Технологическая карта урока на тему: «Размножение и развитие животных»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

Учитель: Шпанарская Наталия Сергеевна

МБОУ «Лянторская СОШ№3»

Класс: 3

Предметная область: окружающий мир, УМК «Школа России»

Тема урока «Размножение и развитие животных »

1-ой урок по теме «Размножение и развитие животных »

Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 3 класса в предметной области « Окружающий мир» по теме «Размножение и развитие животных »

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Познавательные:

- формирование умения извлекать информацию из схем, текстов;

- выявлять сущность, особенности объектов;

- обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные:

- формировать умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

- развивать умение высказывать своё предположение на основе полученных знаний;

- формировать умение осуществлять познавательную и коммуникативную рефлексию.

Коммуникативные:

- развивать умение слушать и понимать других;

- оформлять свои мысли в устной форме.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- на основе практических знаний ознакомить учащихся с физическими свойствами воды;

-раскрыть сущность трёх состояний воды в природе;

-показать цикл движения воды в природе, включающий три её состояния;

-закрепить знания о свойствах воздуха;

-развивать познавательную активность и творческие способности учащихся;

-совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения;

-воспитание аккуратности, усидчивости, прилежания, любознательности Планируемый результат: Предметные: - знать способы размножения и стадии развития животных; Личностные: - уметь проводить рефлексию собственных действий; Метапредметные: а) регулятивные УУД: - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, высказывать своё мнение; б) коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в паре и группе. в) познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания используя, свой жизненный опыт, дополнительную литературу и информацию, полученную на уроке.

Основные понятия: размножение, развитие.

Межпредметные связи: литературное чтение, русский язык.

Ресурсы:

  • основные: учебник «Окружающий мир» 3 класс.

  • Дополнительные: ПК учителя, ПК учеников, мультимедийное оборудование, интерактивная доска.

Организация учебного пространства: работа с классом, групповая и индивидуальная.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

УУД

1. Орг. момент. Самоопределение к деятельности. Начинается урок. Он пойдёт ребятам впрок. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. Смело, чётко говорим И тихонечко сидим.

На базе нашего класса уже давно работает научно-исследовательский институт по изучению окружающего мира. Наш институт разделён на научные лаборатории. Давайте узнаем, какие же открытия нам предстоит сегодня сделать.

Вступают в диалог с учителем. Уметь слушать и понимать речь других

Коммуникативные: слушать и понимать речь других

2. Актуализация знаний.

















3. Формирование проблемы, планирование деятельности.

Организует работу в группах.

Повторим правила работы в группе.

1.Слушать внимательно соседа.

2.Терпимо относится к другому мнению

Оценивать свою работу мы будем смайликами.

Если справились, смайлик улыбается, если считаете, что не всё удалось он серьёзный, если считаете, что многое не получилось, тогда он будет грустным.

Проверка домашнего задания.

Задание 1

Ученикам выдаются карточки со словами: «береза», «лось», «волк», «ястреб», «ива», «белая куропатка».

- Составьте из карточек возможные цепи питания.

(Ответ: Береза -> лось -»волк; Ива -»белая куропатка -»ястреб)

Задание 2 (выполнятся у доски)

Рассмотри сеть питания:

Технологическая карта урока на тему: «Размножение и развитие животных»

- Найдите и выпишите отдельные цепи питания.

- Объясните, почему цепи питания связаны между собой.

(Ответ: Цепи питания: осина - зайцы -»лиса

осина -зайцы -»волк

осина -»мыши -»сова

осина - мыши -»змея

осина -> мыши -»канюк

Все животные напрямую или косвенно связаны с осиной.

Задание 3

- Приведите примеры цепей питания. Какую роль играют хищники? Ответы напишите.

Задание 4 (выполняется у доски)

На доске - схема экологической пирамиды:

Технологическая карта урока на тему: «Размножение и развитие животных»

- Распределите соответственно цифрам 1, 2, 3 следующие растения и животных: куропатка, лемминг, песец, голубика, брусника.

- Что произойдет в природе, если из перечисленных животных и растений кто-нибудь исчезнет? Ответ объясните.

(Ответ: 1. брусника, голубика; 2. куропатка, лемминг; 3. песец.

Первый вариант

-Что общего между растениями и животными.

А знаете ли вы, как развиваются и размножаются животные? (предположения детей) Давайте узнаем верны ли ваши предположения?

-Какая же цель нашего урока? (Узнать как развиваются и размножаются животные?)

Второй вариант - Ребята, давайте поиграем в игру «Верите ли вы, что…» У каждого на парте таблица, как на доске. Я буду читать вопросы, а вы ставьте во втором столбике плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Третий столбик у вас пока останется пустым. Вопросы: - Верите ли вы, что насекомые, пресмыкающиеся и птицы размножаются яйцами? - … рыбы и земноводные размножаются икрой? - … звери и млекопитающие рождают живых детёнышей и выкармливают их молоком? - … бабочки развиваются по пути личинки - гусеницы - куколки - взрослая бабочка? - … у всех насекомых бывают куколки? - … земноводные развиваются по пути икра - головастики - взрослое земноводное? - … у большинства зверей и млекопитающих детёныши рождаются весной? 1

2

3

4

5

6

7

- Сегодня в течение урока вы будете обращаться к таблице и видеть, насколько были правы. - Ребята, какие слова часто повторяются в вопросах? (размножение и развитие) - Как понимаете, что такое размножение и развитие? - Работая в группе выскажите свои предположения.

групповая работа - Подведём итог. Как вы понимаете значение слов размножение и развитие? ( На доске фиксируются все предположения.) -Проверим ваши предположения по толковому словарю С. И. Ожегова. - Ребята, кто может размножаться и развиваться? - Сформулируйте цель урока? - Сегодня мы с вами будем обсуждать вопрос о размножении и развитии животных. - Какие вопросы у вас возникли? Что вы хотели бы узнать? (ответы детей) - На этом уроке мы постараемся найти ответ на вопросы таблицы и на те вопросы, которые возникли у вас.

Повторяют правила работы в группе

Готовятся оценивать свою работу на каждом этапе урока.

Выполняют задание в группе

Ответы учащихся. Оценка своей работы.





Индивидуальное задание 2 можно коллективно проверить и обсудить:

- Назовите, кто напрямую связан с осиной? (Напрямую с осиной связаны зайцы, мыши.)

- Догадайтесь, а кто напрямую связан с зайцем? (Осина - ею зайцы питаются; волк, лиса - они охотятся на зайцев.)

- Назовите косвенные связи данной сети питания. (Косвенно связаны с осиной волк, лиса, сова, змея, канюк.)

Вывод.Растениями питаются растительноядные животные, растительноядными животными - хищники. В природе все взаимосвязано. Если нарушится одно из звеньев, исчезнут животные, растения, входящие в цепь питания.)













Уметь прогнозировать и оценивать предстоящую работу

Коммуникативные

Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания

Открытие нового знания.

Работа в группах

-Прочитайте план работы вашей группы(с.100)

-Расскажите в какой последовательности вы будете выполнять работу.

Результаты занесите в таблицу.

Учащиеся выбирают конверты с заданиями.

Дети читают по учебнику текст «Размножение и развитие животных» (стр. 105-109). По результатам этой работы каждый ученик составляет и заполняет таблицу:

Группы животных

Размножение

Развитие

Насекомые

откладывают яйца

либо: яйцо - личинки - куколка - взрослое насекомое (бабочка)

либо: яйцо - личинка - взрослое насекомое (кузнечик)

Рыбы

откладывают икру

икра - малек - рыба

Земноводные

откладывают икру

икра - головастик - лягушка

Пресмыкающиеся

откладывают яйца

яйцо - детеныш - взрослое животное

Птицы

откладывают яйца

яйцо - птенец - взрослая птица

Млекопитающие

рождают детенышей

детеныши - взрослое животное

Отвечают на вопросы, анализируют.

Делают выводы.

Оценивают свою работу.









Учащиеся делают выводы.

Большинство животных откладывают яйца или икру. Звери рождают детёнышей и выкармливают их молоком. Развиваясь потомство превращается во взрослых животных.

Подводят итоги.

Оценивают свою работу.

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Анализировать, контролировать и оценивать результат.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные:

выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

4. Развитие умений - применение знания.

-Найдите сходство и различия в развитии и размножении земноводных и пресмыкающихся, рыб и земноводных, пресмыкающихся и птиц.

-Чем отличается размножение и развитие млекопитающих от размножения и развития всех других животных.

-Все ли животные заботятся о своём потомстве?(нет не все бабочки и лягушки не заботятся)

-расскажите как заботятся о птенцах птицы.

-расскажите как заботятся о своих детёнышах звери?

-А как о вас заботятся родители?

Сделайте вывод. - Вернёмся к таблице, которую вы заполняли в начале урока. Самостоятельно заполните третий столбик таблицы. - Проверим. Заполним третий столбик таблицы на доске. Сравним ответы.

Откладывают яйца пресмыкающиеся, а земноводные откладывают икру.)

Откладывают икру. Детеныши - мальки и головастики.)

- Кто три раза родится? (Насекомые: 1 -я жизнь - личинка; 2-я жизнь - куколка; 3-я жизнь - бабочка.)

- Кто два раза родится? (Птицы: 1-е рождение - яйцо; 2-ое - птенец.)



Учащиеся делают вывод:

Многие животные-родители заботятся о своём потомстве

Учащиеся научаться сравнивать, находить общее и различие в развитии и размножении различных животных. Использовать тексты и иллюстрации учебника для поиска ответов на вопросы, доказывать предположения, делать выводы. Готовить устные сообщения.



Дети адекватно воспринимают оценку учителя (регулятивные УУД).

Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.



Учащиеся анализируют объекты, выделяют главное, проводят классификацию по различным критериям (познавательные УУД).

5 Первичное закрепление

Выполнение задания в рабочей тетради.

1.Прочитайте задание. Отметьте знаком + в соответствующей графе кто как размножается(Взаимопроверка)

Подводят итоги.

Оценивают свою работу.







Регулятивные :

осуществляют самоконтроль

Познавательные:

принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Организует учебное исследование для выделения понятия.

6. Рефлексия

Работа в группах

Изготовьте модели, показывающие развитие животных. Если потребуется исправьте ошибки.

1.Яйцо-взрослая птица- птенец.

2.Головастик-икринка-взрослая птица.

3.Икринка-…………..-взрослая рыба.

4.Яйцо-личинка-……-бабочка.

Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают выводы.

Уметь выполнять рефлексию своих действий.

Коммуникативные

Рефлексия своих действий

7.Итог урока

- Оцените свою деятельность на уроке, используя карточки- смайлики.

- С помощью этих же карточек покажите какое у вас сейчас настроение.

-Что вам показалось наиболее интересным?

На следующем уроке работа нашего исследовательского института продолжится и нас ждут новые открытия.

О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух …..

Подводят итоги.

Оценивают свою работу.

8. Домашнее задание

С.105 Выполните по выбору любые 2 задания.



© 2010-2022