Исследовательская работа по теме Улитки как альтернатива домашним животным

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ивановский район

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Среднебелое


Конференция «Нет границ познанию мира»

Тема: «Улитки - альтернатива

домашним животным»


Автор: ученица 3 класса

Устинова Кристина Александровна

Руководитель:

учитель начальных классов

Дидык Наталья Викторовна





февраль 2013 г.



Оглавление. 1. Введение - стр.2-3 2. Основная часть 2.1Кто такие ахатины?

  1. Описание - стр.4
  2. Строение - стр.5
  3. Кормление - стр.5
  4. Террариумы для улиток - стр.5-6
  5. Размножение - стр.6
2.2 Практическая часть
  1. Анкетирование. - стр.7-9
  2. Опыты.
3. Вывод. Рекомендации. - стр.10 4. Заключение - стр.11 5. Список литературы - стр.12 6. Приложение.
  1. Результаты анкетирования. -стр.13-14
  2. Фото проведённых опытов. - стр.15-16




































Введение. Проблема: В настоящее время на нашей планете растет численность людей с аллергией на домашних животных. И раз нельзя заводить дома кошку, собаку или морскую свинку, надо найти альтернативу. Актуальность: Я предлагаю выращивать африканских улиток « Ахатин », как домашних питомцев. Потому, что они не прихотливы в содержании, не вызывают аллергии, не агрессивны, не кусаются, снимают стрессовое состояние. Таким образом, изучение особенностей жизнедеятельности африканских улиток « Ахатин » в домашних условиях актуально и практически значимо.

Цель: Найти альтернативу домашним животным, вызывающих аллергию, изучить особенности жизнедеятельности улиток на примере « Ахатина Фулика ». Задачи: 1.Подобрать и систематизировать материал по теме. 2.Познакомиться с поведением улиток. 3. Выполнить практические работы по особенностям жизнедеятельности улиток. 4. Выяснить, какие продукты питания влияют на внешний вид улиток. 5.Проанализировать полученные результаты. В качестве объектов исследования африканские улитки «Ахатины». Гипотеза: Улитки могут быть альтернативой традиционным домашним животным.

Методы исследования : - теоретические ( анализ литературы ) - анкетирование - опыты - наблюдения - анализ результатов Объект исследования: африканские улитки «Ахатины» Сроки выполнения: январь-февраль 2013 г. В работе использованы интернет ресурсы, энциклопедические данные, а так же собственные наблюдения.













































Основная часть. Глава 1. Кто такие Ахатины? Ахатина фулика, восточно- африканская улитка - сухопутный, брюхоногий моллюск из подкласса легочных улиток. Ахатина фулика самый популярный быстроразмножающийся вид, распространен по всей Африке к югу от Сахары. Окраска ноги и раковины разнообразная, так же, как и размер. Существуют улитки Ахатина фулика, у которых раковина во взрослом состоянии достигает 10 - 14 см, и даже были случаи до 20 см в неволе. Размер раковины зависит от содержания. Если улиток после полового созревания держать отдельно, исключая размножение, то ракушка может продолжать расти больше, чем у размножающейся улитки, так как кальций, который необходим для построения ракушки пойдет в рост, а не на формирование яиц. Размер кладки до 300 яиц, размером 3-6 мм, белого или желтоватого цвета. В неволе живут 4-6 лет. Неприхотливы, всеядны, оптимальная температура содержания 24-26 градусов, не любят переувлажнения. 2.Строение улитки. Тело улитки состоит из головы, туловища, раковины и ноги. У улитки есть мозг, глаза, легкое, почка, сердце. Помимо легкого, «Ахатина» дышит еще через кожу с множеством складок. Массивная раковина защищает улитку от всевозможных опасностей внешнего мира и предохраняет мягкое тело от высыхания. В зависимости от климата, раковина приобретает разные свойства: в условиях высокой влажности, панцирь становится более тонким и прозрачным, а если жарко и сухо, его стенки утолщаются и белеют, защищая улитку от перегрева. На голове есть ротовое отверстие, а также расположены две пары щупалец: на конце верхней пары более длинных щупалец находятся глаза. Глазные (верхние) щупальца несут также функцию органа обоняния, нижние - осязания. Как нетрудно заметить, «Ахатина» имеет четыре «рога» - два подлиннее на макушке, два покороче - внизу головы. Так, что можно считать, что длинные рожки улитки - это глазки на стебельках. Благодаря им улитки способны воспринимать разные степени освещения, а также распознавать предметы, расположенные вблизи (на расстоянии примерно 1 см). Интенсивность света улитка различает также всем телом, а именно светочувствительными клетками, поэтому сильный, слепящий свет «Ахатины» недолюбливают. В глотке улитки присутствует аппарат для размельчения пищи - радула, которую можно назвать терка. При помощи такой терки улитка легко справляется с твердыми овощами. Язычок, при помощи которого питаются улитки, усажен роговыми шипами и поэтому он у них шершавый, как у кошки. 3.Кормление Кормить молодых улиток надо каждый день, а вот взрослых 1-2 раза в неделю. О своих потребностях питомцы расскажут сами: если улитка отказывается от еды или ест неохотно - значит кормят ее слишком часто. Питаются улитки при помощи своего язычка, используя который они перемалывают такие твердые овощи, как морковь, капуста или свекла. Из фруктов улитки едят яблоки, груши, виноград, дыню, бананы, ананасы, киви, арбуз. Из овощей - огурцы, помидоры, кабачки, тыкву, капусту, сладкий перец, морковь, кукурузу. Из зелени можно давать укроп, петрушку, листья салата, одуванчика, подорожника. Также улитки любят хлеб, свежие грибы, вареные яйца. Как видите выбор еды для этих брюхоногих огромен. Главное, не баловать улиток чем-нибудь одним, иначе, распробовав лакомство, улитка откажется есть что то другое. Категорически запрещено добавлять в еду что -нибудь острое, маринованное, копченое, жареное или соленое. Соль приводит к летальному исходу. Для строительства раковины, улиткам необходимы продукты, где есть карбонат кальция. Он содержится в природном меле, скорлупе сырых яиц, твороге, минеральном камне для попугаев ( без соли ), отварном яйце. Чтобы улитке было легче переваривать скорлупу ее предварительно измельчают. После кормления остатки пищи следует убирать, иначе в них могут завестись мошки. После еды стенки террариума и грунт нужно опрыскать водой, чтобы улитка могла попить. 4.Террариум для улиток. В качестве домика для улиток, подойдут обычные аквариумы, а так же пищевые контейнеры. Чтобы улиткам было достаточно просторно в своем жилище, объем террариума нужно подбирать из расчета 10 литров на одну улитку. И чем вместительнее аквариум, тем больше по размеру вырастут ваши питомцы. Чтобы улитки не выползали из террариума, его обязательно нужно прикрывать крышкой. В крышке или в стенках следует сделать вентиляционные отверстия, чтобы обеспечить приток кислорода. Итак, в нашем террариуме я поставила две кормушки, в одну я кладу улиткам еду, а в другую насыпаю измельченную скорлупу для укрепления панциря. Грунт должен быть не слишком сухим, но и не слишком сырым. Сами улитки подскажут вам, что делать. Если они все время сидят на стенках, значит грунт слишком влажный. Если же улитки прячутся в раковине, значит им слишком сухо. Если же влажность грунта устраивает улиток, то они с удовольствием путешествуют по нему ночью, а днем закапываются в почву. Температура в террариуме: Идеальной температурой для улиток считается 25-28 градусов. Обогревается террариум с помощью обычной лампы накаливания, которую можно установить снизу, сбоку или сверху. Нагревать постоянно домик не нужно, поскольку при комнатной температуре улитки тоже себя хорошо чувствуют, только становятся медленнее. 5.Размножение улиток: Если влажность в террариуме оптимальная, то улитки могут приносить потомство круглый год. Они наделены как женскими, так и мужскими половыми органами. К продолжению рода готовы уже к 6-7 месяцам. Через 1-2 недели после контакта, каждая улитка зарывается в грунт на половину и откладывает яйца. В кладке может быть от 20 до 300 яиц. В год улитка способна делать 5-6 кладок.









































2.Практическая часть. 1.Анкетирование Вопросы анкеты:

  1. Знаете ли вы, кто такие Ахатины?
  2. Хотели бы вы узнать о жизни Ахатинов?
  3. Как вы считаете, могут ли стать улитки альтернативой домашним животным?
В результате анкетирования выяснилось, что из 64 учащихся начальной школы только 3 знают, кто такие Ахатины 60 человек хотели бы узнать о их жизни, и только 4 не заинтересовал этот вопрос (результаты анкетирования отображены в приложении с.13-14) На 3 вопрос 38 учащихся ответили, что затрудняются ответить 23 ребёнка - дали ответ - нет, И лишь 3 учащихся согласились с тем, что улитки могут стать альтернативой домашним животным.

Чтобы доказать, что улиток можно содержать в домашних условиях, я приобрела Ахатинов и провела с ними следующие опыты. Опыт 1. « Зависимость окраски раковины улитки от принимаемой пищи». (Приложение с.15) Оборудование: Террариумы с улитками, морковь, перец красный болгарский, помидоры, перец зеленый болгарский, огурцы, зелень салата. Я разделила улиток на две группы и стала кормить их разной пищей.
  1. Первую группу кормила продуктами только красного цвета, такими, как морковь, помидоры, красный болгарский перец.
  2. Другую - кормила продуктами только зеленого цвета, такими, как зелень салата, огурцы, перец болгарский зеленый.
В течении месяца я вела наблюдение за окраской раковин улиток в разных группах и записывала результаты. Результаты: У улиток группы №1 , которые питались красными овощами, раковины приобрели яркий, красивый цвет. У улиток группы №2, которые питались зелеными овощами, раковины приобрели тусклый оттенок с зеленоватым отливом. Вывод: Если кормить улитку яркими овощами - ее раковина в ходе роста, приобретает цвет овоща. Опыт 2. « Определение пищевых предпочтений».(Приложение с.15) Оборудование: Улитки, морковь, перец, капуста, петрушка, бананы, свекла, хлеб. Ход работы: Кормила улиток каждый день, количество пищи давала одинаковое. Через сутки забирала остатки пищи. Результаты записывала в течении недели. После проведения опыта я сделала вывод, что лучше всего улитки ели морковь, перец, яблоко, петрушку. Плохо ели - капусту, бананы, свеклу, хлеб. Опыт 3. « Определение наличия слуха у улиток».(Приложение с.15) Оборудование: улитки, террариум, свисток, различные предметы, издающие громкие звуки - ложки, барабан, магнитофон и т.д. В литературе я нашла информацию о том, что у улиток отсутствует слух. Для того, чтобы проверить эту информацию, в течении дня я, приоткрыв крышку террариума, издавала громкие звуки при помощи свистка, различных подручных средств, громко произносила фразы, стучала ложками .но улитки не реагировали ни на один из звуков и вели себя спокойно. Вывод - у улиток слух совершенно отсутствует. Опыт 4. « Отношение к купанию». (Приложение с.16) Оборудование: улитки, вода разной температуры. Так же я выяснила, что улиток необходимо изредка мыть теплой водой под душем. Я попробовала и выяснила. что они очень любят купаться и вытягиваются под струей воды. Важно, чтобы вода была именно теплой, а не горячей, а струя воды была не слишком сильной, иначе улитка просто спрячется. Самих улиток можно искупать под теплой, несильной струей из под крана, а раковину протереть щеточкой с мягким ворсом. Вывод: Улитки очень любят купаться и смешно топорщат рожки под струей воды. Опыт 5. « Определение неблагоприятных условий».(Приложение с.16) Оборудование: Улитки, террариумы. Ход работы: Улиток разделила на две группы, для проведения опыта. В одном террариуме поддерживала идеальную температуру и постоянно увлажняла, вовремя кормила. В другом террариуме создала неблагоприятные условия (недостаточно влаги, нет корма).Результаты наблюдений записывала. В результате наблюдений я выяснила, что улитки группы №1 активно двигались, а улитки группы №2 спрятались в раковину, при этом перестали двигаться и есть. Вывод: Таким образом, при неблагоприятных условиях улитка впадает в спячку. В этом случае улиток можно оставить на несколько месяцев, без какого либо ухода, при этом нет никакого запаха. Это очень удобно, когда необходимо оставить домашнее животное на некоторое время без присмотра. При этом важно соблюдать условия, чтобы грунт был сухой и не было еды. По окончанию опыта, я задумалась, а как разбудить улитку? Оказывается очень просто - достаточно намочить раковину теплой водой, положить в террариум с допустимой влажностью.

































Вывод. В результате работы я сделала следующие выводы:
  1. Улитки растут настолько быстро, насколько им позволяют условия: чем комфортнее среда обитания, тем быстрее улитка растет.
  2. Улитки меняют цвет раковины в зависимости от цвета еды. Итак, при питании яркими продуктами цвет раковины становится ярким. При питании зелеными продуктами цвет раковины становится бледным и приобретает зеленоватый оттенок.
  3. В еде не прихотливы, едят все: кроме острого, соленого, маринованного, жареного, копченого.
  4. При неблагоприятных условиях впадают в спячку.


Рекомендации:
  1. Террариум можно сделать из обычного аквариума. Размер 10 литров на одну улитку.
  2. Необходимо закрывать террариум крышкой с отверстием для доступа кислорода.
  3. Для поддержания влажности рекомендуется опрыскивать грунт и стенки террариума.
  4. Рекомендую улиток, как прекрасный доступный объект наблюдений в неволе, благотворно влияющих на нервную систему человека, не вызывающих аллергию.
  5. Предлагаю улиток, как прекрасных домашних животных, которые крайне неприхотливы.




















Заключение: При изучении особенностей жизнедеятельности улиток, мы доказали, что альтернатива традиционным домашним животным есть. Когда хочется или нужно завести домашнее животное, порой возникает множество проблем. В таком случае улитки - самый лучший вариант. Улитки не требуют ежедневных прогулок, не шумят, не пахнут, не пачкают мебель и одежду шерстью, едят практически все, не требуют частого, сложного или дорогого ухода, не занимают много места, не кусаются и не царапаются, улитку можно взять с собой в отпуск или оставить одну на длительное время, они не вызывают аллергии, долго живут ( в неволе 5-9 лет).









































Список литературы: 1.Брэм А.Э. - Жизнь животных - Тэрра, 1996 - стр.400 2.М.С. Гиляров - Советская энциклопедия, 1989г. - стр. 125 3. Краснов И. - Гигантские улитки - Ахатины - Аквариум-Принт, 2007 г, стр.67-89 4.Краснов И. - Опыт успешного содержания и разведения в домашних условиях - Мир животных, 2008 г., стр.12-43 5. Пастернак Р.К.- Энциклопедия Жизнь животных- Просвещение, 1988 г- 52-60 стр. 6. rodoslovnaya.ru . Редкие и экзотические животные. Ахатина 7.achtina.by.ru



































Приложения: 1.Анкетирование. В опросе приняло участие 64 ученика 1-4 классов. Вопросы анкеты. 1.Знаете ли вы, кто такие ахатины? Из 64 учеников только 3 знали ответ на этот вопрос.

  1. Хотели бы вы узнать о жизни ахатинов? (60 человек ответили - да. И только 4 человека не захотели узнать ответ на этот вопрос)


3.Могут ли стать улитки альтернативой домашним животным? 38 учащихся ответили, что затрудняются ответить на этот вопрос 23 ребёнка - дали ответ - нет, И лишь 3 учащихся согласились с тем, что улитки могут стать альтернативой домашним животным.















































Результаты опытов: Опыт № 1. Зависимость окраски раковины улитки от принимаемой пищи

Исследовательская работа по теме Улитки как альтернатива домашним животнымИсследовательская работа по теме Улитки как альтернатива домашним животным

На 1 фото - улиток кормили овощами и фруктами зелёного цвета, на 2 - красного.

Опыт № 2. Пищевые предпочтения

Исследовательская работа по теме Улитки как альтернатива домашним животным

Опыт № 3. Определение наличия слуха.

Исследовательская работа по теме Улитки как альтернатива домашним животнымИсследовательская работа по теме Улитки как альтернатива домашним животным

Опыт № 4. Отношение к купанию

Исследовательская работа по теме Улитки как альтернатива домашним животнымИсследовательская работа по теме Улитки как альтернатива домашним животным

Опыт № 5. Определение благоприятных условий

Исследовательская работа по теме Улитки как альтернатива домашним животнымИсследовательская работа по теме Улитки как альтернатива домашним животным

На 1 рисунке - благоприятные условия (улитка активна), На 2 - неблагоприятные (улитка в спячке)

18


© 2010-2022