Урок риторики/информатики 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок риторики/информатики 3 класс МАОУ СОШ № 8

учитель: Макарова Ирина Ивановна.

Тема: «Диалог и монолог».

Цели:

  • Систематизировать знания о таких видах речи как диалог и монолог;

  • Развивать речевой слух, воображение и творческие способности, мышление;

  • Повторить понятие «доли», находить части от числа;

  • Закреплять умение составлять линейные алгоритмы;

  • Совершенствовать интонационную выразительность речи;

  • Воспитывать культуру речи, развивать умения сотрудничать в группе.

Задачи:

  • Систематизировать понятия диалога и монолога, доли, линейный алгоритм;

  • Развивать умения использовать диалог и монолог в повседневной практике.

Методы:

  • Иллюстративный

  • Беседа

  • Диалог

  • Монолог

  • Самоконтроль

Формы организации детей:

  • Групповая

  • Самостоятельная

  • Творческая проектная работа

  • Фронтальное взаимодействие

Формы организации работы учителя:

  • Объяснение

  • Наблюдение за работой учащихся

  • Анализ работы учащихся

  • Дифференциация заданий

  • Контроль за выполнением заданий

Урок построен на технологии проблемно-диалогического обучения.

Тип урока интегрированный (детская риторика/информатика).

Оборудование: компьютер, медиапроектор, авторская презентация, карточки с заданиями для групп, карандаши, линейки. Интегрированный урок- одно из новшеств современной методики. Эта технология смело вторгается в непоколебимые школьные программы и связывает на первый взгляд несовместимые предметы. Интеграция - это объединение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.

Преимущества интеграции на уроке:

1. Мир, окружающий детей, познаётся ими в многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.

2. Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

3. Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна. Использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков. Они снимают утомляемость,перенапряжение учащихся за счёт переключений на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти школьников. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения,
творчества учителя, способствует раскрытию способностей его учеников.
Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые
подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в
различных предметах. Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живёт, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.

Этапы

Ход урока

Примечания

1.Организационный

(мотивация к учебной деятельности).


- Сегодня у нас необычный урок, мы объединяем два таких разных учебных предмета, как риторика и информатика. На риторике мы учимся правильно, красиво, грамотно излагать свои мысли, на информатике развиваем логику и составляем алгоритмы. Попробуем в ходе нашего урока определить, для чего это сделано.

Слайд 1

2.Речевая разминка.

Нам надо разговаривать

И надо выговаривать,

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать,

Так правильно, так внятно,

Что будет всем понятно!

Слайд 2

3. Актуализация знаний с постановкой проблемы.

Поиск решения.

Риторический анализ. Введение инструментальных знаний о диалоге и монологе. -Чтобы узнать, о чём мы будем говорить сегодня на уроке, я предлагаю поработать с двумя сюжетными картинками. - Кто автор произведения, сюжеты которого изображены на картинках? ( А.Толстой)

- Как называется сказка? (Золотой ключик, или Приключения Буратино)

- Какой литературный герой стал прототипом Буратино?

- Интересна история создания этой сказки. В 20-30-х г.г. 20 века Алексей Николаевич Толстой решил перевести сказку Карло Коллоди «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы». Поначалу Толстой довольно точно передавал сюжет итальянской сказки, но потом увлёкся оригинальной идеей и создал историю очага, нарисованного на старом холсте, и золотого ключика. Сказка А.Толстого переведена на 47 языков.

- Что изображено на первой картинке? (беседа героев). Как по-другому можно назвать разговор двух или нескольких лиц? (диалог)

Работа по карточке. Двое учащихся в роли Мальвины и Буратино читают предложенный отрывок по ролям.

Карточка.

М - Кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста!

Б - Когда папа Карло воспитывает, а когда никто…

М - Теперь я займусь вашим воспитанием, будьте спокойны!

Б (к классу) - Вот так влип!

М - Сядьте ровно, положите руки перед собой, не горбитесь! Мы займёмся арифметикой. У вас в кармане два яблока…

Б (хитро подмигнув классу)- Врёте, ни одного…

М(терпеливо)- Я говорю, предположим , что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко, сколько у вас осталось яблок?

Б - Два!

М - Подумайте хорошенько!

Б (сморщился, так здорово подумал)-Два!

М (возмущённо)- Почему?

Б - Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись!

М (огорчённо) - У вас нет никаких способностей к математике! (Обращаясь к учителю) Может ему стоит заняться риторикой?

- Что изображено на второй картинке? (Буратино закапывает монету). Как можно назвать его размышления? (монолог)

«В Стране Дураков есть волшебное поле, говорила Алиса,- называется Поле Чудес… На этом поле выкопай ямку, скажи три раза: «Крекс, фекс, пекс», положи в ямку золотой, засыпь землей, сверху посыпь солью, полей хорошенько и иди спать. Наутро из ямки вырастет небольшое деревце, на нем вместо листьев будут висеть золотые монеты». Проигрывание ситуации с использованием монолога Буратино. - Так над чем же сегодня на уроке мы будем наблюдать? (использование монолога и диалога в различных ситуациях).

Слайд 3













Слайд 4

4. Первичное закрепление.

Риторический анализ. - Речь отличает человека от животных. Современный человек владеет устной и письменной речью, в свою очередь, каждая из них может быть как монологической, так и диалогической. - На наших уроках мы уже знакомились с творчеством величайшего русского пейзажиста И.И.Шишкина. Сегодня вашему вниманию хочу представить ещё одну его работу «Утро в сосновом лесу». На основе данной репродукции попытаемся составить монолог и диалог. Участниками диалога выступают учитель и один из учащихся. Учитель задаёт вопросы по картине, ученик на них отвечает. Участником монолога может быть любой из учащихся, представивший устный рассказ по картине. Для монологического выступления можно предложить карточку с фразами, которые можно использовать в работе. Карточка.

лесные жители уже давно проснулись;

мама-медведица и трое медвежат;

резво играют;

залезли на поваленное дерево;

встал на задние лапы;

забавы маленьких медвежат;

старый хвойный лес;

необычные, сказочные деревья;

солнце еще невысоко;

лучи солнца пробиваются

Слайд 5

Слайд 6

5. Создание проблемной ситуации.

- У вас получились прекрасные высказывания при работе над репродукцией. Но, поскольку у нас урок интегрированный риторика/информатика, давайте попробуем найти связи между этими предметами. С учётом темы «Диалог и монолог», попробуйте предположить, какой проблемный вопрос может возникнуть. (Можно ли использовать диалогическую и монологическую речь на уроках информатики?)

Слайд 7

6. Физминутка

Слайд 8

7.Систематизация полученных знаний.

- Попробуйте догадаться, над чем будем работать дальше. (доли)

- Какая часть фигуры закрашена? (одна третья, две пятых, одна четвёртая)

- Какую часть всех яблок положили в корзину? (шесть четырнадцатых)

- Какую часть дороги прошёл Петя? (три восьмых)

- При работе над определением долей нами использовалась речь? Какая? (устная, диалогическая)

Слайды 9,10

Слайды 11- 15

8.Работа в группах

Класс разделён на 3 группы, каждая из которых получает задание.

- Давайте вспомним правила работы в группе:

  1. Будь добросовестным по отношению к товарищам, работай в полную меру своих сил.

  2. Слушайте каждого члена группы внимательно, не перебивая.

  3. Говорите коротко, ясно, чтобы все могли высказаться

  4. Поддерживайте друг друга, несмотря на интеллектуальные разногласия.

  5. Отвергая предложенную идею, делайте это вежливо и не забывайте предлагать альтернативу.

  6. Если никто не может начать говорить, начинайте по часовой стрелке от капитана

  7. Капитаном выбирайте того, кто сможет распределить нагрузку, уладить разногласия, выбрать лучшее решение вместе со всеми.

Карточка для 1 группы.

Перед вами плоская фигура (квадрат), необходимо закрасить(заштриховать) одну четвёртую её часть и составить линейный алгоритм к вашим действиям.

Карточка для 2 группы.

Перед вами плоская фигура (прямоугольник), необходимо закрасить(заштриховать) одну третью её часть и составить линейный алгоритм к вашим действиям.

Карточка для 3 группы.

Перед вами плоская фигура (круг), необходимо закрасить(заштриховать) одну вторую её часть и составить линейный алгоритм к вашим действиям.

При проведении проверки работы групп отчитывается капитан команды. Интересно обратить внимание учащихся на способ нахождения частей фигур (измерения или сложение плоской фигуры).

При допущении неточностей, ошибок учащиеся исправляют выступающего с отчётом о проведённой работе.

- Какой вид речевого высказывания мы услышали? (устное, монологическое).

Слайд 16

Слайд 17

9.Итог урока. Рефлексия

- Что такое диалог?

- Что такое монолог?

- Что общего у диалога и монолога?

- В чём отличие диалога от монолога?

- Где используется диалог, а где монолог?

- Объясните, на каких этапах урока вы использовали диалогическую и монологическую речь.

- Объясните своё настроение в соответствии с предложенными вариантами:

А)Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим.

Б)Вы считаете, что научились применять свои знания, но вам ещё нужна помощь.

В)Вы считаете, что было трудно на уроке.

- Где и как вы сможете использовать полученные знания?

Слайды 18,19



© 2010-2022