Урок литературного чтения по УМК

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №63»










Урок литературного чтения во 2 «В» классе

по теме Сергей Есенин «Пороша»

УМК «Планета знаний»


















Учитель: Алексеева Татьяна Александровна





г.Ульяновск


2014 год

С. Есенин «Пороша»


Цели:

Содействовать развитию внимания к собственной эмоциональной реакции на художественное произведение, умения воспроизводить её, воссоздавать в устной речи картины, возникшие при чтении стихов; способствовать развитию внимания к поэтическому слову, конкретному художественному образу.

Планируемые результаты образования:

Предметные: выявляют смысл слова в лирическом произведении; выразительно читают стихотворение: выделяют в тексте нужные фрагменты; привлекают жизненный опыт при анализе художественного произведения; рассказывают о наблюдениях за явлениями внешнего мира, передают свои переживания; создают рассказ по предложенным вопросам к репродукции картины; сочиняют рассказ; выразительно читают произведение, объясняют своё отношение к нему, находят сравнения в тексте произведения; рассказывают о чувствах и зрительных образах, которые вызвало произведение.

Личностные: эстетически относятся к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы, произведений искусства; эмоционально «проживают» текст, выражают свои эмоции; выражают положительное отношение к процессу познания.

Метапредметные (критерии сформированности /оценки компонентов универсальных учебных действий-УУД)

Регулятивные: самостоятельно оценивают правильность выполненных действий, внесения корректив; учатся работать по предложенному учителем плану, высказывать своё предположение (версию) на основе работы с текстом произведения.

Познавательные: прогнозируют содержание произведения по его названию, ключевым словам; ориентируются в учебнике, в словаре; находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; осознанно и правильно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно- следственные связи; структурируют знания.

Коммуникативные: воспринимают текст с учётом поставленной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для её решения; сотрудничают с одноклассниками, аргументируют собственную позицию, выслушивают мнение партнёра, вырабатывают общую позицию; получают нужную информацию, задавая вопросы старшим; сопоставляют полученные ответы.

Образовательные ресурсы:

  1. Учебник «Литературное чтение», автор Э.Э. Кац.

  2. Рабочая тетрадь №1 к учебнику Э.Э. Кац «Литературное чтение»

  3. Диск с презентацией .

Ход урока:

I. Организационный момент; концентрация внимания и настрой на урок.

.

-Чтобы работа шла успешнее, соберитесь и мысленно пожелайте друг другу удачи.

Поднимите ручки вверх и опустите вниз-сбросьте с себя всё плохое настроение. Настройтесь на урок.

- Я очень надеюсь на то, что урок пройдет успешно.

Деятельность учителя.

Вопросы.

Деятельность учащихся.

Предполагаемые ответы.

II. Проверка домашнего задания.

-Мы побывали в картинной галерее. С картиной какого художника мы познакомились? ( слайд №1).

-Расскажите, что свое, особенное, вы увидели на этой картине?

-Кто хотел бы доброе слово сказать

об ответе товарища?

Картина

-Аркадия Александровича Пластова «Первый снег».

(Рассказывает Никита, читает Вика А. 2-2.5 мин.)

III.Подготовительный этап к теме.

- Зимняя природа побуждает людей творить чудеса.

-Посмотрите вот на эти иллюстрации с зимними пейзажами.

( слайды №,2,3,4)

-Мне сейчас очень хочется очутиться в зимнем лесу. Там свежий морозный воздух.

Настроение бодрое, радостное…

-Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?

-Определите фамилию автора с произведением которого мы сегодня познакомимся. ( слайд №5) Открыть запись на доске С. Есенин «Пороша».

Словарная работа.

Объясните значение слова пороша.

(словарь Ожегова), ( слайд №6)



О зиме, о морозе, о зимнем лесе…

Сергей Есенин, «Пороша»

Пороша- свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега.

IV.Мотивация.

-Что бы вы хотели узнать на уроке? Чему хотели бы научиться?

-А для чего это вам нужно?

(слайд №7-портрет Есенина).

-Что вы можете сказать о поэте, глядя на портрет?

-Ученица (…Оля…..) расскажет о Сергее Есенине. (слайды № 8, 9, 10,11, 12).



Ребята , а вы любите зиму? За что?

Как вы думаете, за что же Сергей Есенин любил зиму?

V .Словарная разминка.

Сейчас мы послушаем стихотворение, а в нём встретятся слова КЛЮКА, ШАЛЬ.

(слайды №13, №14)

-Объясни значение слов клюка, шаль. Найди их в словаре.

-Длинными, зимними вечерами под завывание метели можно и сказку послушать, и песню спеть, и стихи почитать.

-Представьте, что сейчас темный зимний вечер. На улице снег. Ветер. А у нас тепло и уютно.

.

-Изобразить зимнюю природу можно по-разному. Художник это делает с помощью красок, композитор - с помощью звуков,

а поэт Сергей Есенин «нарисовал» картины зимы словами.

Закройте глазки.

Представьте зимний день, падает снег, погреем свои ладошки, подуем на них, стряхнём с рук снежинки.

Послушайте его стихотворение «Пороша», а потом скажете, какие у вас возникли чувства?

(звучит видеозапись)

VI Обмен впечатлениями.

-Поделитесь своими мыслями чувствами о стихотворении. Какие картины вы представили?

-Научиться выразительно читать стихотворение; хотелось бы найти в стихотворении красивые слова и выражения о зиме; узнать о жизни и творчестве Есенина…

-Что бы больше знать; чтобы красиво и правильно говорить…

На доске появляются цели урока:

1-Узнать о творчестве С. Есенина.

2-Определить настроение писателя.

3-Научиться выразительно читать стихотворение.

-Молодой, красивый человек с умными глазами; задумчивый и мечтательный взгляд.

Русский поэт Сергей Александрович Есенин воспевал красоту русской природы, восхищался ею и удивлялся. Любовь к России , её природе, он впитал в себя ещё в детстве. Ведь родился он и вырос в селе Константиново, что на Рязанщине, на берегах реки Оки. Воспитывался Есенин в простой русской семье. Его мама была безграмотной женщиной. Будущий поэт окончил четырёхклассное сельское училище. Писать стихи стал рано. Первые же напечатанные произведения принесли ему широкую известность. Во всём мире до сих пор знают и любят его стихи за теплоту, лиричность, удивительную образность.

-Зимой много развлечений: можно кататься на санках, лыжах, коньках; играть в снежки, строить снежную крепость и т.д. Можно гулять по лесу, дышать морозным воздухом, наблюдать за падающими снежинками…

-палка с кривым верхним концом для опоры при ходьбе.

-большой прямоугольный платок из тонкой шерстяной ткани с цветочной каймой или орнаментом.


-


Я представила зимний лес, на деревьях сидят и каркают вороны, по зимней дороге потихоньку идет лошадка, на лошадке всадник, слышен звон копыт; я представил высокую сосну, а на макушке у нее снег; лес красивый, сказочный…

VII.Чтение по цепочке

Ознакомимся с содержанием текста и прочитаем текст по цепочке (по 2 строки),чтобы подготовиться к работе над текстом.

VIII. Физкультминутка.

(слайд№15)

Не боимся мы пороши .

Ловим снег-хлопок в ладоши.

Руки в стороны, по швам.

Снега хватит вам и нам.

По пороше побежали

И снежинкой полетали.

IX. Работа над текстом произведения.

-Герой стихотворения наблюдает жизнь природы. Что он видит вокруг?

Работа с учебником и рабочей тетрадью.

-Прочитай первое четверостишие.

-Какие звуки слышны в тишине?

-Найди в стихотворении ответ на вопрос, прочитай.

-Как вы думаете, каков должен быть характер звучания стихотворения?

Работа с тетрадью (с.36, №1).

В отрывке стихотворения расставь паузы. Подчеркни слова, которые выделишь при чтении.

-Прочитайте четверостишие еще раз. При чтении вам надо показать, как замедляется ритм скачки, как тих заколдованный лес, передать настроение поэта, очарованного лесом.

-Прочитай второе четверостишие.

-Чем отличается слово «дремлет» от слова «спит»?

-Почему поэт пишет, что лес «дремлет», а не «спит»?

Представьте, что вы «вступили» в мир невидимки, заколдовавшего лес, расскажите о его снах. Какой сказочный сон, по-вашему, видит лес?

-Как поэт описывает сосну? Как вы думаете, какие чувства вызывает это дерево у автора?

-Да, поэту симпатична сосна-старушка, т.к. она предстает в образе одинокой деревенской женщины. Среди таких женщин прошло детство поэта.

-Что вы представляли, читая это четверостишие?

-При повторном чтении текста вам надо постараться удивиться тому, что сосна похожа на старушку, показать голосом, как дятел долбит ствол дерева.

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А над самою макушкой

Долбит дятел на суку.

-Дочитаем стихотворение.

-Какие картины возникли у вас при чтении?

-Как надо читать эти строки?

-Почему поэт пишет «валит снег и стелет шаль»? Что за шаль расстилает снег по лугам? Как она выглядит?

-Зимняя дорога, которая убегает вдаль, напоминает Есенину ленту: «Бесконечная дорога убегает лентой вдаль».

-Почему дорога кажется поэту лентой?

IX. Закрепление.

Самостоятельная работа

Работа в группах.

Распределите по порядку картинки и найдите строки из стихотворения, которые к ним подходят. Прочитайте выразительно отрывок из стихотворения.

Вывод: красота природы у автора вызывает чувство любования, но ему и немного грустно от этого простора бесконечной дороги.

Давайте еще раз вдумаемся в содержание стихотворения

С. Есенина.

-Какое название дал стихотворению С. Есенин?

-Тогда почему в стихотворении ни разу это слово не прозвучало?


.

-Звон копыт

-Крики ворон

-….

-Спокойный, неторопливый, задумчивый.

Еду./// Тихо./// Слышны звоны /

Под копытом на снегу,//

Только серые вороны /

Раскричались на лугу.///

-Конь замедлил шаг, пошел тихо, а потом совсем остановился.

-Всадник очарован лесом, поражен видом сосны.

-

Дремать - некрепко спать, быть в полусне.

-Лес не крепко спит.

-Если подует ветер, он зашумит, ветками будет размахивать.

-Значит, он проснется.

-Поэт видит сосну, которая стоит на опушке леса.

Поэту жалко сосну.

Он сочувствует ей, потому что она как старушка, которой холодно («подвязалася косынкой»).

Она одинока и стара(«оперлася на клюку»).


Мы любовались сосной, стук дятла нарушил задумчивое очарование леса.



-Конь скачет, мелькает лес, уже некогда любоваться природой. Пошел снег, перед глазами всадника только лента дороги, устремленная вдаль.

-Более быстрым темпом, бодро, весело.

-Все вокруг, и поля, и луга покрыты снегом.

-Узкая полоса среди белого снега напоминает ленту.



«Пороша».

-Потому, что порошей, т.е. снегом украшен весь лес, дорога . Автор, а вместе с ним и мы, любуемся красотой, которая создана снегом, порошей.

X. Рефлексия.

-Что на вас произвело большее впечатление?

- Какие задания показались наиболее интересными?

-Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни?

Я узнал…..

Я запомнил….

Я удивился…..

Мне пригодится……..

XI. Домашнее задание

Научиться выразительно читать стихотворение, нарисовать иллюстрацию (р. т. С.39, №2)

XII. Оценка деятельности учащихся.

-Предлагаю вам самим оценить свою работу на уроке, на лесенке успеха.

Я оценил свою работу на уроке на высоком уровне, потому что…..

Я оценил свою работу на уроке на среднем уровне, потому что…..


© 2010-2022