Публикация материалы Всероссийского педагогического форума г. Тюмень

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС, СРЕДСТВАМИ УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»

Ольга Леонидовна Горохова,
учитель начальных классов МАОУ «Старокавдыкская СОШ»,
с. Старый Кавдык Тюменской области

В связи с тем, что основными задачами начального общего образования является: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим, а решение этих задач возможно, если исходить из гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии: все дети способны успешно учиться в начальной школе, если создать для них необходимые условия. И одно из этих условий - личностно-ориентированный подход к ребенку с опорой на его жизненный опыт. Учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа» исходит из того, что Опыт ребенка - это не только его возраст, но также и тот образ мира, который определяется его укорененностью в природно-предметной среде. Опыт ребенка, который важно учитывать, - это не только опыт городской жизни с развитой инфраструктурой, разнообразными источниками информации, но и опыт сельской жизни - с естественно-природным ритмом жизни, сохранением целостной картины мира, удаленностью от крупных культурных объектов. Младший школьник, живущий в селе, должен чувствовать, что тот мир, который его окружает, учитывается авторами УМК, что каждое пособие этого комплекта адресовано лично ему. Именно поэтому считаю актуальным реализацию требований ФГОС средствами УМК «Перспективная начальная школа». Концепция, которая лежит в основе создания комплекта учебников для 1-4-го классов, является обобщением опыта функционирования тех комплектов, которые сегодня популярны и результативны в начальной школе. Благодаря учету сильных сторон всех направлений, разработка УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивает безболезненный, безущербный переход, детей с одного УМК на другой (часто бывает невозможно продолжить обучение по тому УМК, по которому начато обучение учащегося, например переезд родителей и т. д) Основная идея УМК «Перспективная начальная школа» - оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка при обучении выводит на первый план проблему соотношения обучения и развития. Система заданий разного уровня трудности, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в клубной работе позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т. е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития и личных интересов. То, что ученик не может выполнить индивидуально, он может сделать с помощью соседа по парте или в малой группе. А то, что представляет сложность для конкретной малой группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности. Высокая степень дифференциации вопросов и заданий и их количество позволяют младшему школьнику работать в условиях своего актуального развития и создают возможности его индивидуального продвижения. Основные принципы концепции «Перспективная начальная школа» являются главной направляющей методического сопровождения деятельности педагогов по формированию универсальных учебных действий обучающихся и требуют постоянного профессионального роста педагога в условиях введения в действие ФГОС. Принцип непрерывности общего развития каждого ребенка предполагает ориентацию содержания начального образования на эмоциональное, духовно-нравственное и интеллектуальное развитие и саморазвитие каждого ребенка. Следовательно, необходимо создать такие условия обучения, которые предоставят «шанс» каждому ребенку проявить самостоятельность и инициативу в различных видах учебной или клубной деятельности. Принцип целостности картины мира предполагает отбор такого содержания образования, которое поможет школьнику удерживать и воссоздать целостность картины мира, обеспечит осознание ребенком разнообразных связей между его объектами и явлениями. Одним из основных путей реализации этого принципа является учет межпредметных связей и разработка интегрированных курсов по русскому языку и литературному чтению, окружающему миру и технологии. Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников ориентирован на постоянную педагогическую поддержку всех учащихся (в том числе и тех, которые по тем или другим причинам не могут усвоить все представленное содержание образования). Следовательно, необходимо сохранение разноуровневого представления знаний в течение всех лет начального обучения. Выполнение этого требования стало возможным в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Стандарт предоставляет каждому ребенку возможность освоить все содержание образования на уровне обязательного минимума. Вместе с тем определены «Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу», которые фиксируют удовлетворительный уровень обученности. Принципы прочности и наглядности. Эти принципы, на которых столетиями базируется традиционная школа, реализуют ведущую идею учебно-методического комплекта: через конкретное наблюдение к постижению закономерности. Принцип прочности предполагает жестко продуманную систему повторения, т. е. неоднократное возвращение к уже пройденному материалу. Однако реализация этого положения на основах постоянного развития школьника приводит к принципиально новой особой структуре учебников УМК. Реализация принципов прочности и развивающего обучения требует продуманного механизма, отвечающего ведущей идеи: каждое очередное возвращение к частному продуктивно только в том случае, если пройден этап обобщения, который дал школьникам в руки инструмент для очередного возвращения к частному. Например, алгоритмы вычитания, сложения, умножения, деления столбиком сначала «открываются» школьниками на основании соответствующих действий с числами в строчку. Затем они формулируются как закономерности и, наконец, используются как механизмы соответствующих математических операций. В «Окружающем мире»: из множества животных (растений) по тем или другим основаниям выделяются отдельные группы, затем каждое вновь изучаемое животное (растение) соотносится с известными группами. В «Литературном чтении»: выделяется тот или другой литературный жанр, а затем при чтении каждого нового текста определяется его принадлежность к одному из жанров литературы и т. д. Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья детей. Реализация этого принципа связана с формированием привычек к чистоте, порядку, аккуратности, соблюдению режима дня, к созданию условий для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях (утренняя гимнастика, динамические паузы во время занятий в школе, экскурсии на природу и др.). Практическая реализация принципов развивающего обучения и принципов прочности и наглядности становится возможной через методическую систему, которая представляет собой единство типических свойств, присущих как методике обучения грамоте, русскому языку, литературному чтению, математике, так и всем остальным предметам. Эти типические свойства, в свою очередь, определяют и особую структуру учебника, единую для всего комплекта. Все учебники системы «Перспективная начальная школа» подчиняются требованиям инструментальности и интерактивности (насколько это требование можно реализовать на бумажном носителе) в силу того, что они ориентированы на максимально возможное обеспечение самостоятельной работы на уроке. Это касается не только организационных форм: комплект содержит разнообразный справочный материал, который выполняет роль дополнительного инструментария, необходимого для решения конкретных языковых задач. Инструментальность - предметно-методические механизмы УМК, помогающие ученику при изучении нового материала самостоятельно открывать и формулировать закономерности или правила, способствующие практическому применению получаемых знаний при решении коммуникативных, учебных, жизненных задач, провоцирующие познавательный мотив, желание к деловому общению, самоконтроль. Инструментальность УМК обеспечивается максимальным размещением в корпусе самого учебника методического аппарата, рассчитанного на общение с учеником, которое помогает при выполнении индивидуальных заданий или способствует организации групповой работы. Например, для формирования у школьников общеучебного умения - «поиск-(проверка) необходимой информации в словарях», недостаточно включения словарей разного назначения в учебнике. Целесообразно создать условия необходимости их применения при решении конкретных учебных задач в условиях индивидуальной или групповой работы; а также постоянно организовывать специальные работы по поиску информации внутри учебника, комплекта в целом и за его пределами. Учет разноуровневого развития школьников или например, необходимости формирования мотивов к изучению предмета предусматривает дифференциацию учебных заданий (хотя бы по мере трудности), что также требует включения в рассмотрение и нахождение необходимых сведений в учебнике. Это и специальные указания, побуждающие детей к высказыванию как минимум двух различных точек зрения на одно и то же наблюдаемое явление, и наличие заданий, требующих применения простейших инструментов (лупы, рамочки, линейки, цветных карандашей и.т.д.), и выделение цветной рамочки заданий повышенной трудности, и предложение «заглянуть в словарик» и.т.д. Интерактивность обеспечивается тем, что учебники завязывают, а научные сотрудники «Академкниги» поддерживают содержательную переписку с учащимися (один раз в конце 1 класса, по 4 раза - в каникулы - начиная со 2 класса). Интерактивность обеспечивает организацию учебной деятельности ребенка за рамками урока, т.е. это метод прямого диалогового общения с «умным взрослым» (носителем информации) посредством переписки или обращения к компьютеру (Интернет-адреса в учебниках комплекта). Это для желающих, а вообще программа предлагает систему интерактивного общения со школьниками посредством клубной работы. Для любителей русского языка - клуб «Ключ и заря». Через систему заданий в учебнике организуется обмен письмами между героями учебника и школьниками. Психологические характеристики, которыми отличаются герои учебников, настолько убедительны, что вызывают доверие учащихся и стремление к общению с ними. Вступают в клуб и ведут активную переписку, как правило, те ученики, которые испытывают дефицит общения, нуждаются в эмоциональной дополнительной поддержке. Решение проблем развития речи опирается на представления о языке и о речи: язык как система позволяет одно и то же сообщение выразить массой способов, а речь ситуативная - это реализация языка в конкретной ситуации. В связи с этим, программой предусматриваются две линии работы: первая поможет школьникам усвоить важнейшие коммуникативные формулы устной речи, регулирующие общение детей и взрослых, детей между собой; вторая линия позволит освоить основные «жанры» письменной речи, доступные возрасту: от поздравительной открытки и телеграммы - до аннотации и короткой рецензии на литературное произведение.

Преимущество этой программы состоит в том, что отбор содержания обучения младшего школьника включает систему заданий разного уровня трудности, сочетание различных методов, средств, форм обучения и контроля, которые обеспечивают условия, при которых обучение идет впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития. То, что ученик не может выполнить индивидуально, он может сделать с помощью соседа по парте или в малой группе. А то, что представляет сложность для конкретной малой группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности. Высокая степень дифференциации вопросов и заданий и их количество позволяет младшему школьнику работать в условиях своего актуального развития и создают возможности его индивидуального продвижения.

Литература:

1. Гладнева С.Г., Зайцев А.Ю., Зайцева Л.А., Помозова А.А., Соломатин А.М.,
Актуальные вопросы реализации стпандарта реализации стандарта второго поколения «Перспективная начальная школа» Академкнига\учебник, 2014г. 2. Агаркова Н.Г., Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Малаховская О.В., Байкова Т.А., Лаврова Н.М., Чекин А.Л., Чуракова Р.Г., Паутова А.Г., Бененсон Е.П., Программы по учебным предметам. Базисный план., Академкнига\учебник, 2013г.

3. Чуракова Р.Г., Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Кудрова Л.Г., Челышева Т.В., Кузнецова В.В., Рагозина Т.М., Мылова И.Б., Чуракова Н.А., Лаврова Н.М., Ямшинина С.Н., Захарова О.А., Паутова А.Г., Самкова В.А., Внеурочная деятельность, Академкнига\учебник, 2013г.

4.Русский язык. Программа формирования УУД. Библиотека онлайн - Академкнига\учебник.

5. Литературное чтение. Программа формирования УУД. Библиотека онлайн - Академкнига\учебник.

6.Концепция системы«Перспективная начальная школа» Библиотека онлайн - Академкнига\учебник.


© 2010-2022