- Преподавателю
- Начальные классы
- Доклад на тему Игровые методы и их использование в обучении младших школьников
Доклад на тему Игровые методы и их использование в обучении младших школьников
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ибраимова З.А. |
Дата | 15.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Поделитесь с коллегами:
Технология использования игровых методов в обучении младших школьников Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. В.А.Сухомлинский
Образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундамен-том для последующего освоения знаний. Основная задача ФГОС состоит в том, чтобы обеспечить ребенка качественным образованием на первой ступени обучения. Образовательная технология - это система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам. В современной начальной школе ребенка недостаточно обучить только чтению, счету и письму. Его необходимо обеспечить новыми умени-ями. Это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться, а также сформированная сознательная мотивация к обучению, самоорганизация и саморазвитие. Поэтому необходимо создать такие условия, которые позволят повысить у детей интерес к учебе, научить осознавать, что осталось непонятным, а в конечном итоге научить учиться. И тогда ученик начнет получать радость от процесса самостоятельного познания и от результата своего учебного труда.
От меня, как от современного учителя, требуется не только дать детям образование в виде системы знаний-умений-навыков, но я должна всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать личность. Игровым технологиям я уделяю больше внимания, т.к. игровые техноло-гии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению предметов. Игра - это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Уроки с использованием игр или игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания, поскольку отход от традиционного построения урока и введение игрового сюжета привлекают внимание учащихся всего класса. Содержание игры - это всегда осуществление ряда учебных задач. В игре ученики попадают в ситуацию, позволяющую им критически оценивать свои знания в действии, привести эти знания в систему. В игре, в той или иной роли, участвует каждый ученик класса. Если у доски работает несколько учащихся, то все остальные исполняют роли контролёра, судьи, учителя и т.д.
можно с уверенностью сказать, что включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрою, не заметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки. Применение игровой технологии даёт возможность сделать то или иное обобщение, осознать правила, которые только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного материала. Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приёмами, используемыми на уроках, дидактическая игра. Данный вид игры представляет собой сложное, многоплановое педагогическое явление, не случайно её называют и методом, и приемом, и формой обучения, и видом деятельности, и средством обучения. Дидактическая игра - это метод обучения, в процессе которой в игровой ситуации решаются учебно-воспитательные задачи. Дидактическая игра может использоваться на всех ступенях обучения, выполняя различные функции. Место игры в структуре урока зависит от той цели, с которой ее использует учитель. Например, в начале урока дидактическая игра может применяться для подготовки учеников к восприятию учебного материала, в середине - с целью активизации учебной деятельности младших школьников или закрепления и систематизации новых понятий. Ценность дидактических игр заключается и в том, что дети в значительной мере самостоятельно учатся, активно помогая друг другу и взаимно себя проверяя. Большинство видов дидактических и развивающих игр я беру из сборника «Дидактические и развивающие игры в начальной школе с применением ИКТ» из серии «Современная школа». В книге этой серии содержатся материалы, разработанные участниками «Сети творчества учителей» сообщества «ИКТ в начальной школе». В сборнике есть игровые уроки, помогающие ребенку учиться с увлечением, формирующие предметные компетенции. Многие игры можно использовать при индивидуальной работе или фронтально с классом на интерактивной доске. Также ресурс можно применять как альтернативу демонстрационной кассе. С помощью увлекательных игр ребенок изучает буквы, учится читать, запоминает правильность написания слов, осваивает основы фонетики.
- Ослина И.В. «Буквы сестрички»
- Гаврилова А.В. «Коллекция игр по русскому языку»
- Вырвич И.А. «Копилочка игр по обучению грамоте»
- Селезнева Е.В. «Логические сетки»
- Шла Маша по шоссе и сосала сушку.
- Прохор и Пахом ехали верхом.
- Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят.
- Сорок сорок в короткий срок съели сырок
- Значительно повышается познавательный интерес младших школьников;
- Каждый урок становиться более ярким, необычным, эмоционально насыщенным;
- На уроке игра позволяет младшему школьнику испытать радость умственного напряжения, преодоления интеллектуальных трудностей, которое доставляет решение учебных задач;
- Активизируется учебно-познавательная деятельность младших школьников;
- Развивается положительная мотивация учения, произвольное внимание, увеличивается работоспособность.
Использованные ресурсы: 1. Н.Ф.Вапняр "Карточки с математическими заданиями для 1 класса трехлетней начальной школы, Москва "Просвещение", 1989. 2. Настольно-печатная игра "Логические таблицы". Автор Бурдина С.В. Из серии игр "Забавы в картинках". 3. Настольно-печатная игра "Считаем и читаем". Автор Бурдина С.В. Из серии игр "Забавы в картинках". 4. Пальчиковая гимнастика Год выпуска: 2006 Автор: Л.Яртова, Ю.Кудинов Исполнитель: Ю.Кудинов Жанр: развитие ребенка Издательство: "Два жирафа" Тип: аудиокнига Аудио кодек: Windows Media Битрейт аудио: 128639 5. Афанасьева Е.Г. «Игратека письма и чтения» Н.А.Зайцева методическое пособие для педагогов и родителей Москва 6. Дидактические и развивающие игры в начальной школе . Методическое пособие с электронным приложением / Сост. Е.С. Галажина. - М.: Планета, 2011. - 272 с. - (Современная школа). 7. Речь, логика, память, внимание. Воображение. Игровые и обучающие занятия с детьми 7 - 9 лет. / Л.В. Мищенкова; худож. Е.А.Афоничева. - Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2009.-192с ил. 8. Развивающие игры: практическое пособие для родителей, учителей/ Н.Е. Граш [и др.]. - Ростов н /Д: Феникс, 2010.-92, [2] с.: ил. - (Школа развития) 9. Узорова О.В., Нефедова Е. А. Пальчиковая гимнастика. - Москва, 2005 10. Калугин М. А. Развивающие игры для 1- 4 классов- Ярославль, 2006 (Приложение №1)
(Приложение 1)
(Приложение 2)
(Приложение 3)
(Приложение 4) Игры для устного счета по математике.