Рабочая программа внеурочной деятельности Я познаю мир

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Малоархангельская средняя общеобразовательная школа № 1»


Принято

на заседании педагогического

совета

Протокол №1

от «31»августа 2015г.

Утверждаю

Директор школы:

__________ /Т.В.Кохановская /

ФИО

Приказ № ______

от«____» ________2015г.







Рабочая программа внеурочной деятельности


«Я познаю мир»



по социально-проектному направлению




Срок реализации - 1 год (2015-2016 г.)



Составитель:

учитель начальных классов

Кванина В. Н.


высшая квалификационная категория






г. Малоархангельск


2015 - 2016 учебный год




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, программы «Окружающий мир» (для1-4классов) Плешакова и др. (Москва: «Баласс» 2011г), допущенной Министерством образования ;

Программа кружка «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно-научным дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру - важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.

Программа строится на основе принципов:

  • окружающей среды, направленный на формирование у целостности школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней;

  • междисциплинарности, который предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии;

  • взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем;

  • соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям учащихся.

Программа кружка «Я познаю мир» строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру, экологии. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности , познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи.

При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний учащихся, их доступность, уровень предшествующей подготовки.

В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности.

Практическая деятельность включает элементы исследований и экспериментов, уход за растениями и животными, экскурсии в ближайшее природное и социальное окружение.

Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития умений наблюдать, анализировать и обобщать - к постановке опытов, проведению экспериментов. Все практические работы имеют четко выраженный характер познания ближайшего природного окружения и создают условия для принятия конкретных решений.

Материалы по результатам выполненных практических работ оформляются в виде схем, диаграмм, графиков, макетов и представляются на конференциях. Учебные конференции рассматриваются как один из способов оценивания самими учащимися результатов выполненной работы. Особое место в реализации программы отводится проектной работе школьников.

Цель: расширение знаний, повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе.

Задачи:

  • Расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды.

  • Изучение природы родного края.

  • Развитие познавательного интереса учащихся к природе

  • Воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде.

Программа «Я познаю мир» рассчитана на 1 год обучения в 3 классе, в объеме 68 часов. Занятия проводятся два раза в неделю

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Тема

Кол-во часов

Дата

Характеристика деятельности учащихся:

план.

фак.


ВЕЩЕСТВО И ЭНЕРГИЯ

6 ч




1.

Почему пластилин мягкий, а стекло - твёрдое?

2

3.09

7.09


Приводить примеры веществ

Сравнивать, различать и характеризовать твёрдые тела, жидкости и газы

2.

Энергия. Что происходит при превращении энергии.

2

10.09

14.09


3.

Интеллектуальная игра «Умники и умницы»

2

17.09

21.09



ОБОЛОЧКА ПЛАНЕТЫ,

ОХВАЧЕННАЯ ЖИЗНЬЮ

6 ч






4.


Живая оболочка планеты.

2

24.09

28.09


Характеризовать место обитания живых организмов

5.


О тех, кто всех кормит, всех поедает, всё убирает.

1

1.10



Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого

6.


Солнце - как источник энергии.


2

5.10

8.10


Характеризовать роль Солнца как главного источника энергии для жизни живых организмов

7.


КВН «Планета загадок»


1

12.10





ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА 6 ч




8.

Цепи питания

1

15.10


Характеризовать экосистемы и природные сообщества


Характеризовать влияние человека на экосистемы и природные сообщества.


9.


Различные экосистемы и их обитатели. Экскурсия.


2

19.10

22.10


10.

Лесные заморочки. Игра «Детектив»

2

26.10

29.10


11.

Игра - турнир по экологии «Что, где, когда?».

1

12.11



ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ

КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ


9 ч








12.

Растения и их роль на Земле

Экскурсия.

2

16.11

19.11


Выяснить роль растений в природе и жизни людей


13.

О братьях наших меньших.

2

23.11

26.11


Характеризовать условия, необходимые для жизни животных .

Характеризовать роль животных в природе и жизни людей .


14.

Рыбы и их многообразие.

2

30.11

3.12


15.

Час эрудитов «Птичьи имена».


1

7.12


16.

Проект «Сохраним красоту природы»

2

10.12

14.12



ТВОИ РОДНЫЕ

И ТВОЯ РОДИНА


8 ч




17.

Человек и его корни. Родословное древо семьи


2

14.12

17.12


Составлять вместе со старшими родственниками родословное древо своей семьи, собирая и представляя информацию об именах, фамилиях и родственных связях, а также о судьбе представителей разных поколений.


18.


Моя Родина - Россия!


3

21.12

24.12

28.12



19

Путешествие в прошлое.

История моей Родины.

3

11.01

14.01

18.01




ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ,

МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА,

РОССИЙСКОЙ

ИМПЕРИИ,

СОВЕТСКОЙ РОССИИ

И СССР 27 ч

















20


Откуда пошла земля Русская!

1

21.01


Изготавливать бумажные, пластилиновые, цифровые и прочие модели самостоятельно выбранных исторических явлений, событий, памятников культуры.


Собирать и оформлять информацию (текст, набор иллюстраций) о культурных и природных богатствах родного края в ходе экскурсий в краеведческий (художественный) музей, к местам исторических событий и памятникам истории и культуры.



Принять посильное участие в их охране.


21


Ледовое побоище.

1

25.01


22

Слово о полку Игореве.

1

28.01


23


Московское государство.

2

1.02

4.02


24


Московский Кремль.

2

8.02

11.02


25


Смутное время в России.

2

15.02

18.02


26

Преобразования Петра I


3

22.02

25.02

29.02


27


Екатерина Великая

2

3.03

7.03


28


Михаил Васильевич Ломоносов

2

10.03

14.03


29

Отечественная война 1812 года.


3

17.03

21.03

4.04


30


Император Александр II

3

7.04

11.04

14.04


31

Времена Советской власти и СССР.

3

18.04

21.04

25.04


32

Выставка рисунков «Мой предок - защитник Родины в годы Великой Отечественной войны.»

2

28.04

5.05



СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ

6 ч




33.

Российская Федерация


4

12.05

16.05

19.05

23.05


. Изготовить (по возможности) элемент, модель национального костюма, кушаний, народного обряда и т.д.



34


Проект «Сохраним иоторию родного края» Что узнали? Чему научились?


2


26.05

30.05


ИТОГО:

68 ч




СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ



ВЕЩЕСТВО И ЭНЕРГИЯ (6 ч)

Почему пластилин мягкий, а стекло - твёрдое?

Энергия. Что происходит при превращении энергии.

Интеллектуальная игра «Умники и умницы»

Оболочка планеты, охваченная жизнью (4 ч)

Живая оболочка планеты. О тех, кто всех кормит, всех поедает, всё убирает.

Солнце - как источник энергии. КВН «Планета загадок»

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ( 6 ч)

Цепи питания.

Различные экосистемы и их обитатели. Экскурсия.

Лесные заморочки. Игра «Детектив»

Игра - турнир по экологии «Что, где, когда?».

ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ (9 ч )

Растения и их роль на Земле .Экскурсия.

О братьях наших меньших.

Рыбы и их многообразие.

Час эрудитов «Птичьи имена».

Проект «Сохраним красоту природы»

ТВОИ РОДНЫЕ И ТВОЯ РОДИНА( 8 ч)

Человек и его корни. Родословное древо семьи.

Моя Родина - Россия!

Путешествие в прошлое.

История моей Родины.

ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ, МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА,

РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, СОВЕТСКОЙ РОССИИИ СССР (27 ч)

Откуда пошла земля Русская!

Ледовое побоище.

Слово о полку Игореве.

Московское государство.

Московский Кремль.

Смутное время в России.

Преобразования Петра I

Екатерина Великая

Михаил Васильевич Ломоносов

Отечественная война 1812 года.

Император Александр II

Времена Советской власти и СССР.

Выставка рисунков «Мой предок - защитник Родины в годы Великой Отечественной войны.»

СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ (6 ч)

Российская Федерация

Проект «Сохраним иоторию родного края»


Планируемые результаты



Школьник научится:

  • называть окружающие предметы и их взаимосвязи;

  • называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;

  • называть основные особенности каждого времени года.:

  • перечислять особенности растений; животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.



У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

Личностные результаты:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД:

  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки

  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться

Предметные результаты

  • оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;

  • доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам;

  • объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;

  • замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

школьник должен уметь:

  • наблюдать и оценивать явления природы и общественной жизни,

  • выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания.

  • моделировать правильное поведение на природе и в быту в различных ситуациях

  • уважительно относиться к своему дому, своей семье, традициям русского народа.

  • доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам

ФОРМЫ РАБОТЫ И КОНТРОЛЯ.

Формы учебных занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.

  1. Индивидуальная работа

Участники кружка - это дети, у которых выражен интерес к предмету. Задачи руководителя кружка заключаются в следующем:

- выявить уровень знаний учащихся о природе;

- выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;

- формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков;

- определять сформированность познавательного интереса учащихся.

  1. Работа в парах

Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок, составлять задания для других, анализировать свою деятельность и деятельность товарища.

Работа проходит в 2 этапа:

1 этап - участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им работу.

2 этап - учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе.

  1. Групповая работа

Работа в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования.

Организация групповой работы:

- распределение работы между участниками;

- умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы;

- владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;

- умение представить результат работы, обосновать выбор решения

Формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются соревнования, турниры, спектакли, игры, конкурсы, викторины, изобразительные работы, выставки.

Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников применять полученные знания.



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.







МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.


№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

1

Вахромеева М.Г. Растения Красной книги СССР. Береги природу! «Провещение», 2010 г

2

Т.И.Жукова. Часы занимательной зоологии. «Провещение», 2012 г

3

Природа и люди. Хрестоматия по природоведению для учителей. «Провещение»,2010 г

4

Молодова Л.П. Экологические праздники для детей. Учебно-методическое пособие. «Провещение»,2013 г

5

Л.Экономов. Мир наших чувств«Провещение», 2012 г

6

Петров В.В. Растительный мир нашей Родины Книга для учителя. «Провещение»,2012 г

7

А.А.Воскрушев. О.А.Бурсий. Мир человека «Провещение», 2010 г

Наглядные пособия

1.Коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;

2.Гербарии; коллекции насекомых;

3.Изобразительные наглядные пособия - таблицы

Технические средства обучения.

1.Компьютер,

2.Медиапроектор

3.Экран




© 2010-2022