Мониторинг речевого развития дошкольников 6-7 лет. Рубежная диагностика

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рубежная диагностика речевого развития дошкольников

Задания I блока «Изучаю язык» (языкознание). Образовательная область «Русский язык»

Задание 1. Придумай как можно больше слов на букву Н. (Время - 1 минута)

Цель: выявить объем словарного запаса с ориентировкой на первую букву слова.

Оценка результата:

6-7 слов - высокий уровень;

3-5 слов - средний уровень;

2 и менее слов - низкий уровень.

Задание 2. Доскажи словечко (ребенок должен на каждый слог назвать слово, если он затрудняется назвать слово, то ему предлагается следующий слог)

Цель: выявить объем словарного запаса с ориентировкой на первый слог слова.

По _ (поле, поезд, пошел, побежал, почка, порт, помидор ….)

За _ (заяц, зал, залив, закат, забыл, заморозки, забота….)

Ла _ (ласка, лавка, ласточка, ларек, Лариса, ландыш….)

Ку _ (купил, кукла, кукушка, курочка, кусты, кулек ….)

Ры _ (рыба, рыбалка, рыбак, рысь, рыжий ….)

Да _ (дача, дама, дам, Даша, дары…)

Са _ (сад, сани, Саня, Саша, сама, сажать…)

Во _ (волк, Вова, волос, вор….)

Ма _ (мама, магазин, Марина, март,

Ру _ (рука, ручка, рубашка, рубить, ружьё….)

Оценка результата:

8 - 10 слов - высокий уровень

5 - 7 слов - средний уровень

4 и менее слов - низкий уровень

Задание 3. Составь предложение с данными словами (ребенку предлагается составить предложение, в которое бы обязательно входили названные слова)

Цель: проверить умение согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже.

  1. мальчик, машина, кубик

  2. лето, лес, ягоды

  3. корова, муха, хвост

  4. пароход, река, берег

  5. школа, урок, математика

  6. ножницы, волосы, парикмахер

Оценка результата: (правильно согласовали слова в предложении)

5 - 6 предложений - высокий уровень

4 - 3 предложения - средний уровень

2 и менее предложений - низкий уровень

Задание 4. Назови как можно больше предметов, которые подходят к данному признаку.

Цель: выявить уровень правильного словоупотребления и согласования слов-названий предметов и слов-названий признаков.

Дорогой (-ая, - ое, -ие) -

Золотые (-ая, - ое, -ые) -

Тяжелый (-ая, - ое, -ые) -

Старый (-ая, - ое, -ые) -

Оценка результата:

4 слова к каждому признаку - высокий уровень

3-2 слова к каждому признаку - средний уровень

1 слово - низкий уровень

Задание 5. Увеличь предмет (словообразование)

Цель: проверить умение образовывать однокоренные слова при помощи суффикса с ориентировкой на значение большого размера

Дом -

Кот -

Ус -

Глаз -

Нос -

Рука -

Нога -

Волк -

Оценка результата:

6 - 8 слов - высокий уровень

5- 4 слова - средний уровень

3 и менее - низкий уровень

Задание 6. Уменьши предмет (словообразование)

Цель: проверить умение образовывать однокоренные слова при помощи суффикса с ориентировкой на значение маленького размера

Брат -

Сестра -

Комната -

Пень -

Стол -

Шкаф -

Сумка -

Нога -

Корзина -

Ягода -

Оценка результата:

8- 10 слов - высокий уровень

7 - 5 слов - средний уровень

4 и менее - низкий уровень

Задание 7. Назови как можно больше слов на заданную тему.

Цель: выявить объем словарного запаса с ориентировкой на обобщающее определение; умение систематизировать лексическую группу слов.

Зима -

Родина -

Урожай -

Оценка результата:

6 - 8 слов к каждой теме - высокий уровень

5- 4 слова к каждой теме - средний уровень

3 и менее слов к каждой теме - низкий уровень

Задание 8. Как называется предмет, сделанный из материалов:

Цель: выявить умение образовывать однокоренные слова-названия признаков от слов-названий предметов.

Бумага -

Дерево -

Стекло -

Хрусталь -

Сталь -

Шёлк -

Шерсть -

Железо -

Вата -

Снег -

Оценка результата:

8- 10 слов - высокий уровень

7 - 5 слов - средний уровень

4 и менее - низкий уровень

Задание 9. Назови много предметов

Цель: выявить умение в образовании родительного падежа множественного числа существительных трудных форм.

Помидор - много чего?

Апельсин - много чего?

Бант - много чего?

Носок - много чего?

Яблоко - много чего?

Слива - много чего?

Пень - много чего?

Лоб - много чего?

Карась - много кого?

Лиса - много кого?

Оценка результата:

8- 10 слов - высокий уровень

7 - 5 слов - средний уровень

4 и менее - низкий уровень

Задание II блока «Учусь общаться» (коммуникация). Образовательная область «Риторика»

Задание 1. Перечисли вежливые слова.

Цель: выявить объем словарного запаса вежливых слов.

Слова приветствия -

Слова прощания -

Слова благодарности -

Слова извинения -

Оценка результата:

8- 10 слов - высокий уровень

7 - 5 слов - средний уровень

4 и менее - низкий уровень

Задания III блока «Учусь любить книгу» (художественная литература). Образовательная область «Литературное чтение».

Задание 1. По ключевым словам отгадай название произведения.

Цель: выявить уровень читательской компетенции; умение ориентироваться в изученных произведениях.

1.Мужик, репа, вершки, корешки - (русская народная сказка «Мужик и медведь»)

2.Старая зайчиха, три зайчонка, осень, листопад, журавли, бобры - (сказка «Листопадничек»)

3.Попрыгунья, лето, зима, пропела, муравей - (басня «Муравей и Стрекоза»)

4.Три брата, веселые хвостики, дом из соломы, дом из прутьев, дом крепость - (сказка «Три поросенка»)

5. Зима, медвежонок, триста снежинок, болезнь, ежик, весна - (сказка «Зимняя сказка»)

6. Слабые женщины, некрасивые женщины, Нептун, моряки, сыновья - (сказка «Легенда о матерях»)

Оценка результатов:

5 - 6 названий - высокий уровень

3-4 названия - средний уровень

2 и менее - низкий уровень

Задание 2. Прослушай внимательно произведение и подготовься к ответам на вопросы.

Цель: выявить умение внимательно слушать и воспринимать небольшое произведение целиком (умение слушания)

Зеленый заяц

Летом все было зеленое на лугу: зеленая трава, зеленая листва на кустах и деревьях. По зеленой траве прыгали зеленые лягушки и громко квакали. Ну а потом на эту зеленую лужайку прискакал заяц. Его увидел лягушонок и говорит: «Квак-квак. Зимой ты белый, а летом серый. Летом надо быть зеленым. Ступай и перекрасься». Пошел заяц и перекрасился. Когда вернулся, на лужайке его никто не узнал. Только все сказали: «Посмотрите, какая смешная лягушка, у нее очень - очень длинные уши!»

2.1 Ответь на вопросы:

Цель: выявить умение точно отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения и устно формулировать высказывания - ответы на вопросы.

1.Подумай, что ты прочитал: рассказ или сказку? Докажи.

2.Перечисли, что было зеленым летом.

3.Каким цветом заяц зимой? Почему?

4.Каким цветом заяц летом? Почему?

5.Каким цветом стал заяц? Для чего?

6.Почему зайца не узнали обитатели лужайки?

7.Какой совет ты бы дал зайцу?

Оценка результатов: (за каждый верный ответ на вопрос ребенок получает 1 балл)

7 - 6 баллов - высокий уровень.

5 - 3 баллов - средний уровень

2 и менее - низкий уровень

2.2 Перескажи сказку

Цель: проверить умение точно передавать содержание прослушанного произведения.

Оценка результата пересказа:

1-й уровень - высокий

Наличие трех структурных частей (начало, середина, конец). Сохранение логической последовательности. Использование разнообразных средств связи (формально - сочинительной, цепной). Употребление разнообразных видов предложений (простых, сложных). Использование разных частей речи, выразительной лексики: эпитетов, сравнений, образных выражений. Нулевой и минимальный вес лексических замен: синонимические замены, замены, искажающие лишь грамматическую характеристику слова, замены слова на слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами и, наоборот, на описательные обороты без передачи искажения, не касающиеся главных лиц. Пересказ эмоционален, ведется в оптимальном темпе.

2-й уровень - достаточный

Наличие в пересказе двух структурных частей. Частичное нарушение логической последовательности. Преимущественное использование формально-сочинительной и цепной местоименной связи. Преобладание в изложении простых предложений. Использование разных частей речи. Средний вес лексических замен: именные замены с искажением, искажающие описательные обороты, размытости. Возможен текстовый повтор, отражающий задержку в планировании текста. Ребенок рассказывает эмоционально, в быстром или медленном темпе.

3-й уровень - низкий

Раскрытие содержания одной структурной части. В пересказах встречаются в большом количестве элементы, нарушающие логическую последовательность: опережающий синтез, частые повторы, усечения. Пропуски подлежащего, использование жестов, заменяющих слова. Употребление в изложении только формально-сочинительной связи, недостаточное умение связывать отдельные предложения и отдельные части высказывания. Речь глагольная, много именных замен. Пересказ монотонен.

2.3 Расскажи о зайце, опираясь на содержание сказки.

Цель: выявить уровень развития монологической речи с элементами описания внешности, качественной характеристики героя и рассуждений о поступке главного героя (умение говорения)

Оценка результатов:

Высокий уровень: описана внешность главного героя; описаны качества характера; проанализирован поступок главного героя; выражено собственное отношение к главному герою.

Средний уровень: описана внешность главного героя; описаны качества характера; описана суть поступка, но не проанализирована, не выражено собственное отношение к главному герою.

Низкий уровень: описана внешность главного героя; описаны качества характера.

Оценка звуковой культуры речи ребенка

- умение пользоваться интонацией (строить интонационный рисунок высказывания, передавать эмоции);

- умение выбрать оптимальные темп, громкость произношения (в зависимости от ситуации);

- умение отчетливо произносить звуки, слова, фразы, предложения (дикция);

- плавность речи (определяется характером пауз, встречающихся в речи ребенка: паузы должны быть обусловлены лингвистической конструкцией текста, возникать на границах частей высказывания, между предложениями).

Задания IV блока «Учусь думать и рассуждать» (мышление). Образовательная область «Логика».

Задание 1. Прослушай сказку «Зеленый заяц» еще раз и определи, какая загадка спряталась в этом тексте.

Цель: выявить умение находить неявную загадку по существенным признакам.

Ответ: Зимой - белый, летом - серый.

Задание 2. Выбери пословицы, которые не подходят к содержанию этой сказки. Выбери пословицы, которые подходят к содержанию этой сказки, объясни свой выбор.

Цель: выявить умение объяснять смысл пословиц и соотносить их с содержанием прослушанного произведения.

1.Век жил, а ума не нажил (не подходит)

2.Век живи - век учись.

3.Делом спеши, да людей не смеши.

4.И заяц умен, да задним умом.

5.Чужой наряд не украшает.

6.Сначала думай, а потом делай.

7.Что ни делается - всё к лучшему (не подходит)

Оценка результатов: (за каждый верный ответ ребенок получает 1 балл)

6 -7 баллов - высокий уровень

5 - 3 балла - средний уровень

2 и менее - низкий уровень

Задания V блока «Учусь сочинять, рассказывать, играть» (речевое творчество). Образовательная область «Речевое искусство»

Задание. Придумай продолжение этой сказки.

Цель: выявить умение сочинять продолжение сказки.

Оценка результата:

Высокий уровень: оригинальное неожиданное продолжение; предложен интересный выход из нелепой ситуации с небольшим изменением сюжета; введены новые персонажи; изменено место действия.

Средний уровень: предложен выход из ситуации без изменения сюжета, без добавления действующих лиц.

Низкий уровень: сочинить продолжение затрудняется.



© 2010-2022