- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа внеурочной деятельности Я познаю мир
Рабочая программа внеурочной деятельности Я познаю мир
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кванина В.Н. |
Дата | 21.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Малоархангельская средняя общеобразовательная школа № 1»
Принято
на заседании педагогического
совета
Протокол №1
от «31»августа 2015г.
Утверждаю
Директор школы:
__________ /Т.В.Кохановская /
ФИО
Приказ № ______
от«____» ________2015г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Я познаю мир»
по социально-проектному направлению
Срок реализации - 1 год (2015-2016 г.)
Составитель:
учитель начальных классов
Кванина В. Н.
высшая квалификационная категория
г. Малоархангельск
2015 - 2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, программы «Окружающий мир» (для1-4классов) Плешакова и др. (Москва: «Баласс» 2011г), допущенной Министерством образования ;
Программа кружка «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно-научным дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру - важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.
Программа строится на основе принципов:
-
окружающей среды, направленный на формирование у целостности школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней;
-
междисциплинарности, который предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии;
-
взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем;
-
соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям учащихся.
Программа кружка «Я познаю мир» строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру, экологии. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности , познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи.
При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний учащихся, их доступность, уровень предшествующей подготовки.
В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности.
Практическая деятельность включает элементы исследований и экспериментов, уход за растениями и животными, экскурсии в ближайшее природное и социальное окружение.
Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития умений наблюдать, анализировать и обобщать - к постановке опытов, проведению экспериментов. Все практические работы имеют четко выраженный характер познания ближайшего природного окружения и создают условия для принятия конкретных решений.
Материалы по результатам выполненных практических работ оформляются в виде схем, диаграмм, графиков, макетов и представляются на конференциях. Учебные конференции рассматриваются как один из способов оценивания самими учащимися результатов выполненной работы. Особое место в реализации программы отводится проектной работе школьников.
Цель: расширение знаний, повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе.
Задачи:
-
Расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды.
-
Изучение природы родного края.
-
Развитие познавательного интереса учащихся к природе
-
Воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде.
Программа «Я познаю мир» рассчитана на 1 год обучения в 3 классе, в объеме 68 часов. Занятия проводятся два раза в неделю
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема
Кол-во часов
Дата
Характеристика деятельности учащихся:
план.
фак.
ВЕЩЕСТВО И ЭНЕРГИЯ
6 ч
1.
Почему пластилин мягкий, а стекло - твёрдое?
2
3.09
7.09
Приводить примеры веществ
Сравнивать, различать и характеризовать твёрдые тела, жидкости и газы
2.
Энергия. Что происходит при превращении энергии.
2
10.09
14.09
3.
Интеллектуальная игра «Умники и умницы»
2
17.09
21.09
ОБОЛОЧКА ПЛАНЕТЫ,
ОХВАЧЕННАЯ ЖИЗНЬЮ
6 ч
4.
Живая оболочка планеты.
2
24.09
28.09
Характеризовать место обитания живых организмов
5.
О тех, кто всех кормит, всех поедает, всё убирает.
1
1.10
Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого
6.
Солнце - как источник энергии.
2
5.10
8.10
Характеризовать роль Солнца как главного источника энергии для жизни живых организмов
7.
КВН «Планета загадок»
1
12.10
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА 6 ч
8.
Цепи питания
1
15.10
Характеризовать экосистемы и природные сообщества
Характеризовать влияние человека на экосистемы и природные сообщества.
9.
Различные экосистемы и их обитатели. Экскурсия.
2
19.10
22.10
10.
Лесные заморочки. Игра «Детектив»
2
26.10
29.10
11.
Игра - турнир по экологии «Что, где, когда?».
1
12.11
ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ
КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ
9 ч
12.
Растения и их роль на Земле
Экскурсия.
2
16.11
19.11
Выяснить роль растений в природе и жизни людей
13.
О братьях наших меньших.
2
23.11
26.11
Характеризовать условия, необходимые для жизни животных .
Характеризовать роль животных в природе и жизни людей .
14.
Рыбы и их многообразие.
2
30.11
3.12
15.
Час эрудитов «Птичьи имена».
1
7.12
16.
Проект «Сохраним красоту природы»
2
10.12
14.12
ТВОИ РОДНЫЕ
И ТВОЯ РОДИНА
8 ч
17.
Человек и его корни. Родословное древо семьи
2
14.12
17.12
Составлять вместе со старшими родственниками родословное древо своей семьи, собирая и представляя информацию об именах, фамилиях и родственных связях, а также о судьбе представителей разных поколений.
18.
Моя Родина - Россия!
3
21.12
24.12
28.12
19
Путешествие в прошлое.
История моей Родины.
3
11.01
14.01
18.01
ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ,
МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА,
РОССИЙСКОЙ
ИМПЕРИИ,
СОВЕТСКОЙ РОССИИ
И СССР 27 ч
20
Откуда пошла земля Русская!
1
21.01
Изготавливать бумажные, пластилиновые, цифровые и прочие модели самостоятельно выбранных исторических явлений, событий, памятников культуры.
Собирать и оформлять информацию (текст, набор иллюстраций) о культурных и природных богатствах родного края в ходе экскурсий в краеведческий (художественный) музей, к местам исторических событий и памятникам истории и культуры.
Принять посильное участие в их охране.
21
Ледовое побоище.
1
25.01
22
Слово о полку Игореве.
1
28.01
23
Московское государство.
2
1.02
4.02
24
Московский Кремль.
2
8.02
11.02
25
Смутное время в России.
2
15.02
18.02
26
Преобразования Петра I
3
22.02
25.02
29.02
27
Екатерина Великая
2
3.03
7.03
28
Михаил Васильевич Ломоносов
2
10.03
14.03
29
Отечественная война 1812 года.
3
17.03
21.03
4.04
30
Император Александр II
3
7.04
11.04
14.04
31
Времена Советской власти и СССР.
3
18.04
21.04
25.04
32
Выставка рисунков «Мой предок - защитник Родины в годы Великой Отечественной войны.»
2
28.04
5.05
СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ
6 ч
33.
Российская Федерация
4
12.05
16.05
19.05
23.05
. Изготовить (по возможности) элемент, модель национального костюма, кушаний, народного обряда и т.д.
34
Проект «Сохраним иоторию родного края» Что узнали? Чему научились?
2
26.05
30.05
ИТОГО:
68 ч
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ВЕЩЕСТВО И ЭНЕРГИЯ (6 ч)
Почему пластилин мягкий, а стекло - твёрдое?
Энергия. Что происходит при превращении энергии.
Интеллектуальная игра «Умники и умницы»
Оболочка планеты, охваченная жизнью (4 ч)
Живая оболочка планеты. О тех, кто всех кормит, всех поедает, всё убирает.
Солнце - как источник энергии. КВН «Планета загадок»
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ( 6 ч)
Цепи питания.
Различные экосистемы и их обитатели. Экскурсия.
Лесные заморочки. Игра «Детектив»
Игра - турнир по экологии «Что, где, когда?».
ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ (9 ч )
Растения и их роль на Земле .Экскурсия.
О братьях наших меньших.
Рыбы и их многообразие.
Час эрудитов «Птичьи имена».
Проект «Сохраним красоту природы»
ТВОИ РОДНЫЕ И ТВОЯ РОДИНА( 8 ч)
Человек и его корни. Родословное древо семьи.
Моя Родина - Россия!
Путешествие в прошлое.
История моей Родины.
ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ, МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА,
РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, СОВЕТСКОЙ РОССИИИ СССР (27 ч)
Откуда пошла земля Русская!
Ледовое побоище.
Слово о полку Игореве.
Московское государство.
Московский Кремль.
Смутное время в России.
Преобразования Петра I
Екатерина Великая
Михаил Васильевич Ломоносов
Отечественная война 1812 года.
Император Александр II
Времена Советской власти и СССР.
Выставка рисунков «Мой предок - защитник Родины в годы Великой Отечественной войны.»
СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ (6 ч)
Российская Федерация
Проект «Сохраним иоторию родного края»
Планируемые результаты
Школьник научится:
-
называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
-
называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
-
называть основные особенности каждого времени года.:
-
перечислять особенности растений; животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
Личностные результаты:
-
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
-
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
-
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
-
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
-
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
-
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
-
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
-
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
-
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
-
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки
-
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
-
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
-
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
-
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
-
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
-
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
-
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
-
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
-
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
-
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
-
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
-
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
-
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться
Предметные результаты
-
оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
-
доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам;
-
объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
-
замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
школьник должен уметь:
-
наблюдать и оценивать явления природы и общественной жизни,
-
выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания.
-
моделировать правильное поведение на природе и в быту в различных ситуациях
-
уважительно относиться к своему дому, своей семье, традициям русского народа.
-
доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам
ФОРМЫ РАБОТЫ И КОНТРОЛЯ.
Формы учебных занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.
-
Индивидуальная работа
Участники кружка - это дети, у которых выражен интерес к предмету. Задачи руководителя кружка заключаются в следующем:
- выявить уровень знаний учащихся о природе;
- выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;
- формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков;
- определять сформированность познавательного интереса учащихся.
-
Работа в парах
Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок, составлять задания для других, анализировать свою деятельность и деятельность товарища.
Работа проходит в 2 этапа:
1 этап - участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им работу.
2 этап - учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе.
-
Групповая работа
Работа в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования.
Организация групповой работы:
- распределение работы между участниками;
- умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы;
- владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;
- умение представить результат работы, обосновать выбор решения
Формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются соревнования, турниры, спектакли, игры, конкурсы, викторины, изобразительные работы, выставки.
Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников применять полученные знания.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
№ п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
1
Вахромеева М.Г. Растения Красной книги СССР. Береги природу! «Провещение», 2010 г
2
Т.И.Жукова. Часы занимательной зоологии. «Провещение», 2012 г
3
Природа и люди. Хрестоматия по природоведению для учителей. «Провещение»,2010 г
4
Молодова Л.П. Экологические праздники для детей. Учебно-методическое пособие. «Провещение»,2013 г
5
Л.Экономов. Мир наших чувств«Провещение», 2012 г
6
Петров В.В. Растительный мир нашей Родины Книга для учителя. «Провещение»,2012 г
7
А.А.Воскрушев. О.А.Бурсий. Мир человека «Провещение», 2010 г
Наглядные пособия
1.Коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
2.Гербарии; коллекции насекомых;
3.Изобразительные наглядные пособия - таблицы
Технические средства обучения.
1.Компьютер,
2.Медиапроектор
3.Экран