Урок литературного чтения для 3 класса КВН по сказкам А. С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки!»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения. З класс.

КВН по сказкам А.С.Пушкина «Что за прелесть эти сказки!»

Цель. Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации их знаний по прочитанным сказкам А.С.Пушкина; прививать интерес и любовь к творчеству великого русского писателя; работать над развитием речи, памяти, мышления, творческих способностей учащихся; воспитывать чувство товарищества; создать атмосферу соревновательности.

Оборудование: книги со сказками А.С.Пушкина; иллюстрации к сказкам; портрет А.С.Пушкина; плакаты с надписями: «Что за прелесть эти сказки!», «Сказка ложь, да в ней намёк Добрым молодцам урок»; таблички с названиями команд «Лукоморье», «Синеморье»; кроссворд «Александр Пушкин»; «золотые» рыбки из бумаги (30 шт.)

Вступительное слово учителя.

Дорогие ребята, ваша жизнь только начинается, вы совсем недавно научились читать книги, но уже успели познакомиться с творчеством великого русского писателя А.С.Пушкина и полюбили его стихи и сказки. Многое из прочитанного вы запомнили наизусть, ведь пушкинское слово такое лёгкое и складное, что его нетрудно запомнить, а тем более понять. А.С.Пушкин очень любил и хорощо знал народные сказки, которые слышал в детстве от своей любимой няни Арины Радионовны. Именно ему принадлежат слова «Что за прелесть эти сказки!» Мы не перестаём восхищаться его сказками, в которых есть и волшебство, и удаль, и печаль, и всегда добро побеждает зло.

Сегодняшний урок - КВН покажет, насколько хорошо вы знаете сказки А.С.Пушкина, как близко вы знакомы с их героями, кто из вас лучший знаток сказок А.С.Пушкина, а судить нашу игру по справедливости будет жюри. (Представление жюри )

Ход игры

Конкурс 1. Представление команд.

(Класс делится на две команды. Каждой команде вручается табличка с названием команды. Задача игроков определить из какого произведения А.С.Пушкина взяты эти названия и подтвердить это чтением строк из названного произведения)

I команда «Лукоморье»

- У лукоморья дуб зелёный…

II команда «Синеморье»

- Жили-были старик со старухой у самого синего моря…

Конкурс 2. Разминка «Кто лучше знает сказки А.С.Пушкина»

(Учитель задаёт вопросы, игроки отвечают. За каждый правильный ответ им вручается «золотая рыбка»)

1.Что приговаривал Балда с укоризной, когда поп подставил лоб?

(Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной)

2.Какими словами начинается «Сказка о царе Салтане…»? (Три девицы под окном пряли поздно вечерком…) 3.Какими словами заканчиваются сказки: «Сказка о царе Салтане…» и «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях…»? (Я там был, мёд, пиво пил - и усы лишь обмочил) 4. Кто точнее назовёт ответ зеркальца злой мачехе в конце сказки? (Ты прекрасна спору нет. Но царевна всё ж милее, Всё ж румяней и белее.) 5.Что обещал царь Дадон мудрецу? (Волю первую твою я исполню, как свою) 6.В кого превращала Царевна -Лебедь князя Гвидона, когда он навещал отца? (В комара, муху, шмеля) 7.Продолжите строчки и скажите из какой они сказки? В синем небе звёзды блещут В синем море волны хлещут (Туча по небу идёт, Бочка по морю плывёт) 8.В какой сказке и кто говорит такие слова? Горе мне! Попались в сети Оба наши сокола! Горе! Смерть моя пришла!( «Сказка о золотом петушке» царь Дадон)

Жюри подсчитывает очки: 1 рыбка - 1 очко за этот конкурс и 5-бальная система за «Представление команд».

Конкурс 3. «Диалоги сказочных героев» (домашнее задание)

Каждой команде даются по 3 карточки с именами героев сказок, диалоги которых они должны проинсценировать. (На подготовку отводится 3 мин., во время подготовки звучит музыка)

Поп и Балда; Старик и рыбка; Царица и зеркальце; Царь Дадон и Мудрец; Царевна-Лебедь и князь Гвидон; Царевич Елисей и месяц.

Выступления оцениваются по 5-бальной системе за игру актёров и костюмы. Команда соперница получает по 1 баллу заправильное название сказки и героев, которые были представлены.

Конкурс 4. Конкурс капитанов. «Угадайте, чей это портрет?»

  1. «Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. А сама-то величава, Выступает, будто пава» (Царевна-Лебедь)

  2. Все красавцы молодые, Великаны удалые, Все равны, как на подбор;( 33 богатыря)

  3. Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла; Но зато горда, ломлива, Своенравна и ревнива. (Царица)

  4. Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого. (Царевна)

  5. В дорогой собольей душегрейке, Парчёвая на маковке кичка, Жемчуги огрузили шею, На руках золотые перстни, На ногах красные сапожки. (Старуха)

Конкурс 5. «Подбери стихи к рисунку»

Каждая команда получает несколько рисунков к произведениям А.С.Пушкина. Игроки должны подобрать как можно больше отрывков из текстов сказок к данным иллюстрациям. ( можно пользоваться книгами и зачитывать нужные строчки)

В этом конкурсе за каждый правильный ответ вручается «рыбка». Команды отвечают поочерёдно, жюри следит, чтобы не было одинаковых ответов.

Конкурс 6. Кроссворд «Александр Пушкин»

Кто первым поднимет руку, тот и отвечает. Каждый правильный ответ приносит очко команде.

Вопросы кроссворда:

  1. Как звали няню поэта? (Арина)

  2. Имя жениха молодой царевны в «Сказке о мёртвой царевне…»? (Елисей)

  3. Чудо - предмет, говорящий всю правду? (Зеркальце)

  4. Фрукт, которым отравилась молодая царевна? (Яблоко)

  5. Имя царя в одной из сказок Пушкина А.С.? (Салтан)

  6. Исполнительница песни «Во саду ли, в огороде»? (Белка)

  7. Жилище старика со старухой? (Землянка)

  8. Как звали находчивого, трудолюбивого работника? (Балда)

  9. Сказочный персонаж, исполняющий желания? (Рыбка)

  10. Сторож, извещавший об опасности? (Петушок)

  11. Название острова, мимо которого проплывали корабельщики? (Буян)

  12. Насекомое, в которое превратился князь Гвидон в 3-й раз? (Шмель)

  13. Любимая вещь старухи? (Корыто)

  14. Сколько раз закидывал старик невод в море? (Три)

  15. Имя царя в «Сказке о золотом петушке»? (Дадон)

(Жюри подсчитывают итоги конкурса и всей игры)

Заключительное слово учителя. Рефлексия.

Вспомните какими словами А.С.Пушкин заканчивает «Сказку о золотом петушке»? (Ответы детей) Учитель открывает плакат с надписью:

Сказка ложь, да в ней намёк

Добрым молодцам урок.

- Как вы понимаете эти слова?

- Чему учат нас сказки А.С.Пушкина?

- За что мы любим героев его сказок? За что мы их осуждаем?

- На кого из героев вы хотели бы быть похожи?

Учитель читает стихи И.Акулининой

К нам приходят пушкинские сказки,

Яркие и добрые, как сны.

Сыплются слова, слова алмазы

На вечерний бархат тишины.

Шелестят волшебные страницы

Всё скорей нам хочется узнать

Вздрагивают детские ресницы,

Верят в чудо детские глаза,

Даже если мы уже не дети,

В двадцать, в тридцать лет и в сорок пять,

Убегаем мы порою в детство,

Убегаем к Пушкину опять.

Убегаем в буйство свежих красок,

В торжество добра над тёмным злом,

Убегаем в пушкинские сказки,

Чтоб добрей и лучше стать потом.

Председатель жюри объявляет результаты игры и награждает победителей и участников КВН.


© 2010-2022