Выступление Принципы построения урока, реализующего деятельностный метод обучения

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Принципы построения урока , реализующего деятельностный метод обучения.


( СЛАЙД 1 )В Российскую школу приходит новый образовательный стандарт, который предъявляет определенные требования к деятельности обучающихся. Современному учителю необходимо понять, что процесс обучения должен стать привлекательным для обучающихся, должен приносить удовлетворение, обеспечивать самореализацию.

В связи с этим актуальным становится создание системной работы на основе деятельностного подхода, создающего условия для становления деятельной, предприимчивой, созидательной личности.

( СЛАЙД 2 )Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, реализованные в технологии деятельностного метода в практическом преподавании. На некоторых принципах я хотела бы остановиться подробнее.

( СЛАЙД 3 )1.Принцип деятельности- заключается в том ,что ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам.

На различных уроках ,после прочтения текста, сообщения или рассказа учителя, даются задания ,где обучающиеся сами формулируют вопросы и задания содержательного или проблемного характера

( СЛАЙД 4 )Так например, во 2 классе, после изученной темы «Будь природе другом» ребята приходят к выводу ,что человек может стать другом природы, и каждый придумывает свой призыв друзей природы, нарисовав его знаком. На следующем уроке мы организовали выставку таких знаков.

Принцип деятельности тесно связан с принципом вариативности( СЛАЙД 5 ), предполагаемым формирование обучающимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

( СЛАЙД 6) Одной из интересных и познавательных форм данного принципа является научно-исследовательская деятельность учащихся. ( СЛАЙД 7)После прохождения темы «Вода» по предмету окружающий мир 2 класс, ученик Кривальцевич Арсений разработал ( СЛАЙД 8 )исследовательский проект «Вода- чудесный дар природы»

( СЛАЙД 9)

Исследовательская работа способствует возникновению у школьников устойчивого интереса к разному роду экспериментов, ( СЛАЙД 10 )расширяет кругозор и в конечном счете помогает при выборе профессии.

( СЛАЙД 11 )3.Принцип целостности - предполагает формирование обучающимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, о роли и месте каждой науки в системе наук)

Мир, окружающий ребенка постоянно изменяется ,происходит обогащение социального опыта ребенка (семья, школа, друзья) , у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает. Основной целью курса ИКБ является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о своем крае, и адекватного понимания места человека в нем.

И здесь велика роль экскурсий.( СЛАЙД 12 ) Башкирия известна своеобразной и редкой красотой природы. И это ребята наглядно видят, когда едут на гору Тра-тау( СЛАЙД 13), в обзорную экскурсию на конный двор «Толпар». ( СЛАЙД 14 )При посещении Красноусольска знакомятся с тайнами соляных ключей Башкортостана.(СЛАЙД15)Очень познавательна поездка в церковь Табынской Божьей Матери ( СЛАЙД 16 ).При посещении историко-краеведческого музея нашего города , ребята знакомятся с юртой

( СЛАЙД 17 ),предметами быта башкирского народа в древние времена. Такие экскурсии помогают сформировать обобщенное системное представление о родине, в которой они живут. В этом и выражается принцип целостности.

( СЛАЙД 18 )4.Принцип минимакса- заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально- безопасного минимума.

Программа «Школа России» не предусматривает изучение в начальной школе второстепенных членов предложения. Обучающиеся должны научиться находить только главные члены предложения- государственный стандарт. Однако к концу 4 класса, используя предложенную учителем возможность ,( СЛАЙД 19 )опоры и памятки, почти все ученики усваивают этот материал на максимальном уровне, определяемой зоной ближайшего развития возрастной группы. Ребята находят в предложении и главные и второстепенные члены предложения.

( СЛАЙД 20 )6.Принцип творчества - означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимися собственного опыта творческой деятельности.

( СЛАЙД 21 )На курсах кандидата наук Мельниковой Л.Е. по теме «Системно-деятельностный подход и пути его реализации в условиях ФГОС», которые проходили у нас в городе , я убедилась в том, что творчество учителя- это методика, которую использует учитель на уроке .Она рассказала о проблемно-диалогическом обучении, как типе обучения , обеспечивающем творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога.

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по - настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся.

(21-1)На этапе постановки проблемы этот метод выглядит следующим образом. Сначала учителем создается проблемная ситуация. А затем произносятся специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками.

(21-2)На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы , т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

(21-3)Подводящий диалог представляет собой системы посильных ученикам вопросов и заданий , которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников.

( СЛАЙД 22 ) Перед собой вы видите, какие приемы можно использовать при создании проблемной ситуации.



( СЛАЙД 23 )Многие учителя в своей работе это используют. И я хотела бы показать наглядный пример на этапе постановки проблемы. Рассмотрим не только основные приемы создания проблемной ситуации , но и соответствующий каждому из них побуждающий диалог.

Урок русского языка в 1 классе по теме: « Правила переноса »

Учитель: Учащиеся:

- Прочитайте слова на доске.

- Объясните орфограммы.

- Теперь я загадаю вам загадку.

( Читает загадку о березе) -Это береза.

- Напишу слово береза на строке.

( Наблюдают, что новое слово не помещается)

-Надо перенести.

-Что же мне делать? -Надо перенести.

-Какой знак нужен? - Знак переноса.

-Помогите мне перенести слово «береза»

(дети работают в парах)

-Посмотрим, что вы предлагаете.

(видят разные варианты)

(проблемная ситуация)

-Задание было одно? -Да.

-А выполнили вы его как? -Мы выполнили по- разному.

(осознание противоречия)

-Почему так получилось?

-Чего мы пока не знаем? -Как переносятся слова.

-Верно.Тема урока сегодня

«Правила переноса»

( СЛАЙД 24 )Мы рассмотрели только один этап- постановка проблемы.

Урок, основанный на принципах системно-деятельностного подхода при условии использования всех его этапов, прививает такие навыки обучающимся , которые дают возможность использовать их при последующем обучении и в дальнейшей жизни.


© 2010-2022