Урок по литературному чтению Чарушин Е. И. Теремок (УМК Школа России)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

(Слайд 1)

Тип урока: комбинированный.

Цель: формировать умение выразительно читать целыми словами сказку

Е. И. Чарушина « Теремок»; соотносить иллюстрации с содержанием текста; пересказывать сказку на основе картинного плана; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование уважительного отношения к товарищам по классу; умение работать в коллективе; развивать личностную мотивацию к изучению сказки Е. И. Чарушина « Теремок»; развивать коммуникативные способности; контролировать и оценивать свою работу и ее результат .

Метапредметные: формировать навык выразительного чтения; развивать речь; развивать воображение; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста.

Предметные: формировать навык выразительного чтения, умение определять последовательность событий в сказке, отвечать на вопросы по содержанию произведения, различать народную сказку и литературную, умение предложить свой вариант окончания сказки.

Материалы к уроку: учебник, презентация, проектор, экран, компьютер, маски, выставка «Мои любимые сказки».

Структура урока:

  1. Мотивация учащихся.

  2. Речевая разминка.

  3. Актуализация знаний.

  4. Работа по теме урока.

  5. Продолжение работы по теме урока.

  6. Рефлексия.

  7. Подведение итогов.

Ход урока.


  1. Мотивация учащихся.

- Здравствуйте, ребята, садитесь. К уроку все готово, мы можем начинать.

Встали тихо, замолчали,

Всё, что нужно, вы достали.

Приготовились к уроку,

В нём иначе нет проку.

Здравствуйте, садитесь,

Больше не вертитесь.

Мы урок начнем сейчас,

Интересен он для вас.

Слушай всё внимательно,

Поймешь всё обязательно.

2. Речевая разминка.

- Откройте учебник на стр. 25 и прочитайте стихотворение с восклицательной интонацией, с утвердительной интонацией, весело, грустно, не забывайте про выразительность.

(Дети читают)

Шорох,

Шептанье,

Шумок под окном,

Шлёпанье лёгкое… Кто это- гном?

Шшш! Там, за шторами, возле окна,

Шустрым мышонком

Шуршит тишина.


  1. Актуализация знаний.

- Ребята, а скажите, пожалуйста, какие книги вы любите читать? (Сказки, энциклопедии, приключения)

- Молодцы, я вот сможете ли вы прочесть вот эту запись. (Слайд 2)

FWCGQKSZANFЗКZYA

- Ребята, как расшифровать эту запись? ( Читать только русские буквы)

- И что у вас получилось? (Сказка)

- Ребята, а как вы думаете, о чем у нас пойдет речь на уроке? ( О сказках)

- А вы любите читать сказки? (Да)

- Ребята, а какие сказки вы читали? («Заяц-обманщик», «Золушка», «Сказка о золотой рыбке»)

- А скажите, а какие бывают и о ком бывают сказки? (О животных, волшебные сказки)

- Приведите примеры сказок? («Лиса и волк», «Гадкий утенок», «Морозко»)

  1. Работа по теме.

- Ребята, вы сказали, что очень любите читать сказки, а давайте прочитаем, что о сказках говорят авторы учебника. (Учитель читает стр. 30)

- Ребята, а как вы понимаете такую пословицу: «Сказка-ложь, да в ней намек- добрым молодцам урок»? (В сказках много вымысла, но они учат быть добрыми, честными, сильными, справедливыми, храбрыми)

(Слайд 3)

- А скажите, что может отражаться в сказках? (Мудрость народа, его мечты и желания)

(Слайд 4)

- Ребята, откройте учебник на стр. 30 и обратите внимание на обложки книг расположенные внизу страницы. На всех ли книгах есть авторы? (Нет)

- Почему, как вы думаете? (У некоторых книг нет конкретных авторов, это народные сказки)

-А пишет народные сказки? (Народ)

- Посмотрите, на виртуальную выставку, какие бывают книги со сказками. Они красочные, яркие и интересные.

(Слайд 5, 6)

- Мы сегодня с вами тоже сделали выставку «Моя любимая сказка». Вы можете с ней ознакомиться на перемене.

Физкультминутка.

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

(Поднять ладони над головой и махать, изображая ушки)

Вот так, вот так

Он ушами шевелит!

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

(Потереть себя за предплечья)

Вот так, вот так

Надо лапочки погреть!

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

(Прыжки на месте)

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать.

Зайку волк испугал!

Зайка тут же убежал.

(Сесть на место за парту)


  1. Продолжение работы по теме урока.

- Отгадайте загадки.

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора. (Слайд 7, 8)

От врагов спасают ноги,

А от голода - кора.

(Заяц)

Рыжая плутовка

Спряталась под ёлкой. (Слайд 9, 10)

Зайца ждёт хитрюга та.

Как зовут её? … (Лиса).

На лугу по кочкам

Прыгают листочки!

Выпуклые глазки (Слайд 11, 12)

И кривые лапки.

Только где же ушки?!

Что это? …(Лягушка).

Маленькие зверьки,

Серенькие шубки,

Длинные хвосты, (Слайд 13, 14)

Черненькие глазки,

Остренькие зубки.

(Мышки)

-Ребята, а скажите, в какой сказке встречаются все эти персонажи? (Теремок)

-Конечно, это сказка «Теремок», а как вы думаете это сказка народная или ее написал сказочник? (Народная)

(Слайд 15)

- Верно, это народная сказка, ее пересказывали многие писатели. Поэтому она известна в разных вариантах. А вот вариант, с который мы будем читать, пересказал Евгений Иванович Чарушин.

(На слайде портрет Е. И. Чарушина)

(Слайд 16)

Рассказ учителя.

Краткое знакомство с Е. И. Чарушиным.

Чарушин Е. И. (1901 - 1965) - один из самых любимых детьми писателей сказок о животных. Евгений Чарушин был и одним из тех добрых детских писателей, которые сохранили свежесть детского взгляда на мир животных и детского восприятия жизни, которые сумели по-доброму и с ясной простотой донести этот взгляд до детского сознания. Искусство Чарушина, доброе, человечное, радует уже не одно поколение маленьких читателей и учит их любить волшебный мир зверей и птиц. На всю жизнь художник и писатель сохранил детское мироощущение и какой-то ребяческий восторг перед красотой мира природы. Он сам рассказывал о себе: «Я очень благодарен моим родным за моё детство, потому что все впечатления его остались для меня и сейчас наиболее сильными, интересными и замечательными. И если я сейчас художник и писатель, то только благодаря моему детству...»

- Ребята вот таким был этот писатель. А сейчас мы читаем его сказку «Теремок».

( Чтение сказки, 1 раз)

- Ребята, прочитайте имена действующих лиц в том порядке, как они появляются в сказке? (Мышь, лягушка, заяц, лиса)

- Я вам предлагаю прочитать эту сказку по ролям.

(Чтение по ролям)

- Молодцы, А скажите, чем заканчивается сказка? (Пришел медведь и сломал теремок, а потом построил новый)

- Каких героев не хватает? (Волка, медведя)

- Ребята, мы выяснили, чем заканчивается сказка, а теперь придумайте новый конец. Свой вариант. (Медведь построил рядом дом, и они ходили друг к другу в гости)

- А подумайте, можно ли эту сказку закончить словами: «Всё хорошо, что хорошо заканчивается»? (Да, можно, потому что медведь исправил свою ошибку и построил новый теремок для всех)

- Ребята, какие пословицу можно подобрать к этой сказке. (В тесноте, да не в обиде)

(Слайд 17)

Дополнительный материал: просмотр мультфильма «Терем-теремок» (1971)

(Слайд 18)

6. Рефлексия.

- Ребята, скажите что на уроке у вас получилось хорошо?

- Что вам больше всего понравилось на уроке?

- Были ли у вас трудности? Какие?

7. Подведение итогов.

- Какую сказку мы сегодня читали? (Теремок)

- Кто ее автор? (Е. И. Чарушин)

- А назовите действующих лиц? (Мышь, лягушка, заяц, лиса)

- Что нового вы сегодня узнали на уроке? (Узнали интересные факты из биографии писателе Е. И. Чарушина, познакомились со сказкой «Теремок»)

- Вы молодцы, очень хорошо поработали. Урок окончен, вы можете отдыхать.

(Слайд 19)


© 2010-2022