Рабочая программа по изобразительному искусству Куревина (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Краснодарский край муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №18 им. Н.П. Симоняка ст. Темижбекская муниципального образования Кавказский район







УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №

от года

Председатель педсовета

_______________ Г.Н.Ревенко









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА







по изобразительному искусству (домашнее обучение)

Ступень обучения (класс) 3 начальное общее образование (1-4 классы)

Количество часов 34 ч.

Составитель Юрченко Марина Васильевна



Программа разработана на основе примерной программы по изобразительному искусству федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г.)







За основу рабочей программы по предмету «Изобразительное искусство» взят вариант Примерного тематического планирования по изобразительному искусству и авторской программы О. А. Куревиной, Е. Д.Ковалевской.

I. Пояснительная записка

Причиной составления рабочей программы является несовпадение количества часов в учебном плане школы для больных детей, обучающихся на дому, с количеством часов в авторской программе (авторская 1 час в неделю, рабочая - 1 часа в неделю).

В процессе обучения детей в начальной школе решаются важнейшие задачи образования (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, саморегуляции). Безусловно, каждый предмет имеет свою специфику. Очень важную роль в процессе развития и воспитания личности играет предмет «Изобразительное искусство», так как он нацелен на формирование образного мышления и творческого потенциала детей, на развитие у них эмоционально-ценностного отношения к миру.

Одной из важнейших задач образования в начальной школе является формирование функционально грамотной личности, обладающей не только предметными, но и универсальными знаниями и умениями. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, в том числе и через приобщение детей к художественной культуре, обучение их умению видеть прекрасное в жизни и искусстве, эмоционально воспринимать произведения искусства и грамотно формулировать своё мнение о них, а также - умению пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни и в проектной деятельности (как индивидуальной, так и коллективной). Эти навыки и умения, безусловно, обогащают внутренний мир учащихся, существенно расширяют их кругозор и дают им возможность более осознанно и цельно постигать окружающий мир.

Учебники «Изобразительное искусство» («Разноцветный мир») для 1-го, 2-го, 3-го и 4-го классов представляют собой единый курс для обучения и эстетического развития младших школьников воспитывают в них интерес к искусству, развивают зрительную память, умение замечать прекрасное в окружающем мире, формируют у детей наглядно-образное и логическое мышление, совершенствуют их речевые навыки и обеспечивают понимание основных законов изобразительного искусства. Учащиеся поэтапно осваивают начальные навыки изобразительной деятельности.

Теория искусства изучается в учебниках с позиции возможности её последующего применения в творческих работах, которые могут быть выполнены различными материалами, на разных уровнях сложности, в группах или индивидуально. Все четыре учебника курса обеспечены рабочими тетрадями, в которых даётся подробный анализ всех творческих проектов, причём задания даны в избытке, что позволяет учителю выбирать задания, соответствующие уровню класса.

П. Общая характеристика учебного предмета

Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, формирование эмоционального и осознанного отношения к миру - важнейшие линии развития личности ученика средствами курса изобразительного искусства.

Благодаря развитию современных информационных технологий современные школьники по сравнению с детьми пятнадцати-двадцатилетней давности гораздо больше информированы, рациональнее и логичнее мыслят, но в то же время у многих из них существуют проблемы с эмоционально-образным мышлением и восприятием красоты мира.

Перед педагогом встаёт трудная задача построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, научить детей эмоционально воспринимать произведения искусства, уметь выражать свои чувства, а с другой - обеспечить усвоение необходимых знаний и умений.

Особенности курса

1) Сочетание иллюстративного материала с познавательным и с ориентированным на практические занятия в области овладения первичными навыками художественной и изобразительной деятельности.

Авторы исходят из того, что объёмы учебников ограничены, а представления об искусстве у современных младших школьников, как правило, отрывочны и случайны. Поэтому следует для облегчения восприятия необходимой для освоения курса информации максимально использовать имеющийся у детей жизненный опыт и именно на его основе объяснять им смысл главных понятий изобразительного искусства, постепенно вводить по ходу изучения материала искусствоведческие термины и понятия, закрепляя теоретический материал уроков с помощью выполнения практических заданий, данных в рабочих тетрадях. При этом необходимо учить детей не стесняться эмоционально реагировать на объекты искусства, чувствовать образный строй произведений и осмысленно излагать и защищать свою точку зрения.

2) Последовательность, единство и взаимосвязь теоретических и практических заданий.

Основной способ получения знаний - деятельностный подход.

Чрезвычайно важно, чтобы ребёнок понимал значение технологии выполнения творческих работ, мог в дальнейшем самостоятельно построить алгоритм выполнения аналогичных заданий. Это способствует возникновению навыка осмысления и закрепления своего опыта. Таким образом школьник может научиться делать любое новое дело, самостоятельно осваивая его.

В результате изучения предлагаемого курса у учащихся складывается представление о структуре изобразительного искусства и его месте в жизни современного человека, одновременно развивается эмоционально-образное восприятие мира и предметов искусства, возникает потребность в творческой деятельности и уверенность в своих силах, воспитывается эстетический вкус и понимание гармонии.

3) Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выполнения, опора на проектную деятельность.

Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Если исходить из такой цели образования, предлагаемое содержание курса изобразительного искусства в начальной школе слишком объёмное.

Поэтому авторы руководствуются традиционным для учебников «Школы 2100» принципом минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые учащиеся могут усвоить, а также избыточные задания, которые они могут выполнить по собственному желанию. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт), должны усвоить все ученики.

4) Практическая значимость, жизненная востребованность результата деятельности.

Процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что учащиеся в процессе обучения используют полученные знания во время выполнения конкретных практических и в то же время творческих заданий. Это могут быть поздравительные открытки, календари, театральные спектакли, плакаты и панно для оформления класса. Решение проблемных творческих продуктивных задач - главный способ осмысления мира.

5) Воспитание в детях умения согласованно работать в коллективе.

Многие итоговые творческие задания могут быть выполнены только при условии разумно организованной работы группы учащихся, а возможно, и всего класса. В процессе выполнения этих работ каждый ребёнок учится осознавать важность своей роли в выполнении общего задания, уважать своих товарищей и продуктивно работать в группе.

Основные цели курса

1. Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.

  1. Воспитание в детях эстетического чувства.

  2. Получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте.
  3. Развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений искусства.
  4. Развитие воображения и зрительной памяти.

  5. Освоение элементарной художественной грамотности и основных приёмов изобразительной деятельности.
  6. Воспитание в учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах.
  7. Развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых компетенций) в проектной деятельности.

Основные задачи курса

В сответствии с поставленными целями в курсе решаются следующие задачи:

  1. Расширение художественно-эстетического кругозора (начальные темы каждого учебника, посвященные знакомству с видами и задачами изобразительного искусства, его классификацией);
  2. Воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства (рубрики «Учимся видеть» и «Изучаем работу мастера»);
  3. Приобщение к достижениям мировой художественной культуры (темы, относящиеся к истории искусства);
  4. Освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике (рубрика «Твоя мастерская»);

5. Создание простейших художественных образов средствами
живописи, рисунка, графики, пластики (рубрика «Наши проекты»);

  1. Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства (выполнение некоторых заданий из рубрики «Наши проекты»);
  2. Знакомство с законами сценографии и оформительства, разработка сценического образа (рубрика «Наши проекты», подготовка театральных постановок).

В учебниках реализуется деятельностно-практический подход к обучению, направленный на формирование как общеучебных, так и специальных предметных умений и навыков. В курсе осуществляются межпредметные связи изобразительного искусства с технологией, литературой, театром, музыкой, окружающим миром, информатикой, развитием речи.

Для облегчения восприятия материала во всех учебниках курса используется единая система условных обозначений и текстовых выделений. Важной методической составляющей курса для обучения навыкам работы различными материалами в разных техниках являются материалы под рубрикой «Твоя мастерская» и технологические памятки, находящиеся в конце каждого учебника. Для того чтобы сформировать у учащихся умение видеть и понимать суть работы художника, в рубрике «Учимся видеть» даётся алгоритм анализа художественного произведения, который расширяется по мере усвоения нового материала. В начале каждого учебника помещены основные понятия, которые были изучены в предыдущих классах.

В каждом учебнике даётся блок (информация и практическая работа), связанный с историей искусства от древнейших времён (1-й кл.), через Древний Египет (2-й кл.), эпоху Средневековья (3-й кл.), к современности (4-й кл.).

Материал по знакомству с духовными и эстетическими основами русской культуры составляет доминанту всего курса и может быть алгоритмом для знакомства с культурой других регионов.

Расширение стандарта в 3-м и 4-м классах связано с театральными коллективными проектами. Пьесы для постановки выбраны с учётом возрастных особенностей детей на основе школьной программы соот-ветствующего класса. При создании кукольных спектаклей используются все полученные детьми знания и умения, реализуется их творческий потенциал, отрабатываются крайне важные в этом возрасте навыки работы в команде.

Методическое обеспечение

К учебно-методическому комплекту наряду с учебниками « Изобразительное искусство » (« Разноцветный мир ») относятся также рабочие тетради под аналогичным названием для 1-4 классов (авт. О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская) с методическим пошаговым комментарием. Все практические приёмы и навыки, теоретические основы которых даются в учебнике, затем более подробно описываются и отрабатываются в рабочей тетради.

В процессе реализации программы по желанию учителя возможно также использование учебников «Технология» («Прекрасное рядом с тобой») для 1-4 классов (авт. О.А. Куревина, Е.А. Лутцева), в которых содержится материал общеэстетической направленности. Этот материал поможет решить задачу общекультурного развития через интеграцию технологической и художественно-изобразительной культуры, а также видеофильмов «Прекрасное рядом с тобой» и «Искусство Древнего мира» (кинообъединение «Кварт»), реализующих концепцию и замысел авторов курса.

Алгоритм подготовки учителя к проведению урока

При проведении уроков по данному курсу учителя очень часто сталкиваются с проблемой нехватки времени. В основе этой проблемы лежит стремление учителя «открыть» с учениками все знания. Некоторые сложные положения проще объяснить самому учителю, оставив более легкие «открытия» для учеников. Важно, чтобы на каждом уроке хотя бы часть знаний дети «открывали» сами.

Вторая и главная причина нехватки времени - неумение пользоваться принципом минимакса. Согласно этому принципу школьники на уроке могут узнать много нового (максимум), но должны узнать лишь важнейшие знания (минимум).

1-й шаг. На первом этапе подготовки к уроку следует выделить в содержании учебника обязательный программный минимум. Для этого необходимо открыть программу и найти в требованиях к знаниям и умениям к концу данного года обучения те, которые относятся к изучаемой теме. Это и есть тот минимум, который должны усвоить все ученики.

2-й шаг. На втором этапе подготовки к уроку, выявив понятия минимума и максимума, учитель продумывает общий ход урока, подбирает наглядный материал, который поможет лучше раскрыть тему, продумывает возможные ответы детей на данные в конце тем вопросы, прорабатывает алгоритмы практических работ, отмечая трудности, которые дети могут испытать при их выполнении, готовит, если это нужно, материалы для коллективных проектов (например, фоны). Выработанный план следует стараться соблюдать, отвлекаясь на уроке лишь на возникающие у учащихся затруднения при изучении важнейших понятий.

Для того чтобы урок не потерял логику, учитель фиксирует в своём конспекте важнейшие вехи урока и старается им следовать.

3-й шаг. Затем, исходя из уровня класса, учитель начинает выбирать и включать в конспект урока те знания из максимума, которые заинтересуют учащихся. Можно предварительно обсудить с ними, какая из необязательных тем им интересна.

Этот материал и является тем резервом, которым учитель может пожертвовать при нехватке времени.

.Контроль образовательных результатов

Любая дидактика предполагает контроль над усвоением знаний, предметных умений и универсальных учебных действий.

Поскольку изобразительное искусство - предмет особый, нужно очень деликатно подходить к оцениванию результатов работы учащихся. Чтобы воспитать гармоничного, уверенного в своих силах человека, важно не отбить у них интерес к искусству и желание рисовать. Только в этом случае полученные знания и умения останутся с детьми надолго и существенно украсят и обогатят их последующую жизнь.

Сформулируем требования к качеству знаний, предъявляемые на занятиях по изобразительному искусству.

  1. Важны только те знания учащихся, которыми они могут пользоваться на практике. Фактически нужны навыки использования знаний, а не сами знания. Разнообразные теоретические знания, полученные школьниками, должны позволять грамотно анализировать различные произведения искусства и формулировать, в чём особенности их собственных работ.
  2. Важны и нужны прочные знания, а не выученный к данному уроку материал.
  3. Важно,чтобы школьники умели самостоятельно пользоваться полученными практическими умениями для выполнения собственных творческих работ: разнообразных открыток, календарей, панно и т. п.

Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение учащимся продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях.

Продуктивные задания требуют не столько найти готовый ответ в тексте, сколько применить полученные знания к конкретному практическому или творческому заданию. Учащийся, полностью выполнивший самостоятельно весь необходимый объём заданий в учебнике и рабочей тетради, усвоит все необходимые в курсе знания. При этом он не столько будет помнить определение понятий и формулировки законов, сколько будет уметь их применять в жизни. Естественно, подобные задания может во множестве придумать и добавить учитель. Но они должны удовлетворять всем изложенным критериям (прежде всего требовать творческого применения знаний) и желательно быть связанными с какой-либо практической деятельностью (писать, рисовать, конструировать и тому подобное).

Очень важно, чтобы объём заданий учитель определял, исходя из уровня знаний и возможностей своих учеников. В любом случае нет необходимости выполнять все задания в учебниках и рабочих тетрадях (принцип минимакса).

Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил. На этапе актуализации знаний перед началом изучения нового материала мы предлагаем учителю проводить блиц опрос важнейших понятий курса и их взаимосвязей, которые необходимо вспомнить для правильного понимания новой темы.

Преимущество такой проверки состоит в том, что учитель оказывается постоянно в курсе тех знаний, которыми обладают дети. В том случае, когда никто из учащихся не может дать ответ на вопрос, они под руководством учителя обращаются к словарю. Это лишний раз учит работе с ним и показывает, как поступать человеку, если он хочет что-либо узнать.

Задания в учебнике и рабочей тетради включают, в соответствии с принципом минимакса, не только обязательный минимум (требования программы), который должны усвоить все ученики, но и максимум, который могут усвоить школьники.

Таким образом, каждый ученик должен усвоить каждую тему, выполнив определённый объём заданий в учебнике и рабочей тетради. Положительные оценки и отметки за задания самостоятельных работ являются своеобразным зачётом по изученной теме. Каждая тема у каждого ученика должна быть зачтена, однако срок получения зачета не должен быть жёстко ограничен (например, ученики должны сдать все темы до конца четверти). Это учит их планированию своих действий. Но видеть результаты своей работы учащиеся должны постоянно. Важно, чтобы после изучения каждой темы у каждого ученика оставались выполненные в рабочей тетради или на отдельных листах работы. Желательно, чтобы в рабочей тетради к концу учебного года не осталось пустых мест (образцы, выполненные красками, нужно вклеивать в тетрадь после полного высыхания).

В особую папку помещаются оригиналы или копии (бумажные, цифровые) выполненных учеником творческих заданий, содержащие не только отметку (балл), но и оценку (словесную характеристику его успехов и советов по улучшению, устранению возможных недостатков).

Накопление этих отметок и оценок показывает результаты продвижения в усвоении новых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений действовать.

III. Описание места учебного предмета

в учебном плане

В соответствии с базисным учебным планом курс «Изобразительное искусство» изучается в 3-м классе по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа.

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса ИЗО в начальной школе

Личностные результаты освоения курса ИЗО:

а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

г) формирование духовных и эстетических потребностей;

д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Предметные результаты:

а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;

в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;

в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;

г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.

Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.

Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

  • Проговаривать последовательность действий на уроке.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.



  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

  • Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
  • Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

3-й класс

  1. Овладевать языком изобразительного искусства:

  • иметь чёткое представление о жанрах живописи и их особенностях (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, батальная живопись, портрет, бытовой жанр, историческая живопись);

  • понимать и уметь объяснять, что такое цветовая гамма, цветовой круг, штриховка, тон, растушёвка, блик, рамка-видоискатель, соотношение целого и его частей, соразмерность частей человеческого лица, мимика, стиль, билибинский стиль в иллюстрации, буквица;
  • знать и уметь объяснять, что такое орнамент звериного стиля;

  • знать и уметь объяснять, что такое театр, театральная декорация, театральный костюм и чем занимаются театральные художники;
  • учиться описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий.

2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:

  • чувствовать и уметь описывать, в чём состоит образный характер различных произведений;
  • уметь рассказывать о том, какая цветовая гамма используется в различных картинах и как она влияет на настроение, переданное в них.

3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Дальнейшее овладение навыками:

  • рисования цветными карандашами;

  • рисования простым карандашом (передача объёма предмета с помощью светотени);
  • выполнения декоративного панно в технике аппликации;

  • выполнения декоративного панно из природных материалов;

  • выполнения растительного орнамента (хохломская роспись);

  • выполнения плетёного орнамента в зверином стиле;



  • овладения различными приёмами работы акварельными красками (техникой отпечатка);
  • работой гуашевыми красками;

  • постановки и оформления кукольного спектакля.

4. Углублять понятие о некоторых видах изобразительного искусства:

  • живопись (натюрморт, пейзаж, бытовая живопись);

  • графика (иллюстрация);

  • народные промыслы (хохломская роспись).



  1. Изучать произведения признанных мастеров изобразительного искусства и уметь рассказывать об их особенностях (Русский музей).
  2. Иметь понятие об искусстве оформления книги в средневековой Руси.

VI. Содержание учебного предмета

3-й класс (34 ч)

Занятия 1-4 (4 ч), стр. 4-15 и 45-47, 50-57 учебника.

Изучение жанров живописи (натюрморт, пейзаж, портрет, анималистический жанр, бытовой жанр, батальный жанр, исторический жанр).

Что такое натюрморт. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике. Развитие умения рассказывать о живописных работах на языке искусства с использованием изученных ранее терминов и понятий (стр. 5 и 50).

Что такое пейзаж. Барбизонская школа пейзажа. Особенности импрессионизма. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 6-7 и 45-47).

Изучение зимнего колорита на примере произведений А. Грабаря, А. Остроумовой-Лебедевой и Р. Кента. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 9 и 51).

Что такое портрет. Виды портретов: парадные и камерные, групповые, парные и индивидуальные. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 10-11 и 54-57). Желательно проводить урок с соответствующим музыкальным сопровождением.

Исторический и батальный жанры на примере произведений Н. Рериха и И. Айвазовского. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 12-13).

Желательно проводить занятия 1-3 с соответствующим музыкальным сопровождением.

Бытовой и анималистический жанры на примере произведений К. Гуна, Г. Терборха и Т. Жерико. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 15 и 52-53). Рисование животного в характерном для него движении (стр. 22-23 рабочей тетради).

Занятия 5-7 (3 ч), стр. 16-18 учебника, стр. 2-3 рабочей тетради.

Углубление знаний о цвете. Понятие о цветовой гамме живописного произведения. Цветовой круг. Определение дополнительных иродственных цветов по цветовому кругу. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 16-17).

Работа цветными карандашами. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 18).

Тренируем наблюдательность, изучаем портрет неизвестной С. Чехонина.

Занятия 8-10 (3 ч), стр. 20-21 учебника, стр. 4-7рабочей тетради.

Понятие о декоративном панно. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике.

Коллективная работа: декоративное панно в технике аппликации (стр. 4-5 рабочей тетради).

Выполнение декоративного панно с использованием природного материала (стр. 6-7 рабочей тетради).

Занятия 11-13 (3 ч), стр. 22-23 учебника, стр. 8-13 рабочей тетради.

Выявление объёма и формы гранёных и округлых поверхностей и простых геометрических тел (пирамиды и цилиндра). Отработка различной штриховки (различное направление штрихов, послойное уплотнение штриховки). Распределение светотени на различных поверхностях. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на закрепление полученных знаний в рабочей тетради (стр. 8-11) и в учебнике (стр. 22-23).

Рисование натюрморта из геометрических тел с натуры (стр. 12-13 рабочей тетради).

Занятия 14-16 (3 ч), стр. 24-29 учебника, стр. 24-29 рабочей тетради.

Изучение основных пропорций человеческого лица. Получение представления о соразмерности, соотношении целого и его частей, идеальном соотношении частей человеческого лица, мимике.

Тренировка наблюдательности: изменение пропорций лица человека с возрастом, мимика. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 25-27) и в рабочей тетради (стр. 24-27).

Выполнение на основе изученного материала декоративного панно «Семейный портрет».

Занятия 17-18 (2 ч), стр. 28-29 учебника, стр. 30-33 рабочей тетради.

Народные промыслы: изучение хохломской росписи. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 29). Этапы выполнения различных видов хохломской росписи (стр. 30-31 рабочей тетради).

Выполнение тарелки или шкатулки с хохломской росписью (стр. 32-33 в рабочей тетради).

Занятие 19 (1 ч), стр. 30-31 учебника, стр. 34-35рабочей тетради.

Продолжение изучения орнамента. Плетёные орнаменты: звериный стиль. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в рабочей тетради и в учебнике.

Занятие 20 (1 ч), стр. 32-33 учебника, стр. 36-37рабочей тетради.

Совмещение нескольких техник при работе акварельными красками. Техника отпечатка. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике и в рабочей тетради.

Занятия 21-23 (3 ч), стр. 34-37 и 58-59 учебника, стр. 42-43 рабочей тетради.

Изучение особенностей стиля мастера иллюстрации И. Билибина. Выполнение заданий на стр. 34-35 учебника и графического панно «Фантастическое дерево» с использованием различных видов штриховки.

Иллюстрации И. Билибина к сказкам. Рисование в любой технике иллюстрации к русской народной сказке или панно «Древнерусский витязь и девица-красавица».

Занятия 24-25 (2 ч), стр. 38-39 учебника, стр. 46-47 рабочей тетради.

Древнерусская книга. Иметь представление о том, что такое буквица, лицевая рукопись. Выполнение заданий в учебнике на стр. 39. Выполнение заданий учебника и в рабочей тетради. Коллективная работа «Кириллица».

Занятия 26-29 (3 ч), стр. 40-43 учебника, стр. 14-19 и 63рабочей тетради.

Занятие для любознательных (самостоятельное изучение темы). Как создаётся театральный спектакль. Выполнение заданий в учебнике. Получение представления о работе различных театральных художников (декорации и костюмы).

Коллективная работа: подготовка и постановка кукольного спектакля по сказке П. Бажова «Серебряное Копытце».

Занятие 30 (1 ч), стр. 48-57 учебника.

Изучение истории Русского музея и некоторых картин, представленных в нём. Класс можно разделить на группы и поручить представителям групп рассказать о каждой картине. Рассказ может сопровождаться подходящей музыкой.

Занятия 31-32 (2 ч). По желанию детей можно факультативно (в группах продлённого дня или дома с родителями) выполнить проектные задания (открытки или панно) к праздникам.



















Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся начального общего образования.

Содержание учебного предмета, курса

Тематичемкое планирование

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся



3кл.

Виды художественной деятельности (8ч.)

Особенности художественного творчества. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность передача общего через единичное, человек, мир природы в школьной жизни, образ человека природы в искусстве, отражение в произведе

ниях эстетичес

ких искусств человечес

ких чувств и идей; отражение отношения к природе человеку и обществу. Фотография и произизведение

изобразительного искусства.

Виды божественной деятельности: живопись, скульптура архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство.


Между художником и зрителем нет непреодолимых границ. Художник, воспроизводя реальный мир таким, каким он его видит, чувствует, создает художественный образ. В художественном образе сосредоточены реальность и воображение, идеи и чувства, отношение художника к природе, человеку, обществу, событиям и явлениям. Зритель воспринимаем произведение искусства, соотнося изображенное с собственным

опытом, чувствами, отношением. Для того чтобы правильно понять содержание произведения, надо знать язык, на котором «говорить» художник. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства (обзор).

8

Воспринимать и выражать

своё отношение к шедеврам русского и мирового искусства.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений.

Понимать условность и субъективность художественного образа.

Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведении искусства, и объяснять разницу.

Понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии.

Выбирать и использовать

различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла.

Значимые темы искусства (8ч.)


Роль ритма в эмоциональном участии композиции в живописи и в рисунке (ритмы: спокойный, замедленный, отрывистый, беспокойный и т. д). Особая

роль ритма в декоративно-прикладном искусстве. Ритм гаий, ритм пятен,ритм цвета, передача движения в композиции с помощью ритма орнаментов.

Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний.

Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы в рисунке, живописи, аппликации (возможны темы: «Осень в парке», «Осенний лес»). Выполнение упражнений на ритм. Передача движения и эмоционального состояния в композиции на плоскости: изображение птичьей стаи, стайки рыб, падающей листвы (рисунок, живопись, граттаж, аппликация). Передача движения в композиции с помощью ритма. Уравновешенные или динамичные композиции на заданную тему. Украшение закладки или открытки простым орнаментом, используя чередование геометрических или растительных элементов.




8


Использовать контраст для усиления эмоционально-образного звучания работы. Использовать композиционный центр,

отделять главное от второстепенного. Изображать растения, животных, человека, природу, сказочные и фантастические существа, здания, предметы. Передавать с помощью ритма движение и эмоциональное состояние в композиции на плоскости.

Азбука искусства (9ч.)

Композиция, форма, ритм, цвет, объем, фактура - средства художественной выразительности изобразительных искусств, композиция в рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании и дизайне, декоративно-прикладном искусстве. Элементарные приемы построения композиции на плоскости и в пространстве. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе - больше,дальше - меньше, отраживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. композиционный центр изобразительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции, симметрия и асимметрия, образы природы в живописи. Цвет - основа языка живописи.

Живописные материалы. Красота и разнообразие природы,

человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Основные и составные, теплые и холодные цвета. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами.











































Образы человека в живописи.





































































































































Линия - основа языка рисунка. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приемы работы различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка.

Линия, штрих, пятно и художественный образ. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.









































































































Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача на плоскости и в пространстве.

сходство и контраст форм, простые геометрические формы. Природные формы. трансформация форм, влияние формы предмета на представление о его характере. силуэт. Использование простых форм для создания поразительных образов.













































































Объем - основа языка скульптур.

Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина - раскатывание; набор объема; вытягивание формы). Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

































Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования. Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа. Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.


Интернациональный язык искусства. Композиция - основа языка всех искусств. Способы построения простой композиции при изображении природы, человека, предмета, тематического сюжета. Создание композиции на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве (скульптура, художественное конструирование). Жанр пейзажа. Композиция пейзажа в живописи и графике (понятия: перспектива, линия горизонта, ближе - больше, дальше - меньше, загораживание;

контраст в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное

и т.д.). Основная идея тематики уроков, связанных с пейзажем «Земля - наш общий дом».

Изучение свойств цвета в процессе создания композиций -основные и составные цвета (примерные темы: «Цветы для мамы», «Цветущий луг», «Воздушные шары», «Разноцветные бабочки» и т. п), теплые и холодные цвета {примерные темы: «Дворец Снежной королевы», «Изумрудный город», «Город солнца», «Цветочный город»).

Передача с помощью цветов теплой или холодной гаммы характера человеческих взаимоотношений, различных эмоциональных состояний: добра и зла, тревоги и нежности, сострадания и героики и т. д. (создание живописными средствами образа постройки, сказочного персонажа). Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа (примерные темы: «Гроза», «Ветер», «Снежная буря», «Весенний день», «Солнечный день в горах», «Закат»).

Знакомство с художественными произведениями, изображающими природу и человека в контрастных
эмоциональных состояниях.
Жанр портрета. Основная идея тематики уроков, связанных с портретом, - «Человек и человеческие взаимоотношения».
Образ человека в разных культурах мира. Представления
народов о красоте человека, отраженные в изобразительном
искусстве, сказках, песнях.
Композиция и порядок изображения (от пятна) портрета
в живописи. Пропорции фигуры и лица человека. Изображение женского и мужского портретов
персонажей русских народных сказок (например, Василиса
Прекрасная, Василиса
Премудрая, Аленушка,
Иван-царевич, Илья
Муромец и т.д.). Создание женских и мужских образов
античного мира, Средневековья,стран Востока.
Красота и гармония общения (со сверстниками, с людьми
старшего поколения, природой)искусстве как отражение
внутреннего мира человека.
Изображение портрета современника (друга, автопортрета, мамы, солдата Великой Отечественной войны и т. д.). Примерные темы композиций: «Мать и дитя», «Я и моя семья», «Мои друзья» и др.).

Приемы работы различными графическими материалами. Рисунок как самостоятельное произведение искусства и как подготовительная работа. Создание с помощью линии, Штриха, пятна выразительных образов, передача эмоционального состояния природы/ человека, животного. Примерные задания: образы деревьев старое, крючковатое, молодое, нежное, стройное; величавое, мощное, раскидистое (образы: «Дуб-богатырь», «Березка - девица-красавица» и т. п.). Образы животных: разъяренных и ласковых, например кошки, собаки и др. Примерные темы композиций: «Зимний лес», «Лес Снегурочки», «Лес Деда Мороза», «Лес Кощея Бессмертного», «Кошка на окошке», «Кошка-охотница» и т. п.

Знакомство с рисунками русских и зарубежных художников, изображающими природу, человека, животных. Изображение графическими средствами бабочек, сказочной птицы, зверя, фантастических существ, сказочных замков; выражение их характера.

Анализ геометрической формы предмета. Изображение предметов различной формы (рисунок, живопись). Жанр натюрморта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Изображение простого натюрморта с натуры или по представлению. Передача с помощью формы и цвета образа-характера предметов (например, олицетворение предметов быта с героями известной сказки или выполнение эскиза чайного сервиза для купчихи, царевны, Бабы-яги и т. д.). Сходство и контраст форм. Геометрические и природные формы в орнаменте (эскиз украшения предмета быта или одежды, например платка).

Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций. Разнообразие форм предметного мира и передача их в пространстве. Лепка животных, человека, сказочных персонажей. Прием трансформации объемных форм для создания выразительных образов животных. Знакомство с выразительными произведениями скульптуры, изображающими человека, животных, мифологических персонажей.

Лепка фигуры спортсмена, выразительного сказочного или литературного персонажа.

Представление о разнообразии материалов для художественного конструирования и моделирования. Основная идея тематики уроков, связанных с организацией материальной среды - «Искусство дарит людям красоту». Элементарные приемы работы с различными материалами (пластилин, бумага, картон и др.) для создания выразительного образа.

Постройки в природе: птичьи
гнезда, норы, ульи, панцирь
черепахи, домик улитки и т, д.
Разнообразие форм предметного
мира, сходство и контраст,
передача их в объеме или
выполнение эскизов на
плоскости. Искусство дизайна в
современном мире-
Художественное
конструирование и оформление
помещений и парков, транспорта
и посуды, мебели и одежды, книг
и игрушек (примерные задания:
изображение любимой игрушки,
иллюстрации к любимой
книжке, проектирование мебели
для куклы или детской площадки,
лепка или конструирование из
бумаги, коробочек транспорта,
посуды и т.д.). Коллективная
работа. Художественное
конструирование сказочных
зданий (например, сказочного
зоопарка, в котором форма и
декор домиков для животных
передают черты его обитателя
или улицы в Цветочном городе).
Трансформация форм. Влияние
формы предмета на
представление о его характере.
Коллективная работа.
Конструирование детской
площадки, парка, городской.

9

Овладевать основами языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования. Создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве (скульптура, художественное конструирование). Наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональные состояния,

Понимать разницу в изображении природы в разное время

года, суток, в различную погоду. Использовать элементарные правила перспективы для передачи пространства на плоскости в изображениях природы, городского пейзажа, сюжетных сцен. Использова

ть различные средства живописи для создания выразительных образов природы разных географических широт. Различать основные и составные, теплые и холодные цвета.

Овладевать на практике основами цветоведения. Создавать средствами живописи эмоционально выразительные образы природы, человека, сказочного героя. Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние природы, персонажа. Воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и зарубежного искусства, изображающие природу и человека в контрастных эмоциональ

ных состояниях.

Передавать характерные черты: внешнего облика, одежды, украшений, отражающих отношение народов к человеку. Использова

ть

пропорциональные отношения лица, фигуры человека при создании портрета. Изображать портреты персонажей народных сказок, мифов, литературных произведений, передавать свое отношение к персонажу.

Эмоциональ

но откликаться

на образы персонажей произведений искусства, пробуждающих чувства печали, сострадания, радости, героизма, бескорыстия, отвращения, ужаса и т. д. Понимать ценность искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром.




















Овладевать приемами работы различными графическими материалами. Создавать графическими средствами выразительные образы

природы, человека, животного. Создавать средствами компьютерной графики выразительные образы природы, человека, животного (в программе Paint). Выбирать характер линий для создания ярких эмоциональных образов в рисунке.

Изображать графическими средствами реальных и фантастических птиц, насекомых, зверей, строения; выражать их характер.


Наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализирова

ть

геометрические формы предметов.

Изображать предметы различной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов в рисунке и живописи. Использова

ть декоративные элементы, простые узоры (геометрические, растительные) для украшения реальных и фантастических образов.


Использова

ть простые формы для создания выразительных образов человека или животного в скульптуре.

Моделировать с помощью трансформации природных форм образы фантастических животных или человечков на плоскости и в объеме. Использова

ть приемы трансформации объемных форм для создания выразительных образов животных.

Изображать в объёме выразительные образы человека, литературного персонажа.


Понимать роль изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Давать эстетическую оценку произведениям художественной культуры, предметам быта, архитектурным постройкам, сопровождающим жизнь человека.

Наблюдать постройки в природе: птичьи гнезда, норы,

ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.

Различать разнообразие форм предметного мира.

Видеть и понимать многообразие видов художественной деятельности человека, связанной с моделированием и конструированием: здания, предметы быта, транспорт, посуда, одежда, театральные декорации, садово-парковое искусство и т. д.

Конструировать здания из картона, бумаги, пластилина.

Моделировать различные комплексы: детскую площадку, сказочный зоопарк, улицу и т.д.

Использовать для выразительности композиции сходство и контраст форм.



Понимать роль художника в театре.

Моделировать маску, костюм сказочного персонажа из подручных материалов.

Выполнять простые макеты.

Узнавать характерные черты нескольких ярких культур мира (например: Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия).







Опыт Художественно-творческой деятельности (9ч.)

Декоративно-прикладное искусство. Понимание истоков декоративно-прикладного искусства и его роли в жизни человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Пейзажи родной природы. Синтетичный характер народной культуры (украшения жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки).





































































Разнообразие декоративных форм в природе. Сказочные образы народной культуры и декоративно-прикладное искусство. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов




















Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Определяющая роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Красота пейзажей родной природы. Создание композиции на тему «Гармония жилья с природой» (коллективная или индивидуальная работа), Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма (на примере русского искусства). Основная идея тематики уроков, связанных с русской культурой и искусством, - «Родина моя - Россия». Конструкция и декор традиционного жилища, костюмов, предметов быта и орудий труда. Изображение крестьянской избы (на плоскости или в объеме), использование элементов декора.

Древние образы и знаковый характер древних изображений, используемых в украшении жилья и предметов быта. Сказочные образы народной культуры в декоративно-прикладном искусстве.

улицы (с транспортом) с использованием простых геометрических и растительных форм.

Изготовление маски или куклы кукольного спектакля с

использованием приема трансформации формы для выразительности характеристики персонажа..

Образы архитектуры разных эпох и народов.

Композиция на темы городской жизни или иллюстрации к мифам Античности и сказкам Средневековья с изображением человека в городской среде (на фоне зданий).




9

Понимать важность гармонии постройки с окружающим ландшафтом.

Создавать графическими и живописными средствами композицию пейзажа с входящими в него постройками.



















































































Понимать смысл знаков-сказов народного искусства и знаково-символический язык декоративно-прикладного искусства.

Наблюдать и передавать в

собственной художественно- деятельности единые черты в архитектуре, одежде, предметах быта нескольких наиболее ярких культур.

Осознавать героизм и нравственную красоту подвига защитников Отечества. Понимать собственную ответственность за свою Родину, принимать посильное участие в сохранении памяти о ее героях.






















VII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса «Изобразительное искусство»

Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения

Количество

Примечания

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Энциклопедия «Русские художники»

Хрестоматии литературных произведений к урокам изо


Библиотечный фонд комплектуется на
основе федерального перечня учебников,
рекомендованных (допущенных)
Минобрнауки РФ

Печатные пособия

Демонстрационный материал (картинки, предметные таблицы) в соответствии с основными требованиями программы обучения.


Многоразового использования

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Цифровые информационные инструменты и источники (по основным темам программы): электронные справочные и учебные пособия


При наличии необходимых технических условий


Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц

Магнитная доска Видеомагнитофон

DVD проигрыватель

Телевизор

Цифровая фотокамера



Демонстрационные пособия

Видеофильм «Труд людей», «Технологические процессы».


При наличии технических средств

Экранно-звуковые пособия

Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия», отражающие основные темы курса


При наличии технических средств

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Краски акварельные ,гуашевые.Кисти беличьи.

Набор инструментов для работы с различными материалами.

Пластилин.

Набор цветной бумаги, картона.

Цветные карандаши.

Восковые мелки.



СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического Заместитель директора по УВР объединения учителей начальных классов _____________ Г.И.Ткаченко от протокол № ______________ Л.В. Петровичева

© 2010-2022