Кейс-урок по окружающему миру Жизнь луга

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кейс-урок по окружающему миру Жизнь лугаКейс-урок

Класс:4

УМК :Школа России

Учебный предмет:Окружающий мир Тема: «Жизнь луга».

Цель: способствовать формированию представлений учащихся о луге, как о природном сообществе; познакомить с разнообразием живых организмов луга; узнать о связи между неживой и живой природой.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить с природным сообществом луга, знать растительный и животный мир, связь между неживой и живой природой. познавательные: отбирать среди предложенных учителем источников нужную информацию, перерабатывать информацию (анализировать, обобщать, сравнивать и группировать информацию); представлять информацию в виде таблицы; регулятивные: планировать свою работу, составлять план работы, оценивать свою работу и работу товарищей; коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, отстаивать свою точку зрения; личностные: понимать смысл учения, желание продолжить свою учёбу.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Снова пришёл долгожданный миг -

Нам пора в дорогу.

Он зовёт нас в загадочный мир,

Таинственный мир природы.

  1. Актуализация знаний.
Тест

(Дети работают в КИМ. Тест 25. Стр.37.) Проверка теста. Самооценивание. Работа с детьми, которые сделали ошибки. 3. Самоопределение к деятельности.

- Чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока. Разгадайте кроссворд. (Кроссворд на доске).


  1. Назовите самую богатую и разнообразную природную зону России. (Лес)

  2. Вертикальная структура леса. (Ярус)

  3. Наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. (Экология).

- Сформулируйте тему урока.

- Чему мы сегодня будем учиться?

  • Узнаем :.о природном сообществе луга,.

какие растения и животные там живут,

о связи между неживой и живой природой. 4.Организация работы с кейсами.

Итак, мы обозначили вопросы, на которые должны дать ответ. Для этого мы разделимся на три группы. Каждая группа подготовит своё сообщение в соответствии с поставленной целью.

1 группа расскажет, что такое луг

2группа расскажет о растениях луга.

3группа поведает о животных

4 группа сделает сообщение о связи между неживой и живой природой

Полнота информации

Слаженность работы группы

Презентация выступления

1-я группа

2-я группа

3-я группа

4-я группа


Кейс № 1. Источник 1. Плешаков А.А. Учебник «Окружающий мир», 4 класс, часть 1, издательство «Просвещение», 2014. Источник 2 (текст).

Лугами называют безлесные площади, занятые травянистыми растениями. Эти растения любят свет и тепло, поэтому растут на открытой местности.

- Обычно луга располагаются по берегам рек и озер. Эти луга - одни из самых лучших.

Источник 3(текст)

Во время весеннего половодья вода заливает прибрежные территории и выносит на них много ила. Ил обогащает почву перегноем. Поэтому травы здесь особенно быстро разрастаются. Эти луга так и называются - заливные. Поэтому здесь нет деревьев. Они не выживут - вымокнут. Деревья на лугах можно увидеть небольшими группами только на возвышенностях, где в почве меньше влаги. Люди никогда не селятся на лугах, т.к. в половодье зальёт жильё.

Луговые травы растут ярусами - этажами; выше всех светолюбивые, ниже - теневыносливые.

Рассказ сопровождается показом рисунков, фотографий)

Кейс №2

Источник 1. Плешаков А.А. Учебник «Окружающий мир», 4 класс, часть 1, издательство «Просвещение», 2014.

Источник 2(иллюстрация «Растения луга»)

Василёк луговой - многолетнее травянистое растение, высотой обычно около метра. У него прямостоячие, крепкие, шероховатые на ощупь побеги, которые в верхней части ветвятся и заканчиваются одиночными корзинками. Листья - удлинённые, седоватые от опушения. Нераскрывшаяся корзинка представляет собой желтоватый, гладенький шарик. Цветёт в течение всего лета, украшая луга и поляны яркими розовыми, голубыми и синими пятнами. Отдельные цветущие растения могут встретиться даже осенью, после листопада. Васильки - хорошие медоносы. Используется в народной медицине, обладает мочегонным, желчегонным, противовоспалительным, обезболивающим действием.

Колокольчик - название происходит от латинского слова в переводе - колокол, по форме венчика. Растение светолюбивое, холодостойкое и влаголюбивое. В пышном разнотравье лугов голубыми, синими, лазоревыми огоньками вспыхивают издали заметные цветки колокольчиков. У разных колокольчиков цветки имеют одинаковый вид - форму колокола, образованного пятью сросшимися лепестками. В народе колокольчики еще называют звонцами, звоночками, бубенчиками. Особенность у них такая - солнечная погода: цветы полностью раскрыты, начался дождь - они плотно закрылись. В природе встречается более ста пятидесяти видов колокольчиков.

Растение, которое мы называем ромашкой или поповником, оказывается не ромашка, а нивяник обыкновенный, он внесён в Красную книгу, а у ромашки совсем другие листья. Это многолетнее растение высотой до 80 см. Зацветает в конце мая - начале июня и цветёт 40-45 дней. Нивяник предпочитает хорошо освещённые места. Запаха у цветков растения нет. Именно цветки поповника используют для игры в "любит, не любит". Венки из ромашки делают также именно из поповника. Это чисто декоративное растение!
Кейс №3. Источник 1. Плешаков А.А. Учебник «Окружающий мир», 4 класс, часть 1, издательство «Просвещение», 2014. . Источник 2 (иллюстрация «Животный мир луга»).

Кузнечик - это интересное насекомое. Задние ноги у него длинные, нескладные и, кажется, даже мешают ему ходить. Во время опасности кузнечик подбирает свои ноги под себя. Ноги, как пружины, выпрямляются и бросают кузнечика далеко вперед. На ноге у кузнечика зазубринки, на крыле твердая жилка. Треск получается от трения ноги о крыло. На ногах кузнечика есть очень дырочки - это уши. Поэтому слышит кузнечик ногами.
Источник 3 (текст)

Самое прожорливое животное на планете. (Стрекоза)

Стрекоза - полезное насекомое. Крупные, с подвижной головой, большими глазами, короткими усиками, четырьмя прозрачными крыльями с густой сетью жилок и удлинённым стройным брюшком. При полёте стрекозы машут передней и задней парами крыльев поочерёдно, добиваясь лучшей маневренности, или одновременно - большей скорости. Это воздушные хищники - они на лету схватывают мух, комаров, бабочек, других насекомых. Их необходимо беречь. Стрекоза за своим любимым лакомством - мухой - способна пролететь за 1 час до 100 км, причем за тот же час эта обжора может проглотить целых 10 мух. Одной из особенностей её глаз является способность видеть в инфракрасном диапазоне, то есть они оценивают окружающую обстановку с помощью измерения температуры животных и предметов. Это помогает ей наиболее верно ориентироваться в пространстве и находить подходящую добычу.

Кейс № 4. Источник 1. Плешаков А.А. Учебник «Окружающий мир», 4 класс, часть 1, издательство «Просвещение», 2014. Источник 2 (текст). Связи между неживой и живой природой состоят в том, что воздух, вода, тепло, свет, минеральные соли являются условиями, необходимыми для жизни живых организмов, изменение в действиях этих факторов определенным образом влияет на организмы. Связь эта выражается и в приспособленности живых существ к среде обитания. Например, известно, как ярко проявляются способности живых организмов к жизни в воде. У организмов, обитающих в наземно-воздушной среде, прослеживается очень интересная форма связи с неживой природой: движение воздуха - ветер служит средством распространения плодов и семян целого ряда растений, а сами эти плоды и семена имеют хорошо заметные приспособительные признаки.

Между неживой и живой природой существуют связи и обратного характера, когда живые организмы оказывают влияние на окружающую их неживую среду. Например, изменяют состав воздуха. В лесу, благодаря растениям, в почве больше влаги, чем на лугу, в лесу другая температура, другая влажность воздуха.

Почва образована взаимосвязью неживой и живой природы с живыми организмами. Она занимает как-бы промежуточное положение между неживой и живой природой, служит связующим звеном между ними. Многие полезные ископаемые, которые относятся к неживой природе (известняк, торф, каменный уголь и другие) образовались из остатков живых организмов. Экологические связи внутри живой природы тоже очень разнообразны. Связи между различными растениями наиболее заметно проявляются в косвенном влиянии одних растений на другие.

Интересны связи между растениями и животными. С одной стороны, растения служат животным пищей (пищевая связь) ; создают среду их обитания (насыщают воздух кислородом) ; дают им убежище; служат материалом для построения жилищ (например, птичье гнездо) . С другой стороны, животные тоже влияют на растения. Например, распространяют их плоды и семена, в связи с чем у некоторых плодов имеются специальные приспособления (семена лопуха) .
Очень большое значение имеет раскрытие связей между человеком и природой. Причем, человек рассматривается как часть природы, он существует внутри природы и неотделим от нее.

Связь между человеком и природой проявляется, прежде всего, в той многообразной роли, которую природа играет в материальной и духовной жизни людей. Вместе с тем они проявляются и в обратном воздействии человека на природу, которое в свою очередь может быть положительным (охрана природы) и отрицательным (загрязнение воздуха, воды, уничтожение растений, животных и другое).
5.Работа в группах. (Учитель выступает в роли консультанта).
6. Физминутка. 5. Обобщение информации. Каждая группа зачитывает свою информацию. 6. Презентация выступления.

Выступает по одному представителю от группы. Заполняем таблицу.

Луг- природное сообщество

Растительный мир луга

Животный мир луга

Связь между неживой и живой природой (составление цепи питания)






7. Закрепление изученного материала.

Игра "Найди ошибку в рассказе".

(Учащиеся получают листочки с текстами по 1 на группу)

Июньским воскресным днем мы отправились на луг.

Погода была хорошая. Как красиво кругом! Луг похож на пестрый ковер. Девочки нарвали большие букеты цветов. Мальчики наловили бабочек и кузнечиков. Будет, что показать друзьям в городе. В траве мы нашли гнездо какой-то птицы. В нем лежали маленькие голубоватые яйца. Мы подержали их в руках и положили обратно. Раздавили несколько гусениц - все равно они вредные. Потом мы перекусили. Пластиковые бутылки оставили - микробы их разрушат. Домой вернулись довольные. Весело прошел день!

- Сколько ошибок в поведении ребят вы нашли? (5) Какие? (Каждая группа называет по одной ошибке)


Составить памятку «Как вести себя на лугу» (Рассказ сопровождается показом рисунков, фотографий.)


8. Итог урока. Рефлексия. Подведем итог урока. Достигли мы цели урока? Все ли пункты плана мы выполнили? За что себя мы можем похвалить? Оцените свою работу в группе. Закончите предложения: Самым интересным для меня было ..., потому что ... Самым скучным для меня было ..., потому что ... Теперь бы я хотел ещё узнать о ..., потому что ... Мне понравилось ..., потому что ...

Отметьте качество своей работы в «листах успеха».
9. Домашнее задание.

  • Дома вы еще раз повторите пройденную тему по учебнику. Для тех, кто хочет знать еще больше, - дополнительное задание: подготовить сообщение о каком-либо растении, животном луга, пользуясь справочником, энциклопедией, Интернетом.

5


© 2010-2022