Обобщение опыта «Развитие исследовательской и познавательной деятельности в рамках ФГОС НОО в начальной школе»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Краснодарский край Калининский район станица Калининская

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение -

средняя общеобразовательная школа № 1 имени В.И.Фадеева

станицы Калининской





Развитие исследовательской и познавательной деятельности в рамках ФГОС НОО

в начальной школе

Обобщение педагогического опыта

учителя начальных классов

МАОУ - СОШ №1им.В.И.Фадеева

Бижовой О.Н.













ст-ца Калининская

2014г







Не существует сколько-нибудь

достоверных тестов на одаренность,

кроме тех, которые проявляются

в результате активного участия

хотя бы в самой маленькой

поисковой исследовательской работе…

А.Н. Колмогоров

Введение. Из истории педагогики мы знаем, прогрессивные русские методисты вели борьбу за развитие умственных способностей ребенка и внедрение в обучение исследовательского подхода. «Сделайте вашего ребенка внимательным к явлениям природы»,- писал Ж.Ж.Руссо.
Ставьте доступные его пониманию вопросы и предоставьте ему решать их. Пусть
он узнает не потому, что вы сказали, а что сам понял».«Ученикам следует - писал К.Д.Ушинский - передавать «не только те или иные знания, но и способствовать самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания». В современном мире в условиях, когда объем информации удваивается, как минимум каждые пять лет, важно не просто передать знания человеку, а научить его овладеть новым знанием, новыми видами деятельности. В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть младший школьник. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения. Новые подходы в образовании требуют получения универсальных результатов образования, проявляющихся, прежде всего, в личностном развитии учащихся. В концепции Федеральных государственных стандартов 2 поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достигаемого путем освоения универсальных и предметных способов действий, ведущих идей и ключевых понятий, то есть формирование универсальных учебных действий. Сущность учебного предмета и его специфики раскрывается на основе системно-деятельностного подхода. Задача достижения новых результатов образования в начальной школе требует от учителя использование современных инновационных образовательных технологий, методов и методических приемов. Можно сказать, что в арсенале таких средств и методов Стандартов 2 поколения особое место занимает проектно-исследовательская творческая деятельность - как во время классных занятий, так и во внеурочной деятельности.

Как я понимаю эту задачу, как она реализуется в моей практике?







Актуальность темы

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача - помочь им раскрыться,
развить собственные идеи».
И.Г.Песталоцци В настоящее время образовательное пространство серьёзно переоценивается. В связи с этим встаёт вопрос о необходимости осуществления компетентностного подхода в образовании. Это означает, что образовательный процесс должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического и прикладного характера. В условиях, когда объем информации удваивается, как минимум каждые пять лет, важно не просто передать знания человеку, а научить его овладеть новым знанием, новыми видами деятельности. В концепции Федеральных государственных стандартов нового поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достигаемого путем освоения универсальных и предметных способов действий, ведущих идей и ключевых понятий; достижения на этой основе способности к развитию «компетентности к обновлению компетенций». Сущность учебного предмета и его специфики раскрывается на основе системно-деятельностного подхода, согласно которому учебный предмет строится как система целенаправленно организованной учебной деятельности, в ходе которой учащиеся осваивают универсальные и предметные способы действий, ключевые утверждения, понятия и теории, существенные свойства изучаемых объектов и отношения между ними.В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть младший школьник. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения. Это принципиальное изменение. Поэтому формулировки в математике, например, нацелены не на узнавание и называние пространственных фигур, а на умение находить эти фигуры в окружающем мире и работать с ними. Новые подходы в образовании требуют получения универсальных результатов образования, проявляющихся, прежде всего, в личностном развитии учащихся. В концепции Федеральных государственных стандартов 2 поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достигаемого путем освоения универсальных и предметных способов действий, ведущих идей и ключевых понятий, то есть формирование универсальных учебных действий.









Описание опыта работы по теме.

Человек должен верить, что непонятное

можно понять; иначе он не стал бы

размышлять о нем.

И. В. Гете В первом классе в своей работе я использую игры и задания, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность детей, тренировочные занятия с классом, дающие возможность познакомить каждого ребенка с алгоритмом проведения исследования. Учащиеся узнают, откуда можно получить информацию: спросить у взрослого человека, найти в книгах, понаблюдать, посмотреть в компьютере, провести опыт и т.д. Например: приготовить рассказ о необычном животном. Определяем последовательность выполнения работы. Выясняем, что всем ещё трудно делать много записей, поэтому ищем выход из этой проблемной ситуации - сделать рисунок и записать лишь опорные слова. В первом и втором классе почти все исследовательские работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общее дело, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. Работы направлены на формирование универсальных учебных действий.

Развитие регулятивных УУД:

  • Развитие умений видеть проблемы

  • Развитие умений выдвигать гипотезы

  • Развитие умений задавать вопросы.

Развитие познавательных УУД:

  • Подбор литературы по заданной теме

  • Ориентировка в словаре, справочной литературе

  • Ориентировка в тексте, ключевые слова, ответы на вопросы к тексту.

Во втором классе формирую умение видеть проблемы, задавать вопросы, давать определения понятиям, наблюдать, проводить эксперименты. В ходе исследовательской деятельности на уроках окружающего мира особенно остро ставятся и решаются проблемы нравственности. Так во 2 классе по теме «Охрана окружающей среды» можно построить работу, в ходе которой будут искаться пути защиты окружающей среды от мусора.

• Бываете ли вы с родителями на природе? Как вы поступаете с остатками еды, банками, мусором, костром?

• Зачем нужны пункты по приёму стеклотары, алюминиевых банок?

• Можно ли найти применение старым газетам, одежде, которую мы просто выбрасываем?

• Предложи свои пути решения этих проблем. На уроках с детьми учимся проводить не только реальные, но и мысленные эксперименты. Например: «Что произойдет, если листья с деревьев не опадут осенью? Что произойдет, если в нашем городе не будет ни одной собаки?».

В третьем и четвертом классе продолжаю формирование и совершенствование навыков учебно-исследовательской деятельности - готовим индивидуальные работы. Успех исследовательской деятельности во многом зависит от ее четкой организации. Начинаем готовить исследовательские работы на НПК. В нашем районе стала традиционной научно-практическая конференция для учащихся начальных классов. Участие детей в этой конференции является итогом их и моей работы учебно-исследовательской деятельности. Так, с моей ученицей Соловьёвой Ксенией мы написали исследовательскую работу по теме «Дельфинотерапия». Ксения стала победителем районной и зональной НПК. Салко Евгений -призёром научно-практической конференции по теме: «Тайна зеркала». В третьем и четвёртом классе многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь "подтолкнуть" их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы:

Что мне интересно больше всего?
Чем я хочу заниматься в первую очередь?
Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
О чём хотелось бы узнать как можно больше?
Чем я мог бы гордиться? Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать. Тема может быть: фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);
экспериментальной;
изобретательской;
теоретической. При организации исследования предлагаю учащимся следующий план работы: Тема исследовательской работы. Как будет называться мое исследование? Введение. Актуальность проблемы. В чем необходимость моей работы? Цель. Что я хочу исследовать? Гипотеза исследования. Для чего я хочу провести исследование? Задачи исследования. Дата и место проведения моего исследования. Методика работы. Каким образом я проводил исследование? Описание работы. Мои результаты исследования. Выводы. Выполнил ли я то, что задумал? Что оказалось трудным в моем исследовании, чего не удалось выполнить. Использованная литература. Главное для учителя - увлечь и "заразить" детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Эта работа становится для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями,

помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей. Исследовательская деятельность расширяет кругозор учащихся, делает их знания более прочными, повышает качество знаний, у «слабых» вызывает интерес к процессу обучения, у «сильных» - к самостоятельному творчеству. Работа в классе строится по принципу: «Я знаю? Я знаю. Я знаю!» Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером, Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир. Своей работой стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло. При этом моя главная педагогическая идея: уча, не опускаться до уровня детского понимания, а поднимать детей на уровень мышления взрослого. Ребята ведут себя по-разному: одни с азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится брать в "помощники", обращаясь к ним с просьбой о помощи. Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу. Найденный материал мы просматриваем, попутно выясняется, что нужно провести анкетирование, опрос или эксперимент, подобрать фотографии. Готовый материал мы вместе оформляем, и ребенок готовится выступать на классном часе, или мы включаем его выступление на одном из уроков. Естественно, темы таких работ должна быть заранее продуманы учителем, а дети должны получить положительный результат. Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Формы проведения занятий различны и избираю их, исходя из специфики исследовательской либо творческой работы: это могут быть экскурсии, практические работы, консультации и пр. В оформлении результатов исследовательской деятельности допускаются любые варианты, так как это объект творчества детей (возможно и их родителей): защита реферата, фотосессии, презентации, выступление с докладом на уроке, выпуск стенгазеты, коллективный коллаж, сочинение, сбор экспонатов для классного тематического передвижного музея. Свою исследовательскую деятельность учащиеся осуществляют не только самостоятельно, но и под моим руководством на уроке и во внеурочной деятельности.

Для выявления проблемы нужно пробовать изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон, тогда обязательно увидишь то, что исчезает от традиционного взгляда и часто не замечается. Для этого выполняются следующие упражнения: - продолжи неоконченный рассказ или составьте рассказ от имени другого человек"; "Метод шести думательных шляп"; игра "Волшебные превращения" и др. - составь рассказ от имени другого персонажа (представь, что на какое-то время ты стал капелькой воды) С умением видеть проблемы тесно связано умение наблюдать. Упражнения на развитие внимания и наблюдательности: "Парные картинки, содержащие различия"; "Найди два одинаковых квадрата" и др. Одним из главных, базовых умений исследователя является умение выдвигать гипотезы, строить предположения. Эти умения можно специально потренировать. Вот простое упражнение: "Выдвинете гипотезу (предположения), как птицы узнают дорогу на юг?" Гипотезы в данном случае могут быть и такие: "Птицы определяют дорогу по солнцу и звездам; птицы сверху видят растения (деревья, траву и др.". Но может быть иная, особенная, неправдоподобная гипотеза, провокационная идея: "Птицы точно находят дорогу на юг потому, что они ловят специальные сигналы из космоса". Отмечу, что, обучая детей делать предположения, необходимо учить их использовать следующие слова: может быть, предположим, допустим, возможно, что, если... Умение задавать вопросы является важнейшим умением для исследования. Ведь любое познание начинается с вопроса. Для развития умения задавать вопросы используются разные упражнения: задать вопросы тому, кто изображен; ответить, какие вопросы мог бы задать тебе тот, кто изображен на рисунке; задания, предполагающие исправление чьих-то ошибок, логических, стилистических, фактических и др. На уроках предлагаются следующие задания:- угадай, о чем спросили - вопросы домашних животных. Обязательным условием для развития исследовательской деятельности является умение давать определение понятиям. Обычные загадки и кроссворды будут для этого самыми лучшими упражнениями. Хорошим заданием может стать Сочинение загадок. Важным средством мышления является вывод, или умозаключение. Для формирования первичных навыков и тренировки умения делать простые аналогии можно воспользоваться такими упражнениями: скажите, на что похожи: узоры на ковре; очертания деревьев за окном; старые автомобили; новые кроссовки. Хотелось бы выделить важнейшее умение, необходимое каждому учащемуся - умение выделить главную мысль. Этим сложным искусством часто не владеют даже студенты университетов, но обучать ему можно и нужно даже детей. Наиболее простой методический прием, позволяющий это делать, - использование простых графических схем. Схема - "дом с колоннами". Главную идею обозначим большим треугольником, а колонны - это факты, ее подтверждающие. Заключительную фразу обозначим прямоугольником, лежащим в
основании. Как видим, даже такая простая схема - хороший помощник для того, чтобы выявить логическую структуру текста. Можно также использовать схемы "Паучок" и "Дерево". Исследовательская деятельность учащихся относится к технологии развивающего обучения. Она способствует развитию: *Критического мышления; *Информационной культуры; *Творческих и коммуникативных способностей; *Умения ставить цели и пути их реализации. Участвуя в исследовательской деятельности, учащиеся приобретают компетенции: *Должен быть подготовлен к данной деятельности; *Видеть проблему; *Самостоятельно ставить задачи; *Планировать и оценивать свою работу; *Быть коммуникабельным, выступать перед публикой, связно излагать свои мысли, уметь аргументировано говорить, выслушивать других, с достоинством выходить из острых ситуаций. Условия формирования исследовательских умений: Целенаправленность и систематичность. Работу по развитию исследовательских умений желательно проводить постоянно (как в урочной, так и во внеурочной деятельности). Учитель может использовать материал различных уроков с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем. Мотивированность. Необходимо помогать учащимся увидеть смысл их исследовательской деятельности, рассматривать данное направление приложения их сил как возможность реализации собственных талантов и возможностей, как потенциал для саморазвития и самосовершенствования. Творческая атмосфера. Педагогу необходимо способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес учащихся к исследовательской работе. Поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздержаться от негативных оценок. Задача учителя не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их. Личность педагога. Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию креативной рабочей обстановки, и обладающий определёнными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности. Учет возрастных особенностей младшего школьника. Вопрос об учете психологических особенностей детей очень важен. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться

на доступном для восприятия учащихся уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным. Умения, необходимые при организации учебной исследовательской деятельности: Умения организовать свою работу (организация рабочего места, планирование работы). Умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования, умение выстроить структуру исследования, методы исследования, поиск информации). Умение работать с информацией (виды информации, источники информации, научный текст, термин, понятие, смысловые части, умение выделять главное, краткое изложение, цитата, ссылка, план, определения, вывод, формулирование вывода, конспект, условные знаки, доказательство: аргументы, факты, выступление и заключение). Умение представить результат своей работы (формы представления результатов, формы научных собраний, требования к докладу, речи докладчика). УМК системы Занкова Л.В.- прекрасная база для реализации исследовательской деятельности. Приведу примеры из уроков литературного чтения. Уже первый урок во 2 классе «Характер литературного героя» по тексту Е.Шварца «Два брата» построен на принципах исследования:

• Герои книг…Какие они? Исследуй характер литературного героя. (Ответ учеников. Они разные: добрые, злые, душевные, хитрые, смелые, ловкие, бескорыстные..)

• Захотелось ли тебе к нему попасть? Да, нет. Почему?

• Выбери, какие слова характеризуют героя.

• На каком из рисунков дан портрет героя сказки? Отметь его.

• Верно ли утверждение? Выбери ответ.

• Оцени свою работу.

В тетради по литературному чтению страница15 так и называется «Страница исследователя». Её цель: к концу учебного года составить свою Золотую библиотеку. Благородная цель! Даны рекомендации:

• Создайте в классе группы из 5-6 человек. Придумайте название вашей группе.

• Впиши в таблицу автора и название любимой книги.

• Начни сбор информации. Проведи опрос ребят, узнай их любимые книги.

• Разверни карту-игру, вспомни, как зовут героя, впиши его имя.

• Какую книгу тебе хотелось бы прочитать?

• Оцени свою работу.

В 3 классе активно использую следующие приёмы исследования текста:

1.Кластер (гроздь, созвездие, пучок)

Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда - это наша тема, вокруг нее планеты - крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники, у спутников свои.

Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся» - располагаются в определенном порядке.



Пример графической организации элементов в кластере

Обобщение опыта «Развитие исследовательской и познавательной деятельности в рамках ФГОС НОО в начальной школе»Обобщение опыта «Развитие исследовательской и познавательной деятельности в рамках ФГОС НОО в начальной школе»



    1. Имя героя вашей истории (героем может быть человек, животное, овощ, неодушевленный предмет)

    2. Два слова, описывающих героя (внешность, возраст, черты характера, качества)

    3. Три слова, описывающих место действия (страна, местность, общественные места и др.)

    4. Четыре слова, описывающих проблему истории (деньги, заблудиться, встретить, любовь…)

    5. Пять слов, описывающих первое событие (что явилось причиной проблемы в истории?)

    6. Шесть слов, описывающих второе событие истории (что происходит с героем и его окружением по ходу сюжета?)

    7. Семь слов, описывающих третье событие (что предпринимается для решения проблемы?)

    8. Восемь слов, описывающих решение проблемы.

    2.Пирамидная история

Обобщение опыта «Развитие исследовательской и познавательной деятельности в рамках ФГОС НОО в начальной школе»

3.Фишбон - «рыбья кость»



Эта стратегия позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На «верхних косточках» отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. На «нижних» выписывают факты.Обобщение опыта «Развитие исследовательской и познавательной деятельности в рамках ФГОС НОО в начальной школе»

4.Ромашка вопросов Блума.

Таксономия (от др. греч. - расположение, строй, порядок) вопросов, созданная известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом.

Вопросы связаны с классификацией уровней познавательной деятельности:

  • знание,

  • понимание,

  • применение,
  • анализ,

  • синтез и

  • оценка.

Обобщение опыта «Развитие исследовательской и познавательной деятельности в рамках ФГОС НОО в начальной школе»

5.ПОПС

П - позиция (в чем заключается точка зрения)

Я считаю, что…

О - обоснование (доводы в поддержку позиции)

Потому, что…

П - пример (факты, иллюстрирующие довод) Например,…

С - следствие (вывод, призыв к принятию позиции)

Поэтому…


6. Синквейн - это белый стих, состоящий из пяти строк, в которых человек высказывает свое отношение к проблеме. Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять».

Приведу фрагмент групповой исследовательской работы по составлению синквейна на уроке окружающего мира, 2 класс.
Приступаем к творческой работе. Составим рассказ о вашей группе животных. Для этого

откройте конвертики. (В маленьких конвертах находятся заготовки для составления синквейна)
Кроме конвертов у каждой группы есть поле, на котором будет составлен синквейн:

1._______________
2._______________
3._______________
4._______________
5._______________

- Найти существительное и приклеить его рядом с цифрой 1.
- Найти два глагола и приклеить их рядом с цифрой 2.
- Найти три прилагательных и приклеить их рядом с цифрой 3.
- Из оставшихся четырёх слов составить предложение и приклеить его рядом с цифрой 4. Начинать со слова, напечатанного с заглавной буквы.
- Передать одним словом свое отношение к тому, о ком составляем наш рассказ. Запишите его под цифрой 5.

1. насекомые
2. удивительные, многоглазые
3. жужжат, стрекочут, порхают
4. Насекомых насчитывается больше миллиона.
5. интересно

1. птицы
2. голосистые, разноцветные
3. чирикают, крякают, щебечут
4. Птицы - покорители воздушного океана.
5. увлекательно

1. рыбы
2. длинные, круглые
3. плавают, мечут, молчат
4. Колечки чешуи - возраст рыбы.
5. заинтересовало

1. звери
2. изящные, крылатые
3. рычат, мяукают, пыхтят
4. Звери - разные внешне существа.
5. интересно

7.РАФТ - приём работы при создании авторского текста. РАФТ (в переводе raft - «плот»). Роль Аудитория Форма Тема

Идея состоит в том, что пишущий выбирает для себя некую роль, т.е. пишет текст не от своего лица.

Затем необходимо решить, для кого предназначен текст, который предстоит написать (для родителей, учеников и т.д.).

Вышеперечисленные параметры во многом продиктуют и формат создаваемого текста (письмо, сочинение и т.д.).

И, наконец, выбирается тема.





Результаты работы:



1.В классе 100% обученность.

2.Качество знаний класса (28 человек учащихся) от 71%

3.Соловьёва Ксения - победитель конкурса научно-исследовательских работ на районной и зональной НПК по теме «Дельфинотерапия»

4.Салко Евгений - призёр районной НПК «Тайна зеркала».

5.Скрынникова Эльвира - призёр районной олимпиады по кубановедению.

6.Учащиеся класса - активные участники, победители и призёры различных конкурсов.

Выводы:

Проводимая работа по формированию учебно-исследовательских умений дает положительные результаты:

1.Повышается мотивация к учебной деятельности. Значительно расширяется кругозор школьников, повышается качество знаний.

2.Исследовательская деятельность дает импульс к саморазвитию, творческому мышлению, способности к самоанализу, самоконтролю, самооценке.

3.Усвоение алгоритма научного исследования формирует научное мировоззрение учащихся.

4.Проводимая работа способствует профессиональному росту учителя, помогает лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал.



























Заключение. Сколько видов рыб существует? Для чего птице перья? Есть ли у насекомых мозги? Подобные вопросы нам часто приходится слышать от своих учеников. Да, учитель может ответить на них. А если нет? Придется заглянуть в энциклопедии, обратиться к Интернету. Лучше пойти другим путем. Привлечь к поиску ответов самих детей. Ведь возможность самостоятельно искать сведения о мире, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать - важнейшие черты детского поведения. Именно любознательность, жажда новых впечатлений лежат в основе учебных исследований. Использование исследовательского метода в практике преподавания и организации процесса познания младшего школьника имеет большое значение. Это позволяет обеспечить поисковую ориентацию учащихся, направленную на творческое развитие личности, накопление у учащихся достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются основой для последующего их осознания, обогащения, раскрытия причин и взаимосвязей в окружающем детей мире. В ходе реализации исследовательского метода на уроках младшие школьники овладевают рядом практических умений и навыков, выявляют характер и особенности объектов окружающей среды по их признакам и свойствам. В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются "нравственные привычки". Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость - такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться. Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем! Что может быть интереснее для педагога, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону, дать детям насладиться радостью своего открытия. Завершая своё педагогическое обобщение опыта по развитию исследовательской и познавательной работы в школе, хочется сказать словами Маршалла Маклюэна «… Мы вступаем в новую эру воспитания, целью которой является скорее открытие, нежели обучение».

Список основной используемой литературы:

  1. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе / Н.И. Дереклеева. - М.: Вербум - М, 2001.- 48с.

  2. Ильина И.Н. Исследовательская деятельность учащихся (из опыта) // Одаренный ребенок. - 2008. - № 2.

  3. Леонтович А.В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности? / А.В. Леонтович// Завуч. - 2001. - №1. - С 105-107.

  4. Леонтович А.В. Рекомендации по написанию исследовательской работы / А.В. Леонтович // Завуч. - 2001. - №1. - С.102-105.

  5. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001. - 272с.

  6. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: учебная литература. Федоров. - 2007.

  7. Савенков А.И. «Я - исследователь»: рабочая тетрадь для младших школьников // Самара: учебная литература. Федоров. - 2004.

  8. nsportal.ru



© 2010-2022