- Преподавателю
- Начальные классы
- Статья Применение метода проектов во внеурочной деятельности начальной школе
Статья Применение метода проектов во внеурочной деятельности начальной школе
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Усынина Е.В. |
Дата | 08.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Применение метода проектов во внеурочной деятельности начальной школе. Усынина Елена Витальевна учитель начальных классов Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Сургутский естественно-научный лицей
Аннотация. В статье представлен опыт работы с обучающимися начальной школы по методу учебных проектов. «Хотя чужое знание может нас кое-чему научить, мудр бываешь лишь собственной мудростью.» М.Монтень Наверное, каждый педагог задавал себе вопрос: как научить детей тому, что поможет им во взрослой жизни. Чтобы человеку стать успешным, ему просто необходимо развиваться, ставить перед собой цели и уметь достигать их. Но для этого нужно спланировать пути достижения этой цели; подобрать необходимые средства; освоить нужные методы и идти к намеченной цели, корректируя свои действия. Данный путь многие освоили «методом проб и ошибок», набив при этом немало шишек. Поэтому задача школы заключается в том, чтобы научить детей действовать другими, наиболее эффективными способами. Но как это сделать? Ведь учитель действует в строго ограниченных рамках классно-урочной формы обучения. Я для себя нашла выход. Он нелёгок, но эффективен. Это применение метода проектов как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Что же мы подразумеваем под данным методом? Метод проектов - это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы. Это путь познания, способ организации процесса познания. Данный метод считаю универсальным средством развития человека. Он способствует реализации принципа связи обучения с жизнью, решает многие педагогические задачи. О методе проектов написано много книг и статей. Для меня настольной книгой является методическое пособие «Проектная деятельность в учебном процессе» составители: Брыкова О.В., Громова Т.В., Салова И.Г., Санкт - Петербург, 2005 г. Начиная работу в данном направлении, главное - заинтересовать обучающихся и их родителей предстоящей работой. Для родителей моих учеников я подготовила и провела родительское собрание. А своих первоклашек, заинтересовать было несложно. На уроке изобразительного искусства при изучении темы «Семь цветов радуги» я спросила ребят о том, кто же раскрасил радугу? Этот вопрос впоследствии и стал основополагающим. Гипотезы были разнообразными: Бог на небе, художник, природа постаралась и т.п. Дети начали спорить между собой, и чтобы прекратить этот спор, я предложила ребятам отстоять свою точку зрения, представив какие-либо доказательства. Ребята согласились, а я в свою очередь поинтересовалась тем, где же они собираются эти доказательства искать? Дети начали предлагать свои варианты: книги, журналы, Интернет, компьютерные диски с энциклопедиями, телевидение. Так мы познакомились с разнообразными источниками информации. Далее я предложила ребятам пройти в школьную библиотеку и найти там нужную нам информацию. Ребята начали брать все книги подряд и листать их от начала до конца, но найти ничего не смогли. На лицах детей легко можно было прочесть разочарование, ведь спор так и остался неразрешённым. Придя в класс, мы начали анализировать ситуацию: почему у нас ничего не получилось? И поняли, что для того, чтобы найти ответ на какой - либо вопрос, необходимо научиться ориентироваться в большом объёме информации (в данном случае уметь выбрать нужную книгу по названию и иллюстрациям). Выбрав эти книги, я предложила детям найти ответ на наш главный вопрос. Ребята начали читать, начиная с первой страницы всё подряд и поняли, что при их низкой технике чтения потребуется слишком много времени, чтобы найти нужную информацию. На этом этапе я «убила сразу двух зайцев». Ребята поняли, что нужно повышать свою технику чтения, а для этого необходимо много читать. А так же нужно научиться ориентироваться в книге, т.е. уметь пользоваться оглавлением, находить нужную страницу. В этом нам помог план, который дан в тетради: Шаг 1: Открой книгу и найди раздел «Содержание», (Оглавление). Шаг 2: В этом разделе прочитай название всех тем и постарайся найти ту, которая созвучна теме проекта. Шаг 3: Если такая тема найдена, то справа ты увидишь номер странички. Открой книгу на этой странице. Выполнив все необходимые действия, ребята обрадовались. Но, как оказалось, рано. Найдя нужную страницу, они столкнулись с тем, что объём материала по данной теме очень велик. А им нужно найти короткий ответ на вопрос. Оказывается, нужно уметь выбирать главную (значимую) информацию и делать всё это лучше не одному, а сообща. Так мы разбились на группы и продолжили работу. Но тут поднялся шум, начались споры между ребятами в группах. Это подтолкнуло нас к тому, что нужно разработать правила работы в группе. И ребята их вывели сами. Вот эти правила: ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ: 1. Работай в группе дружно, помни - вы одна команда. 2. Принимай активное участие в работе, не стой в стороне. 3. Не бойся высказывать своё мнение. 4. Работай тихо, не старайся всех перекричать. Уважай мнение других участников группы. 5. Думай сам, а не рассчитывай на других.
- Отвечай у доски громко, чётко, кратко.
- В случае неправильного ответа группы не вини никого, отвечай за себя. Помни, что каждый человек имеет право на ошибку.
- Если вы не можете выбрать того, кто будет представлять вашу группу у доски, то примените считалочку или жребий.
- толкование понятия;
- исторические сведения об объекте (гипотезы древних людей);
- научные факты об объекте;
- стихи, загадки, приметы, пословицы, иллюстрации и т.д.;
- дополнительные интересные сведения.
- Название проекта.
- Проблемный вопрос (конечная цель).
- Актуальность темы (почему выбрал эту тему).
- Как ты добивался поставленной цели? (проводил опыты, эксперименты, собирал информацию, проводил опрос, анкетирование и т. д.)
очень понравилось
было иногда интересно
не понравилось Оценивание проходило следующим образом. У каждого ученика имелись три оценочные карточки, при помощи которых он показывал, какую оценку выставил. После поднятия карточки нужно было аргументировать свою оценку. В этом ребятам помогал план:
- Понравился ли тебе доклад? Чем?
- Насколько понятным, убедительным и последовательным был ответ?
- Достигнута ли цель проекта?
- Как оформлена работа: аккуратно, интересно, красочно…?
Ученики настолько были увлечены работой над информационным проектом «Радуга - дуга», что после презентации данного проекта, им хотелось продолжения. И я предложила выполнить исследовательский проект «Живая и неживая природа». При работе над этим проектом ученики узнали о том, как выполнять опыты и наблюдения, как оформлять «Дневник наблюдений». Эта работа захватила их ещё больше. Так в нашем классе появился элективный курс «Школа Почемучек». Позднее мы создали герб и гимн, которым мы начинали наши занятия. Часто к нам в гости захаживала Баба - Яга, которая старалась помешать в достижении наших целей. В общем, работа шла полным ходом! После проведённого анкетирования я узнала, что больше всего ребятам нравится работать в группе и выступать перед зрителями. Анализируя проведённую работу, хочу отметить, что занятия проектной деятельностью помогли достичь следующих результатов:
- возрос познавательный интерес обучающихся;
- повысилась мотивация к учебной деятельности;
- появился интерес к освоению компьютера;
- совместная деятельность ребят ускорила процесс сплочения коллектива;
- повысилась активность на уроках, исчезла боязнь неправильного ответа, излишняя застенчивость;
- ребята стали более самостоятельными и коммуникабельными.
- у младших школьников низкая техника чтения, что затрудняет работу с большими объёмами информации;
- ребята с трудом могут выбрать главную, значимую информацию;
- не всегда получается аккуратно оформить продукт своей деятельности (приходится прибегать к помощи учителя и родителей).
Литература:
- Методическое пособие «Проектная деятельность в учебном процессе» составители: Брыкова О.В., Громова Т.В., Салова И.Г., Санкт - Петербург, 2005 г.
- Информационные ресурсы Интернет: http//doob-054.narod.ru/project.html
6