Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 классе по теме Африка

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. Организационный момент Добрый день, ребята. Меня зовут, Физалия Валиулловна и урок у вас проведу сегодня я.

Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость,.

Протрите ладони сильно-сильно, почувствуйте тепло, а теперь поделимся теплом друг с другом, возьмитесь за руки с теми ребятами с кем в группе пожелайте друг другу добра, ведь вам работать вместе и скажите. Если тебе будет трудно, я тебе помогу", а ребята "Если вам будет трудно, я вам помогу" 2 мин



  1. Постановка проблемы.

Ребята, ученики из моего класса отправили вам видеоролик, давайте посмотрим, что же они говорят

ВИДЕО

Вот и сюрприз от учеников 3 класса. Показываю корзину с фруктами

Что общего у этих предметов. Что их объединяет? (это фрукты)

Как вы думаете, где растут эти фрукты? В Африке

Как вы думаете, куда мы отправимся в путешествие? (Молодцы! Вы предположили абсолютно правильно.) 2-мин - А ребята, в каких литературных произведениях есть события, происходящие в Африке, кто знает? Маленькие дети, Ни за что на свете Не ходите в Африку В Африку гулять. В Африке акулы, В Африке гориллы, В Африке большие Злые крокодилы.

- Конечно это сказка Корнея Ивановича Чуковского «Доктор Айболит»

Так давайте совершим путешествие в Африку! Показываю на карте



  1. Актуализация знаний

Ребята, а кто мне скажет, Что такое Африка? (материк, часть света)

Что вы еще знаете про Африку (находится в жарком поясе освещенности, там есть пустыня…)

Давайте поиграем в игру, посвященной Африке «Верите ли вы?

Если утверждение верное вы хлопаете, если нет топаете.

Игра

1.Верите ли вы, что Африка - самый жаркий материк.

2…что в пустынях можно встретить фруктовые деревья?

3….что в Африке есть снег.

-Посмотрите, утверждения были для всех одинаковые, а ответы разные?

-Почему? (Мы мало знаем об Африке)

А что хотели бы узнать об Африке?

Так сегодня на уроке мы узнаем

1) О Географическом положении и климате Африки.

2)О Географических объектах Африки (реки, пустыни, и прочие объекты)

3) О Странах и народах Африки

4) О Животных и растениях Африки

- Мы составили план открытия нового знания. Вывешиваю на доске 5 мин.

Открытие нового знания. - Я предлагаю провести исследование в группах, ведь нужную информацию добывать в одиночку сложно. У вас на столах лежат учебники, дополнительная информация, у кого-то иллюстрации. Каждая группа работает по плану, карточка желтого цвета.

1 группа Географическое положение и климат Африки. Вы должны

  1. Прочитать текст с карточки голубого цвета

  2. Вместе рассмотрите физическую карту с.100 учебника и карту природных зон

  3. Покажите на карте, какие океаны омывают материк, какие есть моря в Африке

  4. Ответьте на вопросы. Какие цвета на карте природных зон преобладают? Что эти цвета обозначают?

  5. Найдите в словаре значение слов Экватор, Саванны.

  6. Решите задачу.

  7. Приготовьтесь выступить перед классом, начните со слов

«Мы исследовали географическое положение и климат Африки. Африка-это...»

2 группа Географические объекты Африки (реки, пустыни, озера)

  1. Прочитайте текст с учебника, на странице 66 и текст с карточки голубого цвета

  2. Найдите эти объекты, используя физическую карту Африки с. 100 учебника, покажите эти объекты на карте.

  3. Заполните текст, в котором есть пробелы

  4. Прочитайте всему классу получившийся текст о географических объектах Африки.

3группа Страны и народы Африки
  1. Прочитайте текст с учебника, на странице 67 и текст с карточки голубого цвета

  2. Рассмотрите карты

  3. Назовите, какие государства есть в Африке, покажите их на карте

  4. Какое население живет в Африке.

  5. Решите кроссворд

  6. Приготовьтесь выступить перед классом, начните со слов «Мы рассмотрели страны и народы Африки. В Африке насчитывается…»

4группа Животные и растения Африки

  1. Прочитайте дополнительную информацию, которая напечатана на голубом листе

  2. Рассмотрите рисунки животных и растении

  3. В конвертах найдите животные и растения Африки, создайте аппликацию

  4. Приготовьтесь выступить перед классом, начните со слов «Мы рассмотрели животных и растения Африки. Животный и растительный мир Африки разнообразен, там можно увидеть.…»

-Прежде чем начать исследование, давайте повторим правила работы в группе. - В ходе работы, не забывайте о правилах работы, строго выполняйте задания по инструкции

Ребята вы, наверное, устали, давайте перед выступлением отдохнем Физкультминутка 2 мин

  1. Проверка самостоятельной работы

  1. Группа Географическое положение и климат Африки Слайд «Мы исследовали географическое положение и климат Африки. Африка-это..»

- Материк Африка второй по величине в мире (после Евразии).

Её омывают Атлантический и Индийский океаны.

на материке расположены Средиземное и Красное моря.

Лежит Африка в северном и южном полушарии, так как пересекается

экватором в центре Физическая карта показываю.

- Покажите, какие цвета на карте преобладают? Что эти цвета обозначают? Карта Природных зон

- Пожалуйста, прочитайте значение слов Экватор, Саванны.

- А что вас больше всего удивило?

- Ребята вам было предложено решить задачу.

- Прочитайте задачу и назовите, насколько же температура Африки больше чем Уватского района Проверка на слайде

- Ребята есть вопросы к 1 группе? Спасибо ребятам за информацию

Пожалуйста, 2 группа Географические объекты Африки

Вы должны были получить текст. Выступают

- Ребята есть вопросы ко 2 группе? Спасибо ребятам.

Так 3 группа, что получилось у вас. Выступают «Мы рассмотрели страны и народы Африки. В Африке насчитывается…»

- Покажите на карте, несколько государств Африки.

- Вам нужно было решить кроссворд, давайте проверим. Прикрепите кроссворд на доску. Прочитайте что получилось.

- Ребята есть вопросы к 3 группе? Спасибо ребятам, присаживайтесь.

- Так, пожалуйста, слово 4 группе. «Мы рассмотрели животных и растения Африки. Животный мир Африки разнообразен, там можно увидеть…»

- И еще вы должны были создать аппликацию, покажите ребятам, что у вас получилось. Крепят на доску - Спасибо ребятам 4 группы.



- А теперь ребята я предлагаю вам решить тест, каждому ответу соответствует своя буква. У вас должно получиться название удивительного дерева, которое растет в Африке. - Какое слово у вас получилось Баобаб Баобаб - дерево африканских саванн.

Живет до 4-5 тысяч лет. Баобаб - лакомство для слонов, а так же является лекарством от многих животных. Окружность ствола достигает 25 метров, высота 23 метров. Чтобы обхватить это дерево нужно несколько человек.

Итог урока

-Давайте ребята мы представим, что перед нами баобаб. И мы хотим ее обхватить. Вот такой диаметр у этого дерева.

- Узнали ли мы о том, что хотели?

- Можем ли мы теперь выполнить задание, которое вызвало затруднение в начале урока. Давайте проверим, как теперь будут звучать ваши ответы.

1.Верите ли вы, что Африка - самый жаркий материк.

2…что в пустынях можно встретить фруктовые деревья?

3….что в Африке есть снег.

-Посмотрите, теперь ответы у вас совпали. Что помогло вам в исследовании (Информация из учебника, карты, работа в группе)

Рефлексия

- А сейчас я предлагаю вам оценить вашу работу на уроке. Возьмите бананы. На листьях нашей пальмы написаны наша деятельность на уроке кому, какая деятельность больше всего понравилась на тот лист, и прикрепите свой банан

Так 1 группа, пожалуйста.

- Ребята, а что вам помогло справиться со всеми заданиями на уроке?

-Сегодня я разглядела в ваших глазах огонек любознательности. Хочу пожелать, чтобы этот огонек не угасал, а открытия, которые вы совершаете день за днем, помогли бы вам преодолеть все трудности учебы. Спасибо всем за урок!





Самоанализ урока.

  1. Предмет: Окружающий мир.

Класс: 2

Количество уроков в неделю: 2 (всего 68 часов в учебный) год.

Изучаемая тема урока: «Африка» входит в раздел « Земля - наш общий дом»

Тип урока: комбинированный.

  1. Цели урока:

1-я линия развития - знакомство с целостной картиной мира.

  1. Познакомить с природой, народами, их достижениями.
  2. Найти родину представленных окружающих нас предметов, имеющих африканское происхождение.
  3. Научить использовать карты для получения информации.

2-я линия развития - уметь определять свое отношение к миру.

  1. Уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.
  2. Беречь богатства природы и повседневной жизни.

Планируемые результаты деятельности учащихся: Личностные результаты:
  • установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
Метапредметные результаты: Регулятивные УУД
  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

  • планирование -составление плана и последовательности действий;

  • оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

Познавательные УУД
  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; находить ответы на вопросы, используя учебник и свой жизненный опыт;

  • понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи;

  • понимать, в каких источниках можно найти информацию для решения учебной задачи; находить необходимую информацию в учебнике и дополнительных словарях и энциклопедиях;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Логические универсальные действия:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

Коммуникативные универсальные действия:
  • уметь оформлять свою мысль в устной речи (на уровне небольшого текста)
  • слушать и понимать речь других;
  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов;

  • инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Оборудование: карта полушарий, физическая и политическая карта Африки, предметы африканского происхождения (кофе, бананы, финики), иллюстрации с видами Африки, презентация к уроку, карточки с заданиями для работы в группах, толковый словарь Ожегова, Энциклопедия Аванта +. Том 13 «Страны, народы, цивилизации». М: «Аванта+» - 2003г, творческая конструктивная среде для изучения окружающего мира - «Конструктор карт и планов»;

Структура урока соответствует типу урока и дидактическим задачам. При изучении использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников.

На уроке были использованы следующие методы обучения:

  1. по виду источника информации:

  • словесные (объяснение, беседа с учащимися);

  • наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);

  • практические (работа с карточками, работа по учебнику, работа с дополнительной литературой.).

  1. по виду учебной деятельности:

  • проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем);

На уроке использовались информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся.

Были применены следующие формы познавательной деятельности:

  • общеклассная,

  • индивидуальная,

  • групповая, которые в ходе урока сменяли друг друга.

Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался высокий темп работы учащихся.

Урок начинается с организационного момента

  • цель, которого настроить учащихся на работу и на восприятие материала.

Следующий этап

Актуализация знаний

  • задача этого этапа - подготовить учащихся к работе на уроке

На основном этапе, « открытия новых знаний», использовались

  • эвристический метод (чтение учащимися подготовленных ранее докладов)

проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем) Проблемная ситуация - противоречие между ранее полученными знаниями об АФРИКЕ и незнанием названия стран на политической карте, особенности климата, растительного и животного мира.
  • в ходе практической работы отслеживалась связь с другими предметами, в частности, с уроком литературного чтения.

  • метод наглядности (демонстрация слайдов)

  • словесный метод объяснения нового материала чередовался с наглядным, демонстрировались слайды, с работой по учебнику и карточкам


  • Для определения уровня знаний большинства учащихся за короткий промежуток времени использовался тест - опрос устный, письменный.



На этапе первичного закрепления знаний дети работали в рабочих тетрадях и творческой конструктивной среде для изучения окружающего мира - «Конструктор карт и планов»;

Завершающим этапом была подведение итогов в виде блиц опроса знаний.

Между всеми этапами четко прослеживалась логическая связь и завершенность каждого этапа. В ходе урока была достигнута триединая дидактическая цель. Учащиеся получили представление об Африке её климате, странах, животном и растительном мире. Учились рассуждать, логично излагать свои мысли, использовали в речи новые для себя термины.

Выбранные мною формы и методы обучения способствовали созданию на уроке положительной психологической атмосфере. Общение учащихся и учителя доброжелательное, доверительное. По моему мнению, реализованы все поставленные дидактические цели и задачи урока. Особенным вниманием у учащихся пользовался демонстрационный материал (использование компьютера и проектора), творческая конструктивная среде для изучения окружающего мира - «Конструктор карт и планов»; Таким образом, считаю, что содержание урока полностью соответствует поставленным целям, задачам, формам работы, методам организации деятельности, развитие интеллектуальных и творческих способностей.



© 2010-2022