Урок по окружающему миру Наши маленькие соседи

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Открытый урок

по предмету «Окружающий мир»

по программе «Гармония» 1 класс


Тема урока: «Мои маленькие соседи.»
Цели: учить самостоятельно добывать знания, поощрять поиск новых способов добычи информации, испытывая при этом радость познания.

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с признаками насекомых, их существенные отличительные признаки, особенности строения; познакомить детей с некоторыми насекомыми; посредством разнообразных мыслительных операций в ходе работы логично и аргументировано отвечать на проблемные вопросы; развивать умение работать с текстом; расширение кругозора детей.

Развивающие: развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся, развитие умения работать сообща и дружно с одноклассниками, таким образом, развивая коммуникативные способности детей; развивать умение следовать заданному алгоритму действий, соблюдая инструкции учителя.

Воспитательные: воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы, воспитание аккуратности, усидчивости, прилежания, любознательности.

Оборудование:

  • компьютер,

  • презентация;

  • учебник Поглазовой "Окружающий мир", 1 класс;

  • тетрадь
    Материалы к уроку:
    - несколько слайдов с насекомыми;
    - учебник О.Т.Поглазовой "Окружающий мир " 1 класс
    ( страницы 44-45)
    - рисунки насекомых: муравей, бабочка, пчела, стрекоза,
    божья коровка, кузнечик, муха;
    - туловище насекомого из пластилина,
    6 лап из проволоки, два глазика из гороха, пара усиков, пара крылышек

-губка, шприц, кусачки, стакан с подкрашенной водой

- справочная литература о насекомых: энциклопедии



Сценарий урока:

1. Настрой на урок.

Прозвенел звонок веселый,
Все готовы? Все готово?
Мы сейчас не отдыхаем,
Мы работать начинаем.

Быть активными старайтесь,
Отвечайте, не стесняйтесь

- Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь мне. Я рада, что у вас хорошее настроение. Надеюсь, что урок пройдёт интересно, увлекательно и познавательно! Хорошее настроение не покинет вас на уроке, и вы сможете подняться на следующую ступеньку в познании окружающего мира. Желаю вам творческих успехов

2. Вычленение проблем.

Обобщение знаний об изученных ранее группах животных (млекопитающих и птицах).

- Посмотрите внимательно на экран, рассмотрите изображения. Скажите, как одним словом назвать объекты природы? (Животные)

На экране (доске) карточки с изображением млекопитающих (ёж, медведь, тигр), птиц (дятел, сова, лебедь) и одного насекомого (муха). Слайд 2.

Задание 1. Распределить животных на 2 группы, выделяя существенные признаки каждой группы.

- Проверьте свои высказывания. Слайд 3.

- Назовите, чем млекопитающие отличаются от птиц. (Число ног - 4, тело покрыто шерстью, детёнышей вскармливают молоком. Число ног - 2, тело покрыто перьями, есть клюв и крылья).

-Докажите, что муха не является представителем класса млекопитающих и птиц

- Главным героем какой известной сказки К. Чуковского является муха?

- А о каких животных мы сегодня будем говорить, вы узнаете, послушав отрывок из любимой вами сказки «Муха - цокотуха» К. Чуковского.

Прослушивание отрывка сказки (до появления паука).

Задание 2. Назвать животных, которые были в гостях у мухи.

(По мере называния на экране по щелчку появляются изображения насекомых: таракан, блоха, пчела, бабочка) Слайд 4.

- Сегодня мы поближе познакомимся с этой группой животного мира.

Узнать название этой группы вам поможет кроссворд.

- Кто уже успел прочитать, с какой группой животных будем знакомиться на уроке? (Насекомые). Слайд 4.


Откройте стр. 44.
-Читаем вместе название темы.
- Кто такие «маленькие соседи»? Почему у наших животных такое название?


-Что вы знаете о них ?
-Что бы вам хотелось узнать об этой группе?
( проблемы на доску)

1.Почему их так назвали?

2. Строение насекомых?

3. Чем питаются?

4. Для чего они нужны?

- Сколько много проблем! Справимся?


Физкультминутка.

Утром стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась,

Раз-росой она умылась,

Два- изящно покружилась

Три-нагнулась и присела,

На четыре -полетела.

У реки остановилась

Над водою закружилась.

3. Активизация знаний, поиск решения проблем.

У меня на столе, находится насекомое.
-Вы не согласны? Почему?
- С чего начать превращение в насекомое?

Давайте обратимся к рисунку. Слайд 5

-Из скольких частей состоит тело насекомого?
-Давайте сделаем надрезы палочкой. Сколько надрезов?
-Делаем первый. Как назовём первую часть?
-Делаем второй. Что у него посередине?
- Как назовём третью часть?
-Мы наметили надрезы на теле. А как назвать надрез другим словом с тем же значением? Как сказать тоже по-другому?
( если дети не назовут, тогда подскажет учитель)
надрез
зарубка насечка (к/ч могут чередоваться)
- На какое слово похоже?
-Так почему назвали «насекомые»? Насекомые от слова насечки, которыми разделено тело насекомых.
- На какие части разделено тело насекомых?
- Это у всех насекомых?
-Значит, будем считать это общим признаком.

Лапки
- Сколько лапок? Это у всех? Ещё один признак.
- А какие лапки: прямые или изогнутые?
-На что похожи? (на лесенку)
- Каждый отрезок учёные решили назвать членик. Поэтому насекомых ещё называют членистоногие.
- Пока вы присоединяете лапки, подумайте, а почему мухи могут ползать по потолку?


Крылышки
- Сколько крылышек?
-Это общая черта?

Глазки
- Сколько глаз?
-Интересно, что насекомые хорошо видят своими огромными глазами. Их глаза состоят из множества простых маленьких глазков. Они могут видеть даже сзади, не поворачивая при этом головы.

Чувствительные усики
- Что у насекомых на голове?
- Зачем они?
-Это общая черта?

-Посмотрите на картинку и на наше насекомое. Слайд 6

Назовите общие признаки.
3 части 6 лап глаза усики
- Проверим ваш вывод по учебнику. Посмотрите на стр.45. Найдите нужное предложение в выводе, который напечатан в рамке.
- Мы были правы?

Давайте выполним задание. Слайд 7

Пора сделать перерыв. Для этого закроем глаза и представим себя на летней поляне. Ярко светит солнце, вокруг жужжат шмели, порхают бабочки, словно маленькие вертолётики, пролетают стрекозы.

А чем питаются насекомые? (Кровью, мелкой живностью, растениями, цветочным нектаром) Слайд 8

Как вы думаете, ротовой аппарат у различных насекомых одинаковый или разный? (Наверное, разный).

Практикум.

У меня в руках губка, шприц, кусачки. Как вы думаете, какое отношение к имеют эти предметы к питанию насекомых? (Высказывают предположения).

Челюсти кузнечика, которыми он откусывает траву, действуют как кусачки (грызет) Слайд 9

Самка комара хоботком, словно шприцем, протыкает кожу и высасывает кровь (колет и сосет) Слайд 10

Ротовые органы мухи впитывают жидкость, как губка (лижет) Слайд 11

─ Мы целый урок говорили о насекомых. Как вы думаете, зачем нужны насекомые? Может, было бы лучше, если бы их не было? (Ответы детей.)

─ Бабочка, перелетая с цветка на цветок, переносит пыльцу. Она опыляет цветы. Без опыления не было бы плодов.

-Пчелы дают нам мед. А комары? Наверно, они не нужны, они ведь кусаются? (Ответы учащихся.)

─ А вот и нет. Комары нужны природе. Комары ─ пища для лягушек, жаб.

─ Все насекомые нужны природе. Они появились не просто так. В природе насекомые выполняют свою роль. Как вы должны вести себя по отношению к насекомым? (Ответы учащихся.)

- Как вы думаете, ребята, все ли о насекомых вы сегодня узнали?

-А пока вы можете пополнить багаж своих знаний о насекомых из энциклопедии (реклама энциклопедий). Слайд 12.

Вернуться к вопросам, которые задавали в начале урока.

- На какие не получили ответы? (познавательная задача на следующий урок)


4. Самостоятельная работа.

Работа в тетрадях с.19 №13 Слайд 13

5. Рефлексия.
- Сегодня на уроке вы узнали много нового, хорошо потрудились и испытали при этом радость от своего труда

Ребята, давайте поможем насекомым и создадим для них полянку из цветов, ведь большинство насекомых питаются растениями и нектаром цветов (на доске).

- Кто для себя сделал открытие? (Синий цветок)

- Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке? (Красный цветок)

- Кому на уроке было интересно? (Зелёный листик)

- Кому урок подарил хорошее настроение? (Жёлтый цветок)

- Вот какая замечательная поляна у нас с вами получилась!

- Спасибо за работу!




Карточка

Отделы тела насекомых

Урок по окружающему миру Наши маленькие соседиУрок по окружающему миру Наши маленькие соседиУрок по окружающему миру Наши маленькие соседи

Урок по окружающему миру Наши маленькие соседиУрок по окружающему миру Наши маленькие соседи

Урок по окружающему миру Наши маленькие соседиУрок по окружающему миру Наши маленькие соседи

Урок по окружающему миру Наши маленькие соседи

Карточка

Отделы тела насекомых

Урок по окружающему миру Наши маленькие соседиУрок по окружающему миру Наши маленькие соседиУрок по окружающему миру Наши маленькие соседи

Урок по окружающему миру Наши маленькие соседиУрок по окружающему миру Наши маленькие соседи

Урок по окружающему миру Наши маленькие соседиУрок по окружающему миру Наши маленькие соседи

Урок по окружающему миру Наши маленькие соседи

Карточка

Отделы тела насекомых

Урок по окружающему миру Наши маленькие соседиУрок по окружающему миру Наши маленькие соседиУрок по окружающему миру Наши маленькие соседи

Урок по окружающему миру Наши маленькие соседиУрок по окружающему миру Наши маленькие соседи

Урок по окружающему миру Наши маленькие соседиУрок по окружающему миру Наши маленькие соседи


© 2010-2022