Ребёнк и его речь

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Влияние нарушения звукопроизношения на формирование навыка чтения и письма
Каждый из родителей, провожая своего ребёнка в первый класс, надеется на то, что он будет учиться успешно. Если же эти надежды не оправдываются, то причину начинают искать непосредственно в школе: в условиях обучения ребёнка, в отношении к нему учителя. На самом деле одной из причин возникновения этих проблем является нарушение устной речи ребёнка. Такое нарушение может проявляться в бедности словарного запаса, в неточном понимании значений многих слов, в неумении грамматически правильно соединять слова между собой, в дефектах звукопроизношения (отсутствие или замена звуков речи), в нарушении фонематической стороны речи (неумение различать звуки на слух, выделять их из слова, определять последовательность и количество звуков в слове). В период школьного обучения, когда к речи начинают предъявляться гораздо более высокие требования, ребёнок с нарушением устной речи испытывает трудности в обучении и не может овладеть письмом и чтением в норме в течение многих лет. Так, например, нарушения фонематической стороны речи приводят к тому, что ребёнок длительное время не может освоить процесс чтения (от 3 до 4 лет): читает по слогам, заменяет или смешивает буквы, искажает окончания, а на письме наблюдаются пропуски букв, слогов, перестановки, замены («снки» - санки, «кичат» -кричат, «довр» - двор, «деди» - дети, «шиски» - шишки, «вазилёк» - василёк). Бедность словарного запаса и неточность понимания значений многих слов не позволяет ребёнку овладеть многими грамматическими правилами. Например, дети не улавливают смыслового различия между такими словами, как «лес» и «лиса», «горит» и «гора», «столица» и «сталь» и поэтому допускают ошибки на письме из-за неправильного подбора проверочных слов. Кроме того, бедность словарного запаса, неумение выразить свою мысль в виде распространенного предложения, непонимание причинно-следственных связей приводят к тому, что учащиеся на более поздних этапах обучения не умеют писать изложения и сочинения. Вывод: нарушения устной речи приводят, во-первых, к нарушению чтения и письма, которое проявляется в стойких специфических ошибках, во-вторых, к снижению учебной мотивации, из-за того, что ребёнку приходится переживать неприятные эмоции по поводу своих неуспехов на уроках чтения и письма. Для того чтобы помочь детям с нарушениями устной и письменной речи необходима своевременная и систематическая логопедическая помощь, поскольку исправление нарушений звукопроизношения требует профессиональных знаний, а специфические ошибки письма и чтения не могут быть преодолены обычными школьными методами. Мы предлагаем вам организовать на базе школы группу речевой коррекции для оказания логопедической помощи учащимся начальных классов общеобразовательной школы. Уважаемые родители, обращайте внимание на то, как формируется чтение и письмо у вашего ребёнка в первом классе. Помните, сформированная устная и письменная речь - залог успеха в учебной деятельности.





© 2010-2022