Конспект по окружающему миру по теме: И про воду

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по курсу «Окружающий мир»

Тема урока: «И ПРО ВОДУ»

Цели: познакомить с одним из главных богатств природы - водой;_показать значение воды для живой природы, рассказать об основных путях загрязнения природной воды и о последствиях такого загрязнения;

Кор.цель: развивать внимание, память, логическое мышление и связную речь; формировать умения анализировать, обобщать, делать выводы.

Воспитательная цель: воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты: учащиеся осознают значение водыдля растений, животных и человека; научатся анализировать схемы.

Оборудование:глобус, рисунки животных, растений, человека, видов водоёмов, стакан, вода, сахар, соль, краска, ложка.

Ход урока I. Организационный момент. 1.Проверка готовности к уроку. 2.Проверка средств коррекции. II.Проверка домашнего задания. 1.Работа в парах. Разгадывание кроссворда. 2.Письменный опрос по изученным темам. Вопросы: 1.Что называют созвездиями? - маленькие звёзды; - группы звёзд; - крупные звезды; - яркие звёзды. 2.Сколько созвездий в зодиаке? (12) 3.Какое созвездие названо в честь охотника из древнегреческих мифов? (Орион) 4.Напишите название горной породы, состоящей из полевого шпата, кварца и слюды? (гранит) 5.К какой природе относятся горные породы? К живой или неживой? 6.Можно ли увидеть воздух? (нельзя) III Актуализация опорных знаний. 1.Отгадайте загадку. В морях и реках обитает, Но часто по небу летает, А как наскучит ей летать - На землю падает опять. Отгадали? О чём мы сегодня на уроке будем говорить? (О воде) 2.Беседа. Постановка проблемного вопроса. -Подумайте, как вода может обитать и на земле в водоёмах, и в небе? - Где в природе встречается вода? - Какое значение она имеет в жизни растений, животных, человека? - Докажите, используя свои жизненные наблюдения, что вода - одно из самых главных богатств на Земле.

3.Учитель читает стихотворение Г. Ладонщикова.

РЕКА ЖИВЁТ

Смотришь на реку,

Кажется, в ней

Нет ни малявок,

ни окуней.

Только бежит голубая вода,

Петляя по лугу незнамо куда.

Но если поглубже в неё заглянуть,

С маской и трубкой тихонько нырнуть,

Сразу увидишь, что это не так.

Вот под корягою прячется рак,

Налим под колоду забрался,

А это огромная щука плывёт, как ракета;

У кручи подмытой

На дне хрящеватом

Ходят лещи шириною с лопату;

В затоне лини копошатся в грязи,

На солнце сверкают боками язи,

Стайка плотвы шевелит камыш,

Мелькают густёрки, уклейки, ерши...

Река ведь не просто течёт и течёт,

Она интересною жизнью живёт.

4.Вопросы и задания к учащимся.

  • Что вам понравилось в описании речной жизни?

  • Рассмотрите фотографии речных берегов.

  • Чем они вас привлекают?

IV. Сообщение нового материала.

Сегодня на уроке мы познакомимся с одной из самых главных богатств Земли - водой. Узнаем о её свойствах и значении для живых организмов; поговорим об удивительном превращении воды и о её 3 состояниях.


V. Изучение нового материала.

1.Беседа с использованием глобуса и схемы в учебнике.

Рассмотрите глобус. Каким цветом отмечены водные запасы планеты? Какой цвет на глобусе преобладает?

Сделайте вывод, какую часть нашей планеты занимает вода? (большую или меньшую?) Чего больше на планете: суши или воды?

2. Объяснение учителя. Вода в океанах и Морях, реках и озёрах, под землёй и в почве. На высоких горах, в Арктике, Антарктиде вода находится в виде снега и льда. Это вода в твёрдом состоянии. Лёд можно видеть у нас на реках и озёрах, когда они замерзают зимой. Много воды в атмосфере: это облака, туман, пар, дождь, снег. На поверхности суши находится далеко не вся вода, имеющаяся на Земле. В глубине грунта существуют подземные реки и озёра. (При объяснении учитель показывает объекты на карте.) - Расскажите, какое влияние оказывает вода на растения и животных. (Вывесить рисунки растений и животных на доску.)

Растения при отсутствии воды увядают и могут погибнуть. Животные, если лишить их воды, быстро погибают: например, упитанная собака может прожить без пищи до 100 дней, а без воды -менее 10.

Потеря воды опаснее для организма, чем голодание: без пищи человек может прожить больше месяца, без воды - всего лишь несколько дней.

Потребность человека в воде, которую он употребляет с питьём и с пищей, в зависимости от климата составляет 2-3 литра в сутки. Вода - добрый друг и помощник человека. Она - удобная дорога: по морям и океанам плавают корабли. Вода побеждает засуху, оживляет пустыни, повышает урожай полей и садов. Она послушно вращает турбины на гидроэлектростанциях. Вода минеральных источников оказывает лечебное действие.

Вопросы и задания к учащимся.

(Загрязнение природы промышленными отходами, сельскохозяйственной деятельностью человека и сточными водами.)

  • Что вы можете предложить, чтобы изменить это положение?

  • Почему необходима очистка воды?

- Может ли вода очищаться под воздействием природных факторов? (Природа имеет способность к самоочищению.)

Реки и озёра живут благодаря своей способности самоочищаться. Так, например, за 12 дней в реке вся вода обновляется, а в озере моллюски и прочие мельчайшие существа за год 6-8 раз пропускают через себя весь объём воды, тем самым очищая её. Но и здесь есть предел, за которым живая система теряет способность самовосстанавливаться.

А вот некоторые факты загрязнения очень крупных водоёмов и их последствия.

1. Термическое загрязнение характерно для крупных рек, на берегах которых построены сталеплавильные или машиностроительные заводы, тепло- и электростанции. Эти предприятия используют холодную речную воду для охлаждения промышленных установок. Обратно в реку они сливают воду изрядно нагретую, почти горячую. Тем самым нарушается температурный баланс водоёма, развиваются тропические вирусные заболевания, гибнет ценная рыба -лосось, форель, осётр. В мутной, пахнущей зеленью воде выживают только некоторые виды рыб - голавль, плотва. Волга (показать на карте) - одна из рек, подверженных термическому загрязнению.

  1. На берегах Балтики (показать на карте) живут 150 миллионов человек. Для их нужд работают тысячи промышленных предприятий. Свои отходы они, как повелось, сбрасывают в море. В итоге из-за загрязнения уже невозможно различить, где здесь пресные воды, а где солёные, - все они стали ядовитыми. Балтийским рыбакам часто попадают в сети цилиндры с ядовитым газом. Они плавают в море ещё со времён второй мировой войны, многие из них повреждены, значит, смертоносный газ растворился в морской воде и оказал своё разрушающее действие на окружающую среду. В Балтике уже сейчас можно поймать рыбу с изуродованным хребтом, двумя головами или хвостами, с опухолями на теле.
  2. Средиземное море (показать на карте) раскинулось между Африкой и Европой. Ещё недавно прибрежные страны не знали отбоя от туристов. Теперь ситуация изменилась. Сточные воды так загрязнили Средиземное море, что вместо полноцен-ного отдыха люди стали здесь болеть желудочно-кишечными заболеваниями.

  3. Разрушительная деятельность человека не обошла и Чёрное море (показать на карте). Из-за аварий на судах доля нефтепродуктов в нём в районе Туапсе и Новороссийска в 9 раз превышает допустимую норму.

3.Практическая работа по выявлению свойств воды. Демонстрация опытов. Познакомимся со свойствами воды. Вы уже знаете, что вода. как и всякая другая жидкость, текуча и принимает форму того предмета, в который её налили. Опыт 1. Опустим в стакан с водой ложку., и в стакан с краской. - Видна ли ложка в стакане с водой? А в молоке? О каком свойстве воды это говорит? (о прозрачности) Опыт 2.Сравните цвет воды с цветом молока. - Имеет ли вода цвет? Опыт 3. Понюхайте воду и определите, имеет ли она запах? - Что можно сказать о вкусе воды? Мы часто пьём воду и говорим: вкусная вода или невкусная. На самом деле вода без вкуса и без запаха. Опыт 4. Насыпать в стакан с водой немного соли или сахара, а в другой - песок или мел. Взболтать. - Что вы заметили? О чём говорит этот опыт? (В воде растворяются вещества, но не все. 4.Заполнение таблицы «Свойства воды.» 5.Физкультминутка. Зрительная гимнастика. Притворяшки. Дружно встаньте, детвора. Отдохнуть пришла пора! Притворитесь-ка совой - Повертите головой. Притворитесь тучками Помашите ручками. Притворитесь свинками И потритесь спинками. 6.Рассказ о состоянии воды в природе.

VI .Закрепление изученного материала.

1.Работа с учебником.

2.Работа в тетради.


VII. Итог урока.

- Какой вывод мы можем сделать?

- Прочитайте заключение на с. 53. Домашнее задание: учебник с. 50-53; рабочая тетрадь, с. 18, задание 3.


© 2010-2022