Окружающий мир Куликовская битва

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5 декабря 2014 года

В.И.Есипчук 4 В класс


Открытый урок по окружающему миру

совместно с Военно-историческим музеем БС "Ветераны ВОВ, жители 15-го района Зеленоградского АО г.Москвы"

«Веков связующая нить. Куликовская битва»

Цели: сформировать представления о подвигах защитников Руси

знать ход и значение Куликовской битвы; качества великого князя Дмитрия Донского;

уметь анализировать, делать выводы, обобщать, давать оценку событиям, которые изучают; развивать нравственные чувства сопереживания и ответственности за других людей; развивать эмоции и чувства (негодования, удивления, гордости); воспитывать гордость за свою страну, патриотизм.

Оборудование: презентация, мешочки для монет, монеты.

УУД: познавательные - осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; коммуникативные - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные - формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала; личностные - проявлять внимание, желание больше узнать.

Оборудование:


Ход урока:

1.Организация класса. Эмоциональный настрой урока.

  • Ребята, сегодня у нас урок пройдет не совсем обычном месте, в Военно-историческом музеем БС, в нашем музее.

  • Как вы думаете, почему?

Говорят, что нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей Родины, своего народа. В истории нашего Отечества было всё: и взлёты, и падения, и триумф, и поражения.

Каждое поколение, как и каждый человек, учится на своём собственном опыте, на своих ошибках. И всё же история былых времён должна учить всех нас. Ведь в этом заключается её главное предназначение. Важно лишь правильно воспринять её уроки.Знать прошлое - это значит, во многом понять настоящее и уметь предвидеть будущее.

А сейчас обратимся к прошлому и вспомним, главные события , с которыми мы с вами уже познакомились.

2. Актуализация знаний

(Слайд 2) Ребята! Что изображено на экране? (калита - кошелек). У каждой команды тоже есть калита. Ваша задача наполнить кошельки. За каждый правильный ответ команда получит монеты. А в конце урока мы узнаем, кто накопил «большой» исторический опыт.

Исторический блицопрос:

- Почему северо-восточные земли были более безопасными для жизни?

- Как возникали монастыри?

- Как назывался монастырь около города Радонежа?

- Что получили московские князья в наследство от Ивана Калиты?

(Класс делится на группы)

(Слайд 3)

Задания для групп. Подумайте и через минуту дайте полный ответ.

Для 1 группы: Чем прославился в истории Ивана Калита? Почему его так прозвали?

Для 2 группы: Какие роль сыграли личные качества Ивана Калиты в успехе его правления?

Для 3 группы: Какие мастера больше ценились в городах Северо-Восточной Руси?

3. Самоопределение к деятельности

- Юные историки! Какая главная причина бессилия Русской земли и всех ее бедствий?

При Иване Калите на 40 лет прекратились губительные ордынские нашествия и погромы.

Благодаря этой передышке, Русь получила возможность начать собирать силы, чтобы дать решительный отпор чужеземным захватчикам.

(Слайд 4) Картина Васнецова Куликовская битва

- Что изображено на картине Васнецова?

- Назовите тему урока.

- Какие цели могут быть поставлены в связи с этой темой?

(С кем была эта битва?

Почему она произошла?

Где она была?

Как происходил ход битвы?

Кто победил в этой битве?)

Вам предстоит ответить в конце урока:

Какое значение имела победа на Куликовском поле для Руси?

4. Подготовительный этап. Вводное слово учителя.

(Слайд 5) Изображение Дмитрия Донского и белокаменной Москвы

-Прошло более ста лет после нашествия Батыя. В Москве княжил внук Ивана Калиты Дмитрий Иванович. При нем московское княжество еще больше укрепилось и возвысилось над другими. Дмитрий Иванович построил надежный Кремль из белого камня вместо дубового.

(Слайд 6) Прочитайте части предложений из первого столбика и найдите их продолжение во втором.


1.В первые десятилетия после похода хана Батыя на Русь… …русские уже сами собирали дань со своих земель. 2.Со времён Ивана Калиты… …стали собирать меньше дани и задерживать её отправку в Золотую Орду. 3.Во время княжения внука Калиты Дмитрия Ивановича… …дань собирали монгольские баскаки.


(Слайд 7)Изображение Мамая и войска Мамая

-Между тем некогда могущественная Золотая Орда приходила в упадок. Видя ее слабость, московский князь перестал считаться с волей хана и посылал ему все меньше и меньше дани.

-Предположите, как отреагировали татары на дерзость Московского князя?

-Разгневанный правитель Орды Мамай решил проучить непокорного князя и снарядил против него большое войско. Но Русь уже была не та, что при Батые. Воины Мамая встретили жестокий отпор и обратились в бегство. Мамай пришел в ярость. Стал он собирать огромную силу и грозился вновь разорить всю Русскую землю.

5. Изучение новой темы

(Слайд 8) Изображение на престоле Дмитрия Ивановича

В 1380 г на московском престоле сидел Дмитрий Иванович. Он хорошо понимал, что для успешной борьбы с монголами, все русские княжества должны объединить свои силы. Князь разослал по всей Русской земле скорых гонцов со своими грамотами. За 30 дней собралось такое войско, какое еще никогда не собиралось на Руси.

(Слайд 9) Русская дружина и вооружение русского воина

Тут были дружины почти всех русских князей. Главные дружинники явились во всеоружии.

Вооружение того времени было очень тяжелое, с головы до ног воины были покрыты доспехами из железа и меди. На тело надевали разного вида броню: панцири, кольчуги. Для защиты ног многие надевали кольчужные панталоны, на голове носили разного рода шлемы. Для защиты лица от сабельных ударов к шлему приделывалось забрало. У некоторых шлемов сзади прикреплялась кольчужная сетка для защиты ушей и шеи. У татар было примерно такое вооружение, но он был плохо защищён.

-Главным наступательным оружием были копья и стрелы, они были у каждого воина. Кроме стрел и копий употреблялись мечи, кинжалы, ножи, сабли, топоры.

(Слайд 10) Изображение Сергия Радонежского благословляющего Дмитрия

-Какой исторически момент изображен на слайде?

-Каких прославленных на Руси воинов, которые впоследствии стали монахами обители, дал Дмитрию Ивановичу Сергий Радонежский?

(Слайд 11) Изображение карты

В каком месте встретились войска Дмитрия Ивановича и Мамая?

- Там, где река Непрядва впадает в реку Дон.

- Давайте обратимся к карте и посмотрим путь Дмитрия с войском к месту сражения.

- Он сам выбрал место для решающей битвы, переправив войско через Дон в ночь с 7 на 8 сентября 1380г -После переправы русских войск через реку Дмитрий Иванович приказал сжечь мосты. Как вы считаете, с какой целью это было сделано? (Чтобы никто и не думал о возможности отступления.

Чтобы войско противника не смогло зайти в тыл русскому войску.)

-Давайте проведём исследование.

-С трех сторон: запада, севера и востока - поле ограничено реками Дон и Непрядва. За рекой Смолка находился лес, в котором можно было поставить общий резерв и частично засадный полк.

6. Физминутка

7. Продолжение работы по теме

- Утро 8 сентября 1380 года.

(Слайд 12)(Мультфильм Лебеди Непрядвы с 14.30 минуты по 20.30)

И тут же русские и ордынцы сошлись в кровавой схватке.

(Слайд 13) победа русского войска

-Войско Мамая было разгромлено. Победа русских была полной! Со славой возвращались русские с Куликова поля. С победой русского народа появилась крепкая надежда на освобождения от власти Орды. Эти надежды люди связывали с именем Дмитря Донского.

-Почему народ так назвал тридцатилетнего князя?

Несмотря на поражение на Куликовом поле, враг был еще силен и многочислен. Набеги ордынцев на Русь продолжались. Продолжалась и выплата дани.

Но враги уже избегали столкновения с Русью в больших сражениях. Таким образом Куликовская битва имеет великое значение в истории русского народа. Она произвела решительный перелом в отношениях Руси к ее диким завоевателям. Впервые Русь почувствовала свою силу, ободрилась и поняла, что окончательное свержение ига недалеко.

  • В чем же была главная сила русского народа?(в объединении разрозненных частей)

  • Спустя еще сто лет правнук Дмитрия Донского Иван III окончательно избавился от монгольского ига. А внук Ивана III Иван грозный еще и завоевал три монголо-татарских княжества и присоединил их к Руси.

5.Первичное закреплением

1. Работа по учебнику

-Прочитайте текст с.70-72

-Какими качествами должен был обладать воин в ту пору?

-Когда состоялась битва на Куликовом поле?

2. Работа в тетради.

-Назовите имена исторических личностей в задании 1.

- Выполняя задание 2, поработайте в парах. (Дунай, Дмитрий Донской, 8 сентября 1380г, Мамай, победа русских войск)

3. Викторина

  • Итак продолжаем наполнять калиту. (слайд 14)

1.Кто из русских князей бросил вызов Орде? (Внук Ивана Калиты Дмитрий Иванович перестал платить дань)

2. Почему Мамай выступил против Руси?(наказать Русь за неповиновение)

3. Что предпринял Дмитрий Иванович? (Разослал гонцов в разные стороны земли Русской с призывом собирать силы)

4. Кто откликнулся на этот призыв?(вся Русь)

5. Кто благословил князя Дмитрия Ивановича на борьбу с врагом? (Сергий Радонежский, основатель Троицкого монастыря)

6. Где было намечено сражение? (Между Доном и Непрядвой на Куликовом поле)

7. Когда состоялась битва?

8. Где находился сам князь?

9. Как проходила битва?

10. Как стали называть князя Дмитрия Ивановича?

6. Подведение итогов

  • Какова была цель урока? Достигнута ли цель?

1.Московский князь сумел собрать все силы Руси и дать отпор татарам.

  1. Эта победа была началом возрождения новой Руси.

  2. Выросло значение Москвы и московского князя.

  3. Был уменьшен размер дани Золотой Орде.

  4. Дала народу веру, что зависимость не будет вечной.

Итог: Куликовская битва навсегда останется одним из свидетельств русской доблести и славы. Пока мы храним память о героях, отстоявших русскую землю, пока живём так, как они - честно и с любовью к Родине, будет жить наша страна и её народ

-Как можно связать сегодняшний день (5 декабря начало Московской битвы) с сегодняшним уроком?

(6 веков назад также как и 73 года назад русский народ победил благодаря ЕДИНСТВУ)

7. Рефлексия

-Что на уроке у вас хорошо получалось?

- Над чем еще надо поработать?

- Кого можно поблагодарить за урок?

-А теперь, юные историки, подсчитаем содержимое калиты.1 команда набрала - ...монет, 2 команда набрала - … монет, 3 команда набрала - ...монет. (вручение грамот юным историка)

Подготовленный ученик:

Вовеки славься, Русь, Россия!

И будь всегда сама собой.

Твои народы вместе - сила!

Никто не справится с тобой!

8. Домашнее задание

Учебник с.70-74. В рабочей тетради выполнить задание №3,4. Тест в пространстве.



© 2010-2022