Загадки

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
МБОУ Чымнайская средняя общеобразовательная школа имени Г.Д.Бястинова Таттинского улуса республики Саха(Якутия) Варламова Татьяна Спиридоновна- учитель начальных классов

Внеклассное занятие

Тема: Загадки

Принятые стандарты нового поколения делают упор на личностно-ориентированный подход в образовательной деятельности, на развитие ключевых компетенций обучающихся. Цель компетентностного подхода - обеспечить качество образования. Поэтому перед учителем встает вопрос о выборе методов, которые бы способствовали развитию различных компетенций у обучающихся. На мой взгляд, одним из таких методов является проектная деятельность. Данный метод я использую не только в образовательном процессе, но и во внеурочной деятельности.
Для данного возраста (1 класс) характерны мини-проекты для поддержания мотивации и интереса детей.
У детей этого класса уже был опыт в проектной деятельности, результатом которой стало создание книжки-малышки со скороговорками. На данном занятии продолжится работа по созданию книжки-малышки с загадками.

Цели проекта:

  • Образовательная - организовать групповую деятельность учащихся; выявить умение и способность учащихся работать самостоятельно по теме, учить слушать друг друга и принимать решение, распределять ответственность.

  • Воспитательная - воспитывать терпимость к чужому мнению, внимательное, доброжелательное отношение к деятельности одноклассников; воспитывать личную ответственность за выполнение выбранной работы.

  • Развивающая - развивать воображение, развивать навыки публичных выступлений.

Какие же компетенции развиваются на данном занятии?

  • Коммуникативная - умение удерживать цель задания всеми участниками группы, эмоциональное принятие членами группы друг друга.

  • Информационно-логическая - умение провести исследование через анализ текста, умение представить результат работы наглядно.

  • Формируется компетентность в сфере самостоятельной деятельности, основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации.

1. Обоснование выбора темы

В настоящее время обучение русскому языку переориентируется на выработку умений и навыков речевого общения. Этому способствует лингвистический анализ текста, который развивает логическое мышление, учит оценивать изобразительно - выразительные средства языка. Решить эти задачи нам помогает благодатный и бесценный материал этнопедагогики. Учитель, знающий пословицы, поговорки, загадки, сказки добьется быстрее успехов в обучении и воспитании детей. Большую ценность представляют загадки. Они передают особые реалии национальной жизни, позволяют услышать силу русского слова.

2. Выявление проблемы

Но если отгадывать загадку дети часто умеют с раннего возраста, то задание, требующее придумать загадку, часто вызывает затруднение. Этому нужно учить, а уроки посвященные составлению загадок, развивают у детей речь, логическое мышление, другие познавательные процессы. Позволяют проводить лингвистический анализ текста.

3. Этапы проектирования

1 этап. Изучение построения загадки и её признаков.
Задача: выявить механизм построения загадки, сформулировать её признаки.
2 этап. Составление загадки.
Задача: разработать урок составления учащимися загадки.
«Учимся составлять загадку».
3 этап. Создание «Книжки - малышки»
Задача: оформить книжку с загадками

4. Предполагаемые результаты

У детей должны получиться загадки интересные, описательного характера с использованием изобразительно - выразительных средств языка.

Тема: «Учимся сочинять загадки».

I. Организационный момент

II. Постановка целей урока

Стихотворение С. Михалкова «А что у вас?»
- Что бы вы предложили детям в данной ситуации? (Игры, скороговорки, загадки)
- А что такое загадка?

Наше занятие посвятим Загадке
- Где можно найти научное толкование слова загадка? (В толковом словаре В.Даля)
- Любите ли вы отгадывать загадки?
- Скажите, а кто сочиняет загадки? (Народ, поэты)

Мы ходим ночью, ходим днём,
Но никуда мы не уйдём.
Мы бьём исправно
Каждый час.
А вы, друзья,
Не бейте нас.

(С.Маршак)

Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо, -
Такое тёплое, такое пушистое и золотое.

(К.Чуковский)

- Для чего народ и поэты сочиняют загадки? (Для развлечения, делают нашу речь более красивой, образной, так как в загадках много ярких, красивых слов, сравнений, развивают мышление, творчество )
- А легко ли сочинять загадки?
- А вы хотели бы научиться сочинять загадки?

Тема нашего занятия «Загадки». Определите цель нашего занятия (научиться сочинять загадки)

III. Работа по теме

1. - Я предлагаю провести занятие по группам. Работая в группах, вам нужно соблюдать определенные правила.
(Повторить алгоритм работы в группах)
Арина Рамазанова
Арина Кульменева
Саша Капинос - набирают по цепочке команды.

2. - Мне хотелось бы услышать, а что вы уже знаете про загадки? (Ответы детей)

Учитель: Много столетий назад охотник, боясь неудачи, окружал своё занятие тайной. Не говорил, куда он идёт. Человек стал употреблять "подставные" слова. С этими "подставными" словами и связана народная загадка, в которой неназванный предмет или явление описывались путём указания на какие-либо признаки, например: "Пошёл по тух-туху. Взял с собой тав-тавту, нашёл я храп-тахту; кабы не тав-тавта, съела бы меня храп-тахта" ("Пошёл я за лошадью, взял с собой собаку и встретился с медведицей")
В более поздние времена загадки использовались для испытания мудрости и остроумия, смекалки и находчивости. Загадки часто использовались в древнерусских сказках и считались неким испытанием, прохождение которого приводило к исполнению желаний.
В наше время загадки не утратили своей популярности. Они привлекают внимание многих детских поэтов, которые сочиняют загадки, следуя народным образцам. Авторские загадки легче отгадываются, а лучшие из них становятся настоящими народными загадками.
Загадки любят все: и взрослые и дети. А что такое загадка? Это особый и интересный мир. Именно мир, так как загадки заключают в себе знания и сведения о народе, а также об окружающем мире. Само слово "загадка" образовано от слова "гадать, которое означало "думать", "размышлять".

3. - Перед вами лежат карточки, определите, на каких карточках загадки?

Круглое, румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки.

Жу-жу-жу-жу.
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу,
И звук "ж" твержу.

Мохнатенькая, усатенькая,
Молоко пьёт, песенки поёт.

Архип осип.
Осип охрип.

Течет, течет - не вытечет,
Бежит, бежит - не выбежит.

Пёс Полкан,
Полезай в стакан,
Хватай лимон,
Убирайся вон!

Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю -
Придёт серенький волчок,
Он ухватит за бочок,
Он ухватит за бочок

- Молодцы!
- По каким признакам вы узнали, что это загадка?
- Давайте вспомним основные признаки загадки:

Загадки

4. «Проба пера»

- Сейчас мы вместе попробуем составить загадку.

Ландыш

- Какие цвета мы можем использовать? (Белый, зеленый)
- Назовите отличительные признаки ландыша. (Душистый, мелкие цветочки на одном стебельке, красные горошки после цветения, распускается весной)
- На что похожи цветочки? (На горошки, колокольчик)
- А стебелек? (Ниточка, ножка)
- Какая рифма может быть в нашей загадке? (Горошки - на ножке; колокольчики - на ножке)
- Получаем загадку:

Душистые горошки На зеленой тонкой ножке
Висят на тонкой ножке. Колокольчики звенят
О весне нам говорят.

IV. Самостоятельная работа учащихся (в группах)

Цель вашей работы - сочинить загадку, оформить ее и представить.

Чтобы работа спорилась и вы успели уложиться во времени, что вам необходимо сделать?
(распределить роли:

  • Художники;

  • Сочинители;

  • Защитники работы.

V. Подведение итогов. Чтение загадок

VI. Домашнее задание (дифференцированное)

  • Кому понравилось сочинять загадки - сочините свою.

  • Найдите народную загадку и литературную, выучите их.

Итог данного урока - создание книжки-малышки «Загадка»



© 2010-2022