Урок по ОРКСЭ (модуль Светская этика) Добро и зло

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 6. Тема "Добро и зло".


Цель: формирование основ морали - осознанной необходимости определенного поведения, обусловленного в обществе представлениями о добре и зле. Задачи:

  1. формирование этических форм поведения в обществе и общения друг с другом;
  2. развитие умения анализировать собственные поступки и соотносить их
с общечеловеческими ценностями;
  1. повышение уровня сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий
в коллективе. Виды деятельности: беседа, выборочное чтение, работа с иллюстрацией, обсуждение и анализ ситуаций, групповая работа Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия. Оборудование и наглядность: ВЕСЫ.учебное пособие для учащихся, презентация по теме, ПК и проектор, рисунки, соответствующие понятиям отношения человека к себе, людям, природе, книги о добре и зле, чашечные весы, изображение солнца.


Ход урока.

  1. Оргмомент. Слайд 1.
Учитель: В жизни по-разному можно жить - Можно в беде, а можно в радости. Вовремя есть, вовремя пить, Вовремя делать гадости. А можно так: На рассвете встать - И, помышляя о чуде, Рукой обожженною солнце достать (Слайд 2) И подарить его людям. - Давайте подарим себе и друг другу наш сегодняшний урок.

Песня. Барбарики - Барбарики

Что такое доброта?
Что это такое доброта?
И увидеть нельзя, и нельзя потрогать.
Доброта - это когда,
Доброта - это тогда, когда
Все друг другу друзья,
И летать все могут!

  1. Определение темы урока.
- Какова была тема прошлого урока? (Добро и зло) Слайд 3 - Сегодня мы продолжим изучение данной темы. Мы будем учиться отличать добро от зла, анализировать поступки людей и задумаемся над тем, какой дорогой в жизни мы хотим идти. А так же на урок раскроет смысл одной из заповедей божьих: «Помни день субботний. Шесть дней занимайся своими делами, а один день посвящай Господу Богу. Кто может объяснить смысл этих слов? Слайд 4. (Смысл этой заповеди в следующем: Чтобы у человека жизнь была счастливой и с достатком, человек должен трудиться. Но один день в недели нужно посвящать молитве, добрым делам, помощи ближним, не ссориться, никого не обижать.)
  1. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания:
Учитель: - Какое домашнее задание было предложено вам? (1. Подобрать пословицы о добре и зле, объяснить слова однокоренные словам добро и зло.)

-А что такое добро для вас? (Ответы детей.)

- Верно, это всё хорошее, доброе, красивое. Весна, солнце, улыбка, мама, учитель.

Добро - всё положительное, хорошее, полезное, бескорыстное.

В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Чтение подготовленной ученицей стихотворения Ольги Слепенькой "Что такое добро?" (слайд 5)
Добро - это ты! Добро - это я! Добро - это целая наша Земля! Добро - это праздник в семье, Добро - это песня ручья по весне, Добро - это радости море и смеха, Добро - это также прекрасно, как лето! Когда мама и папа рядом - Добро! И люди идут, улыбаясь в метро, Ну в общем, добро - это что-то такое, Что объяснить не в силах порою!

- Какие вы нашли пословицы о добре? Слайд 6.

1. Добрые дела красят человека.
2. Сделаешь добро - добро найдешь.
3. Добрый человек - несет мир.
4. Жизнь дана на добрые дела.
5. На добрый привет - добрый ответ.
6. При солнышке тепло - при матушке добро.
7. Доброе дело дороже - богатства.
8. Доброе дело лечит, а злое калечит.
9. Делай людям добро - будешь сам в добре.

10. От добра добра не ищут.

- Как вы думаете, на земле много добрых людей?

- Легко ли быть добрым? Доброта - отзывчивость, стремление делать добро другим. Добросовестный - честно выполняющий свои обязанности, обязательства. Добросердечный - обладающий добрым сердцем, ласковый, участливый. Добропорядочный - достойный одобрения. Добронравный - отличающий хорошим поведением, хорошим нравом. Добродетель - положительное нравственное качество, высоконравственный человек. Добродушный - добрый и мягкий по характеру. Доброжелатель - тот, по доброму относится к кому-нибудь. Добряк - добрый человек. Будьте добры - просьба. Доброго здоровья - пожелание благополучия. В добрый путь! - пожелание успеха. Добрый день - приветствие. По доброй воле - без принуждения. - Назовите добрых сказочных героев. Слайд 10
- Назовите понятие противоположное добру. (Зло) Объясните слова: Слайд 11. Зло - нечто дурное, вредное, плохое. Злоба - чувство злости. Злобный - исполненный злобы. Зловещий - предвещающий зло. Зловредный - очень вредный. Злодей - человек, который совершает зло. Злонравный - с дурным нравом, характером. Злопамятный - долго помнящий зло. Злорадный - подлый. Злословие - злые, недоброжелательные слова. Злюка - тот, кто постоянно злится из-за плохого характера. Злость - враждебное чувство, настроение. Злоумышленник - преступник.. или человек замышляющий зло. - Назовите злых сказочных героев. Слайд 12.
3. Продолжение работы на понятиями «добро» и «зло». Чтение и обсуждение статьи учебника. - В ходе исторического развития общества и культуры, менялись и представления о добре и зле. 1)Работа по учебнику с.14-15. Слайд 13. - Почему знания о добре и зле важно для людей? - О чём мы узнали из статьи учебника? (Как менялись представления о добре и зле в разные эпохи истории.) 2) Беседа по картине Ф.Савицкого «Пригон рабочих на уральский завод».
4. Релаксация.

- Как вы думаете, чего на земле больше: добра или зла?

- Может быть, нам помогут это узнать старинные весы?

- На одну чашу весов мы положим «зло».Напишите на бумажках «злые» слова, качества (Кладут карточки со словами: зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь).

- А что нужно сделать, чтобы победить зло? (чаша весов с «добром» должна перевесить).Напишите на листочке что бы вы могли сделать доброго, чтобы победить зло в мире?

- Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и по капельке положим их на чашу весов с добром. (Подходят по одному и кладут на чашу свою «капельку»).

- Видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки - в реку, реки - в море добра. - Давайте, все злое, о котором мы знаем, сейчас отрежем, скомкаем, передавая друг другу, выбросим и постараемся никогда не совершать злые поступки. (Дети сжимают символический комок, сделанный из бумаги, и передают друг другу)
5. - Какую же мы с вами выберем дорогу в жизни? (Дорогу добра)

Дети исполняют песню «Дорога добра» Музыка В. Шаинского, слова М. Танича.



5. Подготовка к выполнению домашнего задания: - О чем вы расскажете членам своей семьи и друзьям, которые не изучают новый предмет? - Какой ответ вы дадите на главный вопрос нашего урока, что я могу сделать, чтобы наш мир стал добрее? Слайд 15.
6. Домашнее задание: 1. Почему знание о Д и З необходимо людям? 2. Подготовится к с.р
7. Рефлексия:

Дети читают стихи:
1. То жара на планете , то вьюга
Только вместе нас не испугать.
Мы поближе узнаем друг друга
И друг друга начнем уважать.

2. Сердце бьется то громче, то тише,
Но любому всегда и везде
Так приятно "спасибо" услышать
И "пожалуйста" молвить в ответ.

3. Всякой встрече грозит расставанье,
Но увидимся с вами опять.
Так приятно сказать "до свиданья!",
Чтобы " здравствуйте" завтра сказать.

4. Как бы ни было в жизни нам туго,
Нужно вежливость не растерять,
Мы окажем вниманье друг другу
И друг друга сумеем понять.

Задание по группам. Составить список правил добрых дел.

Примеры:- Здоровайся при встрече.
- Не груби, даже если сердит.
- Проявляй доброжелательность.
- Будь вежлив и воспитан.
- Призывай окружающих к хорошим взаимоотношениям.
- Совершай добрые дела просто так, из хороших побуждений.
- Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо потрудились! 8. Итог урока: - Какой самый главный вывод вы сегодня сделали для себя? - Какую же дорогу в жизни мы выберем? - Всем спасибо за урок. Слайд 16.






















5

© 2010-2022