Интегрированный урок русского языка и литературного чтения. Неопределенная форма глагола. С. Клычков. Весна в лесу. 4 класс

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Большегнеушевская средняя общеобразовательная школа»

Рыльского района Курской области

Неопределенная форма глагола.

С.А.Клычков. «Весна в лесу».

Интегрированный урок русского языка

и литературного чтения.

4 класс

Учитель Мацакова Надежда Витиславна.



2015год

Тема: Неопределенная форма глагола.

С.А.Клычков «Весна в лесу».

Планируемые результаты.

Предметные.

Р.я. Знать особенности глаголов неопределенной формы, уметь распознавать глаголы в неопределенной форме, ставить вопросы к ним.

Л.ч. Сопоставлять произведения художественной литературы и произведений живописи. Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте.

Метапредметные.

познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез;

коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с данным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения.

Личностные.

Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Оборудование: презентация «Звенели весенние воды…», карточки для работы в парах, карточки для проведения рефлексии, тетрадь на печатной основе, тетрадь для чистописания, учебники, цветные карандаши, раскраски «Весна», свирель.

Этап урока. Цель.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Мотивация к учебной деятельности.

Цель: способствовать формированию положительной учебной мотивации.

1.Аудео «Весенний ручей».

2.Беседа.

-Вы услышали весенний ручеек. Скажите, куда стремятся ручейки весной? А реки?

-Я могу сравнить вас с весенними ручейками. Вы такие же веселые, шумные, быстрые! И мне хотелось бы, чтобы и вы, как эти ручейки, всегда стремились к чему-то большему, к новым знаниям, не останавливались на месте, все время развивались и росли.

Слушают звуки весны.

-Они стремятся в реки. А реки текут в моря.

2.Актуализация знаний, фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

Цели:

- нахождение глаголов;

-определение их числа;

-мотивация к пробному учебному действию;

-фиксация учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия.

1.Запишите в тетради число.

2.В тетрадях для чистописания напишите буквосочетания -вес-, -руч-, подумайте, в каких словах есть эти буквосочетания.

3.Прочитайте строки на доске.

Звенели весенние воды,

И прыгал с пригорка родник,

И зайцы вели хороводы,

Забывши про мой дробовик.

4.Спишите это четверостишие в тетрадь.

5. Подчеркните глаголы. Что такое глагол?

6.Определите число этих глаголов.

Теперь прочитайте еще одно двустишие.

«- Не передать всего во взгляде,

Не рассказать всего в словах!»

Выпишите глаголы из этого двустишия. Определите число глаголов. Время. Род.

1.Записывают в тетрадях число, классная работа.

2.Чистописание. (весна, весенний, веснушки, ручей)

3. Читают стих-е про себя. Читает один ученик вслух.

4. Списывают четверостишие в тетрадь.

5. Подчеркивают глаголы двумя чертами.

6. Глагол-это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает? Что будет делать? Что делали? и другие.

Читают еще отрывок из стихотворения Клычкова. Выписывают два глагола (передать, рассказать). Пытаются определить число.

Делают вывод, что определить нельзя.

3.Постановка проблемы. Формулировка темы урока.

Цель: зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

Скажите, какова же тема нашего урока русского языка?

А со стихами какого автора мы начали работу?

Вывешиваю портрет С. Клычкова.

Глагол. Неопределенная форма глагола.

Называют автора.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: построить проект выхода из затруднения: обдумать цель, тему урока, способ и средства выхода из затруднения.

Поставим перед собой цели. Что мы должны узнать и чему научиться?

Какими видами работ мы для этого будем заниматься на уроке.

  1. Должны сформулировать, что такое неопределенная форма глагола.

  2. Запомнить вопросы, на которые отвечают глаголы в неопределенной форме.

  3. Научиться находить глаголы неопределенной формы среди других глаголов.

  4. Научиться выделять суффиксы -ть, -ти.

  5. Писать мягкий знак в глаголах неопределенной формы.

  6. Познакомиться с биографией С. Клычкова и его произведениями.

5.Реализация построенного проекта.

Цель:

- организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;

- зафиксировать построенный способ действия в речи и знаках;

-организовать решение исходной задачи, данной для пробного действия и зафиксировать преодоление затруднения;

-уточнить общий характер нового знания.

Давайте еще раз сформулируем, что такое неопределенная форма глагола.

Сверим ваши выводы с выводами учебника.

Теперь вернемся к стихотворениям автора, с которым мы уже немного познакомились.

Несколько слов о писателе: Клычков Сергей Антонович (Лешенков) родился в 1889 году в семье башмачника и крестьянки, в деревне Дубровки Тверской губернии. С детства любил подолгу гулять и наблюдать за природой. Родная деревня стала местом действия прозаических произведений Клычкова. В 1911 году стихи молодого поэта были включены в сборник стихотворений наряду со знаменитыми поэтами.

Какое время года уже упоминали строки стихотворения Клычкова? Какие признаки весны показаны?

И …«- Не передать всего во взгляде,

Не рассказать всего в словах!»

Потому что весной происходит столько изменений в природе, что охватить взглядом невозможно.

Как вы думаете, о чем новое стихотворение?

-Правильно. Оно так и называется «Весна в лесу».

А вы знаете, что проживаем мы три весны?

Природа пользовалась своими способами изобразить весну.

Она изображает весну с помощью света, воды и зелени.

Остроухов И.С. Ранняя весна.

Обостренная ясность и чистота остроуховской весны проявляются в пронзительной белизне тонких и ломких стволов деревьев на первом плане, в частой россыпи прозрачных листочков, в нежном золотом пухе на березках и в хрустальной чистоте воды.

Глядя на эту картину, подберите подходящие 3 глагола. Запишите их. Образуйте неопределенную форму. Выделите суффиксы.

Левитан И.И. Весна. Большая вода.

На картине изображён момент половодья, когда вода покрыла прибрежные области, затопив всё вокруг. Вода тиха и неподвижна, в ней отражаются обнажённые ветви деревьев и высокое небо с лёгкими облаками.

Пейзаж написан чистыми, светлыми красками, придающими ему прозрачность и хрупкость, свойственные русской весенней природе. Картина наполнена весенней тихой радостью и спокойствием, она полна оптимизма от весеннего воскрешения природы.

Запишите глаголы. Образуйте неопределенную форму. Выделите суффиксы.

Остроухов И.С. Первая зелень.

Перед нами предстает лес, мы видим березки, клены, ели и липы, рядом протекает небольшая река. Художник изобразил весеннее утро, примерно начало апреля. Природа застыла в ожидание первого солнечного теплого денька. Растаял снег, а яркая зеленая и молодая трава, начинает пробиваться местами сквозь черную землю.

Запишите глаголы. Образуйте неопределенную форму. Выделите суффиксы.

Теперь выполним упражнение 150 на странице 73. Прочитайте это стихотворение.

Можно ли сказать, что в стихотворении показаны все этапы весны?

Найдите строки, которые показывают весну света.

А весна воды? Весна зелени?

Выпишите только глаголы неопределенной формы. Устно поставьте вопрос. Выделите суффиксы -ть, -ти.

Автор стихотворения пользовался словом. Послушайте это стихотворение.

Какие вопросы возникли после прослушивания?

Поработайте в парах с карточками.

Утренник - утренний мороз весной или осенью.

Рудый - красный.

Никнуть-ослабевать, становиться вялым, бессильным.

Клохтать - кудахтать, издавать короткие, повторяющиеся звуки.

Свирелка - свирель - народный музыкальный инструмент в виде дудки.

Проговаривают определение.

Чтение определения в учебнике.

Выполняют задание, комментируя свои действия.

Мы читали строки о весне.

Звенят весенние воды, зайцы веселятся, родник прыгает.

О весне.

Просмотр слайдов презентации «Весна света. Весна воды. Весна зелени».

Сообщение ученика.

Картина «Ранняя весна» И. С. Остроухова.

Она показывает период света. Ясно, чисто. Тонкие деревья с белыми стволами. Листочки прозрачные. На берёзках нежный золотой пух. И хрустальная чистота воды.

Левитан И.И. Весна. Большая вода.

Это время воды. Половодье. Тихая и неподвижная вода затопила всё вокруг. В ней отражаются деревья и небо с облаками. От картины веет радостью, спокойствием, надеждой на пробуждение природы.

Остроухов И.С. Первая зелень.

Утро. Лес, берёзки, клёны, липы, ели. Река. Снег растаял. Молодая, свежая зелень начинает пробиваться сквозь черную землю. Деревья тоже в зелёной дымке. Это весна зелени.

-…А солнцу выйти из-за туч и веселее греть!

-Дождю дорожки подмести…

-Приказ - черемухе цвести , крапиве быть не злой!

Слушают чтение учителя.

Слова не все понятны.

Читают пояснения слов. Выбирают правильный ответ.

-Что означает слово утренник? И тд.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:

- организовать усвоение детьми нового способа действия при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи - Сейчас вы самостоятельно прочитаете стихотворение и подумаете, как автор относится к весеннему лесу и какие строчки говорят об этом. - Какие персонажи встречаются, о ком пишет автор? - Почему так много действующих лиц? Чтобы подробнее рассказать о весне в лесу, кто что делает с приходом весны.

- Прочитайте 1 пятистишье. Какие слова зовут нас в лес? Тепло, мягкий мох

- Прочитайте 2 пятистишье. Какие звуки леса мы здесь услышали? Капель, звук дятла

- Прочитайте 3 пятистишье про себя и подумайте, в каком темпе надо её прочитать?

А почему? Докажите! (не быстро) (тягучий - медленный, побродить - идти не быстро)

Почему - багровый хребет? Посмотрите на солнышко. (отсвет зари)

Медведь щурится в лому - как понимаете?

Почему же медведь щурится?

Прочитаем вслух, соблюдая выбранный темп.

- Посмотрите, внимательно на 2 и 3 пятистишье, какие цвета встречаются? Красногрудый, рудый, багровый. Это оттенки красного.



- Почему поэт выбрал оттенки красного? Когда солнышко поднимается, оно красное.

- Такой приём называется цветопись.

Какой вы себе представляете весну? Сейчас мы воспользуемся тоже возможностью творить. Но работать будем красками (или цветными карандашами).

Чтение стихотворения по частям, анализ.

Запись глаголов.

Образование неопределенной формы глаголов.







Ответы детей.

Раскрашивание изображения весны.

7.Включение нового знания в систему знаний. Откройте рабочие тетради на странице 43. Найдите упражнение 95. Вставим пропущенные буквы. Подчеркнём глаголы в неопределённой форме. Выделим суффиксы -ть, -ти.

Работают с упражнением в рабочей тетради на печатной основе.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

-проверить на основе сопоставления с эталоном свое умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях;

-организовать рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы.

Теперь все слова разобраны. Прочитайте стихотворение еще раз про себя, держите в уме задание по русскому языку. Найдите глаголы неопределенной формы, выпишите их в тетрадь, выделите в них суффиксы.

Теперь проверьте свою работу (на доске записаны три слова, выделены суффиксы). Читайте только то пятистишие, где есть глаголы неопределенной формы.

Обратите внимание на последний отрывок.

…Как гуляет перед бором
Чудный странничек в кустах:
В золотых кудрях с пробором,
В нарукавнике с узором,
Со свирелкой на устах.

Кто этот чудный страничек?

О нем вам расскажет ….

Читают стихотворение жужжащим способом.

Чтение по одному отрывку несколькими учениками.

Побродить, согнать, поглядеть.

Сверяют свою запись с записью на доске.

Рассказ одного из учеников о Леле.

Это Лель. Именно таким он изображается в художественных и литературных произведениях.
Лель - юный бог любви , повелитель певчих птиц. Священной птицей его считался аист. Другое название этой птицы в некоторых славянских языках - лелека. В связи с Лелем почитались и журавли, и жаворонки - символы весны. О Леле до сих пор напоминает слово «лелеять» , то есть нежить, любить. Он сын богини красоты и любви Лады.
Паренек красиво играл на дудочке. Под звуки этой свирели танцевали даже дикие звери, деревья и цветы водили хороводы, а птицы подпевали божественной игре Леля.


9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

-провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;

- зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности;

- оценить собственную деятельность на уроке;

- обсудить и записать домашнее задание.

Сегодня мы активно и плодотворно поработали. После любой деятельности должен быть самоанализ. Заполните таблички, которые я вам раздаю.

После заполнения поставьте себе отметку за работу на уроке.

Кто поставил пять плюсов? Вы просто молодцы! У кого возникли в таблице знаки вопроса? Постарайтесь объяснить, почему они возникли.

Дома вы выполните такие задания. Стихотворение «Весна в лесу» - выразительное чтение готовим.

Кто желает, можно подготовить еще стихи о весне.

Можно сделать иллюстрации к прочитанному стихотворению.

Выучите определение неопределенной формы глагола. Это страница72 учебника, выполните письменно упражнение 94 в рабочей тетради. Все задания.

Утверждения

Поставь знак «+» или «?»

1) Тема урока мне понятна.

2) Я достиг цели урока.

3) Я умею

4) Я могу

5)Я уйду с урока с хорошим настроением

5) Мне необходимо поработать над…

перечисли темы для доработки

Дети заполняют таблицу.



© 2010-2022