Конспект урока по русскому языку Проект «Рассказ о слове»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Проект «Рассказ о слове» Задача деятельности учителя: создать условия для организации и проведения проектной деятельности. Тип урока: контроль и коррекция знаний. Планируемые результаты обучения: Предметные: научатся подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении, составлять словарную статью о слове, участвовать в ее презентации. Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД): Познавательные: активно использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач; владеть логическими операциями анализа, синтеза, сравнения, обобщения; использовать знаково-символические средства представления информации, различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, осуществлять поиск ее достижения, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, излагать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Личностные: владеют навыками конструктивного сотрудничества со взрослыми и сверстниками, проявляют познавательный интерес к изучению предметного курса. Оборудование: доска, проектор, интерактивная доска (по возможности). Образовательные ресурсы: 1. Учебник, рабочая тетрадь. 2. Словари: толковый, синонимов, антонимов, фразеологизмов, однокоренных слов. 3. Тексты художественных произведений (по выбору учащихся).





Сценарий урока I. Сообщение темы урока. - Сегодня на уроке проведем презентацию проектной деятельности о слове. Откройте в учебнике с. 72, прочитайте название проекта. («Рассказ о слове».) II. Презентация проекта. - Какое слово вы выбрали для работы? (Ответы учащихся.) - Чем (какими источниками) пользовались при составлении рассказа о слове? (Справочной литературой: толковым словарем для определения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов для определения синонимического и антонимического ряда, словарями фразеологизмов, однокоренных слов; художественными книгами, учебником.) - Что вы рассказали о слове? (Произношение и запись слова, орфограммы в слове, лексическое значение слова, ряд однокоренных слов, синонимический и антонимический ряды, сочетаемость слова, употребление данного слова во фразеологическом обороте, пословице, загадке, предложении.) - Использовали ли вы в проекте иллюстративный материал? (Ответы учащихся.) - Посмотрим, какую страничку о слове вы составили. Учащиеся представляют презентации о слове.

Вариант

Что я могу рассказать о слове «изгородь»

Конспект урока по русскому языку Проект «Рассказ о слове»

Конспект урока по русскому языку Проект «Рассказ о слове»

Конспект урока по русскому языку Проект «Рассказ о слове»

Рис. 1. Забор глухой,
деревянный
(источник иллюстрации: nikakaya.wordpress.com)

Рис. 2. Дощатый забор
(источник иллюстрации:
zabory.org)

Рис. 3. Забор из дере-
вянных панелей
(источник иллюстрации: wood29.ru)


Конспект урока по русскому языку Проект «Рассказ о слове»

Конспект урока по русскому языку Проект «Рассказ о слове»

Конспект урока по русскому языку Проект «Рассказ о слове»

Рис. 4. Штакетник,
прикрепленный веером
(источник иллюстрации: delalsam.ru)

Рис. 5. Легкая изгородь - плетень
(источник иллюстрации:
ideidetsploshad.info)

Рис. 6. Изгородь
из жердей (источник иллюстрации: kon-ogon2009.narod.ru)


Конспект урока по русскому языку Проект «Рассказ о слове»

Конспект урока по русскому языку Проект «Рассказ о слове»

Конспект урока по русскому языку Проект «Рассказ о слове»

Рис. 7. Забор из заострен-ных кольев - частокол
(источник иллюстрации: gen-zgerskij.ya.ru)

Рис. 8.
Забор из сетки-рабицы
(источник иллюстрации: lider-ing.ru)

Рис. 9. Кованый забор
(источник иллюстрации: kmg-group.ru)


Конспект урока по русскому языку Проект «Рассказ о слове»

Конспект урока по русскому языку Проект «Рассказ о слове»

Конспект урока по русскому языку Проект «Рассказ о слове»

Рис. 10. Забор
из профнастила
(источник иллюстрации: zaborbudet.ru)

Рис. 11.
Железобетонный забор
(источник иллюстрации: novbeton.ru)

Рис. 12.
Кирпичный забор
(источник иллюстрации: poremontu.ru)


Конспект урока по русскому языку Проект «Рассказ о слове»

Конспект урока по русскому языку Проект «Рассказ о слове»


Рис. 13. Забор из камня
(источник иллюстрации: stroy.ru)

Рис. 14. Живая изгородь
(источник иллюстрации: landshaft-stroyproekt.ru)



• Слово «и́згородь» (демонстрирует иллюстрации с изображением разных видов изгородей) появилось в XV веке («изгород») от собственно русского «изгородить» - «перегораживать» (безаффиксный способ), сохранившегося в диалектах и являющегося префиксальным производным от «городити» «огораживать». • Произнесем слово «изгородь» - [и́згарат']. Написание слова отличается от произношения - «изгородь». В слове есть орфограммы «Безударная гласная в корне слова», «Парная согласная в корне слова»: Конспект урока по русскому языку Проект «Рассказ о слове». Проверяю первую безударную гласную в корне слова: Конспект урока по русскому языку Проект «Рассказ о слове». Проверяю вторую гласную в корне слова: Конспект урока по русскому языку Проект «Рассказ о слове». Проверяю парную согласную в корне слова: Конспект урока по русскому языку Проект «Рассказ о слове». • Лексическое значение слова: ограда из жердей, прутьев и т. п. • Однокоренные слова: городит, загородить, загородка. • Сочетаемость слова: ветхая, высокая, живая (изгородь). • Синонимы: забор, ограда, ограждение, плетень, околица. Антонимы слова отсутствуют. • Употребление слова во фразеологическом обороте: «плести (городить) плетень» - неодобр. - пустословить, говорить вздор. Первоначально сочетание «плести (городить) плетень» употреблялось в прямом значении - «соединяя, перевивая прутья, делать изгородь». Переносное значение сформулировалось на основе сходства однообразного процесса изготовления плетня из прутьев и монотонной, вялой речи. • Употребление слова в пословице: «Худо полю без изгороди, а вдвое без обороны». • Употребление слова в загадке: Сто один брат, Все в один ряд, Вместе связаны стоят. (Изгородь, забор.) • Предложения с этим словом: Дачный участок был огорожен живой изгородью. Недалеко был виден берег реки, обнесенный низенькой изгородью, чьи-то следы. • При подготовке презентации и составлении рассказа о слове мной были использованы следующие источники: Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. - 7-е изд., стереотип. - М. : Советская энциклопедия, 1968. - С. 235. Федорова, Т. Л. Этимологический словарь русского языка / Т. Л. Федорова, О. А. Щеглова. - М. : Ладком, 2008. - С. 132. Шаповалова, О. А. Этимологический словарь русского языка /
О. А. Шаповалова. - Ростов н/Д. : Феникс, 2007. - С. 84. Справочно-информационный портал «Gramota.ru» (справочник по фразеологии). Выражаю благодарность за помощь в создании работы своим родителям. После проведения презентации учащиеся осуществляют оценку выполненной работы. III. Итог урока. Рефлексия деятельности. - Над какой темой работали на уроке? (Проект «Рассказ о слове».) - Что выполняли? (Проводили презентацию о слове.) - Что вызвало у вас затруднения при выполнении работы? - Как оцениваете свою деятельность на уроке?



© 2010-2022