Баба-Яга в русских народных сказках

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент Образования города Москвы

Северо-Западное окружное управление образования

ГБОУ гимназия № 1544



Окружной конкурс проектных и исследовательских работ

«Будущее Северо-Запада»



Номинация «Совята»

Направление «Образовательные проекты и исследования»

Секция - филология;



Тема проекта/исследования: «Баба Яга в русских народных сказках»



Авторы: Стерлягова Анна Витальевна ученица 1 класса «Е»,

Коркина Варвара Алексеевна ученица 1 класса «Д»

ГБОУ гимназии №1544



Руководители работы: Изотова Ольга Викторовна, учитель начальных классов, Стерлягова Наталья Владимировна, учитель музыки.



Москва 2013 г.



ОГЛАВЛЕНИЕ



Введение стр.3

Цель исследования стр.3

Задачи исследования стр.3

Объект, предмет исследования стр.3

Гипотеза исследования стр.3

Методы исследования стр.3

Словарь терминов стр.4

Общая характеристика Бабы Яги стр.4 -5

Баба Яга - мифологическое существо стр.5-6

Основные черты образа Бабы Яги стр.6

Образ Бабы Яги в русских народных сказках стр.6 -13

Баба Яга и «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского стр.14

Общие выводы стр.14-15

Анализ результатов исследования стр.15-16

Заключение стр.16-17

Литература стр.17-18





Введение Где живёт сказка? Да повсюду: в дремучем лесу, в поле, на распутье дорог, в шорохе листвы… Сказка родилась с человеком, и пока живёт человек, жива и сказка. Сказки любят все: и взрослые, и дети. В них много чудес. А задумывался ли кто-нибудь над тем, как попала в сказку Баба Яга? Почему она ест маленьких детей? Почему она живёт одна в тёмном лесу? Кто её придумал? Это вымышленный персонаж? А может быть, Баба Яга - мифологическое существо? Чтобы разобраться во всем этом, мы решили исследовать образ Бабы Яги в русских народных сказках и ответить на все интересующие нас вопросы. Цели исследования:

  1. Исследовать образ Бабы Яги, созданный в русских народных сказках;
  2. Найти ответ на вопрос: добро или зло несет в себе этот образ.

Задачи исследования:

  • узнать из дополнительной литературы о Бабе Яге;
  • провести опрос по теме работы среди учащихся;
  • прочитать русские народные сказки, в которых действует Баба Яга;
  • привить интерес к чтению у учащихся;
  • проанализировать образ Бабы Яги и сделать выводы.

Объект исследования: Баба Яга. Предмет исследования: русские народные сказки. Гипотеза исследования. Предположим, что Баба Яга - это вымышленный персонаж русских народных сказок. В одних сказках Баба Яга мудрая старушка, к которой обращаются за помощью сказочные герои. В других - злая ведьма, которая наделена силой потустороннего мира. Методы исследования. Чтение сказок, размышления, опрос учащихся первых классов, анализ результатов.

Словарь терминов Баба - Яга - мифическое существо в русских народных сказках, изображаемое в виде злой и безобразной старухи - колдуньи, едущей в ступе и заметающей след помелом. «Курьи ножки» - это название произошло, скорее всего, от «курных», то есть окуренных столбов, на которых славяне ставили «избу смерти». Миф - древнее народное сказание о богах или героях. Легенда, сказание, как составная часть религиозного исповедания. Что-нибудь фантастическое, баснословное: вымысел, выдумка. Пест - закругленная внизу палка для размельчения какого-нибудь вещества в ступе ( путём толчения или растирания). Помело - палка, обмотанная на конце тряпкой для обметанья, метения; метла. Ступа - металлический или тяжелый деревянный сосуд, в котором размельчают, толкут что-нибудь пестом. Палица - оружие ударно-раздробляющего действия, происходящее от обычной деревянной палки. Палица, как правило, отличается от обычной дубины меньшим весом, наличием так называемых «укреплений», то есть железных обручей, иногда - с шипами. Частокол- забор из тесно вбитых кольев. Сказка - повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях.

Общая характеристика Бабы Яги В энциклопедии Д.Н. Ушакова мы нашли такое определение: Баба Яга - это мифическое существо в русских народных сказках, изображаемое в виде злой и безобразной старухи - колдуньи, едущей в ступе и заметающей след помелом. Существует также и такое определение: Баба Яга - популярный сказочный персонаж русских народных сказок. В православном сознании - воплощение сатанинских сил зла, выражение ненависти ко всему русскому. Баба Яга живёт в лесу, в избушке на курьих ножках, иногда окруженной частоколом из человеческих костей. Избушка умеет поворачиваться вокруг себя. В доме Яги живут разные животные: чёрные коты, мыши, лягушки, вороны и змеи. Они являются её советчиками и охранниками. Баба Яга не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе, погоняя её пестом или железной палицей. А чтобы не было видно её следов, она заметает их метлою и помелом. Также Баба - Яга обладает волшебными вещами: ковром- самолётом, гуслями -самогудами, мечом-кладенцом, сапогами - скороходами и многим другим.

Баба Яга - мифологическое существо Сказку всегда предваряет миф. Баба Яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) - очень древнее славянское божество, хранительница домашнего очага, рода, традиций, детей и домашнего хозяйства. Баба Яга (Буря-Яга, Язя) - лесная старуха-волшебница, ведьма, которой подвластны вихри и вьюги. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души усопших в царство мертвых. Раньше верили, что Баба Яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей, - то есть считали, что она ведьма.Но все-таки Баба Яга - существо более опасное, чем ведьма. Она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мертвых и живых.Избушка Бабы Яги стоит в чаще леса или на опушке. Название «курьи ножки», скорее всего, произошло от «курных», то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили «избу смерти» - небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян еще в VI-IХ веках.) Еще одним прообразом Бабы Яги могли послужить ведуньи и знахарки, которые жили вдали от поселений в глубине леса. Там они собирали различные коренья и травы, сушили их и делали различные настойки, в случае необходимости помогали жителям деревень. Но многие их считали соратниками нечистой силы, так как, живя в лесу, они не могли не общаться с нечистой силой. Так же, как и Кощей Бессмертный , она принадлежит сразу двум мирам: миру мёртвых и миру живых. Отсюда её почти безграничные возможности. Основные черты образа Бабы ЯгиБаба- Яга в русских народных сказках

Это женщина, старуха, у нее необычная (чаще всего костяная) нога. Костяная нога почти во всех сказках упоминается в единственном числе. Поэтому можно предположить, что Баба Яга - одноногая.
Костяная нога - это атрибут смерти. Если миф сообщает, что у божества не все ладно с ногами, то нужно «искать змею». Баба Яга имеет змеиное происхождение. Одноногость Бабы Яги является достаточным основанием, чтобы предполагать, что она входит в круг божеств, ведущих свою родословную от змеи. В имени Яга, считают ученые, также отразилась ее змеиная природа. «Яга» происходит от санкристского «змей». Таким образом, сначала Баба Яга ползала, как змея, потом стала прыгать на одной ноге, еще позже стала ездить в ступе по земле и только напоследок поднялась вместе со ступой в воздух - таким образом, превратилась в сказочный персонаж.

Баба Яга в русских народных сказках Народные сказки - хранилище забытой народом информации о событиях, происходивших так давно, что помнится с трудом. Каждая из них несет в себе общий смысл, который говорит о том, что такое хорошо и что такое плохо в жизни человеческого общества. И во многих русских народных сказках присутствует такой персонаж, как Баба Яга. Всем она знакома с детства, еще с того времени когда мамы и бабушки читали детям сказки перед сном. Но многие ли из нас задумывались над тем, зачем в этих сказках появляется Баба-Яга?Думаете, что это глупый вопрос? А попробуем дать на него ответ. Оказывается, это не просто так. И это правильно! Ведь в сказках продумана каждая мелочь, и ни одна деталь не может быть там без уважительной причины.

Баба Яга, пожалуй, самый древний , загадочный и любимый всеми сказочный персонаж. По мнению В.Я. Проппа, «сказка знает три разные формы яги»:

Яга-дарительница

Яга-воительница

Яга-похитительница. Яга-дарительница. К ней приходит герой. Она спрашивает героя или героиню, вручает коня, богатые дары.«Коварные братья подняли наверх добытых Иваном красавиц, а самого его бросили вниз, подземелье, и тут Иван пришел к Бабе-Яге. Он просит у нее могучего орла, чтобы улететь на нем на Русь. Баба-Яга сказал Ивану: «Иди же ты в садок; у дверей стоит караул, и ты возьми у него ключи и ступай за семь дверей; как будешь отпирать последние двери, тогда орел встрепенется крыльями, и ели ты его ис­пугаешься, то сядь на него и лети…» Иван так и сделал. Орел вынес его на Русь. Вернулся Иван домой, братьев наказал - стал жить да быть. Яга- похитительница. Яга в сказках выступает именно как привратница, стерегущая границу между миром живых и миром умерших, и проводница в иной мир; она испытывает героев, пытающих проникнуть в мир мертвых, и помогает тем, кто эти испытания выдержал. Избушка Яги, стоящая на границе двух миров, является как бы вратами в мертвое царство, загробный мир; даже облик ее в сказках и поверьях напоминает о смерти: она весьма схожа с домовиной (погребальным сооружением в виде человеческого жилища) и нередко бывает окружена человеческими останками (на плетне висят черепа, дверь подпирается ногой и т.д.). Яга уносит детей, которых она пытается изжарить, затем следует бегство и спасение. Яга- воительница. Яга превратилась в ведьму. Она внушает ужас и отвращение, действует против людей, подобно другим чудовищам. Ягу наделили чертами людоедки, похитительницы зверей, характером злой воительницы, беспощадной к жертвам. Также, по анализу прочитанных сказок, можно выделить еще несколько типов Бабы Яги: а) Яга-советчица (Яга сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью, к примеру, к своей старшей сестре); б) Яга-повелительница сил природы и животного мира (Яга повелевает утром, вечером, ночью, ветром («Василиса Прекрасная» из сборника А.Н.Афанасьева), волками, медведями, другим лесным зверьем; в) Яга-охранительница, покровительница (следящая с помощью своих волшебных помощников (совы, блюдечка и проч.) за похождениями героя; г) Яга-прародительница (мать / бабка для нескольких своих дочерей / внучек-ягишн, хозяйка лесных зверей (аналог лешего), тетка. В сказках, где одновременно фигурируют Баба Яга и Кощей Бессмертный, Яга выступает в роли покровительницы и дарительницы, а Кощей - в роли воителя и похитителя. Иногда функции Яги выполняют ее женские заместители-аналоги: Ягишна колдунья, бабка, а иногда - мужские: Кощей, колдун. Мы решили провести опрос среди учащихся первых классов, так как нам стало интересно: что думают наши ровесники о Бабе - Яге? Им было предложено ответить на следующие вопросы:

  1. Кто такая Баба -Яга?
  2. Какой вы себе ёё представляете?
  3. Где она живёт?
  4. Чем занимается?
  5. Как выглядит костяная нога?
1.Кто такая Баба Яга?

Вымышленный

персонаж Колдунья, ведьма Бабка с метлой 2.Какой вы себе её представляете?

Сердитой, злой, коварной

Старуха со змеиным хвостом, горбатая, с длинным носом

С костяной ногой

Весёлой, доброй, мудрой 3.Где живёт Баба Яга? В избушке около болота

В лесу в избушке на курьих ножках 4.Чем занимается?

Ходит в гости к Кощею

Прядёт пряжу

Летает в ступе с помелом

Крадёт и ест детей

Колдует и варит волшебные зелья

Заставляет животных делать пакости людям


5.Как выглядит костяная нога?

Железная нога

Костяная нога

Волшебная нога

Нога как скелет



Далее мы самостоятельно анализировали образ Бабы Яги. Для этого мы прочитали 8 русских народных сказок, где говорилось о Бабе Яге. Во всех русских народных сказках Баба Яга играет важную роль. К ней порою прибегают герои, как к последней надежде, последней помощнице. Но в сказках она либо помогает, либо нет. Результаты своего исследования по следующим сказкам: «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Баба Яга», «Марья Моревна», «Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что», ««Финист - ясный сокол», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» - мы записали в таблице .

Название сказки

Место обитания Бабы Яги

Внешность

Волшебные вещи в сказках и другие чудеса

Животные, которые служат Бабе Яге

Положительный или отрицательный персонаж

«Гуси - лебеди»

«стоит избушка на курьей ножке, об одном окне, кругом себя поворачивается…»

«… мордажилиная, нога глиняная»

Золотые яблочки

Мышка, гуси-лебеди

Отрицательный, так как похищает детей, чтобы съесть

«Царевна - лягушка»

«… стоит избушка на курьих ножках кругом себя поворачивается»

«…зубы- на полке, а нос в потолок врос»

Клубок






-

Положительный, так как даёт совет, как одолеть противника (Кощея).

«Василиса Прекрасная»

«в дремучем лесу избушка Яги-бабы; забор вокруг избы из человечьих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами; вместо дверей у ворот ноги человечьи, вместо заборов руки, вместо замка- рот с острыми зубами»

« в ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает»

Куколка; три всадника (белый, красный, чёрный);

три пары рук





-

Положительный, так как помогла Василисе, дав ей огонь (череп с горящими глазами)

«Баба Яга»

« стоит в лесу хатка, а в ней сидит Баба Яга»

Баба Яга - костяная нога

Гребешок, полотенце

Кот, собаки, быки

Отрицательный, так как хотела съесть девочку

«Марья Моревна»

«За тридевять земель, в тридесятом царстве, за огненной рекой стоит дом Бабы Яги, кругом дома двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове, только один незанятый»

«Во весь дух на железной ступе скачет, пестом погоняет, помелом след заметает»

Волшебный платочек

Волшебные кони

Отрицательный, так как хотела убить Ивана-царевича

«Поди туда - не знаю куда, принеси то- не знаю что»

Избушка на курьих ножках

Сидит седая старуха, прядёт кудель

Волшебный клубок, дубинка, топор, дудка.

Сват Наум

Лягушка

Положительный ,т.к. помогла Андрею-стрелку

«Финист-ясный сокол»

Три Бабы Яги.

«Стоит избушка на курьих ножках- вертится»

Ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос. Третья- «сама черная, а во рту один клык торчит»

Серебряное блюдечко и золотое яичко, серебряные пальцы и золотая иголочка, серебряное донце и золотое веретенце

Кот, собака, серый волк

Положительный, так как все трое помогли найти Марьюшку

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

Три Бабы Яги (сёстры).

«Избушка на курьей ножке, об одном окошке»

«… шелковый кудель мечет, а нитки через через грядки бросает»

Живая вода, молодильные яблоки

Волшебные кони

Положительный, так как дала совет, как найти воду и яблоки







Баба Яга и «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского Образ Бабы Яги интересен не только по изучению русских народных сказок, но также и по произведениям известных русских композиторов, одним из которых является М.П. Мусоргский. Образу Бабы Яги посвящена девятая пьеса «Избушка на курьих ножках (Баба-яга)» известной сюиты Модеста Мусоргского «Картинки с выставки». В этом произведении очень интересно изображается музыкальный портрет Бабы Яги. Он необычайно ярко нарисовал облик Бабы Яги - персонажа грозного, таинственного и противоречивого. Любопытно, что однажды на маскараде Мусоргский появился в её костюме: рыжие космы, мохнатая шапка надвинутая на глаза, костлявые руки, страшные глаза. Вот такую героиню русских сказок - смешную и страшную изобразил он в своей музыке. В музыке чувствуется сила, размах, чисто народный сочный юмор. В музыке слышна сама хозяйка избушки, её колченогие прыжки, удары клюкой, подплясывание и подскакивание ступы. Интонация здесь двух типов: злобные, пугающие и бодрые, весело призывные.Баба Яга Мусоргского настоящая волшебница. Она способна на неожиданные превращения.

Общие выводы Таким образом, в прочитанных нами сказках Баба Яга представляется старой, беззубой женщиной, у неё длинный нос. Она живет в лесу, в избушке на курьих ножках, которая поворачивается к лесу задом, а к пришельцу передом; забор вокруг избы - из человеческих костей, на заборе - черепа, вместо дверей - ноги, вместо запоров - руки ,вместо замка - рот с острыми зубами. Герои в сказках обращаются к ней ласково- «бабушка». В любой сказке Яга выполняет важную роль. Выкиньте ее из текста, и герой ничего не сможет: он либо не достанет необходимый ему меч - кладенец, либо не получит точное указание, где искать и куда идти, да в конце концов, непременно окажется голодным и грязным, поскольку эта вредная старушка изначально непременно его кормит, поит и в баньке парит, а уж потом творит все остальное. Таким образом без неё никуда. Баба Яга помогает героям, которые заслуживают этого, хотя сама она не переносит русского духа. Баба Яга обладает волшебными вещами, её служат разные животные. Преследует Яга, убегающих от неё, черною тучею. В двух сказках Баба Яга погибает: в одной - она упала в огненную реку с моста( «Марья Моревна»), в другой ей отрубает голову Иван-царевич («Иван-царевич и Белый Полянин»). А в трех сказках у Яги есть три сестры, в одной сказке даже есть дети, 41 дочь. Эта сказка интересна и необычна тем, что Баба Яга живет не в избушке на курьих ножках, а в белокаменных палатах. Баба Яга ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями. Баба Яга - обладательница огня («Василиса Прекрасная»), волшебных вещей, знаниями ,помогающими главному герою одолеть своего противника(«Царевна - лягушка»). Во всех русских сказках Баба Яга действует в трех воплощениях: а) Яга - воительница (Иван - царевич и Белый Полянин»), где она на равных бьется с богатырями; б) Яга - похитительница («Гуси-лебеди», «Баба Яга»), где крадет детей; в) Яга - дарительница во всех остальных сказках. Здесь она приветливо встречает героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные советы, вручает богатые дары.

Анализ результатов исследования На основе связей между различными предметами, явлениями и действиями Бабы Яги в русских народных сказках можно сделать вывод о её сущности. Яга испытывает людей (губит), дарит клубок (путеводную нить), дает советы, которые способствуют достижению цели, «чует сердцем», а значит - ведает судьбой. Баба Яга похищает и ест детей и людей, связана с ночью и тьмой, ей служит черный кот, она всегда старая, полускелет (костяная нога), она слепа, не видит, а чует носом («русским духом пахнет»), живет в избушке без окон и дверей, вокруг ее дома - ограда из черепов; огонь, данный ею, может убить, а значит, она связана со смертью и подземным миром. Баба Яга живет в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках (полузвериный облик). Служат ей дикие звери, служат ей гуси-лебеди, а значит, она повелительница зверей и леса. Баба Яга летает на ступе, ей служат гуси-лебеди, она поднимает ветер помелом, свистит (свист связан с ветром), а значит, она связана с воздушной стихией. Бабе Яге подвластны утро, день, ночь (белый, красный и черный всадники), а значит, она повелительница времени. Баба Яга ведает огнем (глаза черепов в ограде), лежит на печи, наказывает людей (губит), ей подвластны утро, день, ночь, а значит, она связана с огнем небесным, подземным и домашним. Таким образом, наше исследование показало, что Баба Яга - вымышленный сказочный персонаж. Ее прообразом является славянская богиня смерти. Сущность образа Бабы Яги в русских народных сказках имеет более глубокий смысл, нежели просто злая сварливая старуха. Это образ величественной фигуры древней богини, повелевающей Временем, Огнем, Воздухом, Дикими зверями и Лесом, Жизнью и Смертью, Судьбой. Наше предположение подтвердилось.

Заключение В ходе своего исследования мы нашли ответы на многие вопросы. Мы прочитали много русских народных сказок, узнали значение непонятных нам слов, провели опрос среди учащихся по теме исследования, узнали из дополнительной литературы многое о Бабе Яге. По сказкам мы сделали вывод о сущности образа Бабы Яги. Нам очень понравилось анализировать сказки. Мы поняли, что нужно всегда очень внимательно относиться к чтению любого художественного произведения, так как только вдумчивое чтение позволит сделать какие-нибудь новые открытия. Многие века русские дети слушали народные сказки. Их рассказывали бабушки, мамы, а в дворянских семьях - няни.Народные сказки имеют особый поэтический язык, их содержание - иррационально. Но эта иррациональность понятна детям и очень им нужна. Современный детский автор при всём желании не сможет приблизиться к духовной высоте и образности русских народных сказок. Недаром их рассказывали веками, из поколения в поколение. Они были нужны народу и прежде всего детям для формирования национального самосознания, для сохранения своей самобытности в тяжелейших условиях борьбы с многочисленными врагами Руси. Их рассказывали перед сном, и они закладывались в подсознание ребёнка, запоминались на всю жизнь и формировали его личность примерами богатырских подвигов, победы Добра над Злом. В сказках есть та мудрость, которую было необходимо знать с детства представителю сильного народа.

Литература

1. Волшебные сказки о Бабе Яге. Издательства: Родничок, АСТ, Астрель (2008 г). 2. Даль В.И. Энциклопедия русского слова. - М., 2002. 3. Капица Ф.С. Тайны славянских богов. - М., 2006. 4. Народные русские сказки / Из сб. А.Н. Афанасьева. - М., 1982. 5. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. - М., 1989. 6. Святая Русь. Большая энциклопедия Русского народа / Платонов О.А. - М., 2004. 7. Сказки Бабы Яги. Издательство: Эксмо (2008 г.) 8. Сказки о Бабе-Яге и Кощее Бессмертном. Издательство: "Росмэн-Пресс" (2008). 9.Устное народное творчество // Русская литература: Энциклопедия для детей. - М., 1998. Сайты: les-skazok.ru/ В пересказе М.А.Булатова. Остальное:Михаил Владимирович Толстиков. Hyaenidae.narod.ru Михаил Владимирович Толстиков.



18


© 2010-2022