Урок
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шилкова М.С. |
Дата | 18.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока по теме «Безработица: причины и формы» 11 класс
Цель урока: Изучение причин и форм безработицы, формирование основ экономической компетенции учащихся; стимулирование учащихся к мыслительной деятельности, к развитию творческого и аналитического мышления
Задачи урока:
-
изучить сущность, виды безработицы;
-
способствовать развитию умений, необходимых при анализе экономической ситуации в экономике;
-
прививать навыки работы в микрогруппах с целью развития коммуникативных навыков;
-
убедить учащихся в том, что только активность и уверенность в себе будут верными помощниками в поиске дальнейшего места учебы, новой работы;
Тип урока: комбинированный
Техническое оснащение: ПК, проектор, доска, ноутбуки.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Организационный момент.
Приветствие.
- Здравствуйте! Садитесь! На прошлом уроке мы познакомились с темой «Занятые и безработные». Повторите домашнее задание
Проверка готовности к уроку.
Повторение
-Восстановите схему «Население страны»
-На какие группы можно разделить население страны?
-Кто относится к институциональному населению, а кто к неинституциональному? (Домохозяйка, безработный, офицер, солдат, пациенты психиатрических клиник) Слайд 2
-К каким категориям относятся: домохозяйка, инвалид, ребёнок, учитель, врач, бабушка Слайд 3
-Опишите характеристики по которым можно сказать о человеке, что он безработный Слайд 4
Учащиеся отвечают на вопросы, распределяют на смарт-доске заданные позиции
3. Изучение нового материала
Чтобы вы смогли сформулировать тему урока, предлагаю вам посмотреть на экран Слайд 5
Что изображено на слайде?
- Что объединяет этих людей?
Тема сегодняшнего урока очень актуальна, так как безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на человека.
Армию безработных могут пополнить и выпускники школ и других учебных заведений. Рынок труда переполнен дипломированными безработными, которые не нашли применение своим знаниям и умениям. Тем более трудно найти рабочее место вчерашнему школьнику.
Угроза безработицы всегда стояла и стоит за плечами любого наемного работника.
Просматривают слайд, находят взаимосвязь, делают вывод:
«Тема: Безработица: причины и формы», записывают тему урока в тетрадь.
Организация работы в группах
Безработица- социально- экономическое явление, характеризующееся отсутствием работы для части населения. Слайд 6,7
Предлагаю распределиться на 4 группы по 2-3 человека в каждой. Каждой достанется 1 вид безработицы. Ваша задача описать причины и суть видов безработицы и оформить на листе презентацию.
1)Фрикционная безработица (от слова "фрикция "- трение) связана с поиском работы и ожиданием выхода на работу.
-
работники, находящиеся в процессе смены работы (переезд в другой город),
-
при переходе на новое место работы,
-
ищущие работу в первый раз (выпускники вузов, колледжей),
-
заново вступающие в ряды рабочей силы после добровольного отказа от работы (матери, вырастившие детей),
-
уволенные с работы по приказу администрации,
-
уволившиеся по собственному желанию,
-
ожидающие восстановления на прежней работе,
-
нашедшие работу, но еще не приступившие к ней.
-
Государственные меры:
-
Поиск работы требует времени и усилий, поэтому человек, ожидающий или ищущий работу, некоторое время находится в безработном состоянии. Особенностью фрикционной безработицы является то, что работу ищут уже готовые специалисты с определенным уровнем профессиональной подготовки и квалификации. Поэтому основной причиной этого типа безработицы является несовершенство информации (сведений о наличии свободных рабочих мест). Человек, потерявший работу сегодня, обычно не может найти другую работу уже завтра.
-
Информация о наличии рабочих мест,
-
Услуги службы занятости,
-
Повышение мобильности трудовых ресурсов (создание развитого рынка жилья, отмена прописки).
-
Фрикционная безработица представляет собой явление неизбежное, поскольку связана с естественными тенденциями в движении рабочей силы (люди всегда будут менять место работы, стремясь найти работу, в наибольшей степени соответствующую их предпочтениям и квалификации), и желательное, так как способствует более рациональному размещению рабочей силы и более высокой производительности (любимая работа всегда более производительная и творческая, чем та, которую человек заставляет себя выполнять).
-
Безработица этого типа обычно продолжается короткий период времени. Рабочих мест больше, чем безработных. Ищут работу готовые специалисты.
2)Структурная безработица обусловлена структурными сдвигами в экономике, которые связаны:
-
с изменением структуры спроса на продукцию разных отраслей - спрос на продукцию одних отраслей увеличивается, производство расширяется, что ведет к росту спроса на рабочую силу в этих отраслях, в то время как спрос на продукцию других отраслей падает, что ведет к сокращению занятости, увольнению рабочих и росту безработицы,
-
с изменениями отраслевой структуры экономики, причиной которых является научно-технический прогресс - со временем одни отрасли устаревают и исчезают (например, производство паровозов, карет, черно-белых телевизоров, керосиновых ламп, пишущих машинок), а другие появляются(производство компьютеров, пейджеров, мобильных телефонов).Меняется набор профессий , требующихся в экономике. Исчезли профессии трубочиста, стеклодува, фонарщика, ямщика, но появились профессии программиста, имиджмейкера, дизайнера. Люди, имеющие профессии, не соответствующие современным требованиям, будучи уволенными, не могут найти себе работу.
-
Работники, которые не в состоянии занять имеющиеся рабочие места вследствие отсутствия необходимых навыков и умений для производства нового вида продукции, имеющего спрос на рынке.
-
Государственные меры:
-
Субсидии на получение образования,
-
Обучение и переобучение работников,
-
Создание временных рабочих мест,
-
Повышение мобильности трудовых ресурсов.
-
Структурная безработица более продолжительна и дорогостояща, чем фрикционная.
3)Циклическая безработица - это безработица, причиной которой выступает рецессия (спад в экономике). Это означает, что в экономике имеет место неполная занятость ресурсов и фактический уровень безработицы выше, чем естественный.
-
Самый тяжёлый вид безработицы, так как мало что зависит от человека, рабочих мест намного меньше безработных. Считается, что при улучшении положения в экономике такие работники снова находят работу.
-
работники, уволенные в период общего экономического спада.
-
Государственные меры:
-
стимулирование роста экспорта как толчок к росту производства и занятости,
-
инвестирование в реконструкцию и модернизацию предприятий,
-
поощрение иностранных инвестиций в экономику,
-
создание условий для роста самозанятости, поддержка малого бизнеса.
4) Сезонная безработица Сезонная безработица. В туризме, сельском хозяйстве, лесной промышленности производственный цикл имеет ярко выраженный сезонный характер. В период межсезонья работники теряют работу.
Когда работники имеют работу только в какой-то сезон, а в другие вынуждены искать другой способ заработка
-
Естественная безработица
-
Невозможность избежать фрикционной и структурной - это естественная безработица.
-
Если уровень безработицы = естественному - это полная занятость.
-
Экономический потенциал страны (потенциальный ВНП) - это объем производства при полной занятости.
-
Если уровень безработицы больше естественного на 1 %, производство падает на 2,5%.
-
Скрытая безработица характерна для отечественной экономики. Суть ее в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, предприятия не увольняют работников, а переводят их либо на сокращенный режим рабочего времени, либо отправляют в вынужденные неоплаченные отпуска. Формально таких работников нельзя признать безработными, однако фактически они являются таковыми.
-
-
Занятость неполный рабочий день,
-
Работа не соответствует квалификации,
-
Разочаровавшийся работник.
Ребята распределяются в группы.
Распределение ролей, ребята договариваются, в какой форме будут представлять конечный результат.
Самостоятельно работают. Обращаются к различным источникам информации: учебникам, электронному ресурсу
Оформляют продукт.
Защита групповой работы
Вопросы на понимание
Представление, ответы
Проверка усвоения изучаемого материала.
Задание на доске Слайд 8
Предлагаю сделать тест на компьютерах
Делают тест с выводом оценки.
Подведение итогов. Рефлексия.
Какая цель была поставлена на уроке? Насколько она была реализована? Что получилось? Не получилось. Что хотели бы изменить? Какой была работа в группе? Справились ли с ролями?
Какие приращения произошли?
С чем уйдете с урока?
Какую оценку деятельности получили?
Рассказывают о том, какая была цель, как они ее решали, что помогло в достижении цели, кто был более успешен, у кого возникли проблемы, что сделать, чтобы решить их.
Домашнее задание.
п.13.4 учебника, читать, пересказывать Слайд 9
Благодарю за урок.
Фиксируют домашнее задание по выбор
Вывод: Оценивая безработицу как социально-экономическое явление, нельзя однозначно утверждать: хорошо это или плохо. С точки зрения человека, оставшегося без работы, это может оказаться трагедией. Однако с точки зрения экономической динамики данное явление - объективная необходимость. Другое дело, что государство должно "амортизировать" ее негативные последствия, а работники должны быть готовы к профессиональной и трудовой мобильности ради получения работы. И напоследок я хочу обратить ваше внимание на эпиграф: "Человек лишь там чего-то добивается, где он сам верит в свои силы". Я вам желаю верить в себя и достигать поставленных целей, и тогда, наверняка, проблема безработицы обойдет вас стороной.