Урок по ОПК по теме

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Совесть и раскаяние

Цель: развитие представления о чувстве стыда, вине, великодушии, понимания и значения в жизни общества, осмысление понятий греха, связи греха и зла; формирование убеждения, что человек может справляться с грехами, а значит, бороться со злом, преумножать добро в себе и мире; осмысление того факта, что грех без раскаяния ведёт к неизлечимым болезням души, её очерствлению.

Задачи:

- формирование понятия «совесть»и «раскаяние», показать важность осознания вины.

- учить работать в группе, развивать навыки сотрудничества, анализировать поступки, соотносить их со своими и общечеловеческими ценностями.

- воспитание чувства доброжелательности, эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обидам других людей.

Оборудование: мультимедийный проектор.

Дидактическое обеспечение: набор карточек, толковый словарь С. И. Ожегова, Учебник «Основы православной культуры» А. В. Кураев « Просвещение», 2011г

Литература и Интернет -ресурсы:youtube.com/watch?v=GqXWqJhJrY

Ход урока:

1. Повторение пройденного.

Учитель: На прошлом уроке мы узнали, как в Евангелии рассказывают о человеке. Вспомним?

Дети: В человеке есть душа, тело, дух…

2. Мотивация ( самоопределение к учебной деятельности).

Учитель: Сегодня у нас с вами необычный урок по основам православной культуры. Этот урок будет наполнен новыми открытиями. А какими , вы скоро определите сами.

2.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

(Тема на доске не написана.Тему урока учащиеся сформулируют сами в ходе работы, направленной на выявление восприятия.)

На доску выписаны ключевые понятия урока(совесть, добро, зло, вина,грех, раскаяние), провести с учащимися работу, направленную на выявление понимания ими ключевых понятий урока.

Учитель: Составьте со словами , записанными на доске словосочетания.

Дети: (творить добро, излучать добро, добрый поступок, добрые люди и

т. д.), затем - со словом «грех» и его однокоренными словами (сотворить грех, покаяться в грехе, грешный человек, греховный поступок, смертный грех).

Учитель: (проблемное задание) попробуйте поменять в словосочетаниях местами слова «добро» и «грех». Какие слова не сочетаются? Можно ли сказать - «раскаяться в добре»? А можно ли сказать - «смертное добро»? Какой вывод можно сделать из этого наблюдения?

Учащиеся: нет, нельзя. Со словом «добро» связано все хорошее, положительное, полезное.

В православии "добро" - это то, что:

- помогает росту души человека;

- помогает другим людям;

- радует Бога.

Учитель: Вам знакомы слова содружество, соединение, собрание и другие с приставкой «со». Приставка «со» означает соединение с чем-либо. С чем (или кем?) происходит соединение, когда мы чувствуем укоры совести?

Что означает выражение «быть в ладу со своей душой»?

Дети: Поступать по совести , никого не обижать, не завидовать.

Совесть сопряжена с умом или душой? Или с тем и другим? Достаточно ли осознавать грех умом?

Дети: С душой. Понять свои ошибки не достаточно, нужно думать не нанес ли человек вреда своей душе.

Какие ключевые слова являются темой нашего урока?(Обсуждение возможной темы урока.Запись темы на доске.)

Учащиеся: совесть и раскаяние.

3. Изучение нового материала.

Слайд №1

- Учитель: давайте поиграем в игру: «Живые картины». Посмотрите на картину Ф. П. Решетникова «Опять двойка», попытайтесь представить, какие чувства испытывают главные герои картины: мама, сестра, мальчик. Разделитесь на группы, изобразите выбранного вами героя,обращая внимание на его чувства )

( дети изображают сцену из картины Ф. П. Решетникова).

Учитель: Какие чувства испытывает мальчик?

Дети: вину, стыд, раскаяние…

Учитель: что может сделать мальчик , чтобы избавиться от чувства стыда? Дети: повиниться, выучить уроки, слушать учителя…

- Работа с учебником.

Учитель: мы с вами столкнулись со сложными понятиями, такими ,как добро, грех,зло, совесть. Давайте узнаем, как понимают православные христиане эти слова и как расшифровывает толковый словарь С.И. Ожегова.

Дети находят и зачитывают определения.

Учитель: мы с вами столкнулись со сложными понятиями, такими ,как добро, грех,зло, совесть. Давайте узнаем, как понимают православные христиане эти слова и как расшифровывает толковый словарь С.И. Ожегова.

Дети находят и зачитывают определения.

Дети: добро - это то, что способствует росту души человека, помогает другим людям, радует Бога.

Зло - это то, что удаляет от общих целей. Синоним -грех. Грех - недоброе чувство, мысль или дело.

В словаре С. И. Ожегова даются определения:

Дети:

Добро- нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.

Зло- нечто дурное, вредное,противоположное добру.

Учитель: Сравните с определениями словаря. Что главное в определении обсуждаемых понятий у православных христиан?

Учащиеся: (человек может управлять злом, побеждать его, может активизировать добро, может трудиться над своей душой).

Учитель: выпишите в тетрадь определения добра, зла, греха, совести, как это понимают православные христиане.

Слайд 2

Учитель: Кто такой апостол Пётр?

Дети:Самый близкий ученик Христа

Учитель: Посмотрите на его портрет.Какое выражение лица у него?

Дети: Мученическое, так как он совершил грех.

Учитель: Какой грех он совершил?

Дети: Трижды отрёкся от своего учителя, предал его.

Учитель: Спокойно ли было у него на душе, когда апостол Пётр совершил грех, или же он мучился?

Дети: Мучился.

Учитель: Обоснуйте свой ответ.

Дети: заплакал от стыда, в слезах обновилась его душа.

Учитель: Какое внутреннее состояние толкало апостола Петра на мучения?

Дети:Совесть.

Учитель: поработаем со 2 главой статьи. Прочитайте.

- Что показалось тебе самым главным в статье, выпиши эту мысль.

Дети: от стыда обновляется душа. Быть в ладу со своей совестью, совесть подсказывает, как правильно поступить и заставляет исправлять ошибки. Главное в жизни человека быть в ладу со своей совестью.

4.Закрепление нового материала.

-Упражнение: «Дискуссионные качели». ( учитель делит учащихся на 2 группы и предлагает одной группе доказать пользу вины и стыда, другой группе объяснить, в чем их вред. Результаты работы каждой из групп вывешиваются на доску)

Дети делают общий вывод: вина и стыд нужны. Они помогают нам не совершать плохие поступки или их исправлять.

Учитель: Как православный человек исправляет свои ошибки? Как ответ на этот вопрос давайте дочитаем статью учебника.

- Чтение последней части статьи «Раскаяние».

Учитель

- Что такое "Раскаяние"?

Дети: испытание сожаления, признание в совершённой ошибке, в неправильном поступке

Учитель: работа в парах: продумайте шаги, которые должен сделать православный христианин, чтобы исправить свои ошибки.

Дети:

- согласие человека с совестью

- исправление своей ошибки

-покаянные молитвы к Богу.

- реализация плана.( Групповая игра «Корзина ситуаций»)

(дети делятся на шесть групп и выбирают ситуацию, продумывают , как ее решить)

1 ситуация. Макар в столовой случайно толкнул другого мальчика. Мальчик толкнул Макара.

2 ситуация. Свете в автобусе подружка случайнонаступила на ногу и пошла дальше. Света обозвала подругу.

3 ситуация. В классе происходит ЧП: Глеб сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете химии. Учитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признается.

4 ситуация. Марина опоздала на урок.

5 ситуация. Виктор забыл поздравить дедушку с днем рождения и вспомнил об этом только на следующее утро.

6 ситуация. Валентина нечаянно разбила красивую вазу в гостях у одноклассницы.

Учитель: давайте сделаем выводы .

Дети:• Не ждите мгновенного ответа на ваше извинение, просто принесите свои извинения и удалитесь.

• говорите НЕ «извиняюсь», а «ИЗВИНИТЕ».

• Будьте искренними.

• Тем, что вы попросили извинения, вы уже частично искупили свою вину.

Рефлексия учебной деятельности:

Уч: предлагаю продолжить фразу «Сегодняшний урок научил меня…»

Дети:"Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой. Соблюдай это самое важное - и ты выполнишь всю задачу своей жизни".

Домашнее задание: (дифференцированное)

Учитель: предлагаю вам на выбор:

1.Подберите пословицы и поговорки по данной теме.

2. Вспомните произведения, где героев мучает совесть.



© 2010-2022