Что можно узнать о человеке по его речи? 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока во 2 классе. УМК «Школа России».

Тема: « Что такое части речи?»

Тип: изучение нового материала.

Цель: дать понятие о трех самостоятельных частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе.

Планируемые результаты:

Учащиеся научатся называть в окружающем мире и на рисунке слова - названия предметов, слова - названия признаков, слова - названия действий;

Использовать специальную терминологию при их определении .Развивать у детей устную речь и орфографическую зоркость.

Оборудование: книги Т. Рик: « Здравствуйте ,Имя Существительное», «Доброе утро,Имя Прилагательное»(М; Самовар, 1996), «Здравствуй, дядюшка Глагол» (М. ВАКО, 2012) ,иллюстрации к книгам и слайды к иллюстрациям.

Ход урока:

Организационный момент:

Все ль на месте , все в порядке?

Ручки, книжки и тетрадки,

Прозвенел уже звонок

Начинаем мы урок!

  1. Словарная работа:

-Что помогает людям общаться друг с другом? Верно, речь.

- Почему люди одной страны не понимают людей из другой страны? Потому что у них разный язык.

-Как вы понимаете смысл пословиц? Язык до Киева доведет . Язык царствами ворочает.(Ответы детей).

-Назовите словарное слово в этих пословицах. Язык. Напишите слово, подчеркните в нём непроверяемую безударную гласную.

-Сколько значений у этого слова ? Назовите их.

2.Орфографическая минутка:

(Письмо по памяти) Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лёд.

3.Самоопределение к деятельности:

(На доске записаны слова)

Лес темный зеленеет

Снежинка легкая падает

Солнышко яркое светит

-По какому признаку слова распределены в три столбика? Совершенно верно, в первом столбике слова отвечают на вопрос ЧТО? , во втором столбике-на вопрос КАКОЙ? , а в третьем столбике - на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ?

- Что обозначают слова первого, второго, третьего столбика?

- Какую роль они играют в русском языке? Кто определит тему сегодняшнего урока?

4. Работа по теме урока:

-Откройте учебник на стр 39. Какие сказочные герои изображены на картинке? ( Богатырь, Змей Горыныч.) Назовите вопросы, на которые отвечают эти слова? (Кто?) Прочитайте слова- названия признаков, относящиеся к богатырю. (Смелый). Прочитайте слова - названия признаков, относящихся к Змею Горынычу. (Грозный). Назовите действия, которые они выполняют. (Нападать, защищаться.)

-Прочитайте название раздела. Объясните , из каких частей состоит наша речь. Из слов ,верно. Прочитайте задачи раздела.

Упр.68 (С40). Выполняется в соответствии с заданиями. Прочитйте правило тётушки Совы.

-Какие названия имеют части речи? А теперь мы отправляемся в путешествие по стране Части Речи. Нас будут сопровождать герои книг Татьяны Рик- Юлька Апельсинкина,Женька,Катюша и их учительница Светлана Даниловна. Рассмотрите схему на с. 41. Какие жители есть в этой стране? Как они называются одним словом? (Слова- названия). (Читаю отрывок об Имени Существительном и показываю рисунок волшебника).

- Какой волшебный предмет был у Имени Существительного? (Волшебная палочка) Во что он превращался с помощью её? Он превращался в любые предметы. Рассмотрите схему. Что обозначают имена существительные?

На какие вопросы они отвечают? (Читаю отрывок из второй книги)

-Каких слов много в речи Имени Прилагательного? (Много слов , отвечающих на вопросы какой? Какая? Какие? Какой волшебный предмет есть у этой части речи?( Волшебная кисть).

-Что происходило с предметами , которых касается кистью Имя Прилагательное? (У них появлялись какие-то признаки.) Пройдем по второй стрелке на схеме в учебнике. Что обозначают имена прилагательные? НА какие вопросы они отвечают? А теперь сходим в гости к Глаголу.

- Что происходит с дядюшкой Глаголом? ( У него много рук и он все время что-то делает.) Пойдем к третьей стрелке на схеме учебника. Что обозначают глаголы? На какие вопросы они отвечают? С какими жителями страны Части речи вы познакомились?

ФИКУЛЬТМИНУТКА:

Руки на пояс поставьте сначала,

Влево и вправо качайте плечами.

Вы дотянулись мизинцем до пятки?

Если сумели - все в полном прядке.

Закрепление изученного материала:

Коллективное выполнение Упр69 с. 41 учебника.

Рефлексия: Запись под диктовку.

Льет сильный дождь.

- Напишите над словами ,какую часть речи они обозначают.(Один ученик читает предложение орфографически, называет части речи. Класс проверяет.) Подведение итогов урока:

- В какой стране мы сегодня побывали?

-Чем вам понравился урок?

- Что не получилось при проверке знаний?

- Кому нужна помощь учителя или товарищей?

Дом. Задание: Выполнить упр. 71. (с.42)

Конспект урока по русскому языку во 2 классе, УМК «Школа России».

Автор: Абдрашитова Любовь Николаевна учитель начальных классов.

ТЕМА: «Что можно узнать о человеке по его речи?»

Задачи: с помощью наглядных примеров показать учащимся, что речь является источником информации о человеке; развивать умение детей употреблять в речи «вежливые слова».

Планируемые результаты: учащиеся научатся делать выводы о значении речи в жизни человека;

Обнаруживать и формулировать учебную проблему;

Анализировать и делать выводы;

Оценивать поступки с точки зрения общепринятых правил «доброго» , «безопасного», «красивого», «правильного» поведения.

Развивать связную речь детей, речевой слух, фонематическое восприятие, навыков слогового анализа слов .

Воспитание доброжелательности, навыков сотрудничества, самостоятельности.

Ресурсы урока: Учебник «Русского языка», рабочая тетрадь на печатной основе В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого УМК «Школа России».

ХОД УРОКА:

1.Организационный момент:

Все ль в прядке?

Все ль на месте?

Книжки, ручки и тетрадки,

Прозвенел уже звонок

Начинаем наш урок.

2.Актуализация знаний: орфографическая минутка:

- Отгадайте загадки. Запишите отгадки.

Сидят на палочке

В красных рубашках,

Брюшко светло,

Камешками набито. (Шиповник)

Мы живем под землей в темной норке.

Шубка серая, крошечный рост,

Глазки, черные бусинки, зорки,

И веревочкой тоненький хвост. (Мыши).

Травка та растет на склонах

И на холмиках зеленых.

Запах крепок и душист,

А её душистый лист

Нам идет на чай.

Что за травка, отвечай! (Душица)

Кувшинчики и блюдца

Не тонут и не бьются. ( Кувшинка).

- Чем похожи слова? В них есть буквосочетание ШИ

- Какое буквосочетание пишется по такому же правилу? ЖИ пиши с буквой И.

- Запишите два любых слова с этими буквосочетаниями. Подчеркните сочетания ЖИ и ШИ.

3. Самоопределение к деятельности:

(На доске запись)

Снежынки весной превращаются в лужы.

- Прочитайте очень странное предложение на доске.

-Какой это вид речи? ( Письменная речь)

- Что можете сказать о предложении? Верно, в нем допущены ошибки в написании сочетаний ЖИ, ШИ.

- А какие слова записаны не правильно? ( снежинки превращаются в лужи.)

- Что можете сказать о человеке, который написал это предложение? Он не грамотный и не знает правил русского языка.

-Оказывается , по речи , устной и письменной, можно много узнать о человеке.

4. Работа по новой теме:

а) работа по учебнику.

Упр.4(с.8) Прочитайте задание и скажите, что вы будете делать. Прочитаем стихи В,В, Маяковского.

- Что можно узнать по речи собеседника? По речи можно узнать профессию человека.

б ) Словарная работа.

- Что обозначает знак, который стоит у слова «здравствуйте»? (запомнить правописание слова )

- Что обозначает слово « здравствуйте»? Это слово - приветствие. Когда говорят «здравствуйте», желают здоровья . По- другому можно сказать « будьте здоровы».

- Почему в слове выделена буква В ? ( она пишется , но не произносится.)

- Как можно запомнить эту букву? Пишется как в слове «здоровье», военные говорят «Здравия желаю».

- Запишите слово, подчеркните орфограмму.

5.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

Раз- нагнуться,разогнуться.

Два - нагнуться , потянуться.

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

НА четыре - руки шире ,

Пять, шесть- тихо сесть,

Семь, восемь- лень отбросим.

6. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА:

Упр 5 (с. 8 -9)

- Прочитайте шепотом задание и скажите, что нужно сделать в этом упражнении? Прочитать выразительно отрывки из сказок. (самостоятельное чтение. Выразительное чтение вслух.)

- Прочитайте вопросы и ответьте на них.

- Прочитайте, на что нужно обратить внимание.

- Какие слова употребляете вы , чтобы ваша речь была вежливой?

Спишите слова с доски ,чаще употребляйте их в письменной речи.

( запись на доске) До свидания, пожалуйста, добрый день, будьте добры, спокойной ночи.

- Спишите отрывок из сказки А. С. Пушкина . Пользуйтесь памяткой на с .132 учебника.

7. РЕФЛЕКСИЯ:

- Сейчас мы проверим , хорошо ли вы знаете «вежливые слова». Я начинаю стихи, а вы заканчиваете.

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого …(спасибо)

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит …(добрый день)

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы… ( спасибо)

Мальчик, вежливый и развитый,

Говорит при встрече… (здравствуйте).

Когда нас бранят за шалости,

Говорим … (прости, пожалуйста).

И во Франции, и в Дании

НА прощанье говорят … (до свидания).

8.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА:

- Что можно узнать по речи человека? Его профессию, воспитанный или нет, грамотный или нет.

- С какими людьми вам приятнее общаться ?

-Какие слова нужно употреблять , чтобы с вами было приятно общаться?

9. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Вспомнить слова приветствия и записать их.



© 2010-2022