Урок

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по теме «Безработица: причины и формы» 11 класс

Цель урока: Изучение причин и форм безработицы, формирование основ экономической компетенции учащихся; стимулирование учащихся к мыслительной деятельности, к развитию творческого и аналитического мышления

Задачи урока:

  • изучить сущность, виды безработицы;

  • способствовать развитию умений, необходимых при анализе экономической ситуации в экономике;

  • прививать навыки работы в микрогруппах с целью развития коммуникативных навыков;

  • убедить учащихся в том, что только активность и уверенность в себе будут верными помощниками в поиске дальнейшего места учебы, новой работы;

Тип урока: комбинированный

Техническое оснащение: ПК, проектор, доска, ноутбуки.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент.

Приветствие.

- Здравствуйте! Садитесь! На прошлом уроке мы познакомились с темой «Занятые и безработные». Повторите домашнее задание

Проверка готовности к уроку.

Повторение

-Восстановите схему «Население страны»

-На какие группы можно разделить население страны?

-Кто относится к институциональному населению, а кто к неинституциональному? (Домохозяйка, безработный, офицер, солдат, пациенты психиатрических клиник) Слайд 2

-К каким категориям относятся: домохозяйка, инвалид, ребёнок, учитель, врач, бабушка Слайд 3

-Опишите характеристики по которым можно сказать о человеке, что он безработный Слайд 4

Учащиеся отвечают на вопросы, распределяют на смарт-доске заданные позиции

3. Изучение нового материала

Чтобы вы смогли сформулировать тему урока, предлагаю вам посмотреть на экран Слайд 5

Что изображено на слайде?

- Что объединяет этих людей?

Тема сегодняшнего урока очень актуальна, так как безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на человека.

Армию безработных могут пополнить и выпускники школ и других учебных заведений. Рынок труда переполнен дипломированными безработными, которые не нашли применение своим знаниям и умениям. Тем более трудно найти рабочее место вчерашнему школьнику.

Угроза безработицы всегда стояла и стоит за плечами любого наемного работника.

Просматривают слайд, находят взаимосвязь, делают вывод:

«Тема: Безработица: причины и формы», записывают тему урока в тетрадь.

Организация работы в группах

Безработица- социально- экономическое явление, характеризующееся отсутствием работы для части населения. Слайд 6,7

Предлагаю распределиться на 4 группы по 2-3 человека в каждой. Каждой достанется 1 вид безработицы. Ваша задача описать причины и суть видов безработицы и оформить на листе презентацию.

1)Фрикционная безработица (от слова "фрикция "- трение) связана с поиском работы и ожиданием выхода на работу.

  • работники, находящиеся в процессе смены работы (переезд в другой город),

  • при переходе на новое место работы,

  • ищущие работу в первый раз (выпускники вузов, колледжей),

  • заново вступающие в ряды рабочей силы после добровольного отказа от работы (матери, вырастившие детей),

  • уволенные с работы по приказу администрации,

  • уволившиеся по собственному желанию,

  • ожидающие восстановления на прежней работе,

  • нашедшие работу, но еще не приступившие к ней.

  • Государственные меры:

  • Поиск работы требует времени и усилий, поэтому человек, ожидающий или ищущий работу, некоторое время находится в безработном состоянии. Особенностью фрикционной безработицы является то, что работу ищут уже готовые специалисты с определенным уровнем профессиональной подготовки и квалификации. Поэтому основной причиной этого типа безработицы является несовершенство информации (сведений о наличии свободных рабочих мест). Человек, потерявший работу сегодня, обычно не может найти другую работу уже завтра.

  • Информация о наличии рабочих мест,

  • Услуги службы занятости,

  • Повышение мобильности трудовых ресурсов (создание развитого рынка жилья, отмена прописки).

  • Фрикционная безработица представляет собой явление неизбежное, поскольку связана с естественными тенденциями в движении рабочей силы (люди всегда будут менять место работы, стремясь найти работу, в наибольшей степени соответствующую их предпочтениям и квалификации), и желательное, так как способствует более рациональному размещению рабочей силы и более высокой производительности (любимая работа всегда более производительная и творческая, чем та, которую человек заставляет себя выполнять).

  • Безработица этого типа обычно продолжается короткий период времени. Рабочих мест больше, чем безработных. Ищут работу готовые специалисты.

2)Структурная безработица обусловлена структурными сдвигами в экономике, которые связаны:

  • с изменением структуры спроса на продукцию разных отраслей - спрос на продукцию одних отраслей увеличивается, производство расширяется, что ведет к росту спроса на рабочую силу в этих отраслях, в то время как спрос на продукцию других отраслей падает, что ведет к сокращению занятости, увольнению рабочих и росту безработицы,

  • с изменениями отраслевой структуры экономики, причиной которых является научно-технический прогресс - со временем одни отрасли устаревают и исчезают (например, производство паровозов, карет, черно-белых телевизоров, керосиновых ламп, пишущих машинок), а другие появляются(производство компьютеров, пейджеров, мобильных телефонов).Меняется набор профессий , требующихся в экономике. Исчезли профессии трубочиста, стеклодува, фонарщика, ямщика, но появились профессии программиста, имиджмейкера, дизайнера. Люди, имеющие профессии, не соответствующие современным требованиям, будучи уволенными, не могут найти себе работу.

  • Работники, которые не в состоянии занять имеющиеся рабочие места вследствие отсутствия необходимых навыков и умений для производства нового вида продукции, имеющего спрос на рынке.

  • Государственные меры:

  • Субсидии на получение образования,

  • Обучение и переобучение работников,

  • Создание временных рабочих мест,

  • Повышение мобильности трудовых ресурсов.

  • Структурная безработица более продолжительна и дорогостояща, чем фрикционная.

3)Циклическая безработица - это безработица, причиной которой выступает рецессия (спад в экономике). Это означает, что в экономике имеет место неполная занятость ресурсов и фактический уровень безработицы выше, чем естественный.

  • Самый тяжёлый вид безработицы, так как мало что зависит от человека, рабочих мест намного меньше безработных. Считается, что при улучшении положения в экономике такие работники снова находят работу.

  • работники, уволенные в период общего экономического спада.

  • Государственные меры:

  • стимулирование роста экспорта как толчок к росту производства и занятости,

  • инвестирование в реконструкцию и модернизацию предприятий,

  • поощрение иностранных инвестиций в экономику,

  • создание условий для роста самозанятости, поддержка малого бизнеса.

4) Сезонная безработица Сезонная безработица. В туризме, сельском хозяйстве, лесной промышленности производственный цикл имеет ярко выраженный сезонный характер. В период межсезонья работники теряют работу.

Когда работники имеют работу только в какой-то сезон, а в другие вынуждены искать другой способ заработка

  • Естественная безработица

  • Невозможность избежать фрикционной и структурной - это естественная безработица.

  • Если уровень безработицы = естественному - это полная занятость.

  • Экономический потенциал страны (потенциальный ВНП) - это объем производства при полной занятости.

  • Если уровень безработицы больше естественного на 1 %, производство падает на 2,5%.

    • Скрытая безработица характерна для отечественной экономики. Суть ее в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, предприятия не увольняют работников, а переводят их либо на сокращенный режим рабочего времени, либо отправляют в вынужденные неоплаченные отпуска. Формально таких работников нельзя признать безработными, однако фактически они являются таковыми.

  • Занятость неполный рабочий день,

  • Работа не соответствует квалификации,

  • Разочаровавшийся работник.

Ребята распределяются в группы.

Распределение ролей, ребята договариваются, в какой форме будут представлять конечный результат.

Самостоятельно работают. Обращаются к различным источникам информации: учебникам, электронному ресурсу

Оформляют продукт.

Защита групповой работы

Вопросы на понимание

Представление, ответы

Проверка усвоения изучаемого материала.

Задание на доске Слайд 8

Предлагаю сделать тест на компьютерах

Делают тест с выводом оценки.

Подведение итогов. Рефлексия.

Какая цель была поставлена на уроке? Насколько она была реализована? Что получилось? Не получилось. Что хотели бы изменить? Какой была работа в группе? Справились ли с ролями?

Какие приращения произошли?

С чем уйдете с урока?

Какую оценку деятельности получили?

Рассказывают о том, какая была цель, как они ее решали, что помогло в достижении цели, кто был более успешен, у кого возникли проблемы, что сделать, чтобы решить их.

Домашнее задание.

п.13.4 учебника, читать, пересказывать Слайд 9

Благодарю за урок.

Фиксируют домашнее задание по выбор

Вывод: Оценивая безработицу как социально-экономическое явление, нельзя однозначно утверждать: хорошо это или плохо. С точки зрения человека, оставшегося без работы, это может оказаться трагедией. Однако с точки зрения экономической динамики данное явление - объективная необходимость. Другое дело, что государство должно "амортизировать" ее негативные последствия, а работники должны быть готовы к профессиональной и трудовой мобильности ради получения работы. И напоследок я хочу обратить ваше внимание на эпиграф: "Человек лишь там чего-то добивается, где он сам верит в свои силы". Я вам желаю верить в себя и достигать поставленных целей, и тогда, наверняка, проблема безработицы обойдет вас стороной.



© 2010-2022