не зря, наверное этот бизнес стал процветать в Вятских Полянах, ведь Вятка издавна славилась своей дымковской игрушкой (Приложение 17) . Во всех этих наивных и красочных образах так и видятся присущие русскому народу простодушие, удаль, оптимизм, склонность к сказочности и песенности,И хотя фигурки, придуманные моим папой совсем не походили на дымковских барыней и кавалеров, но сама обстановка и история местности вдохновляла на сказочность и оптимизм. Маленькая мастерская не была приспособлена для производства своей глины, и материал завозили с Саратовской области, из села Золотое. Глина для лепки была действительно « золотой.» , привезенную за тысячи километров, экономили каждый её кусочек. А однажды донеслась весть, что цех распродается. Папа с дядей Спартаком выкупили цех, и всё его оборудование. Вся семья перебралась в село Золотое и оно стало малой родиной мне и моим братьям и сестрам. А керамический цех заработал с новой силой уже по-новому.

Общие технологические процессы и способы производства Керамическое производство Золотовского предприятия отражает все историческое многообразие гончарного искусства. С незапамятных времен практически вся лепная керамика украшалась орнаментом, который наносился штампом по сырой глине, кроме того, применялось лощение черепка, ангобирование, сохранившиеся на предприятии и поныне. По мере совершенствования керамических изделий на протяжении истории орнаменты глиняных изделий становились более художественно выразительными, от простейших, выдавленных штампиком и поцарапанным острием (ямочно-гребенчатый тип), покрывавших всю наружную поверхность сосудов, до гораздо более разнообразных, состоящих из ритмически чередовавшихся спиралевидных завитков, концентрических кругов, волнообразных линий, сетчатых и шахматных рисунков. Все это многочисленное разнообразие узоров можно увидеть в орнаментах глиняных горшков «Керамика-Золотое». Все изделия «Керамика-Золотое» в процессе производства проходят двухступенчатый высокотемпературный обжиг. Глиняные изделия Золотовского предприятия вобрали в себя весь колорит сельской жизни, неслучайно отразившийся в стилевом декорировании продукции, что является не только продолжением исконного гончарного производства, но развитием старинных ремесленных традиций до создания самобытных произведений декоративно-прикладного искусства.

Неэффективная тоннельная печь была заменена камерными печами (Приложение 18), которые более эффективны в плане потребления электроэнергии. Полностью поменялась выпускаемая продукция. Теперь изделия стали изготавливаться по технике ручной лепки, декорируются ручной росписью керамическими глазурями. Предприятие выпускает цветочные керамические горшки, изделия ландшафтного дизайна, большие декоративные вазы (Приложение 19). Выпускаемые изделия предприятия «Керамика-Золотое» известна по всей России , а на международной цветочной выставке 2010 года предприятие заработало золотую медаль за качество выпускаемой продукции и бронзовую медаль за новинку года (Приложение 20). Работа керамического цеха интересна и детям, и взрослым. Как только утихают метели и снегопады, к нам в село едут большие автобусы, которые везут учеников и их родителей к нам на экскурсии.(Приложение №21) Моя мама и моя тетя очень интересно рассказывают о производстве и каждый может сам слепить себе на память глиняный сувенир. Я прочитал много отзывов о наших изделиях.(Приложение № 22 )

17 октября состоялось заседание художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам при министерстве промышленности и энергетики области.

На заседании был рассмотрен вопрос об отнесении керамических изделий села Золотое к изделиям народных художественных промыслов, и подготовке документов для выведения предприятия на Федеральный уровень.

Кружковая работа с детьми.

Мой папа не ограничивается производственной деятельностью, он старается передать свои знания и умения детям на кружке лепки (Приложение 23). Конечно, мы не лепим цветочные горшки и огромные вазы, но у нас выходят неплохие космические корабли и дома будущего. На кружок лепки я хожу с одного года и за это время папа привил мне настоящую любовь к творчеству, которое помогает найти себя, раскрыть свой талант и реализовать его.

Кружок посещают ребята из детского сада и школы. Многие ребята участвуют в различных конкурсах народно прикладного творчества и занимают призовые места. Примером служит мой старший брат Серафим. У него много работ, за которые он получал награды. ( Приложение № 24).В нашем селе и в городе Красноармейске проходят выставки детских работ, в которых мы принимаем активное участие.(Приложение №25) Керамические изделия являются ярким примером щедрой фантазии мастера, его способности свободно творить , при этом оставаясь в рамках народных традиций. Но это изучение должно сводиться не к простому ознакомлению, это должен быть процесс глубокого познания. Важно чтобы мы, его ученики, не просто разглядели предложенное изделие, но и пропустили его через себя, чтобы остался след в нашей душе и сознании. Мы учимся чувствовать в себе свободного, раскрепощенного творца

( Приложение 26).

Работа папы, как художника, направлена на то, чтобы подарить красоту людям а как педагога на то, чтобы воспитать в нас истинные ценности, такие как любовь к людям, к природе, доброту, щедрость , патриотизм. Все эти качества мы пытаемся вложить в наши работы.

Когда я был маленьким, я говорил, что не пойду учиться в школу, а пойду, как папа учиться на художника. Теперь я понимаю, чтобы стать художником нужно многие годы развивать в себе творческий потенциал и получать разносторонние глубокие знания. С каждым годом я все тверже в своем убеждении быть художником.

Работая над этой темой я открыл для себя много нового и интересного. Ответил на интересующие меня вопросы. Я посетил музей нашего села и города Красноармейска (Приложение №27) и сделал выводы: дело, которым занимается мой папа очень нужное и полезное.

Очень велика потребность у наших современников видеть и иметь рядом с собой предметы, выполненные руками талантливого мастера, пронизанные его теплом и душой, которые могут стать подлинным украшением интерьера, приусадебного участка, занять достойное место в офисе.













Заключение

По окончании выполнения работы, я считаю, что справился с поставленной целью - я изучил история развития и возрождения глиняного производства.

Во время работы над выбранной темой, я узнал очень много нового об истории своего села, об истории развития гончарного ремесла, об интересных людях, которые стояли у истоков глиняного производства. Передо мной по новому раскрылась история моей семьи. Но я не остановлюсь на достигнутом, на будущее для себя я наметил изучение истории дымковской игрушки, ведь она тоже связана с моей жизнью, она символ и гордость Кировской области, родины моей мамы.



Список используемой литературы.



1. Архивный отдел Красноармейской районной администрации, фонд 48, оп.1, д. 298, л.117. 2. Историко-географический словарь Саратовской губернии. Составил А.Н.Минх. Том 1. Вып.2. Саратов, 1990, с. 323-328. 3. Большая Саратовская Энциклопедия. - Режим доступа: saratovregion.ucoz.ru/ 4. Тахтамысова Т. Народно-художественному промыслу - быть // Новая жизнь, 28 августа 2001 г. 5. Щепетнова А. «Золотая» глина села Золотое // ЧТО. Саратовский деловой журнал, 2008, №2, с. 22. 6. Материалы научного архива Красноармейского краеведческого музея.









ПРИЛОЖЕНИЯ.



Приложение 1 Исследовательская работа История развития глиняного производства



Результаты проведенного анкетирования



Наименование вопроса

%

ответивших

верно

%

затрудняющихся

с ответом

По вашему мнению, гончарное ремесло - это работа, связанная с

А) изготовлением стеклянной посуды

Б) изготовлением изделий из различных природных материалов

В) производством изделий из глины


95

5

. Как вы думаете, в каком веке начало зарождаться гончарное ремесло в нашем селе?

80

20

. Какой основной вид изделий выпускали первые мастера - керамисты нашего села?


55

45

. Знаете ли вы, что в настоящее время в селе Золотое работает керамический цех, который выпускает изделия из глины?


98

12

. Какой основной вид продукции выпускает керамический цех в нашем селе?


100

0

Прежде чем попасть в магазин, изделие из глины должно пройти через определенные этапы производства. В перечисленных стадиях зачеркните лишние стадии изготовления глиняного изделия, если они есть.

А) лепка

Б) сушка

В) обжиг

Г) покраска.

95

5

В анкетировании приняло участие 40 учеников начальной школы, и в результате исследования выяснилось, что 95 % опрашиваемых знают, что гончарное ремесло - это производство изделий из глины,

80 % опрашиваемых знают, что именно в 18 веке в селе Золотое начало зарождаться гончарное ремесло,

Лишь 55 % опрашиваемых ответили верно на вопрос о том, что основным видом продукции первых мастеров была глиняная посуда, а 38 % решили, что - это глиняные игрушки, 1 человек из 40 опрошенных не знает, что у нас в селе работает керамический цех,

Всем опрошенным известно, что основной вид продукции нашего керамического цеха - цветочная керамика,

95 % опрошенных учеников знают, что керамическое изделие должно пройти 4 основных стадии производства : лепка, сушка, покраска, обжиг.

Таким образом, можно сделать вывод, что у большинства учащихся начальной школы есть определенные знания о гончарном ремесле

Диаграмма по результатам анкетирования

Исследовательская работа История развития глиняного производства

Приложение 2

Исследовательская работа История развития глиняного производства

Исследовательская работа История развития глиняного производства

Приложение 3

Исследовательская работа История развития глиняного производства

Исследовательская работа История развития глиняного производства

Приложение 4

Исследовательская работа История развития глиняного производства
Исследовательская работа История развития глиняного производстваИсследовательская работа История развития глиняного производства

Приложение 5



Исследовательская работа История развития глиняного производства











Приложение 6Исследовательская работа История развития глиняного производства

Исследовательская работа История развития глиняного производства


Исследовательская работа История развития глиняного производства
Исследовательская работа История развития глиняного производства

Приложение 7





Исследовательская работа История развития глиняного производства







Приложение 8

Исследовательская работа История развития глиняного производства
Исследовательская работа История развития глиняного производства



Исследовательская работа История развития глиняного производства



Приложение 9

Исследовательская работа История развития глиняного производства



Приложение 10

Исследовательская работа История развития глиняного производства



Исследовательская работа История развития глиняного производства



Приложение 11



Исследовательская работа История развития глиняного производства





Приложение 12



Исследовательская работа История развития глиняного производства



Приложение 13

Исследовательская работа История развития глиняного производства

Приложение 14



Исследовательская работа История развития глиняного производства





Исследовательская работа История развития глиняного производства

Приложение 15



Исследовательская работа История развития глиняного производства



Приложение 16



Исследовательская работа История развития глиняного производстваИсследовательская работа История развития глиняного производства

Приложение 17



Исследовательская работа История развития глиняного производстваИсследовательская работа История развития глиняного производства

Приложение 18

Исследовательская работа История развития глиняного производства



Приложение19

Исследовательская работа История развития глиняного производства

Исследовательская работа История развития глиняного производстваИсследовательская работа История развития глиняного производстваИсследовательская работа История развития глиняного производства
Исследовательская работа История развития глиняного производства

Приложение20



Исследовательская работа История развития глиняного производства









Приложение21

Исследовательская работа История развития глиняного производства

Исследовательская работа История развития глиняного производства

Приложение22



Отзыв: Компания "Керамика-Золотое" (Россия, Золотое) - Российский производитель чудесной керамики

Достоинства:
очень интересно

Недостатки:
не обнаружено;

В этом году меня пригласили на уникальную экскурсию в село Золотое. Я раньше никогда об этом селе не слышала. Но оказывается в нем находится компания "Керамика- Золотое". Эта компания производит уникальные произведения керамики из терракотовой и шамотной глины.

Исследовательская работа История развития глиняного производства


Производят керамические цветочные горшки и садовые фигуры. Ассортимент очень разнообразен. Эта компания на рынке более 10 лет. На рынке она лидирует. Вся продукция декорируется вручную. Ручная роспись производится керамической глазурью, что позволяет получить богатый выбор фактур, сюжетов и интересных образов. Так же у них проводятся интересные экскурсии. Разрешали даже самим пробовать делать фигурки. У меня даже есть несколько записей. Всем советую посетить село Золотое. Оно находится в Саратовской области в Красноармейском районе



Приложение23

Исследовательская работа История развития глиняного производства







Исследовательская работа История развития глиняного производства

Приложение24

Исследовательская работа История развития глиняного производства

Исследовательская работа История развития глиняного производства

Приложение25



Исследовательская работа История развития глиняного производства

Приложение 26

Исследовательская работа История развития глиняного производстваИсследовательская работа История развития глиняного производства



Приложение 27

Исследовательская работа История развития глиняного производства

Исследовательская работа История развития глиняного производства

Исследовательская работа История развития глиняного производства

Исследовательская работа История развития глиняного производства

© 2010-2022