Статья Проектная деятельность младших школьников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Из опыта работы учителя начальных классов

МБОУ Гимназия № 91 им. М.В. Ломоносова

Яблоковой Екатерины Ивановны.


Проектная деятельность младших школьников

в рамках реализации ФГОС НОО.
В Гимназии № 91 я работаю уже 14 лет. Стать учителем мечтала со школьной скамьи: привлекала работа с детьми. Свое педагогическое образование я получила в КГПУ им. В.П. Астафьева. Учиться мне всегда нравилось, и я хотела, чтобы мои будущие ученики тоже с большим желанием посещали школу. Думаю, мне это удалось, а введение новых стандартов образования только помогает учителю делать для детей школу - «местом радости и постоянных открытий». Одним из интересных направлений работы по достижению данной цели я считаю организацию проектной деятельности учащихся. Проектные приёмы отвечают всем современным тенденциям в образовании. Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения. Метод учебного проекта - один из путей формирования: - готовности к целеполаганию; - готовности к оценке; - готовности к действию; - готовности к рефлексии; - готовность к самовоспитанию и самообразованию. Цель: развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Задачи: - изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме; - исследовать актуальность проблемы - выявить наиболее продуктивную технологию для достижения поставленной цели; - изучить теоретические основы новой технологии; -выявить наиболее приемлемую форму введения метода проектов; - ознакомить учащихся с проектной деятельностью, через разработку коллективных учебных проектов во внеклассной работе; - исследовать результативность применения метода проектов, через внеклассную деятельность; - использовать метод проектов в классно-урочной деятельности. Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Включение младших школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку. Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников. Включать школьников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Вначале - доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты. Для себя я выбрала следующие принципы организации проектной деятельности: 1)Учёт интересов детей. Ситуация, когда учеников заставляют делать "проект", который им не интересен, не имеет ничего общего с проектированием. В проекте ребёнок решает личностно-значимую для себя задачу. Если личностной включённости нет, нет и проекта. 2) Учение через деятельность. Проектная деятельность предполагает включение ученика в поисковую, исследовательскую деятельность; систематическое отслеживание учителем и учеником результатов работы, презентации. 3) Познание и знание являются следствием преодоления трудностей. 4) Сотрудничество участников педагогического процесса. Здесь я могу говорить не только о сотрудничестве между мной и учениками, но между родителями и учениками, библиотекарем, педагогами дополнительного образования и самими учениками. 5) Свободное творчество в выборе темы проекта, решения проблемы, оформления и защиты проекта. На основе этих принципов сложилась моя методическая система работы над проектами, пришло понимание целей образования, места проектной деятельности в образовательном процессе. И отсюда выбор основных образовательных технологий: 1) Технология проектирования предполагает самостоятельную деятельность ученика, в начальной школе под чутким руководством учителя и вовлечения ученика в решение значимой для него проблемы, которая требует разрешения, так одна технология предполагает использование другой. 2) Технологии проблемного обучения. В ходе решения проблемной ситуации ребёнок получает самостоятельно добытые знания, источником которых является его личный опыт, который важен не только для него, но и для его одноклассников. 3) Технология развивающего обучения вытекает из технологии проблемного обучения. Развивающее обучение немыслимо без постоянного учебного общения, при котором учащийся, поняв, чего он не знает, не умеет делать, сам начинает активно действовать, восполняя недостаток знаний и включая в этот процесс учителя. 4) Информационно-коммуникативные технологии, которые не только используются мной для поиска нужной информации, но и для создания презентаций. В моих классах проектная деятельность организуется по следующей схеме: по выбранной теме собираются все сведения, которые интересны детям. После сбора информации идёт работа над проектами. При этом не обязательно, чтобы все собранные сведения пригодились при работе над проектами. Другими словами, сбор сведений происходит не только для выполнения проектов, но и для реализации интересов детей. Показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает: - коммуникативный (умение спрашивать, умение управлять голосом, умение выражать свою точку зрения, умение договариваться); - интеллектуальный (развитие аналитико-синтетических действий; умения вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи; возможность выделять общий способ действий; перенос общего способа действий на другие учебные задачи); -оценочно-самооценочный. Содержание проекта: В проектной деятельности младших школьников выделяются следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности: 1 этап. Погружение в проект. На данном этапе выбираются и формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися, выдвигаются гипотезы, требующие доказательства или опровержения. При этом необходимо учитывать интересы школьников, показать практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта. 2 этап. Организационный. На данном этапе выбираются и организуются группы участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы, указываются способы источников информации по каждому направлению. Данный этап может заканчиваться презентацией, представлением участников проекта. Каждая группа выступает перед классом с рассказом о составе группы, распределении ролей, о тех задачах, которые им предстоит решить и о возможных путях решения данных задач. 3 этап. Осуществление деятельности. Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач. Примером деятельности учащихся на этом этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д. 4 этап. Обработка и оформление результатов проекта. На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Ребята представляют свои творческие проекты, демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы. Результаты представляются в виде творческой работы. 5 этап. Рефлексия. Оформленные результаты представляются остальным участникам проекта в виде доклада, дискуссии, ролевой игры, через научную конференцию и т.д. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают докладчику вопросы. Проверяются выдвинутые гипотезы, обсуждаются возможные пути применения полученных результатов проектной деятельности на практике. Рефлексия, самооценка проделанной работы. Конечно, в первом классе все проекты носят творческий характер и дают каждому ребёнку возможность самовыражения, что само по себе очень ценно для повышения самооценки младшего школьника. По мере же взросления детей постепенно возрастает и уровень сложности их работ: ученики от творчества переходят к настоящему исследованию и делают свои первые научные открытия!





Литература:

  • Журнал «Начальная школа» №9-2011 г.
  • ict.edu.ru
  • it-n.ru
  • pedsovet.ORG.ru
  • 1september.ru
  • nsportal.ru/nachalnaya-shkola/

© 2010-2022