• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Статья Игровые технологии как один из видов деятельностного метода обучения в современной начальной общеобразовательной школе

Статья Игровые технологии как один из видов деятельностного метода обучения в современной начальной общеобразовательной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

9

Статья Игровые технологии как один из видов деятельностного метода обучения в современной начальной общеобразовательной школе.Статья Игровые технологии как один из видов деятельностного метода обучения в современной начальной общеобразовательной школе.Статья Игровые технологии как один из видов деятельностного метода обучения в современной начальной общеобразовательной школе.Игровые технологии как один из видов деятельностного

метода обучения в современной начальной общеобразовательной школе.



Актуальность данной темы заключается в определении эффективности внедрения современных игровых технологий в процесс обучения с целью повышения уровня и качества современного образовательного процесса. Кому же, как ни нам в начальной школе говорить об игровых технологиях. Ведь ведущей деятельностью предыдущего этапа развития детей до поступления в школу является - игра. Поэтому, переходя от игровой деятельности к учебной её приоритеты нисколько не снижаются, и даже наоборот актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного мира информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы в связи с реализацией новых стандартов становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время. А.С.Макаренко считал, что «… ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь - это игра». Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по обучению учебных предметов. Занимательность условного мира игры, делает её положительно эмоционально окрашенной, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. Игра - это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Цель игры - побудить интерес к познанию, науке, книге, учению. И если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики - проблему мотивации учебной деятельности. На детскую игру можно смотреть по-разному. Но есть законы, не подчиняющиеся ничьим желаниям. Согласно одному из них, если какая-то стадия развития не пройдена полностью, то следующая будет протекать искаженно. Детство - время игры, и если блокировать игровые способности ребёнка, не давая ему наиграться, то на следующих этапах развития он будет доигрывать не доигранное, вместо того, чтобы идти вперёд. Интересное дело, интересный урок способны захватить ребенка, и он с увлечением работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь. Игра учит. Следовательно, это средство обучения. Учебная игра как технология обучения давно интересует ученых и практиков. Как педагогическая технология игра интересна тем, что создает эмоциональный подъем, а мотивы игровой деятельности ориентированы на процесс постижения смысла этой деятельности При раскрытии сущности игровой технологии следует выделить следующие компоненты: • мотивационный; • ориентационно-целевой; • содержательно-операционный; • ценностно-волевой; • оценочный. Эти компоненты включают ряд структурных элементов, которые представлены в таблице.

Компоненты игровой технологии

во взаимосвязи со структурными элементами игры.



Компонент игровой технологии Структурные элементы игры Мотивационный Установочный момент, игровая ситуация Ориентационно-целевой Задачи игры Содержательно-операционный Правила игры, игровое действие Ценностно-волевой Игровое состояние Оценочный Результат игры



Установка на игру обычно создается в увлекательной форме, иногда с использованием слайдов, рисунков, кинофрагментов. Например: «Давайте представим себе, что наша группа отправляется в путешествие… Игровая ситуация может разыгрываться в вымышленном пространстве со слов «Представьте, что…», (сказочный лес, незнакомый район города, акватория океана и т.д.), очерченном географической картой, историческим временем, поставленной проблемой. В игровой ситуации участвует определенное количество учеников (группа, класс), которые выполняют определенные действия. Следующим структурным элементом игры являются игровые задачи, которые соединяются с учебными задачами, выступающими в замаскированном, неявном виде. Благодаря учебным задачам осуществляется непреднамеренное обучение школьников (Реши кроссворд, найди ошибку…), Правила игры должны соответствовать «профессиональной деятельности» участника игры и быть направлены на выполнение действий в определенной последовательности. Во-первых, правило действия в воображаемой ситуации, во-вторых, правила межличностных отношений. Игровые правила реализуются в игровых действиях. Психологи выделяют внешние действия (слушать, чертить схему, решать задачу) и умственные (сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать). Чем разнообразнее действия, тем интереснее игра. Но, если не сформированы определенные умения, лучше не проводить игру. Во время игры у ребенка возникает определенное игровое состояние - важный элемент игры. Игровое состояние, включающее наличие переживания, активизацию воображения участников, эмоциональное отношение к действительности, поддерживается проблемностью ситуации, элементами соревновательности и занимательности, используемыми аксессуарами, присутствием юмора и элементов дискуссии, свободной творческой атмосферой, ситуацией выбора. Таким образом, можно говорить о том, что игровые технологии представляют собой ступени от игры-забавы к игре-увлечению познанием. И высшей ступенью является - от игры к творчеству, к научной логике, к опережению школьных программ. Результат как обязательный структурный элемент игры проявляется в том, что игра - это

  • - эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся ;
  • - тренировка памяти, помогающая учащимся выработать речевые умения и навыки;
  • - стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
  • - способствует преодолению пассивности учеников;
  • - способствует усилению работоспособности учащихся.


Поэтому на вопросы как повысить эффективность урока, и какими способами вызвать интерес у детей есть простой ответ: «На помощь учителю приходит замечательное средство - игра".

Игру или игровой момент можно провести и на различных этапах урока. Игры могут стать удобной формой актуализации знаний ( в начале урока или перед началом изучения новой темы); «разминки», необходимой по ходу урока, контроля в конце учебного занятия. В игровой форме может пройти и целый урок. Это может быть урок объяснения нового, урок закрепления пройденного, комбинированный урок, интегрированный урок и т.д. (можно назвать свои уроки по-разному: уроки- путешествия, КВНы, научные лаборатории; для старшей школы: конференции, аукционы, диспуты, зкзамены и т. д.).

На этапе актуализации знаний и включении обучающихся в тему урока провожу так называемые «логические разминки». (вопросы задаю быстро, отвечать можно не поднимая руку, сразу вслух)

МАТЕМАТИКА.

- какое сегодня число?

- какой день недели?

- какой наступит через два дня?

- сколько пальцев на правой руке? А на двух руках?

- сколько хвостов у двух китов? А у шести?

- какая буква третья с начала алфавита? А пятая с конца?

- друг Карлсона?

- что в голове у Винни-Пуха?

- сколько концов у двух палок? А у двух с половиной? И т. д.

(Вопросы в логической разминке могут быть включены из разных областей знаний. Если дети не дают правильный ответ на какой либо вопрос сегодня, его даёт учитель, а затем использует этот же вопрос в другой разминке через несколько дней для проверки усвоения полученного знания)

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР.

Разминка 1. (смысловой ряд) «Назови четвёртое слово»

- лиса - нора, медведь - (берлога)

- больница - лечение, школа - (обучение)

- сахар - сладкий, лимон - (кислый)

- рыба - вода, птица - (небо)

- утка - утёнок, курица - (цыплёнок)

- птица - перья, звери - (шерсть)

- осень - зима, дождь - (снег)

- кастрюля - половник, тарелка -(ложка)

- куртка - замок, шуба - (пуговица)

- тепло - вода, морозно - (лёд) и т. д.

Разминка 2. «Дополните с/с подходящими по смыслу словами»

- извивается, как …(змея)

- спит, как …(сурок)

- долбит, как …(дятел)

- трещит, как …(сорока)

- здоровый, как …(бык)

- сражается, как …(тигр)

- налетел, как …(коршун)



Логическая разминка может быть дальше завязана с темой урока. Например: «На какие вопросы отвечали данные слова в ответе? Какой частью речи являлись?» (на вопрос «Кто?», имена существительные) Тема урока: «Имена существительные, отвечающие на вопрос «кто?». Одушевлённые имена существительные».



Вместо обычного вступления учителя можно предложить иное начало урока - разгадать (расшифровать) тему урока. Предложить учащимся загадку, ребус, рисунки, карточки с заданием. - Расставьте карточки, начиная с самой большой. (сантиметр)

- Постройте пирамидку. (алфавит)



На этапе усвоения нового знания и применения его на практике покажу на темах «Компоненты сложения» и «Переместительное свойство сложения». Работает как физминутка.

1 слагаемое 2 слагаемое

Девочки

(похлопали)

Мальчики

(потопали)

Сумма

(попрыгали)



«Переместительное свойство сложения» Задание выполняется около парт. 1 вариант - 1 слагаемое, 2 вариант - 2 слагаемое. По команде обучающиеся выполняют заданные движения: похлопали, потопали, попрыгали. Теперь учитель просит их поменяться местами и выполнить те же задания. Задаёт вопрос: «А теперь вас за партой стало больше или меньше?» - Нет, столько же. - А почему? - Мы применили переместительное свойство сложения. (От перестановки слагаемых сумма не изменяется).

На этапе самостоятельной работы и как часть итога урока.

Интересным игровым упражнением для ребят являются магические квадраты, игровое упражнение «Реши правильно и прочти». На доске находятся плакаты с цифрами и буквами. Ученик решает столбик примеров, а рядом с ответом записывает букву, ему соответствующую. Работу можно провести со всем классом, группой учащихся, индивидуально.

Использую игры соревновательного характера: «Кто первый добежит до финиша?», «Кошки - мышки» и т. д.

Для активизации деятельности учащихся на уроках помогают логические игры, которые путем несложных умозаключений дают возможность получить нужный результат. В таких играх принимает участие весь класс или большая часть детей, а остальные контролируют ход игры.

Например. «В корзине лежало 5 яблок. Пять ребят получили по одному яблоку, и при этом одно осталось в корзине. Могло ли так быть?»

«У Кати 2 брата. У каждого брата 1 сестра. Сколько детей в Катиной семье?»

Применение игровых технологий на уроках математики дает возможность сделать то или иное обобщение, осознать правило, которое только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного.

ЧТЕНИЕ. Все мы прекрасно понимаем, как важно научить детей быстро и правильно читать. Эта проблема была и остается одной из главных в обучении. Речевое развитие является важнейшим аспектом общего психического развития в детском возрасте. Речевая деятельность осуществляется посредством языка, который усваивается ребенком в ходе общения с окружающими людьми. Усваивая родной язык, ребенок овладевает его фонетическим( звуковым), лексическим(словарным), грамматическим строем. Поэтому применение игровых технологий на уроках чтения (обучения грамоте) позволяет решать эту проблему более успешно. Для этого в своей работе я использую следующие приемы: игра "В слова", игра "Со словами", "Дополни слово" или игра "Кто больше сочинит?". Использую и собираю банк заданий по чтению. (Чтение жужжащее. Чтение хором. Чтение в темпе скороговорки. Чтение «цепочкой» (по одному слову, предложению, абзацу). Динамическое чтение. На доске или карточке записан столбик из 5-7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах. Бинарное чтение. Один текст читают два ученика одновременно. «Ловушка». Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами. Ученики ищут эту замену. «Голова и хвост». Учитель или ученик начинает читать предложение, дети быстро его находят и дочитывают все вместе. «Кто быстрее?» На доске написано предложение, на столе рассыпаны тексты. По сигналу ученики ищут в текстах данное предложение. «Эхо». Учитель читает 1-2 строчки стихотворения, ученики повторяют его с той же интонацией. «Восстановление текста». (для работы в группах, парах) Небольшой текст пишется крупными буквами на листочке, разрезается на мелкие кусочки. Бригада из 2-3 человек восстанавливает текст. Задание можно усложнить, если в конверт положить кусочки из других текстов или смешать несколько статей. и т. д. Работа с текстами. «Текст с картинками», «Зашумлённый текст», «Собери текст», «Шторка». При изучении букв можно использовать «Уроки тётушки Совы» на этапе закрепления или как итог урока. Повторяя и закрепляя тему «Предлоги», можно провести игру «Кто больше?». По карточкам с иллюстрациями повторяется до 10 предлогов. Предложений можно составить ещё больше. Используя такие пособия, можно быстро вспомнить предлоги, повторить правила написания предлогов с другими словами; работать над развитием речи, составляя предложения, мини-тексты; пополнять словарный запас учащихся.



ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. Игра остается одним из обязательных структурных элементов и урока "Окружающий мир". Это означает, что на каждом уроке учитель может проводит с детьми какую-нибудь игру или игровое упражнение. Отгадывание кроссвордов, ребусов, загадок. Эффективно чаще проводить сюжетно-ролевые игры. Это очень важно не только для поддержания эмоционального тонуса ребенка во время урока, но делает урок более интересным. Ролевая игра развивает очень важный и необходимый для обучения психический процесс - воображение. Например, "Представь себе, что ты на несколько минут превратился в животное (растение)", "Кто ты такой? Расскажи о себе", "Поиграем в семью", «Составь и оживи пищевую цепочку.» и т.д.

Игры на уроках РУССКОГО ЯЗЫКА. «Собери фразеологизм»; «Угадай-ка»; «Собери пословицу»; «Переводчик»; «Кто быстрее?»; «Найди пару»; «Объясни значение»; «Прямое и переносное»; «Замени фразеологизмом»; «Подбери синонимы»; «Географические названия»; «Имена собственные»; «Кто больше»; «Закончи фразеологизм»; «Угадай профессию»; «Догадайся», «Третий лишний»; «Вставь букву»: «Какой глагол задуман?»; «Лови ошибку» и т. д. Лингвистические «Угадайки». «Дружная семейка» Цель игры: закрепление понятия о частях речи. Учитель предлагает детям слово или словосочетание, записанное в горизонтальном положении. Учащиеся должны придумать различные слова - части речи, которые начинаются на конкретные буквы. Кто первый выполнит задание, поднимает руку или работа проверяется учителем, а на следующий урок сообщаются результаты.

Д - до (предлог) О - отлично (наречие) Б - бы (частица) Р - резвиться (глагол) О - ох (междометие) Е - если (союз)

У - утконос (существительное) Т - три (числительное) Р - радостный (прилагательное) О - оно (местоимение)



«Фантазёры» Цель игры: закрепление навыков составления распространённых предложений. Учащимся предлагаются 3 слова, которые нужно включить в составленное предложение. Побеждает тот, кто удачно соединит слова. Например:

1. Друг, кино, мороженое 2. Теплоход, юг, семья 3. Каток, школа, каникулы 4. Цирк, клоун, Трезор 5. Моряк, крокодил, заповедник

Отгадывание ребусов при изучении словарных слов.

Я представила лишь малую долю игровых упражнений. Естественно, характер игры и игровые ситуации определяются темой, возрастными особенностями участников, их интересами. В активной природе младшего школьника игра расширяя интерес и знания становится понятной ребенку в том случае, если усвоение их происходит активно. Включение в урок игровых технологий делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества ребенка. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливает интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего мира. Но, подводя итог выше изложенному можно отметить (слайд 24) «плюсы» и «минусы» использования игровых технологий: «плюсы»: - игровые технологии способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления; - несет здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении; - идет передача опыта старших поколений младшим; - способствует использованию знаний в новой ситуации; - является естественной формой труда ребенка, приготовлением к будущей жизни; - способствует объединению коллектива и формированию ответственности.

«Минусы» при использовании игровых технологий следующие: - сложность в организации и проблемы с дисциплиной; - подготовка требует больших затрат времени, нежели ее проведение; - увлекаясь игровой оболочкой можно потерять образовательное содержание; - невозможность использовать на любом материале; - сложность в оценки учащихся.

Свое выступление хочется закончить словами Конфуция «Учитель и ученики растут вместе». Так пусть игровые технологии позволяют расти как ученикам, так и учителю.

© 2010-2022